Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 369.92 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/3
Дата публикации03.12.2013
Размер369.92 Kb.
ТипМетодическое пособие
100-bal.ru > Химия > Методическое пособие
  1   2   3
ПРИЛОЖЕНИЕ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Химический факультет

Кафедра неорганической химии

“Основные понятия и законы химии ”

Методическое пособие по неорганической химии для студентов 1-го курса

химического факультета

Барнаул 2010
Эквиваленты простых и сложных веществ

Эквивалент – это реальная или условная частица вещества, которая в кислотно-основной реакции эквивалентна одному иону водорода или в окислительно-восстановительной реакции эквивалентна одному электрону. Единица количества эквивалента – моль. Например, в кислотно-основной реакции

3H2SO4 + 2Al(OH)3Al2(SO4)3 + 6 H2O

шести ионам водорода (в трех реагирующих частицах H2SO4) соответствуют две частицы Al(OH)3, следовательно, одному иону водорода эквивалентна одна треть частицы Al(OH)3, т. е. 1 эквивалент Al(OH)3 равен 1/3 Al(OH)3. В реакции окисления-восстановления с участием перманганат-ионов, происходящей в кислой среде

MnO4- + 8H+ + 5e-Mn2+ + 4H2O

один эквивалент MnO4- равен 1/5 этого иона. Числа 1/3 и 1/5 (в этих примерах) называют фактором эквивалентности, его обозначают fэкв.

Масса одного эквивалента вещества Мэкв равна

Mэкв = fэкв∙M (М – молярная масса).

Для определения эквивалента достаточно знать состав соединения данного элемента и его валентность. По существу, эквивалент – это выраженная в углеродных единицах масса вещества, приходящаяся на одну проявленную валентность или основность (кислотность):

Мэкв = А/n, Мэкв = М/n,

где Э – химический эквивалент; А – атомная масса элемента; М – молекулярная масса кислоты (основания); n – валентность в первой формуле, основность (кислотность) – во второй.

Закон эквивалентов – основная работа немецкого химика Иеремии Вениамина Рихтера (1793 г.); формулируется ученым таким образом: все вещества реагируют в эквивалентных отношениях.

Математическое выражение закона имеет вид:

mA / mB = MЭ(А) / MЭ(В) ,

где mA , mB – массы взаимодействующих веществ А и В; MЭ(А) , MЭ(В) - эквивалентные массы этих веществ. Либо для случая, когда одно или оба вещества находятся в газообразном состоянии:

mA / VB = MЭ(А) / VЭ(В); VА/ VB = VЭ(А) / VЭ(B) ,

где VА, VB – объемы взаимодействующих веществ А и В; VЭ(А), VЭ(B) – эквивалентные объемы этих веществ (л/моль).

Пример 1. Определите эквивалентное количество хлорида бария (моль), участвующее в обменной реакции с серной кислотой (образуется сульфат бария), если в реакцию вступило 0,125 моль H2SO4.

Решение:

nЭ(B) = ? H2SO4 + BaCl2 = BaSO4+ 2HCl

nA = 0,125 моль SO42- + Ba2+ = BaSO4

zA = 2 nЭ(В) = nЭ(А) = 2∙0,125 = 0,25 моль.

Ответ. Эквивалентное количество хлорида бария, участвующее в данной реакции, равно 0,25 моль.

Пример 2. 0,304 г Mg вытеснили 0,0252 г Н. Вычислить эквивалентную массу магния.

Решение

МЭ(Mg) =? Mg + 2HCl = MgCl2 + H2

mMg = 0,304 г mM g/ mH = MЭ(Mg)/ MЭ(H)

mH = 0,0252 г MЭ(Mg) = = = 12,16 г/моль

MЭ(Н) = 1,008 г/моль

Ответ. Эквивалентная масса магния равна 12,16 г/моль.

Пример 3. Кислородные соединения хрома содержат 48,0, 31,58 и 23,53 % кислорода. Каковы значения эквивалентных масс хрома в каждом отдельном соединении?
Решение

МЭ(Сr)1 =?

МЭ(Cr)2 =? MЭ(Cr)1 = = = 8,67 г/моль

МЭ(Cr)3 =? МЭ(Cr)2 = = 17,33 г/моль

(О)1 = 48 % МЭ(Cr)3 = = 26,0 г/моль

= 31,58 %

= 23,53 %

МЭ(О) = 8 г/моль

Ответ. Значения эквивалентных масс хрома в каждом отдельном соединении равны 8,67, 17,33 и 26,0 г/моль.
Задачи

1. Вычислить эквивалентную массу Н3РО4 в реакциях образования с раствором КОН: а) КН2РО4; б) KHPO4; в) К34.

2. При восстановлении водородом 1,34 г оксида до металла образо­валось 0,324 г Н2О. Вычислить эквивалентную массу металла.

3. Эквивалентная масса элемента составляет 24,99 г/моль. Вычислить: а) сколько процентов водорода содержится в его гидриде; б) сколько граммов водорода требуется для восстановления 4,95г его оксида.

4. Вычислить эквивалентную массу гексафторкремниевой кислоты, если на нейтрализацию 0,18 г её пошло 0,1 г NaOH.

5. В каком количестве NaOH содержится столько же эквивалентов, сколько в 140 г КОН?

6. Вычислить эквивалентную массу СО2 в реакциях образования с раствором КОН: а) КНСО3; б) K2CO3.

7. В каком количестве Ba(OH)2∙8H2O содержится столько же эквивалентов, сколько в 156 г Al(OH)3?

8. При окислении 16,74 г двухвалентного металла образовалось 21,54 г оксида. Вычислите эквивалентные массы метал­ла и оксида. Чему равна атомная масса металла?

9. При взаимодействии 3,24 г трёхвалентного металла с кислотой выделяется 4,03 л водорода, измеренного при нормальных условиях. Вычислите эквивалентную массу металла и его атомную массу.

10. Один оксид марганца содержит 22,56 % кислорода, а другой – 50,50 %. Вычислите эквивалентные массы марганца в этих оксидах и составьте их формулы.

11. Оксид трёхвалентного элемента содержит 31,58 % кислорода. Вычислить эквивалентную массу и атомную массу элемента.

12. На нейтрализацию 0,943 г фосфористой кислоты Н3РО3 израсходо­вано 1,291 г КОН. Вычислите эквивалентную массу кислоты.

13. Определите эквивалентные массы металла и серы, если 3,24 г ме­талла образуют 3,48 г оксида и 3,78 г сульфида.

14. Мышьяк образует два оксида, из которых один содержит 65,2 %, а другой – 75,7 % мышьяка. Определите эквивалентные массы мышьяка в обоих случаях, составьте формулы оксидов.

  1. . Для растворения 16,8 г металла потребовалось 14,7 г серной кислоты. Определите эквивалентную массу металла и объём выделив­шегося водорода (условия нормальные).

  2. . На восстановление 1,80 г оксида металла израсходовано 883 мл водорода, измеренного при нормальных условиях. Вычислите эквивалент­ные массы оксида и металла.

17. 1,6 г кальция и 2,16 г цинка вытесняют из кислоты одинаковые количества водорода. Вычислите эквивалентную массу цинка, зная, что эквивалентная масса кальция равна 20,0 г/моль.

18. При взаимодействии 5,95 г некоторого вещества с 2,75 г хлороводорода получилось 4,40 г соли. Вычислить эквивалентные массы вещества и образовавшейся соли.

19. Серная и ортофосфорная кислоты имеют одинаковые молекулярные массы. Каково отношение масс этих кислот, пошедших на нейтрализацию одного и того же количества щелочи, если образовались соответствен­но сульфат и дигидрофосфат?

20. Избытком соляной кислоты подействовали на растворы: а) гидрокар­боната кальция; б) гидроксохлорида алюминия. Напишите уравнения ре­акций этих веществ с КОН и определите их эквивалентные массы.

21. Элемент образует оксид, содержащий 31,58% О. Вычислить эквивалент элемента.

22. Эквивалентная масса металла составляет 56,2 г/моль. Вычислить процентное содержание металла в его оксиде.

23. На нейтрализацию 1 г кислоты израсходовано 1,247 г КОН. Вычислить эквивалентную массу кислоты.

24. На нейтрализацию 1 г основания израсходовано 2,14 г НСl. Вычислить эквивалентную массу основания.

25. Определите массу (г) серной кислоты, необходимую для проведения реакции:

а) осаждение сульфата свинца(II) из раствора, содержащего 0,28 моль Рb2+ (экв.);

б) нейтрализации раствора гидроксида лития, содержащего 0,14 моль ОН- (экв.), с образованием сульфата лития;

в) нейтрализации раствора, содержащего 0,07 моль Са(ОН)2 (экв.), с образованием сульфата кальция.

г) осаждение сульфата бария из раствора, содержащего 0,35 моль Ва2+ (экв.);

д) полная реакция двойного обмена с 0,21 моль К2СО3 (экв.) в растворе.

Расчеты по уравнениям химических реакций

Для необратимой химической реакции, определяемой стехиометрическим уравнением

νАА + νВВ + … = νСС + νDD + …

формульные количества веществ (вступивших в реакцию реагентов и образовавшихся продуктов) nA, nB, … , nC, nD, … , пропорциональны соответствующим стехиометрическим коэффициентам:

= = … = = = …

Если формульное количество одного из веществ (реагента или продукта) задано условием задачи, то вышеприведенное выражение позволяет рассчитать формульные количества (а следовательно, массы и объемы) участвующих в данной реакции всех остальных веществ в соответствии с ее стехиометрией.

Практическое решение типовой химической задачи складывается из нескольких этапов:

а) в соответствии с текстом задачи составляется уравнение реакции, а затем необходимые для расчета формулы веществ обозначаются буквами А, В, С, D, … (для одноатомных простых веществ используются непосредственно символы соответствующих элементов);

б) записывается краткое условие задачи; вначале указывают искомую величину, а затем заданную величину (или величины); все буквенные обозначения величин сопровождаются (в нижнем индексе) указанием, к каким веществам они относятся, например, mA, nB, MC, VD, mNa, nAl, MS, VAr; для каждой заданной величины приводят ее значение по условию;

в) составляется (выводится) математическая формула для искомой величины, выраженной только через заданные величины и необходимые константы; проводится проверка расчетной формулы на соответствие единиц (при необходимости делается корректировка единиц в условии задачи);

г) условие задачи дополняется теми константами, которые вошли в расчетную формулу; при этом необходимые для решения табличные данные берутся из таблиц Приложения;

д) числовые значения величин подставляются в расчетную формулу, выполняется расчет значения искомой величины, указывается единица искомой величины;

е) записывается подробный ответ задачи.

Пример 1. Определите формульное количество вещества (моль) в оксиде хрома (III), затраченном на получение 21,4 г диоксохромата (III) натрия по реакции

Cr2O3 + Na2CO3 2NaCrO2 + CO2

Рассчитайте также объем (л, н. у.) выделившегося газа.

Решение

nA = ? Cr2O3 + Na2CO3 2NaCrO2 + CO2

VC = ? (A) (B) (C)

mB = 21,4 г

nA = = = = 0,1 моль;

νА = 1

νВ = 2 VC = VM∙nC = = = 2,24 л.

MB = 106,98 г/моль

VM = 2

VC = 1

Ответ. В данной реакции участвует 0,1 моль Cr2O3 и образуется 2,24 л CO2.

Пример 2. Рассчитайте объем (мл) воды, необходимый для проведения реакции

Al4C3 + 12H2O = 4Al(OH)2+ 3CH4

если имеется 99,85 г трикарбида тетраалюминия. Плотность воды принять равной 0,9982 г/мл.

Решение

VB =? Al4C3 + 12H2O = 4Al(OH)2+ 3CH4

mA = 99,85 г (A) (B)

ρB = 0,9982 г/мл

VB = = = = ==

MB = 18,02 г/моль =150,25 мл

νВ = 12

νА = 1

МА = 143,96 г/моль

Ответ. Для проведения данной реакции надо взять 150,25 мл Н2О.

Пример 3. К 100 мл 0,05 М раствора Al2(SO4)3 добавляют 0,25 М раствор NH3∙H2O до полного выпадения осадка гидроксида алюминия. Какой объем (мл) раствора гидрата аммиака затрачен на реакцию?

Решение

V(p)B =? Al2(SO4)3 + 6(NH3∙H2O) = 2Al(OH)3+ 3(NH4)2SO4

V(p)A = 100 мл (A) (B)

cA = 0,05 моль/л

cB = 0,25 моль/л

V(p)B = = = = = 120 мл

νВ = 6

νА = 1

Ответ. На проведение реакции затрачено 120 мл раствора NH3∙H2O.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск