ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по химии, а также программы курса химии для учащихся 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений / О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2010), с учётом примерной программы среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень).
Теоретическую основу органической химии составляет теория строения в ее классическом понимании – зависимости свойств веществ от их химического строения, т.е. от расположения атомов в молекулах органических соединений согласно валентности. Электронное и пространственное строение органических соединений при том количестве часов, которое отпущено на изучение органической химии, рассматривать не представляется возможным. В содержании курса органической химии сделан акцент на практическую значимость учебного материала. Поэтому изучение представителей каждого класса органических соединений начинается с практической посылки – с их получения. Химические свойства веществ рассматриваются сугубо прагматически – на предмет их практического применения. В основу конструирования курса положена идея о природных источниках органических соединений и их взаимопревращениях, т.е. идея генетической связи между классами органических соединений.
Теоретическую основу курса общей химии составляют современные представления о строении вещества (периодическом законе и строении атома, типах химических связей, агрегатном состоянии вещества, полимерах и дисперсных системах, качественном и количественном составе вещества) и химическом процессе (классификации химических реакций, химической кинетике и химическом равновесии, окислительно-восстановительных процессах). Фактическую основу курса составляют обобщенные представления о классах органических и неорганических соединениях и их свойствах. Такое построение курса общей химии позволяет подвести учащихся к пониманию материальности и познаваемости мира веществ, причин его многообразия, всеобщей связи явлений. В свою очередь, это дает возможность учащимся лучше усвоить собственно химическое содержание и понять роль и место химии в системе наук и природе.
Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у учащихся умения работать с химическими веществами, выполнять простые химические опыты, учит школьников безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на производстве.
Логика и структурирование курса позволяют в полной мере использовать в обучении логические операции мышления: анализ и синтез, сравнение и аналогию, систематизацию и обобщение.
Цели и задачи изучения предмета
Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Ведущими идеями предлагаемого курса являются:
внутрипредметная интеграция учебных дисциплин;
межпредметная естественнонаучная интеграция, позволяющая на химической базе объединить знания физики, биологии, географии, экологии в единое понимание естественного мира, т.е. сформировать целостную естественнонаучную картину мира;
интеграция химических знаний с гуманитарными дисциплинами: историей, литературой, мировой художественной культурой.
2) Концепция, заложенная в содержании учебного предмета
Данная программа построена по концентрической концепции. 3) Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с авторской
В учебном плане на учебный предмет федерального значения «Химия» в 10 классе выделено 1 час в .
Основное содержание курса химии 10 класса составляют сведения об органических веществах, их строении, свойствах, применении и их классификации.
В авторскую программу внесены следующие изменения:
1. Вставлена тема «Повторение основных вопросов курса «Неорганическая химия». Учащиеся приходят в вечернюю школу чаще всего с большими пробелами знаний из-за перерыва в образовании, поэтому целесообразно перед началом изучения органической химии повторить основы неорганической химии.
В учебном плане на учебный предмет федерального значения «Химия» в 11 классе выделено 1 час в неделю.
Рабочая программа по числу часов, отведенных на изучение каждой конкретной темы, полностью соответствует авторской программе, вместе с тем в авторскую программу внесены некоторые незначительные изменения:
Включена тема «Повторение органической химии» т.к. данные уроки позволяют систематизировать знания органической химии, полученные в 10 классе. Это связано с тем, что контингент учащихся может отличаться от контингента учащихся 10 класса.
Исключены некоторые демонстрации, так как они дублируются лабораторными опытами.
С целью выполнения требований стандарта и усиления практической направленности курса в рабочую программу включены дополнительно темы «Химия и жизнь» (с демонстрациями и лабораторным опытом из примерной программы и «Методы познания в химии».
В учебном плане на учебный предмет федерального значения «Химия» в 12 классе выделено 1 час в неделю.
В авторскую программу внесены некоторые незначительные изменения:
Включена тема «Повторение основных вопросов курса «Общая химия» т.к. данные уроки позволяют систематизировать знания по общей химии, полученные в 11 классе. Это связано с тем, что контингент учащихся может отличаться от контингента учащихся 11 класса.
Исключены некоторые демонстрации, так как они дублируются лабораторными опытами.
С целью выполнения требований стандарта и усиления практической направленности курса в рабочую программу включены практическая работа №1 «Металлы и неметаллы».
4) Сроки реализации.
Данная рабочая программа по предмету рассчитана на реализацию в течение 3 лет. 5) Формы, методы, технологии обучения
При преподавании курса химии я использую следующие технологии обучения: технологии сотрудничества, разноуровневого обучения, деятельностного подхода, ИКТ, здоровьесберегающие технологии и игровые технологии.
При использовании ИКТ учитываются здоровьесберегающие аспекты урока.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные опыт и практические работы, предусмотренные Примерной и авторской программами. Программа О.С. Габриеляна включает все лабораторные работы, предусмотренные Примерной программой.
Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у учащихся специальные предметные умения работать с веществами, выполнять простые химические опыты, учит школьников безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на производстве. 6) Контроль уровня обученности:
Формы контроля:
10 класс Повторение основных вопросов курса «Неорганическая химия»
Углеводороды
Кислородосодержащие органические соединения
Повторение основных вопросов курса «Неорганическая химия». Углеводороды
Кислородосодержащие органические соединения
11 класс Азотсодержащие органические соединения, биологически активные вещества.
Современные представления о строении атома, химическая связь.
Азотсодержащие органические соединения, биологически активные вещества.
Современные представления о строении атома, химическая связь.
12 класс Химические реакции
Вещества и их свойства
Химические реакции
Вещества и их свойства
Кроме вышеперечисленных основных форм контроля проводятся текущие самостоятельные работы в рамках каждой темы в виде фрагмента урока.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА ХИМИИ 10 КЛАСС
ТЕМА 1 Повторение основных вопросов курса «Неорганическая химия» Основные понятия химии (элемент, атом, молекула, относительная атомная масса, относительная молекулярная масса).
Простые и сложные вещества. Степень окисления. Составление формул бинарных соединений по степени окисления. Классификация веществ. Свойства классов неорганических веществ в свете представления об окислительно-восстановительных реакциях и теории электролитической диссоциации.
Генетическая связь между основными классами неорганических веществ.
Химические уравнения. Классификация химических реакций по различным признакам (число и состав реагирующих и образующихся веществ; тепловой эффект; использование катализатора; направление; изменение степени окисления атомов).расчеты по химическим уравнениям.
Физический смысл порядкового номера элемента в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, номеров периода и группы. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в свете представлений о строении атомов элементов. Значение периодического закона.
Типы химических связей и типы кристаллических решеток. Взаимосвязь строения и свойств веществ. ТЕМА 2 Органическая химия. Введение.
Предмет органической химии. Сравнение органических соединений с неорганическими. Природные, искусственные и синтетические органические соединения. ТЕМА 3. Строение и классификация органических соединений. Реакции в органической химии.
Теория строения органических соединений. Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно их валентности. Основные положения теории химического строения органических соединений. Углеродный скелет органической молекулы. Изомерия и изомеры.
Классификация и номенклатура органических соединений. Понятие о функциональной группе. Принцип классификации органических соединений: по углеродному скелету(насыщенные и ненасыщенные, линейные и циклические); по природе функциональной группы (спирты, альдегиды, кислоты, амины, аминокислоты). Международная номенклатура принципы образования названия органических соединений.
Классификация реакций в органической химии. Реакции присоединения (гидрирование, гидротация, галогенирование, гидрогалогенирование). Реакции отщепления (дегидрирование, дегидротация, дегидрогалогенирование). Реакции замещения, Реакции изомеризации.
Демонстрации. Модели молекул гомологов и изомеров органических соединений.
Лабораторный опыт. 1. Изготовление моделей молекул органических соединений. ТЕМА 4. Углеводороды.
Алканы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов. Химические свойства алканов (на примере метана и этана): горние, замещение, разложение и дегидрирование. Применение алканов на основе их свойств.
Алкены. Этилен, его получение (дегидрированием этана и дегидротацией этанола). Химические свойства этилена: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация, полимеризация. Полиэтилен, его свойства и применение. Применение этилена на основе его свойств.
Алкадиены и каучуки. Понятие об алкадиенах как углеводородах с двумя двойными связями. Химические свойства бутадиена- 1,2 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. Резина.
Алкины. Ацетилен, его получение пиролизом метана и карбидным способом. Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение хлороводорода и гидратация. Применение ацетилена на основе свойств. Реакция полимеризации винилхлорида. Поливинилхлорид и его применение.
Бензол. Получение бензола из гексана и ацетилена. Химические свойства бензола: горение, галогенирование, нитрование. Применение бензола на основе его свойств.
Природный газ. Природный газ как топливо. Преимущество природного газа перед другими видами топлива. Состав природного газа.
Нефть. Состав и переработка нефти. Нефтепродукты. Бензин и понятие об октановом числе.
Каменный уголь. Коксохимическое производство и его продукция.
Демонстрации. Горение метана, этилена, ацетилена. Отношение метана, этилена, ацетилена и бензола к раствору перманганата калия и бромной воде. Получение этилена реакцией дегидратации этанола и деполимеризации полиэтилена, ацетилена карбидным способом. Разложение каучука при нагревании, испытание продуктов разложения на непредельность. Коллекция образцов нефти и нефтепродуктов. Коллекция «Каменный уголь и продукты его переработки».
Лабораторные опыты. 2. Знакомство с образцами природных углеводородов и продуктами их переработки (работа с коллекцией) 3. Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах и растительном масле. 4. Знакомство с образцами каучуков (работа с коллекциями).
ТЕМА 5. Кислородосодержащие органические соединения.
Единство химической организации живых организмов. Химический состав живых организмов.
Спирты. Получение этанола брожением глюкозы и гидротацией этилена. Гидроксильная группа как функциональная. Представление о водородной связи. Химические свойства этанола: горение, взаимодействие с натрием. Образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение.
Понятие о предельных многоатомных спиртах. Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение.
Фенол. Получение фенола коксованием каменного угля. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой. Поликонденсация фенола с формальдегидом в фенолформальдегидную смолу. Применение фенола на основе свойств.
Альдегиды. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Химические свойства альдегидов: окисление в соответствующий спирт. Применение формальдегида и ацетальдегида на основе свойств.
Карбоновые кислоты. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с неорганическими кислотами и реакция этерификации. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой.
Сложные эфиры и жиры. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе. Их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств.
Жиры как сложные эфиры Химические свойства жиров: гидролиз (омыление) и гидрирование жидких жиров. Применение жиров н6а основе свойств.
Углеводороды. Углеводороды, их классификация: моносахариды (глюкоза) , дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза). Значение углеводородов в живой природе и в жизни человека.
Глюкоза – вещество с двойственной функцией – альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, брожение (молочнокислое и спиртовое). Применение глюкозы на основе свойств.
Дисахариды и полисахариды. Понятие о реакциях поликонденсации и гидролиза на примере взаимопревращений: глюкоза ↔полисахарид.
|