Скачать 0.67 Mb.
|
Муниципальное оБЩЕОбразовательное учреждение Зебляковская средняя общеобразовательная школа Реферат на тему: « Дидактические игры на уроках химии» Выполнила учитель химии Грибанова Елена Владимировна 2010 План
1.Предисловие. Дидактическая игра как средство, стимулирующее процесс обучения химии. Проблема эффективности обучения тесно связана с активностью, самостоятельностью учащихся, сознательным стремлением к познанию основ изучаемой науки, побуждаемых познавательными мотивами их учебной деятельности. Средством, стимулирующим процесс обучения химии, является дидактическая игра. Игровая ситуация способствует более быстрому и доступному усвоению знаний и умений. Это происходит потому, что в дидактической игре сохраняется форма и признаки обычной игры, но изменяется цель. Получение удовольствия, характерное для обычной игры, отходит на второй план. А дидактическая задача игры: « Прочное усвоение знаний, развитие и воспитание учащихся», выступая в скрытой форме, становится главной. Под влиянием увлеченности, которую создает игровая ситуация, прежде неинтересный и труднопонимаемый материал усваивается легче и успешнее, так как в игре присутствует главный фактор обучения - активность учащихся. А процесс обучения тем эффективнее, чем больше самостоятельности представлено учащимся в выполнении учебных задач. В дидактической игре создаются условия для формирования положительных познавательных мотивов в обучении химии через увлекательные задания и конкурсы. Активное участие в игре способствует развитию творческого потенциала обучаемых, их внимания, памяти, воображения, мышления, а это в свою очередь, оказывает влияние на степень развития учебной деятельности и результаты обучения в целом. В дидактической игре происходит воспитание учащихся, так как игра — это коллективная форма работы. В процессе ее подготовки и проведения дети учатся культуре общения, умению работать в коллективе, преодолевать психологические барьеры, т. е. происходит работа над собой, над своими привычками и свойствами характера. Дидактическая игра на уроке способствует изменению эмоциональной атмосферы, которая становится более оживленной, снимает напряжение, усталость и позволяет настроить учащихся на усвоение новой информации. В лучшую сторону меняются отношения между учителем и учениками. Большинство учителей химии применяют игры на уроках эпизодически, ограничиваясь их использованием лишь на занятиях химических кружков или при проведении других видов внеклассной работы. Дидактическую игру нельзя рассматривать как развлечение или отдых на уроке. Обучение нельзя превращать в игру. Дидактическая игра — это действенное методическое средство, позволяющее непроизвольно включить ученика в активную творческую учебную деятельность. И, как любое другое средство обучения, дидактическая игра в школе должна применяться только в сочетании с другими методами, средствами и приемами преподавания. В данном пособии показаны возможности применения дидактических игр при изучении первоначальных химических понятий, основных классов неорганических веществ, периодического закона и периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева, а также отдельных химических элементов и их соединений.
Для лучшего представления влияния дидактических игр на повышение эффективности обучения целесообразно выделить три наиболее значимые и обязательно присутствующие функции игр — воспитывающую, дидактическую, развивающую. Кроме того, важнейшее значение имеет такое свойство игры, как занимательность. Проследить действие этих функций и занимательности на процесс обучения можно с помощью схемы 1. В начале подготовки или проведения дидактической игры необходимо использовать ее занимательность, которая реализуется с помощью игровых атрибутов, вспомогательных средств или оригинального объявления о начале игры и привлекает внимание учеников. Например, при проведении игры «Двойняшки» учащиеся обращают внимание на плакат с красочными символами химических элементов, записанными в отдельные клетки-прямоугольники, а в игре «Бегунок» они видят игровой мяч, и их внимание привлекает не сам предмет, а его присутствие на уроке. Тут же меняется эмоциональный настрой в классе. Учащиеся, сосредоточившись, внимательно слушают условия проведения игры, которые побуждают их к игровой деятельности. Элементы забавы служат также средством развития мотивационной сферы учебной деятельности, что способствует повышению результатов обучения, так как для победы в дидактической игре необходимо, прежде всего, знание предмета. Безразличие к учебе в игровой ситуации исчезает потому, что появляется азарт, желание быть первым. В игровую деятельность включаются даже самые пассивные ученики. Но чтобы победить, необходимы знание изучаемого материала, а также сообразительность, умение сопоставлять, анализировать, делать выводы и т. д. Например, для победы в игре «Двойняшки» надо хорошо выучить и усвоить знаки изучаемых химических элементов. Для того чтобы быть первым в игре «Руки вверх», необходимо иметь верное представление о признаках химической реакции и физических явлений, их проявлении в окружающей среде. Еще одним фактором формирования познавательного интереса в ходе дидактической игры служит проблемная ситуация, когда ученики, например, совершая путешествие в страну «Химия», должны объяснить с научной точки зрения сущность химических процессов, происходящих в природе и окружающей действительности. Одни вопросы и задания требуют применения ранее полученных знаний, проявления сообразительности, другие — эрудиции и использования дополнительной информации. Необходимо отметить, что знания в дидактической игре ученики получают не только от учителя, они сами являются участниками их поиска, обмениваясь между собой информацией, способами ее получения. Элементы занимательности в дидактической игре служат своеобразной разрядкой напряженной обстановки в классе и способствуют концентрации внимания учеников для последующей углубленной работы над изучаемым материалом. В ходе проведения дидактической игры развиваются разносторонние мотивы детей. Одних привлекает игровой мотив — соревнование, они много фантазируют или увлекаются азартной обстановкой. Для других главный мотив — познавательный. Дидактические игры, различные по цели, форме, содержанию, в сущности своей представляют разнообразные интеллектуальные задачи, объяснение материала, его повторение, обобщение, облеченные в занимательную форму. Занимательность при этом является только средством, подчиненным целям обучения, воспитания и развития. Ведущей функцией дидактической игры должна быть образовательная функция, которая является основной потому, что содержит дидактическую цель. В игровой ситуации дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи. Ученики в период ее выполнения усваивают общие принципы работы с учебным материалом и используют эти умения при решении других задач, где эти знания и умения применимы. Например, при изучении темы «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева» учащиеся 8 класса должны усвоить понятие о классификации химических элементов путем историко-логического подхода. В процессе проведения дидактической игры в занимательной форме с помощью карточек и привлечением метода историзма ученики познают последовательность становления и развития периодического закона, периодической системы и их научный смысл. Усвоив в наглядной и доступной форме основные принципы построения периодической системы, ученики используют их при изучении строения вещества, химии элементов и т. д. В этом случае дидактическая игра исполняет роль средства, с помощью которого организуется процесс усвоения, отрабатываются, совершенствуются знания учащихся о металлических и неметаллических свойствах, об основных классах неорганических веществ, генетической связи неорганических веществ и основных законов химии. Воспитывающая функция дидактической игры проявляется через воспитание положительного отношения к предмету, желание изучать химию, трудолюбие и усердие в познании нового. При правильной организации игровой деятельности у учащихся формируется умение вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения. , В игре получают свое развитие такие качества личности, как сила воли, целеустремленность, активность, динамичность, продуктивность мышления, вера в собственные силы, проявляются такие черты характера, как взаимовыручка и товарищество. Даже самые пассивные учащиеся прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей в групповых играх. В игре ребенок раскрепощается, исчезают его скованность, неуверенность в своих силах и возможностях, а при достижении успеха у него появляется большая радость и желание играть вновь и вновь. Дидактическая игра выполняет также развивающую функцию. В целом процесс усвоения знаний по химии для учащихся является нелегким и напряженным трудом, постоянно требующим внимания, хорошо развитой памяти, напряженных усилий, максимальной интеллектуальной работы. Поэтому для успешного обучения химии необходимо тренировать эти психические свойства. При проведении игр «Химическая тайнопись», «Кто лишний?», «Сколько знаков?», «Найди ошибку» и др. ставится цель не только закрепить знания химической символики, облегчить запоминание названий химических элементов, но и совершенствовать память, внимание, развить воображение, интуицию, наблюдательность. Таким образом, ребенок познает мир и развивается в специально созданных для этого игровых условиях. Чем увлекательнее организованы эти условия, тем полнее, шире происходит его развитие и совершенствование, т. е. обучение служит не только усвоению знаний, но и развитию учащихся, а это, в свою очередь, способствует повышению эффективности обучения химии. Следовательно, дидактическая игра через занимательность, обучающую, воспитывающую и развивающую функции способствует решению дидактических задач процесса обучения — образовательных, воспитывающих и развивающих. Поэтому игровой метод следует шире применять в процессе обучения, причем систематически, а не от случая к случаю. Лишь систематическое целенаправленное использование дидактических игр может дать определенные результаты как в изменении основных качеств личности ребенка, так и в результативности учебной деятельности и в обучении в целом. Я не призываем превращать обучение в игру. Игра — не самоцель, а средство обучения, способствующее активизации учебной деятельности школьников, применение, которого в сочетании с другими средствами должно внести свой определенный вклад в решение учебно-воспитательных задач общеобразовательной школы. СХЕМА1 3.Алгоритм разработки и проведения дидактических игр Разрабатывая дидактическую игру, учитель должен подробно и внимательно проработать следующие ее этапы: 1) определение дидактической цели; 2) разработка содержания; 3) определение занимательных свойств; 4) определение формы и названия; 5) уточнение оптимального соотношения дидактической цели и занимательности; 6) определение продолжительности; 7) разработка содержания и правил, в том числе объявления о подготовке к игре, числе играющих, хода (сценария или модели); 8) создание атрибутов и вспомогательных средств; 9) разработка системы подведения итогов. Приведу ряд методических рекомендаций по разработке и использованию дидактических игр. 1. Дидактические игры следует использовать не ради игры, а с целью получения определенного результата в процессе обучения и воспитания. К дидактическим играм следует готовить детей заранее, учитывая, прежде всего, психолого-педагогические аспекты, время проведения, некоторые атрибуты и правила. Это позволяет заранее настроить детей на игру и творчески подготовиться к ней. 2. В названии, правилах и сюжете игры должны преобладать элементы забавы, занимательности и соревновательности, но в то же время игра не должна быть слишком азартной. 3. Дидактические функции игры должны обеспечить достаточно широкую, посильную творческую и мыслительную деятельность учащихся в области химии и смежных дисциплин, соответствовать возрастным особенностям, степени подготовки и развитию кругозора учащихся. Игру следует начинать с более простых заданий, постепенно переходя к более сложным. Задания должны содержать элементы увлекательности и давать возможность принимать несколько вариантов ответов, в том числе и нестандартных. 4. Атрибуты игры должны быть красивыми, яркими, загадочными, необыкновенными. Их изготавливают так, чтобы была возможность многократного использования. 5. Правила игры должны быть простыми и однозначно сформулированными, чтобы ребенок смог хорошо осмыслить ход и содержание игры, ее правила и цель. 6. Во время игры необходимы дисциплина и порядок. Подведение результатов игры должно быть ясным, открытым, эмоциональным, справедливым и фиксироваться определенным образом для всеобщего обозрения. При необходимости для подсчета результатов выбирают или назначают специальное жюри или помощников-консультантов из школьников. 7. Игры лучше всего проводить в быстром темпе, чтобы каждый ученик с максимальной активностью мог участвовать в игре. При этом необходим предварительный расчет продолжительности каждого этапа игры и обязательное его выполнение в процессе игры. Во многих играх в качестве атрибутов могут понадобиться секундомер и гонг. Вместо гонга можно использовать колокольчик или свисток. 8. Учителю следует быть активным участником игры, не допуская при этом снижения интереса у детей к игре, субъективности и нечестности. Необходимо умело регулировать ход игры так, чтобы не было проигрыша одной команды с «сухим» счетом. Во время игры обеспечивается нормальный психолого-педагогический климат, активизируется работа пассивных учеников. Иногда бывает полезно ввести в правила игры поощрительные и штрафные баллы. 9. Результаты игры подводятся двояко: с одной стороны, кто победил, с другой — кто проиграл по очкам или баллам. Подведение результатов имеет большое значение, так как дает участникам моральное удовлетворение. Однако важнее то, как реализован дидактический замысел игры, т. е. как ученики усвоили соответствующие знания и умения, как они справились с дидактической задачей. Результаты игры, в том числе и дидактические, должны быть объявлены непосредственно после игры. 10. Для большой игры должны быть определены призы: красочные, эффектные, вызывающие у детей положительные эмоции. В качестве призов могут быть книги, торт, конфеты, медали, открытки, значки «Лучший химик класса», право провести занимательный химический опыт и т. д. Призы изготавливают или заранее покупают и вручают победителям в виде приятных сюрпризов. Если призы значительны по своему содержанию, то имеет смысл выставить призовой фонд до начала игры. В любом случае необходимо оценить дидактический результат игры в виде отметок в классном журнале. 11. Лучшее признание успеха игры — желание учеников ее повторить. Однако чрезмерного увлечения играми на уроке допускать нельзя, чтобы не превратить весь учебный процесс в развлечение. 12. Дидактический эффект усиливается, если ученики принимают участие в подготовке атрибутов и призов, а также в разработке правил игры. Если дидактические игры используются для изучения химии систематически, то ученики с большим удовольствием начинают разрабатывать свои собственные игры. Игровая форма проведения уроков позволит сделать интересными и привлекательными для ребят даже трудные темы урока. С учетом перечисленных ранее этапов игры и методических рекомендаций алгоритм составления дидактической игры можно показать в виде схемы 2. Рассмотрим на конкретном примере применение общих рекомендаций по разработке и проведению игры, Допустим, что после изучения первоначальных химических понятий учитель ставит перед собой цель проверить степень их усвоения посредством дидактической игры. Следовательно, дидактическая функция может быть определена как контроль знаний важнейших химических терминов в соответствии с их классификацией:
Определив дидактическую цель, учитель продумывает название и сюжет игры. Здесь на первый план выходят ее занимательные функции. Название должно настроить детей на определенную игру. Выбор названия будущей игры определяет в значительной степени ее сюжет, средства, правила и т. д. Необходимо подготовить соответствующие игровые атрибуты - флажки на булавках, указку, кубик, жетоны и т.д. Затем учитель продумывает сценарий игры, определяет число учеников, принимающих в ней участие, и намечает правила. При этом следует учитывать, что общие элементы сценария игры и правила должны быть максимально занимательными! Необходимо, чтобы в игре активно участвовало как можно больше учеников одновременно. Отметим, что применение дидактических игр в обучении химии имеет определенные ограничения. 1. В классах с ярко выраженной активностью учащихся на уроке и высоким уровнем их работоспособности больший интерес вызывают игры, имеющие соревновательный характер, дающие возможность продемонстрировать эрудицию, смекалку, сообразительность и быть первым по знаниям изучаемого материала. В таких классах не следует проводить игры, целью которых является запоминание тех или иных понятий, знаков химических элементов и др., так как у учащихся хорошо развиты внимание, память и подобные учебные действия у них не вызывают затруднения. 2. Дидактические игры следует широко использовать при изучении тем, формирующих общие химические понятия (первоначальные понятия, основные классы неорганических веществ, периодическая система химических элементов и т. д.), способствующих усвоению, закреплению, лучшему запоминанию и систематизации изученного. При изучении учебных тем более конкретного содержания (химия элементов, скорость химической реакции, основы химических производств и т. д.), где происходит углубление ранее полученных знаний, проводить дидактическую игру не имеет смысла. Ее использование в этом случае будет более продуктивным при проведении обобщающего урока по изученной теме. Таким образом, в 8 классе уроки с использованием игровой ситуации проводятся чаще, так как ученикам нравится этот прием, они с удовольствием в него включаются и усваивают изучаемый материал. В старших классах необходимость в дидактических играх-минутках ослабевает, так как изучение химии происходит у учащихся более осознанно. 3. Применение сюжетно-ролевых игр должно иметь место в основном в старших классах (10—11 классы), так как: • они содержат профориентационную информацию; • при их подготовке необходимо учитывать не только возрастные, но и индивидуальные особенности учащихся, особенности характера каждого участника игры; • для проведения этих игр требуется более тщательная и трудоемкая подготовка, как со стороны учителя, так и со стороны учеников. Учитывая эти особенности сюжетно-ролевых игр, учитель не сможет использовать их систематически, они проводятся, как показали наши наблюдения, не чаще 1—2 раз в год. 4. При объяснении нового материала учителю не следует увлекаться большим количеством дидактических игр, так как образовательная значимость темы, ее научность не должны быть замаскированы игровыми, занимательными функциями и атрибутами. Ученик должен осознанно воспринимать изучаемые научные факты. Если же в процессе изучения новой темы при использовании игрового средства будет преобладать занимательность, то именно она, как более яркий фактор, останется в сознании и памяти ученика, а научность темы будет потеряна. Целесообразно при объяснении нового материала применять игры с использованием историко-логического подхода, чтобы ученики могли представить и ощутить уровень развития науки на тот период и следовали бы логике того или иного открытия. 5. Не следует часто проводить дидактические игры, длительные по времени, они утомляют учеников, так как требуют большой отдачи, а следовательно, и более трудоемкой подготовки. Лучшего и более эффективного результата в процессе обучения химии помогают добиться игры, непродолжительные по времени проведения (5—10 минут). 6. На наш взгляд, потенциал дидактической игры может быть широко использован в процессе проведения пропедевтических курсов по химии. В ходе таких курсов с помощью игры можно развивать интерес к химической науке и помочь детям осваивать ее первоначальные понятия, чтобы изучаемый материал был для них более доступен. 7. Дидактическая игра помогает также и учителю. Она позволяет сократить время на проверку знаний большого количества учащихся, за 5—10 минут учителю в ходе игры предоставляется возможность проконтролировать степень усвоения материала. Однако слишком частое применение дидактических игр на уроке приводит к ситуации, когда ученики будут воспринимать курс изучения химии как игру в целом. Поэтому учитель не должен допускать перенасыщения учебного процесса игровой деятельностью. Дидактическая игра как средство более эффективна в сочетании с другими методами, средствами и приемами обучения. 8. Особый успех будут иметь дидактические игры в пропедевтическом курсе химии или в курсе естествознания в младших классах. 4.Классификация дидактических игр. В методике обучения химии разработаны различные классификации дидактических игр, в основе которых лежат те или иные классификационные признаки. Рассмотрим классификацию дидактических игр по следующим признакам:
А. Информационные игры - для введения новых знаний Б. Тренировочные игры - для формирования умений В. Закрепляющие игры - для закрепления знаний Г. Контрольные игры - для проверки приобретенных знаний. Дидактические игры в зависимости от своего характера могут применяться на разных этапах процесса обучения.
5.Дидактические игры на уроках химии (из опыта работы) В своей работе я использую чаще всего игры при повторении и закреплении материала: « Крестики нолики», « соотнеси», « Индикаторы», «кроссворды», « химическое домино», «бегунок», « кто лишний» и т.д. При изучении новой темы: « Химическая эстафета», крестики нолики, ребусы, шарады, загадки, лабиринт « найди правильный путь», кто лишний, игры у периодической системы, рассказы сказки или рассказы – загадки. При формировании умений: «Химические шаги» Разработка, оформление, изготовление, конечно, осуществляется на кружке « Дидактические игры на уроках и внеурочной деятельности по химии» Тема « Первоначальные химические понятия» Анаграммы: Я - газ редчайший на Земле. Мне близки радий и свинец, Но если переставить буквы мне, То я уже- истории творец.( радон- народ) Две вещи с различным совсем назначением, Но сделаны обе они из стекла. Первая в опытах очень значима, Вторая - для хмельного вина. ( Колба-бокал) Метаграммы: Элемент четвертой группы Перед всеми на виду. Ести Т на Р исправить, Будет деспот наяву (титан-тиран) Я иду, иду, иду, С места все же не сойду. Но если первый слог отставить И другой туда поставить, То смогу для вас, к примеру, Узнавать веществ я меру.(часы- весы) С М-единица; С Б я в больнице С Р- я на сцене С С – на столе. Кто мы такие скажи- ка мне? ( моль- боль- роль-соль) « Учим химические элементы» Рождает воду водород, Ну а теперь наоборот: Вода рождает водород, А заодно и кислород Не нужен университет, Ни Кембридж, ни Оксфорд, Чтобы узнать: латинский «Р» Обозначает фосфор Помни, боевой народ, Первый лекарь-это йод! Раны мажь не ойкай, Йодною настойкой Надо сильно попотеть Вечером и утром, Чтоб запомнить: слово медь По латыни «Купрум» Одинокий, безымянный Я солдатик оловянный Но стоять я не устану. Так как выплавлен из « Станум» Силицийский пляжей |