Скачать 115.63 Kb.
|
Тема урока « Перевод чисел из одной системы счисления в другую систему счисления». Цели урока:
Задачи урока:
Тип урока: комбинированный урок Форма организации учебного процесса: коллективно-групповая. Оборудование:
Ход урока.
Учитель: Тема сегодняшнего урока « Перевод чисел из одной системы счисления в другую систему счисления» Цель урока : на учиться переводить числа из двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной систем счисления в десятичную, и обратно. Учитель: Давайте вместе вспомним : Какие знания и умения приобрели мы на прошлом уроке? Ученик: Мы познакомились с различными системами счисления, а именно, позиционными и непозиционными, научились выполнять арифметические операции в позиционных системах счисления. 2. Проверка индивидуальных домашних заданий . Учитель: Ребята, а современной жизни мы где-то используем различные СС. Может, они совсем нам не нужны? Выслушиваются мнения ребят. 3.Проблемная задача Учитель: Теперь у нас проблемная задача : Можно ли поразрядно выполнять арифметические операции в непозиционных системах счисления ( например, в римской). Послушаем ответ, который сформулирует ученик (…). (одновременно просмотр видеоматериала) (Вызывается ученик из класса.) Ответ ученика: Рассмотрим непозиционную систему счисления с алфавитом А= {I, V, X, L, C, D, M }. Запись числа в этой системе получается двусторонней конкатенацией, причем правая конкатенация ассоциируется с увеличением числа, а левая с его уменьшением (например, IV равно 4, а VI равно 6). Тогда поразрядное выполнение арифметических операций не имеет смысла. Учитель: На сегодняшнем уроке мы продолжаем работу с позиционными системами счисления. Определите, в каких системах счисления выполнены следующие сложения? Укажите основания каждой системы: ( Поочередно задания возникают на слайдах, друг за другом.)
(Ответы на слайдах возникают после того, как ученики называют правильное решение) (Ответы: 16, 10, 3) 4. Объяснение нового материала. Учитель: Молодцы! Вы правильно справились с заданиями. А теперь давайте вместе подумаем, если у нас число дано, например, или в двоичной, или восьмеричной , или в шестнадцатеричной системе счисления, можно ли перевести это число в привычную для нас систему десятеричную. (Устная работа) Например, 102= 310 , 118=910 , 1016 = 1610 1002=410 Учитель: Хорошо. Оказывается , преобразование чисел, представленных в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления, в десятичную довольно легко. Для этого надо записать в развернутой форме и вычислить его значение. Перевод числа из двоичной системы в десятичную. Возьмем любое двоичное число, например, 110,112= 1=4+2+0+=6,7510 Перевод числа из восьмеричной системы в десятичную. Возьмем любое восьмеричное число, например, 67,58. Запишем его в развернутой форме и произведем вычисления: 67,58 = 6=. Перевод числа из шестнадцатеричной системы в десятичную. Возьмем любое шестнадцатеричное число, например, 19F16. Запишем его в развернутой форме ( при этом вспомним, что шестнадцатеричная цифра F соответствует десятичному числу 15) и произведем вычисления: 19F16 =1 Полностью все примеры с решениями в развернутом виде на слайдах Задания для самостоятельного решения: Перевести в десятичную систему следующее число: 1010,12 (ответ: 10,510) Провести взаимопроверку выполнения этого задания. Ребята меняются тетрадями и осуществляют проверку решения. Результаты фиксируются в карте рейтинга учеников на уроке. Перевод чисел из десятичной системы в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную. Перевод чисел из десятичной системы в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную более сложен и может осуществляться различными способами. Рассмотрим один из алгоритмов перевода чисел из десятичной системы в двоичную. При этом будем учитывать, что алгоритмы перевода целых чисел и правильных дробей будут различаться. При переводе целого десятичного числа в систему с основанием q его необходимо последовательно делить на это основание q до тех пор, пока не останется остаток, меньший или равный q – 1 . Число в системе с основанием q записывается как последовательность остатков от деления, записанных в обратном порядке, начиная с последнего. Пример: перевести число 7510 из десятичной в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную : в двоичную: в восьмеричную: 75 | 2 75 | 8 1 37 | 2 3 9 | 8 1 18 | 2 1 1 0 9 | 2 1 4 | 2 0 2 | 2 0 1 Т. е., получим, 7510=10010112=1138 Исторический комментарий: На слайдах: портрет Лейбница. Работы посвященные системам счисления. Комментирует учитель. Учитель : Задания для самостоятельного решения: Перевести число 75 из десятичной СС в шестнадцатеричную. (ответ: 4В16) Учитель : Провести взаимопроверку выполнения этого задания. Ребята меняются тетрадями и осуществляют проверку решения. Результаты фиксируются в карте рейтинга учеников на уроке Учитель : До этого мы с вами переводили только целые числа. А как же перевести из десятичной системы счислении десятичную дробь? ( выслушиваются ответы учащихся, их мнения) При переводе правильной десятичной дроби в систему счисления с основанием q необходимо сначала саму дробь, а затем дробные части всех последующих произведений последовательно умножать на q, отделяя после каждого умножения целую часть произведения. Число в новой СС записывается как последовательность полученных целых частей произведения. Умножение производится до тех пор, пока дробная часть произведения не станет равной нулю. Это значит, что сделан точный перевод. В противном случае перевод осуществляется до заданной точности. Достаточно того количества цифр в результате, которое поместиться в ячейку.
Ответ : 0,3510= 0,010112=0,2638=0,5916 (ответ проверяется) Задания для самостоятельного решения: Перевести число 0,35 из десятичной СС в шестнадцатеричную. (ответ: 0,5916) Учитель : Провести взаимопроверку выполнения этого задания. Ребята меняются тетрадями и осуществляют проверку решения. Результаты фиксируются в карте рейтинга учеников на уроке 5. закрепление изученного материала учитель: Посмотрим, как вы усвоили эту тему. Проверим ваши знания с помощью теста. У Вас есть возможность проверить себя, как Вы усвоили тему «Перевод чисел из одной системы счисления в другую». Для этого перейдите , ребята по ссылке 4: Самоконтроль по теме: "Двоичная система и представление чисел в памяти компьютера" Учащиеся пересаживаются за ПК. (Коротко ТБ на рабочем месте). В данном тесте 15 вопросов, чтобы перейти к зачету по этой теме, Вы должны дать не меньше 12 правильных ответов. Теперь, когда Вы прошли самоконтроль, можно перейти к зачету по этой теме. Для этого необходимо выполнить следующий тест. Каждый записывает свою фамилию. Правильно решенные задания: 80 – 100 % - отметка «5» 60 – 79 % - отметка «4» 40 – 59 % - отметка «3» ниже - отметка «2» Результаты фиксируются в карте рейтинга учеников на уроке. Задания для проверочного теста. (приложение №1) 6.Итог урока. учитель: Прекрасно все справились с работой, это показали результаты теста. Т.е. вы прекрасно усвоили новый материал. Повторим, что мы изучили, что повторили на уроке. Ученики называют, а учитель обобщает и выводит мнения учеников на экран:
7. домашнее задание: обратите внимание, на домашнее задание. Так же как и в классе задания разноуровневые. Оно тоже состоит из трех частей: Обязательная часть на «3» , с одной * - на «4» , и с двумя ** - на «5». Каждый может выбрать задание для себя. (приложение № 2 )
|
Курс факультет информатики Информатика и информация (по материалам рефератов) Кодирование информации. Позиционные системы счисления. Перевод чисел из одной системы в другую. Двоичная, восьмеричная и шестнадцатиричная... | Тема урока «Перевод чисел из одной системы счисления в другую систему счисления» Цель использования разработки: Тест предназначен для проверки знаний и для тренинга обучающихся 8-9 классов по данной теме | ||
Микросхемотехника Позиционные системы счисления. Перевод целых и дробных чисел из одной системы счисления в другую | Урок №5 Тема урока: “ Перевод чисел из десятичной системы счисления... Цель урока: познакомить учащихся с правилом перевода десятичных чисел в двоичную систему счисления и наоборот; научить переводить... | ||
Урок. Системы счисления Познакомить учащихся с различными системами счисления и алгоритмами перевода чисел из одной системы счисления в другую | Урок по информатике на тему: «Алгоритмы перевода чисел из одной системы... Образовательные: познакомить с правилами перевода чисел из одной системы счисления в другую, сформировать умения пользоваться правилами... | ||
Конкурсная методическая разработка конспект урока информатики по... Конкурсная методическая разработка – конспект урока информатики по теме: «Перевод чисел из одной системы счисления в другую», предназначен... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Среди разнообразия нестандартных видов занятий, при изучения темы «Системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в... | ||
Урок информатики по теме "Позиционные системы счисления. Перевод... Цель урока: дать первичное представление о структуре компьютерной памяти и познакомить с системами счисления | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Кодирование информации. Системы счисления.». На основе обзора литературы учащиеся рассматривают этапы кодирования, ребята знакомятся... | ||
Урока по теме «Системы счисления. Перевод из двоичной системы счисления... «Системы счисления. Перевод из двоичной системы счисления в десятичную систему счисления» (7-8 класс) | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Запись чисел в различных системах счисления. Перевод целых чисел из одной системы в другую. Решение задач | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Почему люди считают в десятичной системе счисления, а компьютеры – в двоичной?», основные задачи: формировать умение отличать одну... | Тема урока: Системы счисления Цель урока Цель урока: закрепление, обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Системы счисления»- правил перевода чисел из одной системы... | ||
Контрольная работа по курсу «Информатика» включает следующие блоки:... Используя алгоритмы перевода из одной системы счисления в другую, представить предложенные в вашем варианте числа в указанных системах... | Тема урока «Системы счисления» «Перевод чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную и шестнадцатеричную и обратно» |