Какие существуют два основных способа познания мира?





Скачать 129.34 Kb.
НазваниеКакие существуют два основных способа познания мира?
Дата публикации25.06.2014
Размер129.34 Kb.
ТипВопрос
100-bal.ru > Информатика > Вопрос
Задание 1. «Эмпирическое исследование»:


  1. Какие существуют два основных способа познания мира?


Эмпиризм и теория – два основных, связанных между собой вида знания (способа познания) мира. Чувственное восприятие и абстрактное мышление.


  1. Какой путь познания называют эмпирическим и в чем его суть?


Эмпиризм основывается на фактах и ощущениях, полученных опытным путём и вытекающих из их анализа логических умозаключениях ( всё что можно увидеть, услышать, почувствовать и осмыслить).

Эмпирический тип

( В основе - опора на опыты, эксперименты, сбор данных и др.)

1.Рассмотрение , предложенных учителем версий, гипотез.

2.Использование предоставленного учителем алгоритма деятельности

3.Сбор и накопление информации.

4. Проведение опытов и экспериментов.

5.Наблюдение, сравнение, классификация, систематизация.

5. Оформление результатов с использованием схем, диаграмм, графиков, иллюстраций, и т.д.

6. Эмпирическое обобщение полученной информации – составление заключения или выводов.


  1. Что описывают эмпирические законы?


Эмпирические законы устанавливаются путем обобщения данных наблюдений и экспериментов, они выражают такие регулярные отношения между вещами, которые наблюдаются непосредственно или с помощью достаточно простых приборов. Иначе говоря, эти законы описывают поведение наблюдаемых объектов.


  1. Какие существуют эмпирические законы?


Закон тождества, закон противоречия, закон достаточного основания, закон дедуктивного умозаключения


  1. Привести примеры применения эмпирических законов в логической структуре вашего предмета.


Закон тождества – «клетка» (клетка животного, клетка растения, и т.д.)

Закон противоречия – минус-плюс, умножить-разделить, жизнь-смерть, и т.д.

Закон достаточного основания – каждое утро встает солнце, отсюда следует, что завтра тоже встанет солнце, две параллельные прямые не пересекаются

Закон дедуктивных умозаключений - доказательство теорем в математике


  1. Что такое эмпирическое исследование?


Эмпирическое исследование  (от «эмпирическое» - опытное)  - это исследование, проводимое с целью определения и выделения определенных закономерностей.

Эмпирическое исследование подразумевает под собой изучение и обоснование какого- либо способа или методики с помощью достоверных данных. Иными словами, данные исследования имеют под собой фактическое основание, а в процессе их изучения применяется достоверный опыт и доказанные утверждения.


  1. Привести алгоритм исследования, применяемый в вашей сфере деятельности (естественно-научной или гуманитарной)?


  • постановка проблемы, определение целей и задач исследования, планирование исследования,


  • теоретическая часть: концептуальная модель исследования, описание понятий и категорий, взаимосвязей между ними,


  • методологическая часть: исследовательский подход, описание методов сбора и методов анализа данных,


  • практическая часть: результаты сбора данных, их анализ и представление результатов,


  • выводы и рекомендации по результатам исследования.



8. Какие методы применяются в эмпирическом исследовании и познании?

Объяснительно –иллюстративные :

рассказ, показ, объяснение, доклад, инструктаж, беседа.

Репродуктивные :

лекция, пример, демонстрация.

Проблемное изложение:

беседа, проблемная ситуация, убеждение, игра, перспективные линии обобщения. Частично- поисковый ( эвристический):

диспут, наблюдение, самостоятельная работа, лабораторная работа, самоуправление, соревнование.

Исследовательские методы:

исследовательское моделирование, техническое творчество и проектирование.

Методы имперического исследования:

наблюдения, описание, опыт, экспертиза, индукция, аналогия.


9. Подробно охарактеризуйте один из методов эмпирического исследования.

Самым распространенным из эмпирических методов является наблюдение. Это – непосредственное восприятие явлений и процессов в различных условиях без вмешательства в их течение. Различают наблюдения следующих видов:

– открытое и скрытое в зависимости от позиции наблюдателя;

– периодическое, лонгитюдное (продолжительное) и одиночное с точки зрения хронологической организации наблюдения;

– пассивное и активное в зависимости от создания специальных условий;

– случайное и систематическое в зависимости от регулярности;

– включенное и не включенное с точки зрения участия наблюдателя в исследуемом процессе.

При открытом наблюдении испытуемый знает, что за ним наблюдают, скрытое означает, что наблюдатель остается незамеченным.

Наблюдение как научный метод является организованным, предполагает конкретную цель и четкий план, фиксацию результатов в специальном дневнике. План наблюдения предполагает указание на объект, цель и задачи, время и место наблюдения, длительность и предполагаемый результат. Таким образом, исследователь отвечает на вопросы: что наблюдать, для чего, когда и сколько времени, чего можно ожидать.

К достоинствам наблюдения можно отнести:

– разнообразие собираемых сведений;

– сохранение естественный условий деятельности;

– использование технических средств (видео-, аудио-);

– не обязательное получение предварительного согласия испытуемых.

К недостаткам относят:

– субъективность информации;

– невозможность контролировать ситуацию, вмешиваться в процесс;

– значительные затраты времени.


Задание 2. Соотнести типы и методы учебного эмпирического исследования.




Типы эмпирического исследования




поисковое


критическое


уточняющие


воспроизводящие


наблюдение


+








описание








+


опыт






+


+


экспертиза


+








индукция




+






аналогия


+








по теме «Учебное исследование».

Задание 1 Разработать урок-исследование с применением элементов одного из типов учебного исследования (поисковое, критическое, уточняющие; воспроизводящие).
Окружающий мир 3 класс.

Тема: Как сохранить зубы здоровыми?

Цели: знакомство с функциями зубов и их названиями ,формирование представлений о гигиене полости рта ,проведение работы по профилактике кариеса.

Оборудование : « листки питания», таблица с названиями зубов, модель челюстей с зубами ,зубная щётка ,памятка «Как сохранить зубы здоровыми без лекарств ,сосуды с водным раствором йода 1:1 ,ватные диски ,коробки от зубных паст.

Подготовительный этап.

Раздать учащимся за несколько дней до урока « листок питания» и предложить им записать в нём свой дневной рацион , указывая и незначительные перекусывания ;за три дня до урока провести эксперимент с яйцами. Взять два сварённых вкрутую яйца. Одно яйцо покрыть зубной пастой ,содержащей фтор ,спустя десять минут ополоснуть его водой и поместить в стакан со сладкой газированной водой , а в другой стакан с газированной водой поместить яйцо ,не обработанное пастой .

Ход урока:

  1. Организационный момент.

На партах находятся « листки питания», карточки ,коробки от зубных паст ,которыми пользуются дети ,сосуды с водным раствором йода 1:1,ватные диски. Работа проходит в группах.

-Начинаем урок здоровья:

Получен от природы дар –

Не мяч и не воздушный шар ,

Не глобус это ,не арбуз –

Здоровье .Очень хрупкий груз.

Чтоб жизнь счастливую прожить ,

Здоровье нужно сохранить !

  1. Основная часть

1.Актулизация знаний ,сообщение темы и целей урока
- О чём речь пойдёт на уроке вы узнаете ребята ,отгадав загадку :

Загадка.

Тридцать два весёлых друга ,

Вверх и вниз несутся в спешке ,

Хлеб жуют ,грызут орешки !(Зубы)

-Для чего нужны зубы?

+Зубами откусывают, измельчают, пережёвывают пищу.

-Какое значение ещё имеют зубы?

(Зубы помогают чётко говорить ,здоровые зубы придают красоту лицу.)

-Очень важно иметь здоровые зубы. Больные зубы способствуют возникновению болезней желудка ,сердца ,суставов ,горла и других органов .Крепкие зубы –символ красоты и здоровья человека .Как вы думаете ,какой главный вопрос нашего урока ?

(Учащиеся высказывают свои предположения ,учитель повторяет наиболее правильную формулировку )

2.Постановка проблемы.

-Посмотрите друг на друга .Одинаковые ли по форме зубы у вашего соседа? Почему зубы имеют разную форму ?

+дети делают предположения.

3.Совместное «открытие» новых знаний.

Работа по таблице и карточке.

Учащиеся работают в группах ,группе задаётся 1 вопрос.

-Вы правы зубы имеют разную форму ,так как у зубов разные функции .Посмотрите на таблицу на доске и прочитайте названия зубов .

(резцы , клыки, предкоренные ,коренные и зубы мудрости)

-Вспомните свои ощущения и запишите в карточке названия зубов ,учитывая работу ,которую они выполняют.

__________________ откусывают

________________ перекусываю жёсткие волокна

___________________ измельчают

___________________ перетирают, пережёвывают пищу.

-Проверим правильно ли вы заполнили карточки.

-Какие зубы откусывают пищу?

-Какие перекусывают жесткие волокна?

-Какие зубы измельчают пищу?

-Какие перетирают и пережёвывают пищу ?

-Название каких зубов вы не записали на карточке?

-Почему зубы так назвали?

-Теперь посчитайте по таблице количество зубов у взрослого человека .(по16 в верхней и нижней челюсти,всего32 ,не считая зубов мудрости .)

А у ребёнка 24 молочных зуба. Как вы думаете почему молочные зубы меняются на постоянные?(Человек растёт ,а зубы -нет ,и расстояния между зубами увеличиваются .Поэтому ,когда рост челюстей заканчивается ,молочные зубы меняются на более крупные и прочные постоянные зубы)

Зубы –самые твёрдые части нашего организма .Постоянные зубы покрыты слоем очень прочной эмали. Она ,как панцирь ,защищает зубы. Под слоем эмали лежит менее твёрдый ,но очень прочный слой .Внутри зуба находятся нервы и кровеносные сосуды .Кровь приносит к зубам питательные вещества .Но как ни тверды зубы ,они всё- же разрушаются.

-Как вы думаете ,по каким причинам разрушаются наши зубы?

3.Исследовательская работа.

- Приготовьте ваши «листки питания»

Работа с «листками приготовьте ваши листки питания

Листок питания.

Дата__________

Ф.И.______________

Время действия кислоты

Чистка зубов

Время действий кислоты

Завтрак-… мин




…мин

Перекусывание-… мин




…мин

Обед-…мин




…мин

Перекусывание-… мин




…мин

Ужин- … мин




…мин

После ужина-… мин




…мин

Итог- …мин




…мин

Шкала риска:

0-20 мин -риск минимальный .Вы молодец!

20-90 мин-риск возникновения кариеса .Примите меры!

90мин и более -ваши зубы в опасности ! Срочно примите меры!

Работа с «листками питания» идёт по плану: учащиеся обводят продукты ,содержащие сахар ,обсуждают роль сахара в развитии кариеса ,используя схему №1

Вы съедаете что-то сладкое




Микроорганизмы

Быстро превращают сахар в кислоту




Кислота действует на зубы 20 мин.




При частых воздействиях кислота растворяет эмаль




Возможен кариес

Выводят и записывают в тетради формулу кариеса :

Зрелый зубной налёт +сахар = кислота = кариес

Записывают в «листе питания» 20 мин в графу 1 против каждого приёма сладкой пищи и выявляют в каждой группе ученика ,у которого сладкое указано часто .Он выходит к доске и вычисляет суммарную продолжительность воздействия кислоты на его зубы.

Пример:

Завтрак+шоколад+обед+мороженое+ужин+конфета=20мин+20мин+20мин+

20мин+20мин+20мин=120мин.

Каждый ученик вычисляет суммарную продолжительность воздействия кислоты по своему «листку питания» и определяет степень риска заболевания кариесом «по шкале риска».

Выясняем , как можно уменьшить время воздействия кислоты.

Уч-ся записывают в графе 2напротив каждого приёма сладкой пищи ,какой способ борьбы со сладостями они выбирают (учитель напоминает ,что после чистки зубов действие кислоты полностью устраняется ,а после полоскания устраняется частично.

Уч-ся заполняют графу 3,вписывая 0 после чистки зубов ,10 мин после полоскания ,суммируют время .Определяют ,достаточно ли принятых мер для защиты от кариеса, используя «шкалу риска»

4.Первичное закрепление.

За 1минуту запишите на карточке в 1 столбик три примера полезной пищи для зубов. Во второй –три примера опасной пищи .

5.Советы «врача-стоматолога»

-Теперь послушаем рекомендации «врача-стоматолога» по уходу за зубами .

(в роли врача –ученик ,переодетый в одежду врача .Чистку зубов он показывает на модели челюстей)

Поспеши себя избавить

От налёта на зубах

Это так легко исправить .

Если щётка есть в руках.

Три минуты чистить зубы

С верху и с боков .

Изнутри борись с налётом,

Злым врагом своих зубов.

А закончена работа –

Полощи водой .Тогда

От противного налёта

Не останется следа.

-Как правильно чистить зубы? Сначала чистят жевательную поверхность подкоренных и коренных зубов круговыми движениями ,затем их внутреннюю поверхность «выметающими» движениями ,внутреннюю и наружную поверхность передних зубов .По каждому участку делается 10 движений ,затем зубы смыкают и весь зубной ряд чистят круговыми движениями. Общая продолжительность чистки зубов 3 минуты .Правильная чистка зубов уменьшает заболевание кариесом на 30-40%

Сейчас проверим как вы умеете чистить зубы .Смочите ватный диск в водном растворе йода ,проведите им от клыка до клыка. Оцените окраску зубов у соседа.

Все зубы жёлтые –очень плохо.

Несколько жёлтых зубов –удовлетворительно ,чистит неумело.

Все зубы белые -отлично.

-Поднимите руки у кого получился отличный результат .Молодцы!

6.Совместное открытие новых знаний.

а)Подведение итогов эксперимента с яйцами.

-На прошлом уроке окружающего мира мы начали проводить эксперимент с яицами .Какие материалы были взяты для эксперимента ?Давайте посмотрим ,что произошло с яйцами(скорлупа необработанная фтором стала мягкой ,а газированная –мутной .Со скорлупой яйца ,обработанного пастой со фтором ,в этом стакане с газированной водой никаких изменений не произошло)

-Какое отношение к теме нашего урока имеет этот опыт? Что вам известно о фторе?(фтор содержится в зубных пастах, он борется с кариесом)

б) Моя зубная паста.

-Почему для чистки зубов используют зубную щётку и зубную пасту ,а не ограничиваются одной щёткой?

+предположения детей

-В пасте содержится абразив -средство, помогающее очищать зубы. Зубные пасты бывают гигиенические и лечебно -профилактические. Гигиенические -для качественного удаления налёта. Лечебно-профилактические –содержат специальные вещества ,которые помогают предотвратить заболевание .Это фтор, кальций ,травы.

Учитель показывает схему .(надо стрелками указать правильный порядок)

Кальций . Фтор. Антимикробные вещества

Минерализуют и укрепляют зубы. Снижают активность бактерий налёта.

7.Первичное закрепление.

-Вы принесли коробки от зубных паст ,которыми пользуетесь. Изучите надписи на коробках и определите ,какие вещества добавлены в в зубную пасту .Установите ,какой пастой пользуются уч-ся вашей группы?

  1. Итог урока :

  2. -Что нового узнали на уроке?

-Ответили ли на главный вопрос урока?

-Объясните пословицу «Здоровые зубы здоровью любы»

  1. Задание на дом:

- Даю вам памятку «Как сохранить зубы здоровыми без лекарств »

Дома вы посмотрите и обоснуйте ,какую роль играет в профилактике кариеса выполнение каждого пункта памятки.

Памятка

Как сохранить зубы здоровыми без лекарств

- уметь энергично и много жевать, не отказываясь всякий раз после еды съесть морковку или яблоко;

- не есть много сладостей и мучных изделий;

- научиться медленно пить молоко и не сладкий чай, подолгу задерживая их во рту ( 1-2 минуты);

Задание 2. Соотнести типы учебного эмпирического исследования и методы познания



Методы

познания


Типы учебного исследования




поисковое


критическое


уточняющие


воспроизводящие


Объяснительно- иллюстративные






+




Репродуктивные








+


Проблемные


+


+






Эвристические


+








Творческие


+









1.Объяснительно- иллюстративные (Рассказ, показ, объяснение, доклад, инструктаж, беседа)

2.Репродуктивные (лекция, пример, демонстрация, алгоритмическое предписание, поручение, упражнение)

3.Проблемное изложение (беседа, проблемная ситуация, убеждение, игра, перспективные линии, обобщение)

4.Эвристические (поисковые) методы (диспут, наблюдение, самостоятельная работа, лабораторная работа, самоуправление, соревнование)

5.Творческие методы (моделирование, техническое творчество, проектирование

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Какие существуют два основных способа познания мира? iconКакие существуют два основных способа познания мира?
Эмпиризм и теория – два основных, связанных между собой вида знания(способа познания) мира
Какие существуют два основных способа познания мира? iconКакие существуют два основных способа познания мира?
Эмпиризм и теория – два основных, связанных между собой вида знания (способа познания) мира
Какие существуют два основных способа познания мира? iconКакой путь познания называют эмпирическим и в чем его суть?
Какие существуют два основных способа познания мира: эмпирическое и теоретическое
Какие существуют два основных способа познания мира? iconКакие существуют два основных способа познания мира?
Оно предполагает осуществление наблюдений и экспериментальную деятельность. Поэтому средства эмпирического исследования включают...
Какие существуют два основных способа познания мира? iconКакие существуют два основных способа познания мира?
Оно предполагает осуществление наблюдений и экспериментальную деятельность. Поэтому средства эмпирического исследования включают...
Какие существуют два основных способа познания мира? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Эмпиризм и теория – два основных, связанных между собой вида знания (способа познания) мира
Какие существуют два основных способа познания мира? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Эмпиризм и теория – два основных, связанных между собой вида знания(способа познания) мира
Какие существуют два основных способа познания мира? iconИсследование в школах Москвы. Установлены два основных способа повторений перед экзаменами
Об обеспечении требований пожарной безопасности в Кузнецовской средней общеобразовательной школе
Какие существуют два основных способа познания мира? iconРабочая программа учебной дисциплины «философия»
Формирование представления о специфике философии как способе познания и духовного освоения мира, основных разделах современного философского...
Какие существуют два основных способа познания мира? iconПрежде чем понять, являются ли альтернативные методы «бескровными»...
Прежде чем понять, являются ли альтернативные методы «бескровными» хирургии действительно альтернативными необходимо знать, что такое...
Какие существуют два основных способа познания мира? iconП. Сегодня нам предстоит серьезное дело: два урока мы посвятим работе...
Постановка учебной задачи, определение способа действия (рече­вая форма — беседа)
Какие существуют два основных способа познания мира? iconТема урока Кол-во часов
Физика как наука. Научные методы познания окружающего мира и их отличие от других методов познания. Роль эксперимента и теории в...
Какие существуют два основных способа познания мира? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Физика как наука. Научные методы познания окружающего мира и их отличие от других методов познания. Роль эксперимента и теории в...
Какие существуют два основных способа познания мира? icon«бухгалтерские программы»
Какие существуют бухгалтерские программы? Какие из них лучше? В чем состоит разница между ними?
Какие существуют два основных способа познания мира? iconКосмоса фридмана изыскание о строении Мира – одна из самых великих...
Программные задачи: Воспитывать чувство гордости за родную страну, которая стала первой в освоении космоса. Обогатить и расширить...
Какие существуют два основных способа познания мира? iconУчебник Тема 3, параграфы 1-4 Смотреть презентации «Города мира», «Народы и религии мира»
Написать пояснительную записку: Какие показатели характерны для развитых стран, а какие для развивающихся? Почему? Приведите примеры...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск