Скачать 103.11 Kb.
|
МОУ «Лицей № 11 имени Т. И. Александровой г. Йошкар-Олы» План - конспект открытого урока технологии в 5 классе с использованием ИКТ Разработала: учитель технологии Загайновой Л.Е. Урок проведен 29 октября 2010года г. Йошкар-Ола Раздел программы: Конструирование швейных изделий с элементами моделирования. Тема урока: "МОДЕЛИРОВАНИЕ ФАРТУКА" – интегрированный урок Цели урока: 1. Ознакомить учащихся с понятием «моделирование», с приемами моделирования и профессией модельера. 2. Сформировать первоначальные навыки приемов моделирования. 3. Научить выполнять моделирование фартука в графическом редакторе Paint. 3. Развивать творческие способности учащихся. 4. Воспитывать внимательность во время работы, аккуратность. 5. Прививать эстетический вкус. По информатике: Создать условия для ознакомления с технологией выполнения действий в графическом редакторе Paint: перемещение (движение), копирование, заливка (цвет), масштаб, распылитель Оснащение урока: чертеж и выкройки фартука, шаблоны чертежа фартука в М 1:4, детали фартука из ткани, эскизы и готовые модели фартуков, персональные компьютеры, интерактивная доска, презентация Методы обучения: словесные (беседа, рассказ), работа в парах, наглядные (презентация, демонстрация моделей), репродуктивный, частично-поисковый, практическая работа Методы контроля: устный, практический, самоконтроль Тип урока: комбинированный Структура урока:
Ход урока: I.Организационный момент (1-2 мин.) Проверка готовности учащихся к уроку: наличие тетради, треугольника, простого и цветного карандашей, цветной бумаги, ластика. II. Актуализация учебного процесса Сегодня нас ждет удивительно творческая работа. Мне это занятие очень нравится. Я постараюсь сделать так, чтобы и вам сегодня было интересно. 1. Значение разнообразия. - Как вы думаете, с чего начинается изготовление любого изделия? (С его конструирования) - А как вы понимаете, что такое «конструирование»? (Конструирование – это построение чертежа выкройки изделия) Давайте посмотрим друг на друга. Какие мы? (– Красивые, веселые, грустные… Я подвожу детей к ответу «Разные») В чем выражается эта разница? Чем мы отличаемся друг от друга? (– Прической, чертами лица, цветом волос…одеждой). Давайте, посмотрим на чертеж фартука. - Чертежи выкроек фартуков вы тоже все строили разные? (- Нет, Одинаковые). - Скажите, шить фартуки вы будете все одинаковые или разные? ( Нет. Разные ) - Так как же нам теперь быть? Попробуем представить, что было бы, если бы мы все стали похожи друг на друга? ( – Неинтересно…) И фартук, сшитый из прямоугольников, будет выглядеть, скорее всего, простовато и не нарядно. - Что необходимо сделать с чертежом выкройки фартука, чтобы получить разные модели фартуков? ( Желательно внести в чертеж изменения) - Молодцы! - Скажите, вы можете уже сейчас приступить к выполнению этого задания? (Нет) - В чем затруднение? У вас возникла проблема? Какая? (Мы не знаем, как выполнить задание?) - Молодцы! Вы сами сформулировали проблему. Давайте попробуем ее решить на сегодняшнем уроке. Тема урока: «Моделирование фартука с нагрудником». Сегодня на уроке поработаем модельерами. (слайд 3) Цель урока: Получить первоначальные навыки приемов моделирования. III. Повторение пройденного 1. На прошлом занятии мы построили чертеж фартука и определили основные линии чертежа (слайд 4). Задание: Посмотрите на экран, перед вами чертеж фартука и нумерация линий, в соответствии названиям линий поставьте цифры, выведенные на экран. О твет: 3 2 5 4 1 6 IV. Изложение нового материала (15-17 мин.) 1. (Подача нового материала осуществляется в исследовательской форме: я умышленно не объясняю понятия «моделирование», «модельер»: дети выведут определение в процессе урока.) Сегодня мы узнаем, как, построив один чертеж фартука, можно в конечном результате получить самые разнообразные модели, и попытаемся освоить способы моделирования, будем заниматься моделированием (я умышленно повторяю несколько раз непонятное слово, чтобы вызвать заинтересованность девочек к предстоящему занятию). Если сделать выкройки (демонстрируются выкройки деталей фартука), скроить (демонстрируются выкроенные из ткани детали фартука) и сшить фартук, то он получится вот таким (слайд 5). Сравнивая чертеж и модель, учащиеся отмечают, что форма деталей выкройки и фартука из ткани совпадают. Затем предлагаю вниманию учащихся (слайд 6), в которой изменена форма деталей фартука.) Можно ли по имеющейся у нас выкройке скроить и сшить такой фартук? (– Нельзя) Почему? ( Приглашаю всех желающих проверить соответствие формы деталей фартука и выкройки, найти ответ. Дети находят отличие. Делают вывод о том, что нужно изменить форму деталей фартука) Как? ( Приглашаю к доске желающих попробовать изменить форму деталей на чертеже в соответствии с моделью. Находим правильный вариант. Я эту работу выполняю аккуратно, цветным мелом.) Чем мы занимаемся? (– Рисуем, изменяем форму деталей… «Моделируем») Так что же такое моделирование? (-Изменение чертежа выкройки) Чтобы понять, что такое моделирование – давайте внимательно посмотрим на ряд моделей (слайд 7) 2. Задание – I вариант - Найдите сходство в данных моделях; II вариант - Найдите различия в данных моделях Возможные ответы детей: Сходство Различия 1. У каждого фартука есть нагрудник 1.Есть фартуки отрезные и не отрезные 2. У каждого фартука есть нижняя часть по линии талии 3. У всех фартуков есть карманы 2. Карманы имеют разную форму 4. У всех фартуков есть бретели 3. Фартуки различаются по цвету 5. У всех фартуков есть отделка 4. Отделка у фартуков разная. 5. У фартуков различная форма нижней части. (Вношу уточнение в определение) (слайд 8) – Моделирование – это процесс изменения чертежа выкройки в соответствии с выбранной моделью. Моделирование бывает художественным и техническим (слайд 9) Художественное (творческое) моделирование – это создание эскиза модели изделия. Осуществляют художественное моделирование художники-модельеры (дизайнеры). Техническим моделированием называют перенос фасонных особенностей с рисунка на чертеж изделия. Осуществляют этот процесс конструкторы-модельеры. 3. Рефлексия – Давайте отдохнем (слайд 10) 4. Я предлагаю следующую модель (слайд 11). Учащиеся дают описание модели. Форма деталей готового фартука отличается от формы деталей на чертеже? ( – Нет.) Получается, что модель осталась прежней? (Направляю мысли детей на то, что появилась отделка. Значит, это другая модель фартука.) Как можно назвать отделку? ( – Лента, цветная полоска, тесьма.) Это может быть и лента, и тесьма, и вышивка. А может быть отделочная ткань, гармонирующая по цвету с основной тканью. Как точнее можно определить процесс моделирования? Запись в тетрадь – ( Моделирование – это изменение формы деталей фартука на чертеже и подбор отделки), во время работы с тетрадью следить за осанкой детей На уроке мы сидим Спинки многие кривим, Сели ровно, распрямились И в принцесс все превратились. Существуют различные виды отделки фартука (слайд 12) Современные модельеры используют разнообразные виды декоративной отделки: ткань другого цвета или фактуры, вышивку, декоративные строчки, тесьму, кружева, аппликацию и т.д. Правило здесь одно: соблюдение чувства меры. 5. Профессия модельер (2-3 мин.) Моделирование одежды можно определить и как процесс создания новых ее моделей. Создателя образцов одежды называют модельером. Художник – модельер создает эскизы новых моделей. Модельер – конструктор переносит на основу чертежа особенности фасона. Модельер может придумать новую вещь или усовершенствовать уже существующую. При этом он учитывает потребность в данном изделии, его назначение, форму, цвет и свойства материалов, и, конечно, требования моды. Придуманный образец модели он воплощает в эскизе. Эскиз (франц.) – это рисунок, по которому создается какая-нибудь вещь, декорация, здание (из словаря иностранных слов). В нашем случае мы работаем с эскизами фартуков. Можно выделить несколько способов моделирования фартуков: (слайд 13) - изменение геометрических размеров и формы отдельных деталей; - применение художественной отделки; - моделирование цветом. Естественно, что при разработке новой модели можно применять сразу несколько способов моделирования. И чуть подробнее о каждом способе: Самый простой способ моделирования – изменение геометрической формы деталей, но надо помнить, если уже изменили форму какой-либо детали, надо обязательно применить эту форму для другой, хотя бы одной детали фартука, т.е. учитывать взаимосочетаемость отдельных деталей, соблюдение пропорций. 4. Роль цвета и отделки в одежде (4-5 мин.) По готовым образцам фартуков (слайд 14) мы видим, что модели отличаются не только фасоном еще и цветом (О цвете говорят учащиеся). Мода на цветовые сочетания в одежде время от времени меняется гораздо чаще, чем на формы и детали костюма. Это говорит о том, что цвет занимает важное место в общей композиции (слайд 15) Чтобы подобрать гармоничный цвет, можно воспользоваться цветовым кругом, который строится на четырех основных цветах: красный – зеленый, желтый – синий. В круге они расположены напротив друг друга и называются контрастными. Цвета, расположенные рядом с ними, называются родственными. Добиться гармоничного цветового сочетания можно, если использовать в отделке тот же цвет, что присутствует в основной ткани изделия (ткань с рисунком) или же цвет отделки контрастный основному фону. 5.Правила моделирования (слайд 16) – под запись 6. Контроль знаний – (слайд 17) - Соблюдая правила моделирования, подобрать к нижней части фартука, подходящие нагрудник и карман. Проверка - правильные ответы (слайд 18) V. Практическая работа «художественное моделирование фартука» 1. Кроме знаний и навыков, приобретенных на уроках труда, нам понадобится умение работать с компьютером. А точнее в программе Paint. Основные инструменты и приемы работы с программой. (на экран вывожу окно программы Paint). - Как запустить программу? (Ответ: Пуск – Программы – Стандартные – Paint) - Сегодня нам понадобятся следующие инструменты: • Выделение и Выделение произвольной области – выделяют весь рисунок или его фрагмент, для последующих операций. • Ластик/Цветной ластик – стирает либо все подряд (Ластик), либо только выбранный цвет. • Заливка – закрашивает выбранным цветом замкнутый участок рисунка. • Выбор цветов – позволяет уточнить тот или иной цвет в рисунке. • Масштаб – позволяет увеличить рисунок. • Распылитель – имитирует распылитель любого цвета. Чтобы воспользоваться инструментом, необходимо щелкнуть л. кл. мышки по значку с инструментом, затем перевести курсор мышки на поле для рисования, нажать и удерживать левую кнопку мышки. Пока кнопка нажата – рисует, отпущена – не рисует). - Как сохранить готовое изображение? ( Когда работа над изображением закончена, нужно сохранить его. Для этого нужно в меню «Файл», выбрать команду «Сохранить», затем в диалоговом окне ввести имя файла и нажать на кнопку «Сохранить». Таким образом, файл будет сохранён и можно воспользоваться им в следующий раз. Главное дать правильное имя своему файлу – ведь если назвать его, допустим «Рисунок №1», то через какое-то время мы можем не вспомнить, что там нарисовано и нам придется открывать его. А если у вас несколько десятков таких рисунков … 2. Практическая отработка навыков. Учащимся предлагаю практическую работу по вариантам – Подобрать к модели фартука, подходящую отделку и выполнить цветовое решение модели. Во время практической работы - целевой обход. Оказание помощи, исправление неточностей в работе. 3.Физкультпауза - для снятия усталости глаз. 4. Проверка. Демонстрация наиболее удачных работ. VI. Техническое моделирование фартука. А теперь вернемся к проблеме, которую вы сами сформулировали в начале урока. (на экране высвечивается поставленная в начале урока проблема) (слайд 19) - Скажите, мы решили данную проблему? Вы поняли, как выполняется моделирование фартука? (Да. Мы поняли, как выполняется моделирование фартука). - Молодцы! Вы поняли, как справиться с возникшей проблемой. Ознакомление с моделированием техническим Рассмотрим подробнее, как можно изменить детали фартука. Начнем с его нижней части (слайд 20) Вносить изменения будете со мной. Предлагаю учащимся "примерить" на себя роль модельера-конструктора Разработка моделей в следующем порядке: (слайд 21) - выполнить эскиз в рабочей тетради, сделать описание модели; (слайд 22) Модель 7 - перевести шаблон основы чертежа, нанести фасонные линии; - изменить форму деталей чертежа; - подбор отделки. Последовательность: 1. Отложить влево от (.) H1 необходимую (по модели) нам величину, например, 2см. Получим (.) H2. Затем соединяем (.) H2 и Т1 – боковой срез. 2. Используя лекало, срезаем угол в (.) H1 3. Строим новое положение бокового среза как в 1 варианте Затем от (.) H2 вверх по срезу откладываем необходимую величину (по модели). Получаем (.) H3 и соединяем (.)H3 c (.)H - получаем измененную линию низа. Тоже самое мы можем сделать и с нагрудником. (Слайд 23) VI. Подведение итогов урока. 1. Демонстрация наиболее удачных работ. 2. Рефлексия: - Чему научились на уроке? - Зачем нам это нужно? - Какой фартук понравился больше других? 3. Выставление оценок (слайд 24) VII Домашнее задание: Выполнить моделирование фартука на себя: 1. Выполнить эскиз. 2. Изменить форму деталей чертежа. 3. Подобрать отделку. |
Конспект открытого урока в 6 классе по теме «A sound mind in a sound body» Используемые технологии: технология коммуникативного обучения иноязычной культуре, здоровьесберегающая технология (ппс), икт (информационно-коммуникативные... | Урок математики в 4 классе по учебнику Л. Г. Петерсон в технологии... План-конспект открытого урока по математике в 4Б классе. Учитель: Илюшина Ольга Львовна, высшая квалификационная категория | ||
План конспект открытого урока по физической культуре в 6-м классе... План – конспект открытого урока по физической культуре в 6-м классе б по разделу "Волейбол" | Конспект урока риторики во 2 классе. Тема: Опорные слова План конспект открытого урока русского языка во 2 классе, проведенного 14 марта 2012 г | ||
Конспект открытого урока в четвертом классе по русскому языку с использованием... ... | Конспект открытого урока по программе «Разговор о правильном питании»... Цель урока: усвоить понятия витамины и х связь с функциями человеческого организма | ||
План-конспект открытого урока по физической культуре План – конспект открытого урока по физической культуре в 6-м классе б по разделу "Волейбол" | Конспект урока математики 2, 3 классы План конспект открытого урока русского языка во 2 классе, проведенного 14 марта 2012 г | ||
План урока Методы обучения План-конспект открытого урока по биологии в 8 классе «Пищевые продукты, питательные вещества и их превращения в организме» | Конспект открытого урока по окружающему миру План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа» | ||
Конспект открытого урока по английскому языку в 5-м классе по теме:... План-конспект открытого урока по английскому языку в 5-м классе по теме: " learning more about each other" | Конспект урока по английскому языку в 10 классе «Социальные сети» Английский язык, 10класс, (Абрамова В. С.) 15. 11. 2012 План-конспект открытого урока | ||
План-конспект урока по английскому языку в 6 классе с использованием... ... | План-конспект урока 2 класс 2 часть урок 23 План-конспект открытого... На уроке отрабатывается понятие «умножение», вырабатывать умение осознанно пользоваться умножением, создаются условия для развития... | ||
Конспект урока по теме «Равнобедренный треугольник и его свойства» План-конспект открытого урока по математике в 4Б классе. Учитель: Илюшина Ольга Львовна, высшая квалификационная категория | Конспект открытого урока 18. 04. 2013 в 6 классе «Г» на тему: «Возвратные... План-конспект открытого урока 18. 04. 2013 в 6 классе «Г» на тему: «Возвратные местоимения в английском языке» |