Скачать 115.33 Kb.
|
МОУ СОШ №1 пос. Селижарово Тверской области Учитель: Железнякова О. А. Урок математики в 4 классе по учебнику Л. Г. Петерсон в технологии деятельностного метода обучения Тема: «Площадь прямоугольного треугольника». Цели урока: Образовательная: Познакомить с понятиями «катет», «гипотенуза»; вывести формулу площади прямоугольного треугольника; уметь находить площадь прямоугольного треугольника; закрепить вычислительные навыки и умение решать задачи; Развивающая: развитие логического мышления, внимания, познавательного интереса коммуникативных навыков. Воспитательная: стимулирование познавательной активности, формирование установки на сотрудничество; Здоровьесберегающая: создать ситуацию успеха при освоении нового материала. Тип урока: ОНЗ. Форма урока: групповое исследование.
Оборудование:
Ход урока: 1. Мотивация к учебной деятельности. Мы сегодня снова будем наблюдать, Выводы делать и рассуждать. А чтобы урок пошёл каждому впрок, Активно в работу включайся, дружок! А что значит быть активным? Посмотрите на экран, как вы понимаете это высказывание? (Слайд 2) «Геометрия – правительница всех мыслительных изысканий». М. В. Ломоносов Посмотрите на следующий слайд. ( Слайд 3) -О чём мы сегодня на уроке будем вести разговор? -А почему внутри треугольника стоит вопрос? -Значит, у нас сегодня какой урок? ( урок открытия нового знания). -Какую тему мы будем изучать? -Как вы думаете, какая работа предстоит на уроке? (Мы должны открыть новое знание) - Что для этого вы должны будете сделать? (Сами понять, что не знаем, а затем сами открыть новое.) -Готовы? 2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. -С чего начнем урок? (С повторения) -Что мы будем повторять? (То, что нам понадобится для изучения нового) 1.Повторим, какие бывают треугольники. (Чтение стихотворения детьми(Слайд 4) Попарно три прямых, пересекаясь, Мне к трём углам дают три стороны. По – разному всегда я называюсь, Когда углы иль стороны даны. Коль остры все углы, - и я остроуголен. С одним тупым – тупоуголен. Коль остры два, третий – прям – Прямоуголен я. По сторонам бываю я равносторонним, Когда все стороны равны. Когда ж все разные даны, То я зовусь разносторонним. И если, наконец, равны две стороны, Равнобедренным я величаюсь.
Повторим, какие бывают углы. (Слайд 5) – Предлагаю вам встать и с помощью рук показать виды углов, молча отвечая на мои вопросы (Дети встают и по команде учителя показывают с помощью рук острые, тупые, прямые углы — разводят руки меньше 90 градусов, больше 90 градусов, ставят руки под прямым углом). Теперь посмотрите на экран и повторите глазами форму фигуры – это разминка для глаз. (Слайд6) -Задание 1. – Теперь возьмите листочки с заданиями, линейку и карандаш и постарайтесь разделить эту фигуру на три треугольника разного вида исходя из размеров углов треугольников. Проверьте задание (Слайд 7, 8). 2. Повторим, как мы находим S прямоугольника. (ответы детей) (Слайд 9). Эталон вывешивается на доску. S =a•b -Задание 2. Выбери верные величины для измерения площади. (Слайд 10). 45 см 143кв. см 38 кв. дм 67 км 540 м 194 т Проверка задания. -Задание 3. (Слайд11 ) Вычислите площадь прямоугольников со сторонами: (работа в парах по вариантам). 48см и 5см 19см и 6см Проверка задания. (Слайд 12) - Итак, ребята, что мы сейчас повторили? (Виды углов и треугольников, единицы измерения площади, формулу нахождения площади прямоугольника). - Какое задание я вам сейчас предложу? (Задание на пробное действие) Каждому ученику в паре дается по одному прямоугольному треугольнику. · Посмотрите на эти фигуры, что вы можете о них сказать? (Дети отвечают: – это прямоугольные треугольники, они равные) · Имеют ли треугольники площадь? (Да, так как занимают какую-то поверхность на плоскости.) · Найдите площадь прямоугольного треугольника? (Дети озадачены) - Поднимите руку, кто не смог найти площадь. Что показало вам ваше пробное действие? (Я не могу найти S прямоугольного треугольника). - Те, кто решил, может назвать каким эталоном воспользовался? (Я не могу назвать каким эталоном воспользоваться). - Что надо сделать? (Остановиться и подумать). 3. Выявление места затруднения. - Какое задание выполняли? - Как вы рассуждали? -Подошёл ли к вашему заданию известный эталон? - Где же возникло затруднение? Почему не смогли справиться с заданием? (Мы не знаем формулу S прямоугольного треугольника). 4. Построение проекта выхода из затруднения. - Итак, мы выявили причину затруднения, что вы будите делать дальше? (Мы поставим перед собой цель) - Узнать формулу нахождения S прямоугольного треугольника. Сформулируйте тему урока. - Нахождение S прямоугольного треугольника. (Слайд 13, 14) -Давайте подумаем, как нам получить способ решения. Какую формулу мы уже знаем? (S=a•b) Используя эту формулу, попробуем вывести новый эталон. 5. Реализация построенного проекта. · А давайте, работая в парах, вы попробуете составить из двух треугольников какую-либо фигуру. (Слайд 15). (Дети могут составить большой треугольник, четырехугольник, прямоугольник). Посмотрите, какие фигуры могли у вас получиться. (Слайд 16) – Площадь, какой фигуры мы можем находить? (площадь прямоугольника). Теперь поработаем в группах, попробуйте составить алгоритм нахождения S прямоугольного треугольника. - Представьте свои результаты. Объясните свои действия. – Что вы заметили? (Слайд 17) (Что прямоугольник состоит из двух одинаковых прямоугольных треугольников, значит площадь прямоугольного треугольника равна половине площади прямоугольника). – Так как треугольники равны, то площадь каждого из них равна половине площади прямоугольника. – Сравним результат каждой группы с эталоном. (Слайд 18) - Вы всё сделали правильно? Дети говорят, что: 1. Прямоугольный треугольник надо достроить до прямоугольника. 2. Найти площадь прямоугольника и разделить её на 2. Запишите формулу нахождения площади прямоугольного треугольника. (Слайд 19) – Давайте вернемся к алгоритму, который мы составили, скажите, какого вопроса не хватало в начале алгоритма. -Треугольник прямоугольный? (Слайд 20) Но мы с вами не всё новое ещё изучили. Чтобы сформулировать формулу площади прямоугольного треугольника с помощью слов, а не математических символов, необходимо познакомиться с названиями сторон прямоугольного треугольника. Учитель зачитывает детям стихотворения, а они подписывают названия соответствующих сторон у фигуры, начерченной на листочке заданий. 1. Гипотенуза я, особый элемент, Длинней меня сторон здесь просто нет. Меня найти не трудно, право слово, Лежу напротив я угла прямого. 2. Мы два брата-стороны, Катетами названы. Болтаем мы о том, о сем, Сходясь в вершине не углу прямом/ Задание 4. Дети подписывают катеты и гипотенузу на чертежах в листочках и выполняют задание №3 стр.94 (Слайд 21) Сформулируйте формулу площади прямоугольного треугольника, используя новую терминологию “Площадь прямоугольного треугольника равна произведению катетов, деленному пополам”. (Слайд 22) Физкультминутка. 6. Первичное закрепление во внешней речи. - Можно ли сказать, что вы уже всё сделали на уроке? - Какую цель мы ещё ставили? (Научиться применять изученную формулу и решать задачи на нахождение S прямоугольного треугольника). - Что для этого нужно сделать? (Потренироваться в использовании нового алгоритма). -Итак, пользуясь полученным правилом, решите задачу, которая вызвала затруднение. Выложите перед собой свои вырезанные прямоугольные треугольники и вычислите их площадь. (Слайд 23) -Давайте составим план наших действий. Какой будет 1-й шаг? (Измерить катеты) 2-й шаг? (По формуле найти S… ) -Это всё или что-то надо сделать в конце? (Оформить эталон). Проверка: (Слайд 24) a=5 см; b=4см. S=(a•b):2 S= (5•4):2=10(кв.см) Задание 5. Найти S прямоугольных треугольников. (Работа по вариантам в парах). (Слайд 25) Проверка заданий по образцу. Те, кто допустил ошибки, проговаривают решение вслух. 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Задание 6. Найди самостоятельно площадь прямоугольного треугольника. (Слайд 26) Те, кто справился с работой без ошибок, поставьте себе +. У кого получился другой ответ, поставьте себе ?, найдите место, где допущена ошибка, объясните. 8. Включение в систему знаний и повторение. Попробуем потренироваться при решении более сложных заданий. С. 95 №5. Дети работают в тетрадях и у доски, для последующей проверки. №5. 1) S= (4•3):2=6 (кв.см) 2) S= 5•3+(5•4):2=25 (кв.см) 3) S= (2•3):2+3•2+(4•3):2=15(кв.см) 9. Рефлексия учебной деятельности на уроке. (Слайд 27) Оцени свою работу при помощи шкалы знаний, сравни знания по новому материалу в начале и в конце урока. (Слайд 28)Домашнее задание: составить аппликацию из прямоугольных треугольников, найти её площадь. (Слайд 29) |
Реализация технологии деятельностного метода обучения Основная цель: знакомство педагогов с практикой реализации механизмов формирования универсальных учебных действий на основе дидактической... | Урок математики в технологии деятельностного метода Цель урока: Познакомить с понятием “периметр”, правилом нахождения периметра многоугольников | ||
Урок математики в 1-м классе по учебнику Л. Г. Петерсон Мыслительные операции необходимые на этапе проектирования: наблюдение, сравнение, аналогия | Урок усвоения нового материала с использованием икт и системно-деятельностного... Урок усвоения нового материала с использованием икт и системно-деятельностного метода по учебнику | ||
Урока математики в технологии деятельностного метода | Урок математики в 4 классе (по учебнику Л. Г. Петерсон) Решение задач на движение Моу «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №30» | ||
Урок математики в 7 классе с использованием технологии деятельностного... Каждому рязанскому школьнику – инновационный урок математики (из опыта работы учителей математики и учителей начальных классов образовательных... | Урок математики во 2 классе по учебнику «Математика» Л. Г. Петерсон Автор урока: Г. Ю. Максимова, учитель высшей квалификационной категории гимназии №122 города Казани | ||
Конкурсные работы оформляются в документе формата Все конкурсные работы представляются в единой форме в соответствии с этапами технологии деятельностного метода Л. Г. Петерсон | *Урок-квн по технологии, посвященный 50-летию полёта В. В. Терешковой в космос Участники инновационной площадки школы по освоению технологии деятельностного метода «Школа 2000,,,» | ||
Урок математики в 4 классе Оборудование: учебник математики Л. Г. Петерсон, ребус, карточки со словами и числами | Урок математики в технологии деятельностного метода Задачи: учить применять способ деления с остатком при решении примеров; развивать вычислительные навыки;способствовать развитию мышления,... | ||
Конспект урока математики в 1 классе по учебнику Л. Г. Петерсон План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа» | Урок открытия нового знания ... | ||
Урок математики в 5-ом классе на основе технологии личностно-ориентированного... Урок математики в 5-ом классе на основе технологии личностно-ориентированного обучения. Обучение в малых группах | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Доу в рамках проекта «Реализации фгт средствами технология «Ситуация» на базовом уровне деятельностного метода Л. Г. Петерсон» |