Модель
урока математики в технологии деятельностного метода
Тема урока: «Уравнение»_____________________________________________________________________
Класс _______2____
Автор УМК _М.И.Моро, М.А.Бантова и др. Школа России ____________________________________________________________________
Тип урока: _ Урок открытия нового знания ________________________________
Цель и задачи урока по линиям развития личности
| Цель: 1. Дать детям новое математическое понятие «уравнение».
Формировать умение применять полученные знания при решении уравнений.
Повторить названия компонентов действий сложения и вычитания.
Закрепить умение решать текстовые задачи.
Совершенствовать вычислительные навыки.
Развивать мыслительные операции: аналогия, анализ, обобщение, классификация.
| Дидактический материал к уроку
| Компьютер, карточки с заданиями (5), учебник 2 класс, тетради, карточки для самооценивания, пословица.
| Этапы урока
| Действия учителя (типичные фразы диалога)
| Действия учеников
(предполагаемые)
| Оформление доски
| 1.Мотивация к учебной деятельности
| Добрый день, дорогие ребята!
Я рада, что все вы здоровы, что я вновь вижу ваши милые лица на нашем очередном уроке математики.
Но почему-то вы сегодня такие тихие, встревоженные...
- Давайте встанем в круг и попробуем поднять свое настроение.
- Покажите, как вы вертелись, шумели и радовались на перемене.
Да вы просто Шалтай-болтаи! Покажите еще раз, как вы умеете болтать руками, ногами, головой. Смеемся, еще лучше смеемся, болтаем руками, ногами, вертим головой. Нам очень весело и мы смеемся.
Похлопаем ладошками, потрясем руками, опять похлопаем ладошками.
Молодцы! Изменилось ли ваше состояние?). Каково оно стало? А теперь сели на свои места и начнем наш урок.
Желаю вам успешной работы!
| Шалтай-болтай сидел на стене, Шалтай-болтай свалился во сне!». (Смеются, улыбаются).
Выполняют соответственно словам учителя.
Да. Спокойное, радостное, веселое, исчезли страх и волнение
|
|
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии
| Ребята, скажите, пожалуйста, чем мы занимались на прошлом уроке?
- А чтобы назвать тему нашего сегодняшнего урока, предлагаю вам выполнить задания в карточках. Внимательно прочтите их, обсудите в парах, а затем объясните свой выбор. Чья пара будет готова дать ответ, поднимите руки.
Работа по карточкам в парах.
Карточка № 1.
24+3 =
Как называется данное выражение? Выберите верный вариант ответа, обведите его в кружок и объясните свой выбор. 1) Числовое 2) Буквенное
Карточка № 2. + 4 = 12.
Объясните, как называется данное выражение?
Как оно решается?
Выберите верный вариант ответа, обведите его в кружок и объясните свой выбор.
1. Подберем число, чтобы запись была верной. 2. Поставим любое число . Карточка № 3.
53 – 3 > 20
Как называется данное выражение?
Выберите верный вариант ответа, обведите его в кружок и объясните свой выбор.
1) Равенство
2) Неравенство Карточка № 4. Напишите, как называется данное выражение? а + 5, где, а = 7
Каким способом будем решать?
Выберите верный вариант ответа, обведите его в кружок и объясните свой выбор. Каким способом будете его решать?
1. Подбираем число, чтобы запись была верной.
2. Подставим вместо буквы, а число 7 и сосчитаем.
Напишите решение.
Проверка заданий по карточкам в форме защиты.
(На мониторе компьютера поочередно выставляются записи числовых и буквенных выражений, дети объясняют свой выбор ответов).
1) 24 + 3 = 2) + 4 = 12 3) 53 – 3 > 20 4) а + 5, где, а = 7
Карточка № 5.
(Задание предлагается выполнить сначала индивидуально, затем разбирается коллективно) Как называется данное выражение?
х + 4 = 12 Решите его. Если не сможете, напишите “не можем решить”.
Проверка задания
5) х + 4 = 12
| Решали задачи, примеры на сложение и вычитание, равенства и неравенства ...
.
1) Числовое
Подберем число, чтобы запись была верной
2) Неравенство
буквенное
2. Подставим вместо буквы, а число 7 и сосчитаем. 7+5=12 Объясняют, что 1 - числовое выражение, 2 – пример с окошечком, 3 - неравенство,
4 – буквенное выражение. “не можем решить”. – не знают, не могут решить
|
| 3.Выявление места и причины затруднения
| - Правильно, ребята, вы и не сможете решить данное задание, потому что еще не знаете, как называется такая запись, и как она решается.
- А хотите узнать?
Для этого я предлагаю вам выполнить следующие задания.
На каждое следующее, правильно выполненное задание, вы получите букву. Затем из этих букв постараетесь составить слово, обозначающее название данного выражения и попробуете назвать тему нашего урока. Согласны?
Коллективная работа.
1. Я задумала число, прибавила к нему 8 и получила 10. Какое число я задумала?
2. Какое число нужно прибавить к 2, чтобы получилось 9?
3. Как называются числа при сложении?
4. Найти сумму чисел 16 и 4
5. У Саши 6 марок, у Кати 5 марок. А у Марины столько, сколько у Саши и Кати вместе. Сколько марок у Марины?
6. Как называется число, которое уменьшаем?
7. На сколько 10 больше, чем 3?
8. У Юры 3 яблока, 2 апельсина, 4 банана. Сколько яблок у Юры.
9. Каким действием находится неизвестная часть?
(Записываются буквы: у, р, а, в, н, е, н, и, е)
Определение темы и цели урока
- Вот и отгадали все буквы, а теперь из них постарайтесь составить слово, называющее наше неизвестное выражение?
- Значит, какова же тема нашего сегодняшнего урока?
- Молодцы, ребята, тему вы определили. А сможете ли объяснить, что такое уравнение и как его решить?
- Тогда сейчас я предлагаю вам стать юными учеными - исследователями и всем вместе доказать, что же такое уравнение и что значит решить уравнение. Потом проверим, совпадет ли ваш вывод с правилом в учебнике. Готовы? Тогда смело – за работу!
- Но сначала перед исследованиями - минутка отдыха.
Физминутка “Пчелки”
Пчелки в ульях сидят и в окошечко глядят. Порезвиться захотели, друг за другом полетели: «З – з – з – з…».
Полетали, прилетели и на место свое сели.
|
Да.
Буквы записываются на доске 2 - буква у
7 – буква р
Слагаемые 20 -а
11 – буква в
уменьшаемое – буква -н
7 – буква е, буква -н
3 – буква и
вычитание - буква е.
Уравнение
Тема урока: «Уравнение»
Дети пытаются ответить, но у них не получается.
изображают, как летают пчёлы.
|
Запись уравнения на доске
Запись ответов с помощью букв
Уравнение
Запись темы урока.
| 4.Построение проекта выхода из затруднения
| - Итак, начнем наши исследования?
- Посмотрите, пожалуйста, еще раз на наши выражения (записи выставляются на мониторе компьютера) и скажите, на которую из них похоже наше уравнение?
1) Что нам говорит знак “ = ”?
2) Но все ли числа в нем известны? (х + 4 = 12)
3) Что неизвестно? 4) Чем оно обозначено?
5) Кто знает, как называется эта буква? Правильно, это латинская буква Х.
6) Если нам неизвестно число, то, что же нам надо сделать?
7) А как вы думаете, какое число можно вставить вместо Х, чтобы равенство стало верным?
Как вы нашли число 8?
- Молодцы! Ребята, а знаете ли вы, что сейчас сделали? Сами решили уравнение! Как настоящие ученые-исследователи.
- Давайте, попробуем теперь сделать вывод:
А) Уравнение – это (показываю на знак =) а дети дополняют,
(показываю на Х).
Ребята, вы сегодня будете работать по плану, но шаги плана перепутались. Вы должны прочитать каждый шаг и выстроить их в определённом порядке. Вам необходимо будет объяснить, почему вы выбрали такой порядок.
План действий:
1.Узнать секрет уравнения.
2.Применить секрет при решении уравнения.
3.Сделать вывод о решении уравнения.
| Да.
На пример с окошком, на буквенное выражение.
равенство нет, первое слагаемое
буквой икс.
узнать, найти это неизвестное число
8 к 4 + 8, из 12 - 4 Дети удивляются своей находке а дети дополняют – это равенство, которое содержит неизвестное число. Рассматривают схему и объясняют свой выбор.
|
Запись латинской буквы Х
Плакат плана действий
| 5.Реализация построенного проекта.
| 1 пункт плана поможет вам запись на мониторе компьютера.
(На мониторе компьютера выставляется запись):
«Уравнение – это равенство, которое содержит неизвестное число».
Что мы должны сделать дальше?
Б) - Но это неизвестное число, обязательно, что надо сделать?
Мы об этом уже сказали.
(На мониторе запись: «Решить уравнение – значит найти
неизвестное число, чтобы равенство было верным»).
- Молодцы! Ребята, ваша работа достойна похвалы. Я вам предлагаю воспользоваться опорной схемой при решении уравнений, но сначала поработаем с учебником.
1). - Сейчас откройте в учебнике страницу 68 и прочтите правило.
Удалось ли вам выяснить, что такое уравнение?
Прочтите вслух, что же такое уравнение.
А теперь попробуйте рассказать мне, что такое уравнение и что значит - решить уравнение? А теперь расскажите друг другу в своих парах. Для этого используйте опорную схему: Уравнение -----Решение уравнения-----Проверка
2). Решение: Х + 4 = 12 Проверка: 8 + 4 = 12
Х = 12 – 4 12 = 12
Х = 8
Физминутка.
Я тетрадочку открою и как надо положу.
Я от вас не скрою, ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь.
| Читают запись.
Найти, чтобы равенство было верным
Открывают учебники, читают запись. Да. (Читают). Дети рассказывают, что значит решить уравнение.
Дети, открывая тетради, хором произносят слова и показывают действия
|
Опорная схема на листе
| 6.Первичное закрепление во внешней речи
| Работа в тетрадях по учебнику.
Решение уравнений на с. 68, №1.
А) 1, 2 столбики выполняются с объяснением и записью на доске и в тетрадях.
Б) 3, 4 столбики выполняются самостоятельно в тетрадях, с последующей взаимопроверкой в парах.
|
Решают уравнения и выполняют задания учителя.
Меняются тетрадями и проверяют работы.
|
Решение уравнений
| 7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
| Самостоятельная запись решения в тетради. Один ученик у доски.
Проверка и объяснение решения вслух.
Б). Самостоятельная работа в тетрадях с последующей коллективной устной проверкой: № 4, с 69.
В). Индивидуальная работа в тетрадях на печатной основе: № 87 – 89.
|
Самостоятельно решают в тетрадях и проверяют с объяснением.
|
Запись решения задания
| 8.Включение в систему знаний и повторение
| А). Работа над задачей № 6, с. 69.
Коллективный устный разбор задачи, краткая запись на доске.
|
Один решает у доски, а остальные в тетради.
|
Краткая запись и решение задачи
| 9.Рефлексия учебной деятельности
| Цель: 1. Оценить результаты собственной деятельности.
- Ребята, вот и близится к концу наш урок.
- Помните ли вы, какую цель мы ставили перед собой в начале урока?
- Как вы думаете, достигли мы этой цели?
- Тогда скажите, что же такое уравнение? - А что значит решить уравнение?
- Как вы думаете, научились ли вы решать уравнение?
- Оцените свою работу знаками:
«Я молодец, активно работал, все понял, могу помочь товарищу» (+)
«Я работал хорошо, старался, быстро находил свои ошибки, сам исправлял их» (+ -)
«Мне было трудно работать, я еще не все понял, но у меня все получится ( -+)
- Ребята, я очень благодарна вам за ваше огромное трудолюбие, старание и стремление к знаниям, которые помогли вам сегодня вновь совершить новое открытие в математике.
Не беда, что у кого-то из вас сегодня не все получалось. Ведь не зря говорится в пословице: «Не стыдно не знать, а стыдно не учиться». На следующем уроке мы с вами опять продолжим тренироваться решать уравнения. Я уверена, все у вас получится!
Домашнее задание: № 2, решить задачу на с. 68; № 7, вычислить значения выражений на с 69;
по желанию – решить уравнение (раздать карточки).
|
Узнать, что такое уравнение и как его решать.
Да.
Определение уравнения дети дают по опорной схеме. (Равенство, которое содержит неизвестное число).
Решить уравнение – значит найти неизвестное число, чтобы равенство было верным. (Ответы детей).
Оценивают свою работу знаками: + или - и объясняют свой выбор
Читают пословицу на доске.
| Лесенка для самооценивания
Пословица на плакате
|
Разработала урок учитель: Селезнева Надежда Витальевна |