Скачать 67.34 Kb.
|
Урок – устный журнал по русскому языку в 4 классе. Тема урока: Склонение имён существительных. Цели и задачи урока:
Оборудование: карточки с текстом, со стихотворением, тест по теме на листочках, слайды на компьютере: правила поведения на уроке, загадка, хлеб, почётные трактористы, страницы устного журнала и т.д. Ход урока:
Добрый день, добрый час. Как я рада видеть вас. Прозвенел уже звонок, Начинается урок. Подтянулись. Улыбнулись. Друг на друга поглядели И тихонько дружно сели. -Ребята, наш урок сегодня будет необычным. У нас урок – устный журнал. И на уроке много гостей. Мы все немного волнуемся, но вы способные, умные. Вы, конечно, поможете мне вести урок, и у нас всё получится. -Ребята, у этого урока есть свои правила поведения. Давайте ознакомимся с ними. (Слайд на компьютере). Читаем хором. Будь вежливым. Уважай других. Говори чётко, правильно, кратко. Не перебивай других. Ребята, на уроке постарайтесь придерживаться этих правил. А теперь запишите сегодняшнее число.
-О чём ещё сегодня пойдёт речь на уроке, вы узнаете, отгадав загадку. Прочитайте её. (Слайд) Отгадайте. Широко, а не море, Золото, а не деньги, Сегодня на земле, А завтра на столе. -Правильно, это хлеб. (слайд) Ребята, у хлеба есть ещё одно название, которое сейчас знает не каждый школьник. Хлеб на Руси называли жито. Оно образовано от слова жити. На уроке мы будем говорить о хлебе и будем учиться склонять имена существительные в единственном числе и различать падежи. Сейчас перед вами откроются страницы устного журнала "Склонение имён существительных". Наш журнал как настоящий. Только его не читают, а слушают, рассказывают, отвечают и выполняют задания. Страницы устного журнала откроются перед вами одна за другой. III. Страница 1. (Слайд) Минутка чистописания. -Для начала проведём минутку чистописания: напишем букву Х, слово хлеб и предложение: Хлеб – всему голова. Вы пишите и думайте, что значит эта пословица. -Как вы понимаете значение пословицы? - Человек может обойтись без многого, а без хлеба – не может. Не будет вкусной каша, суп без хлеба. Без хлеба нет ни поэта, ни учёного, ни космонавта. На Руси всегда было особое, почтительное отношение к хлебу, даже сохранился обычай почётных гостей встречать хлебом – солью. (Ученик читает стихотворение. Звучит тихая музыка) Если мы хотим кого-то Встретить с честью и почётом, Встретить щедро, от души, С уважением большим, То гостей таких встречаем Круглым пышным караваем. С караваем соль подносим: Дорогой наш гость и друг, Принимай хлеб – соль из рук. (Ученик подносит гостям на расшитом полотенце каравай хлеба) IY. Страница 2. (Слайд) Повторение. Актуализация опорных знаний. 1. Ответы на вопросы. -Ребята, а к какой части речи относится слово хлеб? -Что вы знаете про имя существительное? -Что называется склонением? -Сколько падежей в русском языке? -Назовите падежи с вопросами. 2. Грамматическая сказка. (слайд) -Ребята, есть такая грамматическая сказка " Откуда пошли названия падежей". Послушайте. Он, т. е. падеж, ещё не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать – ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ. Родился – стал РОДИТЕЛЬНЫЙ. Пока был малышом, ему все давали, и он стал ДАТЕЛЬНЫЙ. Но он был и большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал ВИНИТЕЛЬНЫЙ. Потом подрос, стал творить добрые дела и стал называться ТВОРИТЕЛЬНЫЙ. Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь ПРЕДЛОЖНЫЙ. Прямо так и говорили, когда его вспоминали, даже песенку пели с припевом. Давайте хором прочитаем припев этой песни: Именительный, родительный, Дательный, винительный, Творительный, предложный. 3. Склонение существительных. -А теперь письменно просклоняем существительное ХЛЕБ. (С записью в тетрадях. Один ученик комментирует.) -Выделите изменяемую часть слова – окончание. -Самостоятельно просклоняйте существительное БУЛКА. (Проверка по компьютеру. Слайд.) Y. Страница 3. (Слайд) Работа по теме урока.
-Ребята, прочитайте вопрос Почемучки на странице 52. Ответ найдём в памятке на стр. 53. Знакомство с памяткой. (Стр. 53) -Упр. 111 – списать, вставляя пропущенные буквы. Определить падеж выделенных существительных, пользуясь памяткой.
Хлеб спасли! В жаркий полдень ребята шли по полевой дороге. Вдруг они увидели в поле клубы дыма. Это горела спелая рожь. Коля и Серёжа кинулись тушить пожар. Миша помчался в село. Вскоре подъехали два трактора. Они стали заваливать рожь пластами свежей земли. -Прочитайте текст. (Про себя, затем вслух.) -О чём говорится в тексте. -Определите основную мысль текста. -Что в тексте названо хлебом? Почему? -Что можно сказать об этих ребятах? -Найдите главные члены предложения в 3 предложении. -Какой частью речи выражено подлежащее? Определите падеж. -Следует запомнить, что имя существительное, которое является подлежащим, всегда стоит в именительном падеже. -Определить падеж выделенных имён существительных.
(Они появляются в классе) -Сегодня на наш урок пришли Сластёна и Робинзон Крузо. Давайте мы их послушаем. Сластёна: Я – сластёна Я – сластёна Очень сладкое люблю Мне не надо каш и макаронов Хлеба тоже не хочу! Хочу халвы! Хочу пирожных Хочу мороженного Хочу конфет Хочу бананов! Хочу ананасов, апельсинов! Хочу! Хочу! Хочу! Подумаешь хлеб! Робинзон Крузо: Ах, девчонка! Как ты ошибаешься. Сразу видно, что ты не читала книгу "Робинзон Крузо". Эта книга обо мне. Мой корабль потерпел кораблекрушение, и я оказался на необитаемом острове. Там было много тех самых бананов и апельсинов, о которых ты мечтаешь. Но как я тосковал по хлебу. И как я обрадовался, когда увидел, что случайно оброненных мною зёрен взошло несколько росточков ячменя. Сластёна: Почему? Робинзон Крузо: Я и сам не знаю, почему люди не могут обходиться без хлеба. Сластёна: А вот я смогла бы. -Может быть и вы, ребята, так думаете? -Хлеб люди едят каждый день, и он никогда не надоедает им. Почему? Долго люди не могли дать ответ на этот вопрос. Сегодня мы знаем, что в других продуктах содержится какое–нибудь главное вещество: белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины. А в хлебе есть все! Хлеб.… Наскучит ли он? Никогда! Без него обойтись и не пробуй, Без него человеку беда!
-Ребята, а как называют человека, который выращивает хлеб? -Разве можно найти профессию более нужную, более почётную, чем профессия хлебороба. Никогда оно не отомрёт, не устареет. Нужны огромный труд и терпение, чтобы посеять, вырастить и убрать хлеб. Почётные хлеборобы есть и в нашей деревне. Среди них хорошо знакомые вам Мешков Н. Н. и Михайлов Е. (фотографии появляются на компьютере, слайд). Они не раз занимали призовые места в районе и в республике. За время своей работы они получили много грамот, дипломов и ценных подарков. В этом году Буинский район занял 3 место в республике по сбору урожая. В большом торжестве, посвящённом Дню работников сельского хозяйства, который состоялся в Казани 13 октября этого года, приняла участие и многочисленная делегация буинцев. (вырезка из газеты, слайд) Среди них были представители нашей агрофирмы. Их поздравил с праздником президент РТ Минтимер Шаймиев. Вручил буинскому району Диплом, кубок и два трактора "МТЗ-1221".
-Ребята, вы должны были дома подготовиться к письму по памяти. Давайте повторим. Слава миру на земле! Слава хлебу на столе! Слава тем, кто хлеб растил, Не жалел трудов и сил! (Взаимопроверка) YI. Страница 4. Закрепление.
(два ученика работают на компьютере, остальные работают на местах на карточках) Самопроверка. (На доске лист самоконтроля) YII. Страница 5. (Слайд) Подведение итогов урока. 1. Интервью корреспондента. -На нашем уроке присутствует корреспондент газеты "Знамя". Что же она хочет узнать? Корреспондент: Здравствуйте, ребята. Я хочу задать вами несколько вопросов. Что же вы будете делать, если увидите: -ломоть хлеба, лежащий на полу? -ребят, которые кидаются хлебными крошками? Спасибо вам, ребята Для того, чтобы хлеб у всех был сегодня, и завтра, и всегда трудится вся страна. Судьба хлеба зависит от каждого из нас. И каждый должен помнить: всегда иметь хлеб на столе – большое счастье. Поэтому нужно бережно относиться к хлебу. Ведь для выпечки одного батона требуется мука от помола 10 тысяч зёрен и труд многих людей. Мы должны определить для себя чёткое правило: бери хлеба столько, сколько съешь. 2. Домашнее задание: упражнение 112. 3. Оценки. -О чём мы говорили на уроке? -Чему учились? |
Конспект открытого урока по русскому языку 5 класс тема: три склонения имен существительных ... | Урок по русскому языку в 3 классе (от 27. 04. 2012.) Тема: «Правописание... Цель: закрепить умения склонять имена существительные 2 склонения, определять склонение и падеж имен существительных, повторить правописание... | ||
Третье склонение имен существительных. Правописание мягкого знака... Нчаний существительных не зависит от типа основы и от того, одушевленное оно или неодушевленное. Привлечь внимание учащихся к совпадению... | Урок русского языка, 3 класс Тема: Изменение имён существительных... Цели: формирование первоначального представления о склонении имён существительных | ||
Урок русского языка в 3 классе Тема: «Склонение имен существительных» Цель: познакомить учащихся с грамматической категорией имени существительного – склонение | Урок по русскому языку в 4 классе. Тема Цели урока. Развивать навык правописания имён существительных в родительном падеже | ||
Урок по русскому языку Тема: «Род имён существительных» Планируемые результаты: предметные – познакомить с грамматическим признаком имен существительных – числом и родом,научиться определять... | План урока обоснование тема: Правописание безударных падежных окончаний имён существительных Прочитайте. Подчеркните существительные с безударными окончаниями. Укажите склонение этих существительных | ||
Конспект урока по русскому языку в 5 классе Тема «Обобщение и систематизация... Цели и задачи: 1 Уточнить представления об особенностях творительного падежа имён существительных | Конспект урока по русскому языку в 4 классе Цели и задачи: 1 Уточнить представления об особенностях творительного падежа имён существительных | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Использовать информацию по теме «Склонение имен существительных». Выработать способ определения рода имен существительных | Урок по русскому языку в 3В классе. Тема: «Мягкий знак на конце существительных после шипящих» Цель: углубление знаний о функциях мягкого знака: показатель мягкости согласных, разделительный знак, показатель женского рода имен... | ||
Урок по русскому языку в 3 г классе «Упражнение в изменении имён... Цель: закрепить знания по теме Имя существительное. Упражнение в изменении имен существительных по числам и определении рода | Конспект открытого урока по русскому языку тема: Секреты винительного... Рабочая программа составлена на основании учебной программы, рекомендованной на заседании шмо | ||
Конспект урока по русскому языку. Тема Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных Цель урока: сформировать практическое умение писать строчную букву ж, писать слова и предложения с этой буквой | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... План – конспект урока по русскому языку на тему: «Склонение имен прилагательных в ед ч» |