Результаты мониторинга хода эксперимента по введению ФГОС ООО
в 5 классах опорных школ муниципальных образований
Рязанской области.
В соответствии с нормативными документами министерства образования Рязанской области в 33 школах Рязанской области (Лицей №4 г.Рязань, СОШ №51 г.Рязань, СОШ №72 г.Рязань, СОШ №69 г.Рязань, СОШ №3 г.Рязань, Кораблинская СОШ №2, Новомичуринская СОШ №1 Пронского района, СОШ №4 г.Скопин, СОШ №4 г.Ряжск, Сараевская СОШ, Михайловская СОШ №1, СОШ Касимовского района, Листвянская СОШ Рязанского района, Шиловская СОШ №2, Ал-Невская СОШ, Пителинская СОШ, Ермишинская СОШ, Шацкая СОШ, Захаровская СОШ №1, Горловская СОШ Скопинского района, СОШ №6 г.Касимов, Демушкинская СОШ Сасовского района, Ухоловская СОШ, Путятинская СОШ, Чучковская СОШ, СОШ №3 г.Сасово, Сапожковская СОШ, Старожиловская СОШ, Клепиковская СОШ №1, Кадомская СОШ, Милославская СОШ, Рыбновская СОШ №1, СОШ Спасского района) с сентября 2013 г. начат эксперимент по введению федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в 5-ых классах.
В эксперименте участвуют 82 класса (от 1-го пятого класса в школе (Пителинская СОШ, Листвянская СОШ Рязанского района, СОШ Касимовского района) до 4-х (СОШ №51 г.Рязань, СОШ №72 г.Рязань, СОШ №69 г.Рязань,) в различных образовательных учреждениях. Общее число участников эксперимента – 1811 учащихся.
Число учителей, участвующих в эксперименте, зависит от количества классов и составляет от 9 (СОШ Касимовского района) до 21 (СОШ №51 г.Рязань). Общее количество педагогов-участников эксперимента - 543.
Для нормативно-правового обеспечения эксперимента в муниципальных органах управления образования и образовательных учреждениях изданы соответствующие приказы и распоряжения (например, Об утверждении УМК для 5 классов по ФГОС № 241 от 15 мая 2012г; Об утверждении плана основных мероприятий по подготовке и введению ФГОС ООО №240 от 21 июня 2012г; Об утверждении Основной образовательной программы ООО №240 от 21 июня 2012г; Об утверждении программы внеурочной деятельности в 5 классах №240 от 21 июня 2012г; Об утверждении учебного плана 5 классов №240 от 21 июня 2012г; Об утверждении изменений в стимулирующей части оплаты труда педагогов №240 от 21 июня 2012г; О переходе 5 классов на обучение по ФГОС ООО; О проведении эксперимента по введению ФГОС ООО в 5-х классах; Положение о системе оценок, формах, порядке и периодичности проведения промежуточной аттестации обучающихся; Положение о рабочей группе по введению ФГОС ООО; Положение об организации внеурочной деятельности в классах, работающих в условиях внедрения ФГОС; Положение о портфолио обучающегося основной школы; Изменение критериев для оценивания качества и эффективности деятельности педагогического персонала и т.д.). Указанного нормативно-правового обеспечения достаточно для организации и проведения эксперимента.
Введение стандартов в 5-х классах проводится по различному числу предметов от 11 (русский язык, литература, иностранный язык (английский), математика, история, обществознание, биология, география, ИЗО, физическая культура, технология (девочки) (СОШ №4 г.Ряжск) до 16 (русский язык, литература, математика, английский и немецкий языки, география, биология, история, обществоведение, информатика, физическая культура, ИЗО, музыка, технология, ОРКСЭ, ОБЖ). Почти половина школ (15) проводит эксперимент по 12 предметам - русский язык, литература, иностранный язык, история, обществознание, география, биология, информатика, музыка, изобразительное искусство, технология, физическая культура.
Во всех образовательных учреждениях разработана и утверждена основная образовательная программа, которая в соответствии с требованиями ФГОС ООО содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный, в которых определены цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организация образовательного процесса на ступени основного общего образования.
В целях обеспечения открытости информации об эксперименте в большинстве школ (за исключением Ухоловская СОШ, Путятинская СОШ, СОШ №3 г.Сасово, Старожиловская СОШ, Кадомская СОШ, Милославская СОШ) информация размещена на сайте школы; в 22 школах есть наглядная информация; об эксперименте в 6 школах (Новомичуринская СОШ №1 Пронского района, Ал-Невская СОШ, Пителинская СОШ, Шацкая СОШ, Горловская СОШ Скопинского района, СОШ Спасского района) была информация в прессе, а в 2 школах (Кораблинская СОШ №2, Горловская СОШ Скопинского района) - на ТВ.
Для материально-технического обеспечения образовательного процесса в 28 школах оборудован кабинет русского языка и литературы, в 19 - кабинет математики, в 11 - кабинет химии, в 28 - кабинет истории, в 26 - кабинет биологии, в 20 - кабинет информатики и ИКТ, в 17 - кабинет иностранного языка, в 16 - кабинет географии, в 11 - кабинет физики, в 9 - кабинет технологии, в 4 - кабинет музыки, в 7 - кабинет ИЗО, в 2 - кабинет ОРКСЭ, в 1 школе (Спасская СОШ) - кабинет ОБЖ.
Общая стоимость приобретенного оборудования за счет областного бюджета свыше 40 млн. рублей.
В 4 школах оборудование приобретено за счет муниципального бюджета (Михайловская СОШ №1 (7 440руб.), Клепиковская СОШ №1 (49885 руб.), Ухоловская СОШ (384878 руб.), СОШ №3 г.Сосово (444228 руб.).
Во всех школах, кроме Ал-Невской СОШ и Пителенской СОШ, создана информационно-образовательная среда, в состав которой, как правило, входит сервер, локальная сеть, АРМ директора, АРМ заместителей директора, АРМ в библиотеке, цифровая зона в учительской, АРМ учителя в кабинетах, мобильные классы, цифровые лаборатории, школьное СМИ (телевидение, радио, газета).
Для использования информационных технологий в образовательном процессе в 18 школах в медиатеке имеется комплект компакт дисков с учебным программным обеспечением по русскому языку в 18 школах, по математике и биологии в 17 школах, по истории в 22 школах, по иностранному языку в 16 школах, по литературе в 12 школах, по географии в 10 школах, по обществознанию в 8 школах, по ОРКСЭ в 6 школах, по информатике в 5 школах, по ИЗО в 4 школах, в 2 школах по МХК, в 2 школах по физкультуре, в 2 школах по музыке, в 2 школах по ОБЖ, в 1 школе по химии, в 1 школе по физике, в 1 школе по технологии.
В 28 школах процент обеспеченности бесплатными учебниками составляет 100%, за исключением - Ал-Невская СОШ (97%), Захаровская СОШ №1 (100%) и 75% (Сменовский филиал), Новомичуринская СОШ №1 (80%), Шацкая СОШ – (0%).
Для мотивации педагогов, участвующих в эксперименте, предусмотрены стимулирующие выплаты в размере от 1% (СОШ №4 г.Скопин) до 42% (Рыбновская СОШ №3). Среднее значение стимулирующих выплат составляет 20%.
Основными проблемными зонами при организации эксперимента являются финансово-экономическое, материально-техническое обеспечение; проблема выбора УМК, соответствующего требованиям ФГОС ООО по отдельным предметам; качественная курсовая переподготовка учителей по вопросам внедрения ФГОС ООО в 5-х классах; отсутствие методических пособий для учителя при реализации ФГОС ООО в издательствах. Уровень стимулирующих выплат за организацию реализации ФГОС ООО в некоторых школах не адаптирован к реальным трудовым затратам учителя.
Математика
Кадровое обеспечение по математике
Среди педагогов участвующих в эксперименте по введению ФГОС ООО в Рязанской области 10 учителей математики высшей квалификационной категории (17%), 39 учителей первой квалификационной категории (66%), 9 педагогов аттестованы на соответствие занимаемой должности (15%) и 1 молодой специалист (2%).
Готовность учителей к работе в условиях введения ФГОС ООО по данным образовательных учреждений составляет 80%, прошли повышение квалификации по вопросам введения ФГОС ООО в 5 классе от 32% до 100% педагогов опорных школ.
Повышение квалификации учителя математики проходили в 2011/2012 и 2012/2013 учебном году в Рязанском институте развития образования. Один педагог прошел повышение квалификации в Рязанском государственном университете в январе 2013г.
Потребности в повышении квалификации учителей математики опорных школ по вопросам введения ФГОС ООО на 2013/2014 учебный год составляет 16 человек, так же нуждаются в повышении квалификации учителя, которые будут работать в 5-х и 6-х классах в 2013/2014 учебном году.
Организация образовательного процесса по математике
Наличие программы по учебному предмету и ее соответствие требованиям ФГОС ООО. Все школы участвующие в мониторинге отметили наличие рабочих программ по предмету в соответствии с требованиям ФГОС ООО.
УМК, по которому ведется преподавание:
59% школ работают по УМК: Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С. и др.
Математика 5, издательство Мнемозина;
29% выбрали УМК: Козлова С.А., Рубин А.Г. Математика 5, издательство Баласс;
Другие 12% выбрали УМК:
а. Зубарева И.И., Мордкович А.Г. Математика 5, издательство Мнемозина;
б. Дорофеев Г.В., Шарыгин И.Ф., Суворова С.Б. и др. /Под ред. Дорофеева Г.В., Шарыгина И.Ф. Математика 5, издательство Просвещение;
в. Муравин Г.К., Муравина О.В. Математика 5, издательство Дрофа
г. Дорофеев Г.В.. Петерсон Л.Г. Математика 5, издательство Ювента.
Доля занятий с использованием предметного кабинета составляет 80%. Предметный кабинет не приобретался в 2 школах.
Автоматическое рабочее место учителя используют 67% школ, интерактивная доска в процессе обучения используется на 44%, документ камерой оборудованы и используют в 26% школ и 2 школы заявили использование мультимедийного проектора как отдельный вид оборудования частота использования которого составляет 50-10%.
Доля занятий, которые проводятся с использованием электронных образовательных ресурсов, составляет 45%.
Занятия с использованием дистанционных технологий в школах, принимающих участие в опросе, не проводятся.
Педагоги опорных школ выделили следующие затруднения при достижении предметных результатов обучения:
- сложности формирования коммуникативных и познавательных УУД средствами предмета в том числе формирование умения работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, приводить логические обоснования, доказательства математических утверждений;
- трудности в решении практико-ориентированных задач с применением математических средств;
- недостаточность или отсутствие методических материалов в соответствии с ФГОС ООО;
- трудности конструирования современного урока.
Педагоги опорных школ выделили следующие затруднения при достижении метапредметных результатов обучения:
- недостаточность или отсутствие материалов диагностики метапредметных результатов обучения в соответствии с требованиями ФГОС ООО;
- сложности формирования регулятивных УУД учащихся 5 класса;
- трудности формирования познавательных УУД средствами предмета математика;
- способность работать с различными источниками информации, извлекать информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации; умения понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации; умения выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
- сложности в развитии коммуникативных умений средствами предмета: использовать доказательную математическую речь, выдвижение версий решения проблемы, имение работать в сотрудничестве;
- трудности в развитии когнитивных навыков: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам.
Трудности, возникшие при достижении личностных результатов освоения ООП:
- недостаточное количество или отсутствие методик и заданий, направленных на достижение личностных результатов средствами предмета;
- формирование самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха (неуспеха) в учении, умение видеть свои достоинства и недостатки;
- недостаточность или отсутствие материалов диагностики личностных результатов обучения в соответствии с требованиями ФГОС ООО;
- мониторинг развития личностных результатов.
Какие темы наиболее сложно усваиваются учащимися:
Среди наиболее сложным тем педагоги выделили:
- вычитание смешанных чисел, решение задач составлением уравнений, нахождение дроби от числа и числа по значению его дроби,
- действия с обыкновенными дробями,
- геометрический материал;
- нахождение приближенных значений чисел, округление чисел.
Какая помощь необходима для совершенствования образовательного процесса в соответствии с ФГОС ООО:
- приобретение предметного высокотехнологичного кабинета математики и техническое обслуживание нового оборудования;
- разработка КИМов для мониторинга метапредметных и личностных образовательных результатов;
- обмен опытом со школами, которые принимают участие в эксперименте: круглые столы, уроки, внеурочные занятия, консультации специалистов РИРО и т.д.;
- разработка методических рекомендаций к урокам с использованием ОЭР по математике.
Биология
Кадровое обеспечение по биологии
В мониторинге принимали участие 29 районов.
Количество учителей принявших участие в мониторинге составило 32 человека.
Из них:
высшую категорию имеют 18 педагогов – 56%
первую 7 педагогов – 22%
вторую- 2 человека – 6 %
молодых специалистов 1 человек- 3 %
Готовность преподавателей к ведению уроков в 5 классе 100% .
Все преподаватели ведущие уроки биологии в 5 классе прошли курсы повышения квалификации на базе РИРО
Организация образовательного процесса по биологии
УМК «Биология. 5 класс»
И.Н.Пономарева, И.В.Николаев, О.А.Корнилова.М., Вентана-Граф, 2012 - 27%
Пасечник В.В. Биология 5 класс Дрофа 2012 - 34%
Н.И. Сонин «Биология. Введение в биологию» Дрофа 2012 г. 3%
Введенский Э.Л., Плешаков А.А. Биология. Введение в биологию,5 класс , Русское слово,2012 3%
Биология. Ловягин С.Н. Баласс. 2012 – 17%
Т.С. Сухова, В.И. Строганов. Биология 5 класс. Издательский центр «Вентана-Граф» 16 %
Какие трудности испытываю педагоги при достижении предметных результатов освоения ООП
1. Материал не соответствует возрасту учащихся
2. Отсутствие методического сопровождения к учебнику в соответствии с требованиями ФГОС ООО; подготовка к урокам требует больших временных затрат
Какие трудности испытываю педагоги при достижении метапредметных результатов освоения ООП
1. Отсутствие заданий, направленных на достижение метапредметных результатов;
2. Отсутствие квалифицированной помощи в организации и проведении занятий в условиях ФГОС (трудности в планировании этапов урока, неотработанность структуры урока).
3. Формирование у учащихся самостоятельно планировать пути достижения целей обучения, формулировать выводы согласно целям своей деятельности.
4. Формирование умений оценивать правильность выполненной учебной задачи, собственная возможность её решения.
5. Неподготовленность учащихся 5-х классах к работе в условиях ФГОС ООО, т.к. они в начальной школе не обучались по ФГОС НОО.
6. Формирование информационной компетенции: осуществлять поиск, сбор и выделение существенной информации из различных источников;
7. формирование коммуникативной компетенции: работа в сотрудничестве при решении учебных проблем, брать ответственность за принятое решение и результаты своей деятельности.
8. Дефицит времени на уроке на отработку практических навыков, т.к. большая часть времени уходит на организационные моменты.
|