Программа кружка «путешествия в страну читалия»





Скачать 151.83 Kb.
НазваниеПрограмма кружка «путешествия в страну читалия»
Дата публикации15.07.2014
Размер151.83 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Информатика > Программа
ГБОУ средняя общеобразовательная школа №2
ПРИНЯТО СОГЛАСОВАНО рассмотрено

Советом ГБОУ №2 Заместитель директора по УВР на заседании МО

Протокол № от ____________ Старкова Е.П. Протокол № от «____»______________2013г. «____»______________2013г. «__»______________2013г.
УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ №2

____________ Е.В. Поздняков
ПРОГРАММА

КРУЖКА
«ПУТЕШЕСТВИЯ В СТРАНУ ЧИТАЛИЯ»

Класс: 1
Преподаватель: Кондратюк Е.А.
Количество часов: всего 35ч., в неделю 1ч.
Количество групп: 2
Год создания: 2013
Планирование составлено на основе программы: из методического пособия Т.И.Кашурниковой «Основы информационно-библиографической грамотности» и интернет ресурсов.
Режим занятий: среда: 1 А 14.00-15-00,

1 Б 15-00-16.00


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Наступивший век со всей уверенностью можно назвать веком Информации, её поток будет нарастать с каждым днём. Процессы информатизации современного общества затронули и деятельность школьных библиотек. Одной из главных задач библиотеки как информационного центра становится формирование у читателей навыков независимого библиотечного пользователя (обучение пользованию книгой, другими носителями информации), то есть воспитание информационной грамотности. Так как сейчас уже ясно, что успех каждого отдельного человека будет зависеть от его способности находить, анализировать информацию и умело ею пользоваться.

Что же такое информационная грамотность? Это есть способность:

  • Осознавать потребность в информации;

  • Определять и находить соответствующие источники информации;

  • Уметь извлечь информацию, содержащуюся в них;

  • Оценивать информацию критически и эффективно;

  • Организовывать информацию;

  • Использовать её наиболее эффективно.

Информационно грамотен тот учащийся, который:

  • Находит информацию умело и квалифицированно;

  • Оценивает информацию квалифицированно и критически;

  • Использует информацию точно и творчески.

Наметилась тенденция снижения роли книги в жизни ребёнка, а зачастую и полное отторжение чтения, кроме необходимого образовательного минимума. Но не стоит забывать, что на первоначальной ступени обучения тесно связано не только с традиционной книгой, но и с Интернетом, который неотъемлемой частью вошёл в наши будни. С уверенностью можно сказать о том, что современный ребёнок не мыслит своего существования без использования данной технологии. Правильное поведение в огромном мире информации, возможность адекватной интерпретации получаемых потоков, всё это необходимый навык для современного школьника.

Таким образом, необходимость дополнительного курса занятий на ранней ступени обучения поможет школьникам в дальнейшем ориентироваться в информационном мире, не потерять навык традиционного чтения и любовь к книге, получить знания, позволяющие ему квалифицированно интерпретировать получаемую информацию в учебных и самообразовательных целях, сомнений не вызывает.
Цель занятий:  вызвать у школьника устойчивый интерес к книге, привить ему первоначальные навыки работы с книгой, газетой, журналом и научить ориентироваться в библиотечном пространстве; сформировать у учащихся навыков независимого библиотечного обслуживания 
Программа носит открытый примерный характер и составлена в соответствии со следующими задачами и требованиями:

  • Практическая польза полученных знаний, их соответствие реальным и перспективным интересам и потребностям учащихся, связанным с получением образования и интеллектуальным, нравственным и культурным развитием личности;

  • Обучение самостоятельному поиску и выбору информации, пользовании информационными источниками, включая электронные локальные документы и Интернет;

  • Специальные знания даются с учётом возрастных особенностей, раскрывающиеся от класса к классу;

  • Занятия должны быть иллюстративными наглядными материалами, в том числе с презентациями.

  • Занятия должны быть интересными, эмоциональными и доступными по содержанию;

  • Активное участие школьников на занятиях, использование ими компьютера и других наглядных материалов;

  • Обучение знаниям библиотечно-информационным предполагает как внеурочная деятельность.


Ожидаемые результаты:

  • Формирование интереса к книге;

  • Знание основ книжного дела;

  • Умение грамотно пользоваться любыми видами справочной литературы, энциклопедиями, Интернетом.


Необходимые технические средства:

  • Проектор, экран.

  • Доска;

  • Компьютеры.


Отдельные темы в программе повторяются, повторяемость эта оправдана усложнением материала и форм работы с книгой с учетом возрастных особенностей учащихся. 

Занятия проводятся в виде бесед, игр, практических занятий с использованием мультимедийных презентаций, викторин. В процессе занятий используются раздаточные материалы, книги и журналы из фонда библиотеки.

Все занятия проводятся в библиотеке образовательного учреждения (КИБЦ).





Тематическое планирование



35 часов
1 класс


Тема

Содержание занятия

Формы работы

Количество

часов

  1. «Давайте познакомимся!»

Первое посещение библиотеки. Знакомство с библиотекой.

Мультимедийный урок, опрос по теме, мультфильм


1

2. «Могу всё сам»

Правила записи и выбора книг. Как самому записаться и выбрать книги. Знакомство с книжными выставками. Расстановка книг на полках.

Беседа, викторина, практическое занятие

1

3. «Книга твой друг – береги её!»

Правила пользования и обращения с книгами. Умение обернуть книгу. Бережное отношение к книгам.

Беседа, викторина, мультфильм «Суперкнига»

1

4. «Учебники берегу и в обложках их ношу»

Правила обращения с учебниками. Понятие обложка и закладка. Их роль и значение.

Беседа, практическая работа

1

5. «Чудо, имя которому – книга»

Типы и виды книг. Основные её элементы.

Мультимедийный урок, опрос по теме

1

6. «Как устроена книга?»

Структура книги.

Мультимедийный урок, опрос по теме




7. «Книжкина больница»

Ремонт книг.

Беседа, практическая работа

1

8. «Кто рисует твои книжки?»

Знакомство с В.Конашевич, Е.Чарушин, Е.Рачёв.

Мультимедийный урок, мультфильм

1

9. «Я художник-иллюстратор»

Рисунки любимых героев.

Практическая работа, обсуждение

1

10. «Новый читатель пожаловал к нам»

Посвящение в читатели. Запись читателей в библиотеку.

Беседа, викторина

1

11. «Расскажи мне»

Знакомство с любимыми книгами.

Беседа

1

12. «Что приносит почтальон?»

Обзор периодических изданий КИБЦ. Умение ими пользоваться.

Беседа, практическая работа

1

13. «Твои первые энциклопедии и справочники»

Знакомство со справочной литературой.

Мультимедийный урок, практическая работа

1

14. «С компьютером на ты»

Устройство, роль и значение компьютера

Беседа, практическая работа

4

15. «Для вас девчонки и мальчишки, обучающие диски»

Знакомство с обучающими дисками


Беседа, практическая работа

4

16. «Всемирная паутина»

Понятие Интернет. Роль и значение

Беседа, практическая работа

4

17. «Я – читатель»

Круг чтения

Беседа, мультфильм

1

18. «Моя домашняя библиотека»

Правила формирования

Беседа

1

19. «Портфель читателя»

Знакомство с пособием

Беседа, практическое занятие

4

20. «Мой читательский портрет»

Знакомство с пособием

Беседа, практическое занятие

4

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 класс



  1. «дАВАЙТЕ ПОЗНАКОМИМСЯ!» (1 час).

Теория. Первое посещение библиотеки. Знакомство с программой кружка и с «Книжкиным домом». Библиотеки большие и маленькие (виды и типы). Структура библиотеки. Основные правила пользования библиотекой. Неправильные правила пользования библиотекой. Роль и значение библиотек. Викторина «Угадай книгу». Выставка «Чудо, имя которому – Книга». Опрос детей по теме беседы. Просмотр мультфильма «Смешарики в библиотеке», «Дора идёт в библиотеку» (10 мин).

Основные понятия: библиотека, читатель, библиотекарь.
2. «Могу всё сам» (1 час)

Теория. Как самому записаться и выбрать книги. Знакомство с книжными выставками. Расстановка книг на полках. Самостоятельный выбор книг при открытом доступе. Беседа о правильном выборе книги. Умение самостоятельно ориентироваться. Викторина «Угадай кто я»

Практика. Работа с фондом и умение находить нужные книги.

Основные понятия: тематическая и алфавитная расстановка.
3. «КНИГА ТВОЙ друг - береги её!» (1 час)

Теория. Правила и умения обращаться с книгой. Бережное отношение к книге. Обучение умению обернуть книгу. Работа с плакатом "Просьба книги". Формирование у детей бережного отношения к книге. Викторина «Исправь название сказки». Мультфильм «Суперкнига» (10 мин).

4. «учебники берегу и в обложках их ношу» (1 час)

Теория. Правила обращения с учебниками. Понятие обложка и закладка. Их роль и значение.

Практика. Изготовление закладок.
5. «Чудо, имя которому – книга» (1 час)

Теория. Мультимедийный урок «Основные элементы книги. Виды и типы книг.

Основные понятия: страницы, обложка (переплёт), корешок, титульный лист, буквица, иллюстрация, рисунок, книжка-игрушка, книжка-малышка, книжка-раскладушка

6. «КАК УСТРОЕНА КНИГА?» (1 час)

Теория. Мультимедийный урок «Структура книги». Внешнее и внутреннее оформление книги.

Основные понятия. Обложка, переплёт, корешок, титульный лист (автор, название, издательство и год), содержание, аннотация.
7. «Книжкина больница» (1 час).

Теория. Обучение умению ремонтировать книги.

Практика. Простейший ремонт книг скотчем и клеем.
8. «Кто рисует твои книжки?» (1 час)

Теория. Художники детской книги: В.Конашевич, Е.Чарушин, Е.Рачёв. Роль и значение иллюстраций. Выставка «Художники детской книги». Мультфильм по русским народным сказкам (10 мин).
9. «я художник- иллюстратор» (1 час)

Практическое занятие. Рисунки любимых героев. Обсуждение получившихся рисунков.

10. « новый читатель пожаловал к нам» (1 час)

Теория. Запись учащихся в библиотеку. Проверка знаний о библиотеке. Литературная игра "Сказки просят: "А сейчас вы, друзья, узнайте нас". Выставка «Сказка учит добру».

Основные понятия. Абонемент, читальный зал, формуляр, книжная выставка, тематическая полка.
11. «Расскажи мне» (1 час)

Теория. Беседа о любимых книгах.
12. «Что приносит почтальон?» (1 час)

Теория. Характеристика детских периодических изданий. Разнообразие периодических изданий. Обзор периодических изданий КИБЦ. Правила пользования.

Практика. Поиск информации по журналам.
13. «Твои первые энциклопедии и справочники» (1 час)

Теория. Мультимедийный урок «Мои первые энциклопедии и справочники». Знакомство со справочной литературой. Их структура, роль и значение. Типы и виды справочной литературы. Как правильно и быстро найти нужную информацию.

Основные понятия. Энциклопедия, справочник, словарь.

Практика. Умение пользоваться.
14. « с компьютером на ты» (4 часа)

Теория. Знакомство с устройством компьютера и основными понятиями. Роль и значение компьютера в жизни человека и читателя. Умение и навыки пользования компьютером. Основные программы.

Основные понятия. Компьютер, системный блок, монитор, мышь, клавиатура.

Практика. Умение пользоваться компьютером.
15. «Для вас девчонки и МАЛЬЧИШКИ, обучающие диски» (4 часа)

Теория. Знакомство с дисками, их виды. Обзор детских компьютерных дисков КИБЦ. Беседа о правилах пользования и установке.

Практическое занятие. Умение пользоваться дисками
16. «Всемирная паутина» (4 часа)

Теория. Знакомство с понятием, роль и значение Интернет.

Практическая работа. Умение пользоваться Интернет
17. «Я - читатель» (1 час)

Теория. Круг чтения. Какими библиотеками пользуются. Учитель рассказывает о своих детских любимых книгах. Просмотр мультфильма на выбор (15 мин).
18. «Моя домашняя библиотека» (1 час)

Теория . Правила формирования домашней библиотеки. Рассказы учащихся о своих библиотеках.
19. Портфель читателя ( 4 часа)

Теория. Знакомство с пособием.

Практика. Выполнение задания.
20. «Мой читательский портрет» (4 часа)

Теория. Знакомство с пособием

Практика. Выполнение задания.


Список литературы



  1. Галактионова Т.Г. Портфель читателя. – [б.и.]: Питер, 200739, [1]с.

  2. Кашурникова Т.М. Чудо, имя которому книга. – М.: Школьная библиотека, 2006. – 103, [1]c.

  3. Кашурникова Т.М. Основы библиотечно-библиографической грамотности для учащихся: Метод. рекомендации для библиотекарей. – М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007. – 127, [1]с.

  4. Учимся успешному чтению: портфель читателя: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. 1 класс. – М.: Просвещение, 2011. – 47, [1]с.



Интернет-ресурсы


  1. http://schsite.ru/stavropol_gimn25/25aa2ca1-5b0d-43df-856f-40aadb90ad94

  2. http://festival.1september.ru/articles/314341/

  3. http://klass.by/biblio_urok.html

  4. http://30buruny-s1.edusite.ru/p45aa1.html

  5. http://www.twirpx.com/file/721394/


2 класс

1. «В ГОСТЯХ У КОРОЛЕВЫ КНИГИ» (1 час)

Роль книги в истории человеческой цивилизации. Роль книги в жизни человека.

Отличие книги от других источников информации.

Основные понятия: информация, источники информации, книга.
12. «Как читать книги?»

Предварительная установка на чтение. Внешние условия (тишина, хорошая освещённость, правильная и удобная поза). Внимание к тексту и художественным деталям. Медленное чтение и перечитывание.

2. Древние источники информации
История письменности

Древние способы передачи информации: сказители, сигналы, узелковое письмо, письмо в рисунках, письмо знаками. Буквенное письмо, возникновение алфавита. Древнеславянская письменность: история возникновения, ее особенности.

Основные понятия: кипу, вампумы, пиктограмма, идеограмма, иероглифы, буква, алфавит, кириллица, азбука.
4. Древние книги

Глиняные таблички. Книги-свитки из папируса. Восковые таблички. Берестяные грамоты. Книга-кодекс из пергамента. Процесс переписывания древних книг. Содержание древних книг, их историческая и культурная ценность.

Основные понятия: клинопись, папирус, калам, стиль, пергамент, кодекс, манускрипт.
4. Русская рукописная книга

Процесс создания русской рукописной книги. Элементы оформления русской рукописной книги. Содержание древних русских рукописных книг. Русская рукописная книга – исторический и художественный памятник.

Основные понятия: рукопись, миниатюра, инициал (буквица), вязь, заставка, киноварь, устав, скрипторий, фолиант, формат, переплет, летопись.
5. На пути к новой книге

Предпосылки возникновения книгопечатания. Потребность в книге. Деревянная печатная форма. История изобретения бумаги.

Основные понятия: палимпсест, экземпляр, ксилография.
6. История книгопечатания

Исторический опыт в использовании печатной формы. Изобретение печатного станка Иоганном Гуттенбергом. Распространение книгопечатания в европейских странах. Первые печатные книги. Изменение внешнего облика книги и ее структуры с развитием печатного дела.

Основные понятия: наборная печать, шрифт, гравюра, типография, инкунабулы, титульный лист.
7. Русская печатная книга

Первые печатные книги на славянском языке. Причины появления книгопечатания на Руси. Первопечатник Иван Федоров. Роль первых печатных книг в распространении просвещения на Руси в 16-17 вв. Первый печатный детский иллюстрированный цветной «Букварь» Кариона Истомина. Развитие печатного дела в России в 18 веке. Формирование внешнего облика русской печатной книги и ее структуры. Роль новых элементов в книге.

Основные понятия: иллюстрация, фронтиспис, гражданский шрифт, титульный лист.
8. Древние библиотеки

Библиотеки Древнего Мира. Библиотека из глиняных табличек царя Ассирии Ашшурбанипала. Александрийская библиотека. Европейские библиотеки в Средние века. Монастырские, частные и публичные библиотеки. Условия хранения книг в библиотеках, организация книжных фондов, первые каталоги. Библиотеки Древней Руси. Библиотеки при соборах и монастырях. Роль библиотек в сохранении культурного наследия.

Основные понятия: библиотека, каталог, шифр, книжный фонд, публичная библиотека.
9. Детские библиотеки Василеостровского района
10. Структура книги.

Основные элементы структуры книги. Их функциональное значение. Чтение титульного листа. Подзаголовочные данные. Выходные данные.

11. путешествие по Словарям и справочникам

Практическая работа. Работа с дидактической карточкой «Алгоритм информационного поиска» по энциклопедиям «Что такое. Кто такой», «Я познаю мир», «Словарь юного …», «Детская энциклопедия»
12. Электронная библиотека


Основная литература



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа кружка «путешествия в страну читалия» iconКурсовая база данных «Турагентство»
Работники турагентства продают путевки путешествий по разным странам. В каждую страну организуются несколько маршрутов. По каждому...
Программа кружка «путешествия в страну читалия» iconУрок итогового повторения 5 класс
Предлагаемая игра в форме интеллектуального путешествия в Страну знаний может быть проведена без всякой предварительной подготовки....
Программа кружка «путешествия в страну читалия» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Путешествия по другим измерениям, используя тонкое астральное тело всегда заинтриговывало человека, также как левитация, невидимость,...
Программа кружка «путешествия в страну читалия» iconПрограмма кружка «Химия в задачах»
Предварительная беседа с учащимися показала, что есть потребность в проведении подобного кружка
Программа кружка «путешествия в страну читалия» iconОбразовательная программа дополнительного образования краеведческого кружка «Журавлинка»
Образовательная программа дополнительного образования краеведческого кружка «Журавлинка» действует на базе Эстонской основной общеобразовательной...
Программа кружка «путешествия в страну читалия» iconПрограмма кружка Маленький мастер
...
Программа кружка «путешествия в страну читалия» iconРабочая программа кружка «Юный химик» для учащихся 8-9 класса
В связи с этим занятия кружка по этой программе помогут решить следующие задачи
Программа кружка «путешествия в страну читалия» iconОбразовательная программа по курсу кружка «В гостях у сказки» для...
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Программа курса «В гостях у сказки» составлена...
Программа кружка «путешествия в страну читалия» iconПлан основных мероприятий, посвященных встрече Нового 2011 года №
Выставка кружка фитодизайна «Виола» и кружка по художественной обработке кожи «В ожидании чуда»
Программа кружка «путешествия в страну читалия» iconРабочая программа кружка юид 2013 2014 учебный год. Пояснительная...
Программа кружка «Юные Инспекторы Движения» разработана в рамках Федерального закона «О безопасности дорожного движения», закона...
Программа кружка «путешествия в страну читалия» iconПрограмма математического кружка
Таким образом, расширяется круг школьников, для которых математика становится профессионально значимым предметом. Актуальность кружка...
Программа кружка «путешествия в страну читалия» iconПрограмма кружка по химии «занимательная химия»
Целью создания кружка является формирование у учащихся глубокого и устойчивого интереса к миру веществ и химических превращений,...
Программа кружка «путешествия в страну читалия» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Здравствуйте ребята! Очень рада я вас всех видеть сегодня на занятии и приглашаю в увлекательное путешествие, в страну подарков....
Программа кружка «путешествия в страну читалия» iconПрограмма кружка по экспериментальной органической химии для 10 класса...
Костромская область. Галичский район. Муниципальное общеобразовательное учреждение
Программа кружка «путешествия в страну читалия» iconПрограмма кружка «Думай! Смекай! Решай!»
Программа «Кружка речевого творчества» рассчитана на учащихся 4 класса. Реализуется она в течение одного учебного года. Занятия будут...
Программа кружка «путешествия в страну читалия» icon"Психологические приёмы спаивания населения России."
Сначала нашим западным врагам удалось превратить страну, которая двигалась вперёд семимильными шагами сначала в страну, топчущуюся...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск