Меня всегда волновал вопрос: как побудить такие мотивы учения, которые лежали бы не во вне, а в самом процессе обучения?





Скачать 54.47 Kb.
НазваниеМеня всегда волновал вопрос: как побудить такие мотивы учения, которые лежали бы не во вне, а в самом процессе обучения?
Дата публикации29.07.2014
Размер54.47 Kb.
ТипВопрос
100-bal.ru > Информатика > Вопрос
Исследовательская и проектная деятельность 

как средство активизации познавательного интереса младших школьников
Меня всегда волновал вопрос: как побудить такие мотивы учения, которые лежали бы не во вне, а в самом процессе обучения? Чтобы ученик учился не только ради оценок и похвал, но и потому, что он увлечён учёбой, что он стремится к совершенствованию своей личности. Как избежать «золотой середины», не привести всех к одному знаменателю – «среднему», а наоборот сохранить желание и возможности первых, при этом, не забывая и о повышении интереса вторых?

Создание условий для активизации интеллектуальной деятельности, по моему мнению, является одной из самых актуальных задач современной школы. Поэтому считаю, что стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала младших школьников можно через проектно-исследовательскую деятельность и систему творческих заданий. Концептуальной и методологической основой при разработке темы по  активизации познавательной деятельности младших школьников  послужили педагогические идеи Галины Ивановны Щукиной, которая говорит: «Познавательный интерес является одним из главных условий протекания учебного процесса и свидетельством его правильной ориентации».

В основу моей работы была положена идея личностно-ориентированного обучения, которая в центр всей школьной образовательной системы ставит личность ребёнка.

В наше образовательное учреждение приходят дети, имеющие разный уровень готовности к обучению, неодинаковый социальный опыт, отличия в психофизическом развитии. Это противоречие потребовало необходимости поиска форм и методов развития познавательного интереса младших школьников. Разрешение этого противоречия происходит благодаря переходу ученика на более сложный уровень деятельности, что ведет к повышению его интеллектуальных и творческих способностей. В данном случае  это проектная и исследовательская деятельность, основы которой я ввожу в учебный процесс младших школьников. Особенность организации такой деятельности в том, что в ней могут участвовать не только сильные учащиеся, но и отстающие. Только уровень исследования будет иным. 

При обучении я следую общедидактическим принципам: научности,  доступности, опоры на субъектный опыт. Формирование модели выпускника начальных классов осуществляю через личностно-ориентированные, культурно-ориентированные, деятельностно-ориентированные принципы. Использую разнообразные формы обучения, которые носят не репродуктивный, а исследовательский характер, что приводит к развитию мыслительной деятельности и творческого потенциала учащихся. В ходе работы решаются следующие задачи:


  • систематизация и расширение знаний;

  • развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;

  • интеграция знаний;

  • приобретение опыта выполнения индивидуальных и коллективных проектов с применением информационных технологий;

  • умение представлять результаты исследования в виде публичного выступления;

Информационно-коммуникационные технологии используются на уровне методических приемов при проведении фрагментов уроков и нестандартных учебных занятий (ролевых игр, конференций, защиты проектов и рефератов, презентаций)

По определению И.Д. Чечеля, «современный проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определённых личностных качеств. Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых (порой и путём самообразования). Активное включение школьника в создание тех или иных проектов даёт ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде». 

В своей работе с учениками начальных классов я значительное место уделяю организации деятельности, направленной на создание собственных творческих, исследовательских проектов. В моей системе обучения важным становится не только усвоение знаний, но и сами способы переработки учебной информации, мыслительных умений и навыков, анализ и выделение главного, сравнение, обобщение и систематизация, умение работать с книгой и другими источниками информации, развитие познавательного потенциала учащихся. Дети младшего школьного возраста уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самой разной исследовательской работе на уроках и во внеурочной деятельности. Учащимся предлагается перечень тем на выбор, совместно с учителем формулируются цели, задачи и определяются сроки для подготовки индивидуальных и коллективных презентаций.
Эффективно реализованы следующие типы проектов:

  • Исследовательские проекты, направленные на развитие исследовательских умений и навыков, исследовательского мышления: умения ставить задачу, выдвигать гипотезу, планировать деятельность по заданной теме, проводить простейшие наблюдения за живой и неживой природой («Выращивание кристалла», «Аквариум и его обитатели»).



  • Творческие проекты («День рождения», «Приключение у новогодней ёлки», концерт-поздравление ко Всероссийскому Дню пожилых людей, декламация стихов, исполнение песен, участие в инсценировках, выпуск тематических школьных газет и т.д.), которые позволили детям проявить и развить свои творческие способности и коммуникативные умения;

  • Ролевые, игровые проекты, позволяющие младшим школьникам «примерять» на себя чей-то образ, познавать таким образом мир, учиться строить взаимоотношения в нем («Копилка игр», «Игры народов мира» и др.); 

  • Ознакомительно-ориентировочные (информационные), которые предполагают аналитическую работу с полученной информацией («Шоколад – вред или польза», «Жизнь и гибель динозавров на планете Земля», «Александр Сергеевич Пушкин», «Моя любимая книга»). 

  • Практико-ориентированные (прикладные), завершающиеся изготовлением нужных и полезных для окружающих вещей, что позволяет ребенку почувствовать свою социальную значимость («Ярмарка поделок», выращивание рассады цветочных культур для школьного участка - «Огород на подоконнике», изготовление сувениров к 75-летию Школы, Дню Победы - «Подарок ветерану»).

Что же даёт такая система работы?:

1. Возможность каждому ученику достичь максимально возможных для него результатов обучения: повысился уровень знаний учащихся (обученность - 100%, средняя оценка по предметам – 4,01 – 4,29, учатся на «4» и «5» от 56% - 65%); увеличивается число детей, участвующих в конкурсах, интеллектуальных играх, олимпиадах. Баглай Никита - призер конкурса проектных и исследовательских работ «Открытие», Белова Мария – участник окружного конкурса проектных и исследовательских работ «Премьера», Шатохин Владислав и Логинова Светлана – победители «Интеллектуального марафона», игры-конкурса «Русский медвежонок - языкознание для всех» 

2. Создаёт ситуацию успешности ученика, что позволяет ему почувствовать уверенность в себе, в своих силах, самоутвердиться не только в школе, но и в дальнейшей жизни.

3. Система работы позволяет отслеживать развитие уровня познавательного интереса учащихся и проводить своевременную корректировку педагогической деятельности. Наличие устойчивого познавательного интереса способствует осознанному усвоению учащимися системы знаний, умений и навыков, развитию логического мышления и творческих способностей, повышает эффективность учебно-воспитательного процесса.

4. Изменяется уровень сформированности мыслительной деятельности детей. Они стали рассматривать учебный материал как самостоятельно добываемую важную для них информацию.

5. В результате выполнения исследования по решению значимой для школьника проблемы, появился продукт и новые умения, способы деятельности ребенка: школьники начали активно участвовать в творческой проектной деятельности. 
Дети ежегодно приглашаются для участия в окружных, городских и Всероссийских конкурсах-фестивалях проектных и исследовательских работ.

Данная работа эффективна, полезна и стимулирование развития интеллектуальности младшего школьника через проектно-исследовательскую деятельность успешно реализуется, формируются базовые компетентности как результат обучения на 1 ступени в соответствии с ФГОС. Результатом системы работы является создание методических копилок уроков и внеклассных мероприятий с использованием ИКТ, проектных работ учащихся.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Меня всегда волновал вопрос: как побудить такие мотивы учения, которые лежали бы не во вне, а в самом процессе обучения? iconРеферат по дисциплине «Окружающий мир» на тему: «Как работает организм человека»
Меня всегда волновал вопрос: «Почему органы человека работают слаженно?» Ответ на этот вопрос и стал целью моей работы. По-моему...
Меня всегда волновал вопрос: как побудить такие мотивы учения, которые лежали бы не во вне, а в самом процессе обучения? iconИнтерактивные формы работы с учащимися в учебном процессе
В этой связи в учебной деятельности должны использоваться такие методы обучения, которые будут способствовать самореализации личности...
Меня всегда волновал вопрос: как побудить такие мотивы учения, которые лежали бы не во вне, а в самом процессе обучения? iconМетодическая разработка урока. Учитель ссш №11 Полиновская Л. П....
Минута вдохновения: все дети повторяют за учителем. «Я хороший. Я самый хороший. Меня все любят. Я все могу. Я всегда все могу. У...
Меня всегда волновал вопрос: как побудить такие мотивы учения, которые лежали бы не во вне, а в самом процессе обучения? iconАтмосфера истинной поддержки каждого – этот вопрос волновал меня...
Наталья Владимировна Кохан, учитель педагогики Новосибирского городского педагогического лицея имени А. С. Пушкина, вожатая Всероссийского...
Меня всегда волновал вопрос: как побудить такие мотивы учения, которые лежали бы не во вне, а в самом процессе обучения? iconДеятельностный аспект обучения в процессе преподавания русского языка и литературы
Важность проблемы мотивации обучения русскому языку всегда осознавалась учеными, предлагались разнообразные пути ее решения. Однако...
Меня всегда волновал вопрос: как побудить такие мотивы учения, которые лежали бы не во вне, а в самом процессе обучения? iconГазета учащихся средней общеобразовательной школы №5
Семь золотых и один серебряный медалист завершили обучение у меня в классе. Как педагогу, мне было очень приятно осознавать, что...
Меня всегда волновал вопрос: как побудить такие мотивы учения, которые лежали бы не во вне, а в самом процессе обучения? icon[Наиль Байков, Seopult tv]Добрый день, дорогие интернет зрители!...
Добрый день, дорогие интернет зрители! Как прежде и как всегда я говорю, меня зовут Наиль Байков, руководитель проекта seopult. Tv....
Меня всегда волновал вопрос: как побудить такие мотивы учения, которые лежали бы не во вне, а в самом процессе обучения? iconТема Родины в изобразительном искусстве
Вопрос о патриотизме становится сегодня особенно актуальным, ибо без патриотизма вообще не может быть никакого духовного становления...
Меня всегда волновал вопрос: как побудить такие мотивы учения, которые лежали бы не во вне, а в самом процессе обучения? icon«что я должен делать, чтобы сберечь лес»
В школе проходил конкурс на лучший рисунок «осенние мотивы», а я решила сделать проект на эту тему, потому что у меня осталось много...
Меня всегда волновал вопрос: как побудить такие мотивы учения, которые лежали бы не во вне, а в самом процессе обучения? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Как здорово иметь любимого учителя, с которым всегда приятно быть на уроке, улыбнуться друг другу, а может, и просто поговорить....
Меня всегда волновал вопрос: как побудить такие мотивы учения, которые лежали бы не во вне, а в самом процессе обучения? iconЗадача системы образования всегда состояла в формировании студента...
Текст выступления акбаровой з. Ш. На заседании цикловой методической комиссии естественно-научных и математических дисциплин
Меня всегда волновал вопрос: как побудить такие мотивы учения, которые лежали бы не во вне, а в самом процессе обучения? iconИМ. В. А. Стеклова
Далее мы перечислим основные факторы, оказывающие влияние на оценку «важности» теорем и теорий. Следующий рассмотренный вопрос –...
Меня всегда волновал вопрос: как побудить такие мотивы учения, которые лежали бы не во вне, а в самом процессе обучения? iconРеферат по геометрии Тема: «Золотое сечение пропорции»
Вопрос о математических предпосылках прекрасного, о роли математики в искусстве волновал еще древних греков, причем свой интерес...
Меня всегда волновал вопрос: как побудить такие мотивы учения, которые лежали бы не во вне, а в самом процессе обучения? icon482. Amina (03. 03. 2014 22: 11) e-mail
В прошлом году я была у нумеролога,на мой вопрос: стоит ли мне заниматься гаданием?она ответила: что нет,так как у меня есть сын...
Меня всегда волновал вопрос: как побудить такие мотивы учения, которые лежали бы не во вне, а в самом процессе обучения? iconКогда я слышу слово «учитель», оно не звучит для меня отвлечённо....

Меня всегда волновал вопрос: как побудить такие мотивы учения, которые лежали бы не во вне, а в самом процессе обучения? iconЗачем мы ходим в театр, зачем мы любим театр?
«как на самом деле», здесь всегда есть элемент игры, в начале которой зрителю как будто говорят: «Давай как будто…» При этом актёры...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск