Скачать 51.02 Kb.
|
ТЕКСТ ВЫСТУПЛЕНИЯ АКБАРОВОЙ З.Ш. НА ЗАСЕДАНИИ ЦИКЛОВОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМИССИИ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫХ И МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН ТЕМА: «Формирование исследовательских компетенций курсантов в процессе профессиональной подготовки». Молодежь, составляющая третью часть трудоспособного населения России, занимает важное место в системе воспроизводства и развития трудовых ресурсов и является основным инновационным потенциалом. И от того, насколько широко молодежь включена, интегрирована во все сферы социально-экономической жизни и насколько активно ее участие в ней, во многом зависят темпы развития всего общества, уровень жизни населения страны. Термин «конкуренция» имеет латинский корень, который обозначает «сталкиваться, соперничать, соревноваться». Конкурентоспособный специалист имеет такие профессиональные и личностные качества, которые дают ему определенные преимущества перед другими кандидатами при приеме на работу. Под руководством доктора психологических наук, профессором В.Д.Шадриковым была разработана «Модель специалиста с высшим профессиональным образованием» [1], в соответствии с которой современный специалист должен: 1. иметь мотивацию к обучению, на протяжение всей жизни, владеть навыками самостоятельного получения знаний и повышения квалификации (специалист должен «уметь учиться») и владеть современными информационными технологиями 2. владеть методологическими знаниями и аналитическими навыками, учитывая, что одним из важных последствий научно-технического прогресса является ослабление акцента на запоминание множества фактов и базовых данных; 3. владеть базовыми знаниями и навыками, обеспечивающими способность постоянно учиться и навыками проведения научных исследований. Задача системы образования всегда состояла в формировании студента тех знаний, поведенческих моделей, ценностей, которые позволят ему быть успешным вне стен учебного заведения. Как считает доктор педагогических наук, профессор БГПУ им. Акмуллы Р. М. Асадуллин, «образование должно стать практико - ориентированным, но при этом не терять своей фундаментальности. И это определяет совершенно новые ориентиры профессионального образования, поскольку предметоцентризм о котором так долго говорили, уходит в историю»[2]. Если студент, опираясь на собственный опыт и самостоятельно “добывает” знания в учебном процессе, а не получает их в готовом виде, то он будет стремиться аналогично действовать в своей будущей профессиональной деятельности. Воспитание творчески думающих специалистов возможно через привлечение студентов к проектно - исследовательской работе. Специалист, обладающий проектно – исследовательской компетенцией, умеет активно и продуктивно анализировать фактическую информацию, создавать и выбирать новые более эффективные алгоритмы, ресурсы, технологии, а не только пользоваться готовыми, порой устаревшими, алгоритмами и фактами. За период обучения каждый студент самостоятельно выполняет ряд различных работ: доклады, рефераты, курсовые и выпускные квалификационные работы. Каждая новая работа должна отличаться от предыдущей возрастающей степенью трудности и объемом. Все эти виды работ помогают студентам: овладеть современными методами поиска, обработки и использования информации, освоить некоторые методы научно-исследовательской деятельности, определиться в своей профессиональной позиции, умение отстаивать и защищать её, что, в конечном счете, помогает развить у специалистов способностей и творческому отношению к своей профессии. Каждая учебная дисциплина способна внести вклад в повышение качества образования. Одной из важнейших мест принадлежит математике, как универсальному междисциплинарному языку для описания и изучения объектов и процессов, и как фактору, формирующего стиль мышления выпускников. На занятиях математики студенты учатся рассуждать, доказывать, находить рациональные пути выполнения заданий, делать соответствующие выводы, а в процессе работы над учебным проектом постигать реальные процессы, объекты и проживать конкретные ситуации. В основе всех перечисленных действий и процессов лежит формирование проектно – исследовательской компетенции, которая понимается как это совокупность физических знаний в определенной области, знаний о структуре проектной и исследовательской деятельности, наличие проектных и исследовательских умений (решать проблемы на основе выдвижения и обоснования гипотез, ставить цель деятельности, планировать деятельность, осуществлять сбор и анализ необходимой информации, выполнять эксперимент, представлять результаты исследования), наличие способности применять эти знания и умения в конкретной деятельности. Так, в сфере подготовки профессионально - ориентированных специалистов речного флота в Уфимском филиале ФБОУ ВПО « Московская государственная академия водного транспорта» математика обеспечивает создание фундамента для дальнейшего погружения курсанта в сферу исследовательских и профессиональных задач, необходимых для нахождения нетрадиционных решений и реализации экономически выгодных проектов. Курсанты филиала занимаются проектно – исследовательской деятельностью по следующим направлениям: расчет геометрических характеристик судна (площади шпангоута, ватерлинии, объема погруженной части корпуса), расчет потребности флота для выполнения заданного объема, решение прикладных исследовательских задач. Поэтому в современных условиях, в образовательной деятельности важны ориентация на развитие познавательной активности, самостоятельности обучающихся, формирование проектно – исследовательской деятельности. Мы считаем, инновационные технологии в профессиональном образовании повышают эффективность обучения и воспитания личности и направлены на подготовку высококвалифицированных специалистов, получивших фундаментальные и прикладные знания. Таким образом, целью инновационной деятельности является качественное изменение личности студента по сравнению с традиционной системой. Это становится возможным благодаря внедрению в профессиональную деятельность не известных практике дидактических и воспитательных программ, предполагающему снятие педагогического кризиса. Развитие умения мотивировать действия, самостоятельно ориентироваться в получаемой информации, формирование творческого нешаблонного мышления, развитие детей за счет максимального раскрытия их природных способностей, используя новейшие достижения науки и практики, - основные цели инновационной деятельности. Список литературы
|
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... При этом он должен обладать качествами, помогающими ему не только найти работу в современных условиях, но и быть успешным вследствие... | Радиофизический факультет Цель курса атомной физики состоит в формировании у студента целостной системы знаний по основам современной физики атомов и атомных... | ||
Программа развития школы предполагает, что наиболее эффективным инструментом... При этом он должен обладать качествами, помогающими ему не только найти работу в современных условиях, но и быть успешным вследствие... | Структура самообследования «Я полагаю, что ни в каком учебном заведении образованным человеком стать нельзя. Но во всяком хорошо поставленном учебном заведении... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Целью обучения является формирование таких качеств личности студента, которые позволят ему стать более эффективным орудием в руках... | «Что за прелесть эти сказки» Учиться должно быть всегда интересно. Только тогда учение может быть успешным. В этом твердо убеждены педагоги нашей школы | ||
Значение предмета озож в формировании здорового образа жизни школьника Данная задача не может быть решена, если субъекты образовательного процесса не будут иметь четкие представления о составляющих здоровья,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учиться должно быть всегда интересно. Только тогда учение может быть успешным. В этом твердо убеждены педагоги начальной школы | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Молодой человек, выйдя из стен учебного заведения, должен быстро приспособиться к стремительному круговороту событий и явлений окружающей... | Преподаватель и студент: сценарии взаимодействия Нужна другая стратегия: "мы побуждаем студента воспитывать в себе специалиста, профессионала, помогая ему в этом". В-четвертых, в... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема пушкинского окружения была и остаётся одной из важнейших в пушкиноведении. Точно так же, как биография Пушкина неотделима от... | Учреждения образования На участие в конкурсе проектов «Образование вне стен классной комнаты» по созданию образовательной среды «1 ученик: 1 компьютер»... | ||
Учебного заведения Данный проект позволит участникам осознать угрозы, которые несёт в себе кибертерроризм, также рассмотреть причины его возникновения... | Учебно-методический комплекс психология лиц с нарушениями зрения Формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями фгос впо по данному направлению подготовки,... | ||
Патрик Зюскинд. Человек и Знание Патрик Зюскинд – сам, может быть, того не желая – написал одну из самых интертектстуальных книг прошлого столетия. Здесь ему мог... | Элективный курс по информатике для 9 класса Разработан России модернизация образования обуславливает поиск новых педагогических идей и решений, которые позволят решать не только образовательные... |