Учебно-методический комплекс психология лиц с нарушениями зрения





НазваниеУчебно-методический комплекс психология лиц с нарушениями зрения
страница1/6
Дата публикации17.01.2015
Размер0.84 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Психология > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»

(ТГПУ)
«УТВЕРЖДАЮ»

              1. Декан факультета __________ Н.К. Грицкевич

              2. «_____» _________________________ 20___ г.


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЦ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

ТРУДОЕМКОСТЬ (В ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦАХ) - 2

Направление подготовки: 050400.68 Психолого-педагогическое образование

Профиль подготовки: Специальная психология и педагогика

Квалификация (степень) выпускника: магистр



  1. Цель изучения дисциплины – формирование у студентов необходимых знаний, представлений об особенностях и закономерностях психического развития лиц с нарушениями зрения, об особенностях организации и содержания психокоррекционной работы и прогнозировании ее результатов. Формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по данному направлению подготовки, которые позволят решать комплексные задачи психолого-педагогической деятельности в учреждениях системы образования.

Достижение поставленной цели осуществляется через реализацию следующих задач:

­ Сформировать у студентов представления о сущности и специфике деятельности тифлопсихолога.

­ Вызвать у студентов интерес и творческое отношение к данному предмету.

­ Сформировать знание психологических закономерностей и факторов формирования личности человека с нарушениями зрения.

­ Сформировать общие представления о психолого-педагогических технологиях, используемых в коррекционно-развивающей работе с лицами,

имеющими нарушения зрения.

­ Познакомить с основными принципами организации и содержанием целостного психолого-педагогического процесса и особенностями его реализации в отношении лиц с нарушениями зрения.

­ Познакомить с основными этапами, тенденциями развития и достижениями отечественной и зарубежной теории и практики изучения, обучения и воспитания лиц с нарушениями зрения.
2. Место учебной дисциплины (модуля) в структуре основной образовательной программы Учебная дисциплина «Психология лиц с нарушениями зрения» является важным национально-региональным (вузовским) компонентом основной образовательной программы магистратуры направления подготовки 050400.62 «Психолого-педагогическое образование» Предпосылками успешного овладения дисциплиной «Психология лиц с нарушениями зрения» является предваряющее этот курс изучение таких дисциплин модуля как ОПД.Ф.14 «Анатомия и физиология человека»; ОПД.Ф.01 «Психология человека», ОПД.Ф.05 «Введение в педагогическую деятельность». Освоение курса «Психология лиц с нарушениями зрения» будет выступать в качестве предпосылки овладения знаниями и способствовать усвоению содержания таких дисциплин модуля как, ОПД.Ф.16 «Практикум по решению профессиональных задач», ДПП.01 «Детская психология», ДПП.03 «Теории и технологии дошкольного образования», ДПП.07 «Психология юношеского возраста», ОПД.Ф.07 «Практическая педагогика», ДПП.04 «Психология воспитания школьника».

3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате освоения содержания дисциплины студент должен овладеть

знаниями:

- об общих теоретических основах тифлопсихологии как науки;

- о теориях компенсации зрительных нарушений;

- о психологических особенностях лиц с нарушениями зрения в разных периодах жизни;

- о теоретических аспектах коррекционно-педагогической работы с лицами, имеющими нарушения зрения.

Студенты приобретают умения и навыки:

- анализа основополагающих исследований в области тифлопсихологии;

- подбора психологических методик изучения отдельных процессов психической деятельности при дефектах зрения;

- осуществления психолого-педагогической диагностики лиц, имеющих нарушения зрения;

- подбора средств и методов психолого - педагогической коррекционной работы с лицами с учетом их индивидуальных особенностей;

- ведения научно-исследовательской работы и применения ее результатов в практической деятельности.

Данная учебная дисциплина способствует формированию у обучающихся следующих компетенций:

общекультурные компетенции (ОК):

  • способность использовать в профессиональной деятельности основные законы развития современной социальной и культурной среды (ОК-1);

  • способность понять принципы организации научного исследования, способы достижения и построения научного знания (ОК-9);

  • способность формировать навыки здорового образа жизни и безопасной образовательной среды с учетом требования гигиены и охраны труда, владение основными методами защиты работников, обучающихся и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-11).

профессиональные компетенции (ПК):

  • способность учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях (ОПК-1);

  • готовность применять качественные и количественные методы в психологических и педагогических исследованиях (ОПК-2);

  • готовность использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов (ОПК-3);

  • готовность использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для обучающихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов (ОПК-4);

  • готовность организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую (ОПК-5);

  • способность организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды (ОПК-6);

  • готовность использовать знание нормативных документов и знание предметной области в культурно-просветительской работе (ОПК-7);

  • способность понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики (ОПК-8);

  • способность вести профессиональную деятельность в поликультурной среде, учитывая особенности социо-культурной ситуации развития (ОПК-9);

  • способность принимать участие в междисциплинарном и межведомственном взаимодействии специалистов в решении профессиональных задач (ОПК-10);

  • готовность применять в профессиональной деятельности основные международные и отечественные документы о правах ребенка и правах инвалидов (ОПК-11);

  • способность использовать здоровьесберегающие технологии в профессиональной деятельности, учитывать риски и опасности социальной среды и образовательного пространства (ОПК-12).

4. Общая трудоемкость дисциплины (модуля) 2 зачётные единицы

(72часов) и виды учебной работы

Вид учебной работы

Трудоемкость

(в соответствии с учебным планом)

(час)

Распределение по семестрам

(в соответствии с учебным планом)

(час)

Всего

Семестр № 1

Аудиторные занятия

16

16

Лекции

-

-

Практические занятия

-

-

Семинары

16

16

Лабораторные работы

-

-

Другие виды аудиторных работ

-

-

Другие виды работ

-

-

Самостоятельная работа

56

56

Курсовой проект (работа)

-

-

Реферат







Расчётно-графические работы

-

-

Формы текущего контроля

Промежуточное тестирование по отдельным разделам дисциплины; подготовка докладов, рефератов, выступлений; контрольные работы; подготовка групповых и индивидуальных проектов.

Промежуточное тестирование по отдельным разделам дисциплины; подготовка докладов, рефератов, выступлений; контрольные работы; подготовка групповых и индивидуальных проектов.

Формы итоговой аттестации в соответствии с учебным планом

зачет

зачет


5. Содержание учебной дисциплины (модуля)

5.1. Разделы учебной дисциплины (модуля)

п/п

Наименование раздела дисциплины (темы)

Виды учебной работы (час)

(в соответствии с учебным планом)

(в соответствии с учебным планом)

лекции

практические занятия (семинары)

лабораторные работы

Самостоятельная работа



Теоретико-методологические основы тифлопсихологии




1




2



Коррекция и компенсация в психическом развитии лиц с нарушениями зрения




1




2



Особенности психических процессов при нарушениях зрения

Особенности ощущений при нарушениях зрения




1




4



Формирование чувственных образов восприятия при

нарушениях зрения




1




2



Особенности представлений при нарушениях зрения





1




4



Специфические особенности развития памяти лиц с

нарушениями зрения




1




4



Особенности развития мышления у лиц с нарушениями

зрения





1




4



Особенности развития воображения лиц с нарушениями

зрения





1




4



Внимание при глубоких нарушениях зрения





1




4



Развитие речи и неязыковых средств общения лиц с

нарушениями зрения





1




4



Пространственная ориентация слепых




1




4



Особенности психомоторного развития детей раннего

возраста с глубокими нарушениями зрения






1




4



п/п

Наименование раздела дисциплины (темы)

Виды учебной работы (час)

(в соответствии с учебным планом)

(в соответствии с учебным планом)

лекции

практические занятия (семинары)

лабораторные работы

Самостоятельная работа

13.

Личность и деятельность при нарушениях зрения





1




4

14.

Особенности эмоционально-волевой сферы при

нарушениях зрения




1




4

15.

Психолого-педагогические условия формирования

личности и межличностных отношений у детей с

нарушениями зрения




1




4

16

Проблемы социализации и интеграции лиц с нарушениями зрения.

Психолого-педагогическая готовность к школьному обучению детей с нарушениями зрения




1




2

5.2. Содержание разделов дисциплины (модуля)
Раздел 1. Теоретико-методологические основы тифлопсихологии.

Тифлопсихология – отрасль специальной психологии, наука, изучающая закономерности и особенности психического развития лиц с нарушениями зрения. Роль зрения в психическом развитии лиц и последствия его нарушения.Предмет и задачи тифлопсихологии. Методологические принципы и задачи тифлопсихологии. Связь тифлопсихологии со смежными науками.Характеристика основных методов тифлопсихологии: изучение истории развития; наблюдение; беседа; психолого-педагогический эксперимент;анкетирование; тестирование; анализ продуктов деятельности.

Классификация лиц с нарушениями зрения по характеру нарушения (слепые, слабовидящие, лица с косоглазием и амблиопией). Классификация по

способу восприятия и степени сохранности остаточного зрения (тотально

слепые, парциально слепые, слабовидящие). Классификация лиц с нарушениями зрения по времени возникновения дефекта (слепорожденные,

раноослепшие, поздноослепшие). Характеристика остаточного зрения.

Основные причины и предпосылки развития тифлопсихологии. Становление тифлопсихологии как самостоятельной науки. Позиция специфического психологического стандарта развития детей с нарушениями зрения.

Позиция сближения развития детей с нарушением зрения и зрячих. Современные исследования по проблемам тифлопсихологии. Современные тенденции психического развития лиц с нарушениями зрения. Биологические

и социальные причины возникновения нарушений зрения.

  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс психология лиц с нарушениями зрения iconУчебно-методический комплекс дисциплины б ийск бпгу имени В. М. Шукшина
П психология лиц с нарушениями слуха [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Л. А. Студеникина; Бийский пед гос...
Учебно-методический комплекс психология лиц с нарушениями зрения iconУчебно-методический комплекс для студентов Специальности 050715....
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов одо института психологии, педагогики, социального управления ТюмГУ. Дисциплина...
Учебно-методический комплекс психология лиц с нарушениями зрения iconУчебно-методический комплекс по модулю м кв. 2 Логопедическое сопровождение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс психология лиц с нарушениями зрения iconУчебно-методический комплекс дисциплины б ийск бпгу имени В. М. Шукшина
П психология детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: И. В. Аношкин;...
Учебно-методический комплекс психология лиц с нарушениями зрения iconУчебно методический комплекс по направлению: 521000 «психология»...
Историческая психология: Учебно-методический комплекс / Авторы Берно-Беллекур И. В., Серавин А. И.– Спб.: Ивэсэп, 2005.– 78 с
Учебно-методический комплекс психология лиц с нарушениями зрения iconУчебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями...
О. И. Дубровина. Психология труда, инженерная психология и эргономика: Учебно-методический комплекс для студентов направления «Психология»....
Учебно-методический комплекс психология лиц с нарушениями зрения iconУчебно-методический комплекс дисциплины б ийск бпгу имени В. М. Шукшина
П психология лиц с умственной отсталостью [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Н. А. Першина; Бийский пед гос...
Учебно-методический комплекс психология лиц с нарушениями зрения iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 24. (Опд. Ф 12)«Анатомия,...
Специальная дошкольная педагогика и психология с доп спец. Специальная психология
Учебно-методический комплекс психология лиц с нарушениями зрения iconУчебно-методический комплекс дисциплины история экономических учений...
...
Учебно-методический комплекс психология лиц с нарушениями зрения iconУчебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями...
Г. И. Морева. Гендерная психология: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 030301. 65 «Психология»....
Учебно-методический комплекс психология лиц с нарушениями зрения iconУчебно-методический комплекс дисциплины управление образовательными...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс психология лиц с нарушениями зрения iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «общая психология: деятельность и общение»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «общая психология: деятельность и общение» разработан в соответствии с требованиями государственного...
Учебно-методический комплекс психология лиц с нарушениями зрения iconУчебно-методический комплекс дисциплины Зоопсихология и сравнительная...
Учебно–методический комплекс материалов по дисциплине опд. Ф. 06 «Зоопсихология и сравнительная психология» разработан в соответствии...
Учебно-методический комплекс психология лиц с нарушениями зрения iconУчебно-методический комплекс дисциплины «анатомия, физиология и патология...
Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры клинической и специальной психологии
Учебно-методический комплекс психология лиц с нарушениями зрения iconУчебно-методический комплекс анатомия цнс учебно-методический комплекс...
Анатомия центральной нервной системы: Учебно-методический комплекс / Автор-составитель: Романчук А. Ю., Калининград, 2010
Учебно-методический комплекс психология лиц с нарушениями зрения iconУчебно-методический комплекс психология лиц с нарушением речи
Цель дисциплины формирование у студентов системы знаний и навыков, об особенностях психического развития при различных нарушениях...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск