Скачать 0.84 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Томский государственный педагогический университет» (ТГПУ) «УТВЕРЖДАЮ»
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПСИХОЛОГИЯ ЛИЦ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ ТРУДОЕМКОСТЬ (В ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦАХ) - 2 Направление подготовки: 050400.68 Психолого-педагогическое образование Профиль подготовки: Специальная психология и педагогика Квалификация (степень) выпускника: магистр
Достижение поставленной цели осуществляется через реализацию следующих задач: Сформировать у студентов представления о сущности и специфике деятельности тифлопсихолога. Вызвать у студентов интерес и творческое отношение к данному предмету. Сформировать знание психологических закономерностей и факторов формирования личности человека с нарушениями зрения. Сформировать общие представления о психолого-педагогических технологиях, используемых в коррекционно-развивающей работе с лицами, имеющими нарушения зрения. Познакомить с основными принципами организации и содержанием целостного психолого-педагогического процесса и особенностями его реализации в отношении лиц с нарушениями зрения. Познакомить с основными этапами, тенденциями развития и достижениями отечественной и зарубежной теории и практики изучения, обучения и воспитания лиц с нарушениями зрения. 2. Место учебной дисциплины (модуля) в структуре основной образовательной программы Учебная дисциплина «Психология лиц с нарушениями зрения» является важным национально-региональным (вузовским) компонентом основной образовательной программы магистратуры направления подготовки 050400.62 «Психолого-педагогическое образование» Предпосылками успешного овладения дисциплиной «Психология лиц с нарушениями зрения» является предваряющее этот курс изучение таких дисциплин модуля как ОПД.Ф.14 «Анатомия и физиология человека»; ОПД.Ф.01 «Психология человека», ОПД.Ф.05 «Введение в педагогическую деятельность». Освоение курса «Психология лиц с нарушениями зрения» будет выступать в качестве предпосылки овладения знаниями и способствовать усвоению содержания таких дисциплин модуля как, ОПД.Ф.16 «Практикум по решению профессиональных задач», ДПП.01 «Детская психология», ДПП.03 «Теории и технологии дошкольного образования», ДПП.07 «Психология юношеского возраста», ОПД.Ф.07 «Практическая педагогика», ДПП.04 «Психология воспитания школьника». 3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины В результате освоения содержания дисциплины студент должен овладеть знаниями: - об общих теоретических основах тифлопсихологии как науки; - о теориях компенсации зрительных нарушений; - о психологических особенностях лиц с нарушениями зрения в разных периодах жизни; - о теоретических аспектах коррекционно-педагогической работы с лицами, имеющими нарушения зрения. Студенты приобретают умения и навыки: - анализа основополагающих исследований в области тифлопсихологии; - подбора психологических методик изучения отдельных процессов психической деятельности при дефектах зрения; - осуществления психолого-педагогической диагностики лиц, имеющих нарушения зрения; - подбора средств и методов психолого - педагогической коррекционной работы с лицами с учетом их индивидуальных особенностей; - ведения научно-исследовательской работы и применения ее результатов в практической деятельности. Данная учебная дисциплина способствует формированию у обучающихся следующих компетенций: общекультурные компетенции (ОК):
профессиональные компетенции (ПК):
4. Общая трудоемкость дисциплины (модуля) 2 зачётные единицы (72часов) и виды учебной работы
5. Содержание учебной дисциплины (модуля) 5.1. Разделы учебной дисциплины (модуля)
5.2. Содержание разделов дисциплины (модуля) Раздел 1. Теоретико-методологические основы тифлопсихологии. Тифлопсихология – отрасль специальной психологии, наука, изучающая закономерности и особенности психического развития лиц с нарушениями зрения. Роль зрения в психическом развитии лиц и последствия его нарушения.Предмет и задачи тифлопсихологии. Методологические принципы и задачи тифлопсихологии. Связь тифлопсихологии со смежными науками.Характеристика основных методов тифлопсихологии: изучение истории развития; наблюдение; беседа; психолого-педагогический эксперимент;анкетирование; тестирование; анализ продуктов деятельности. Классификация лиц с нарушениями зрения по характеру нарушения (слепые, слабовидящие, лица с косоглазием и амблиопией). Классификация по способу восприятия и степени сохранности остаточного зрения (тотально слепые, парциально слепые, слабовидящие). Классификация лиц с нарушениями зрения по времени возникновения дефекта (слепорожденные, раноослепшие, поздноослепшие). Характеристика остаточного зрения. Основные причины и предпосылки развития тифлопсихологии. Становление тифлопсихологии как самостоятельной науки. Позиция специфического психологического стандарта развития детей с нарушениями зрения. Позиция сближения развития детей с нарушением зрения и зрячих. Современные исследования по проблемам тифлопсихологии. Современные тенденции психического развития лиц с нарушениями зрения. Биологические и социальные причины возникновения нарушений зрения. |
Учебно-методический комплекс дисциплины б ийск бпгу имени В. М. Шукшина П психология лиц с нарушениями слуха [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Л. А. Студеникина; Бийский пед гос... | Учебно-методический комплекс для студентов Специальности 050715.... Учебно-методический комплекс предназначен для студентов одо института психологии, педагогики, социального управления ТюмГУ. Дисциплина... | ||
Учебно-методический комплекс по модулю м кв. 2 Логопедическое сопровождение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Учебно-методический комплекс дисциплины б ийск бпгу имени В. М. Шукшина П психология детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: И. В. Аношкин;... | ||
Учебно методический комплекс по направлению: 521000 «психология»... Историческая психология: Учебно-методический комплекс / Авторы Берно-Беллекур И. В., Серавин А. И.– Спб.: Ивэсэп, 2005.– 78 с | Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями... О. И. Дубровина. Психология труда, инженерная психология и эргономика: Учебно-методический комплекс для студентов направления «Психология».... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины б ийск бпгу имени В. М. Шукшина П психология лиц с умственной отсталостью [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Н. А. Першина; Бийский пед гос... | Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 24. (Опд. Ф 12)«Анатомия,... Специальная дошкольная педагогика и психология с доп спец. Специальная психология | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины история экономических учений... ... | Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями... Г. И. Морева. Гендерная психология: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 030301. 65 «Психология».... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины управление образовательными... Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «общая психология: деятельность и общение» Учебно-методический комплекс по дисциплине «общая психология: деятельность и общение» разработан в соответствии с требованиями государственного... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Зоопсихология и сравнительная... Учебно–методический комплекс материалов по дисциплине опд. Ф. 06 «Зоопсихология и сравнительная психология» разработан в соответствии... | Учебно-методический комплекс дисциплины «анатомия, физиология и патология... Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры клинической и специальной психологии | ||
Учебно-методический комплекс анатомия цнс учебно-методический комплекс... Анатомия центральной нервной системы: Учебно-методический комплекс / Автор-составитель: Романчук А. Ю., Калининград, 2010 | Учебно-методический комплекс психология лиц с нарушением речи Цель дисциплины формирование у студентов системы знаний и навыков, об особенностях психического развития при различных нарушениях... |