Скачать 121.47 Kb.
|
КЛЮЧЕВЫЕ КОМПОНЕНТЫ И ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ СИСТЕМЫ ОКО – БЛАГОПРИЯТНАЯ СРЕДА, СОГЛАСОВАННОСТЬ С СИСТЕМОЙ, Т Е Х Н О Л О Г И Я Технология является одним из компонентов, определяющих эффективность системы оценивания. Что такое технология? В соответствии со словарями Ожегова и Ефремовой под технологией понимается совокупность производственных процессов и операций в определенной отрасли производства, а также научное описание способов производства. Технология любого производственного процесса, очевидно, должна планироваться, управляться и контролироваться. В технологии любого процесса есть спектр используемых ресурсов: материальные, кадровые, информационные и др. Именно проблемами планирования, управления и контроля процессов занимается наука логистика, которая, как новый вид деятельности зародилась в 50-х годах прошлого века в негуманитарной сфере общественной практики. Абсолютное большинство авторов теории логистики считают её объектом материальные и нематериальные потоки. При этом этот термин логистики трактуется как совокупность однородных элементов, перемещающихся от источника возникновения до места назначения. В качестве объекта традиционной логистики рассматривается материальный поток и сервисный поток, состоящий из информационного, кадрового, финансового и др. потоков. Т.е. логистика – наука об управлении и оптимизации материальных потоков, потоков услуг и связанных с ними информационных и финансовых потоков в определенной системе для достижения поставленных перед ней целей. Кроме определения логистики, как производственно-экономической теории и практики существует трактовка, которая привела к «логистизации» различных форм деятельности во внеэкономических сферах общественной практики, в том числе в образовании. Управляющие структуры в системе образования призваны осуществлять деятельность, сервисную по отношению к ведущим образовательным процессам обучения и воспитания учащихся. Поэтому, можно в качестве объекта логистики массовой оценки учебных достижений выделить сервисный поток, который складывается из продуктов деятельностей, обслуживающих процесс оценки:
Целью логистики массовой оценки индивидуальных достижений в системе оценки качества образования становятся обеспечение нужных услуг в необходимом месте, в нужном количестве, за кратчайший срок с минимальными затратами, или, иными словами, минимизация совокупных издержек. При этом, под издержками понимаются не только финансово-экономические, но, исходя из гуманитарного характера образовательной сферы, и психологические (снижение уровня экзаменационного стресса), и политические (обслуживание всех граждан страны, независимо от места проживания), и социальные (обеспечение равных возможностей представителям всех социальных групп), и правовые (реализация гарантированных законом прав всех граждан страны) издержки. Логистика массовой оценки образовательных (индивидуальных) достижений учащихся не в полной мере соответствует структуре производственно-экономической логистики, так как ведает, в основном, сервисными потоками. В этой связи выделяются следующие логистические активности: планирование и реализация заказа на производство измерительных материалов, их дистрибьюция (распределение), поддержание стандартов обслуживания при проведении процедуры оценки и информационно-техническая поддержка процедур оценки. В соответствии с данной структурой распределяются функции логистики оценочных процедур, включающие управление, контроль, анализ и регулирование. Это значит, что приведенный оперативный функционал осуществляется в отношении каждой логистической активности: планирования и реализацией заказа, дистрибьюция, поддержка стандартов сервиса проведения и информационно-технического обеспечения. Планирование Дистрибьюция Управление Контроль Анализ Регулирование Проведение Обработка проверка К организации массовой оценки индивидуальных достижений (особенно учебных достижений) применимы некоторые принципы управления, известные в бизнес-логистике, представляя собой необходимые и достаточное условие для моделирования логистического подхода к проектирования массовых оценочных процедур и ,прежде всего, для процедур с «высокими ставками». Эти принципы известны в бизнес-логистике как «Логистическая миссия». Это правила «семи Н», требующие обеспечения: 1) нужного продукта 2) в нужном количестве 3) нужного качества 4) в нужном месте 5) в нужное время 6) для нужного потребителя 7) с наименьшими затратами. Построение конкретной технологической модели процедуры оценки рекомендуется производить последовательно раскрывая указанные правила «Логистической миссии». При этом следует учитывать, что существует инвариант основных процессов, необходимых для реализации любой оценочной процедуры, независимо от «ставок» процедуры, и вариативность процессов, с учетом целей, задач, а так же «ставок» каждой конкретной процедуры. Разберем инвариант и некоторые варианты процессов массовых процедур оценки индивидуальных достижений учащихся с применением правил «семи Н». 1. Нужный продукт. Под данным принципом при реализации процедуры оценки понимаются измерительные материалы и сопутствующие измерению материалы (анкеты, опросники, бланки ответов и др. использующиеся при оценочной процедуре материалы).
2. Нужное количество. При реализации данного правила необходимо принимать во внимание все количественные показатели, имеющие значение для реализации процедуры оценки: количество испытуемых, организаторов, пунктов проведения процедуры, необходимое кол-во измерительных материалов, необходимое кол-во соответствующего аппаратно-технического парка и пр.
3. Нужное качество. Для обеспечения выполнения этого принципа необходимо под «качеством» понимать не только качество полиграфического исполнения материалов, но и качественно подготовленный персонал, обеспечивающий проведение и проверку результатов оценочной процедуры, качественно выстроенный механизм доставки, наличие настроенной и работоспособной техники и др.
4. Нужное место. Под «местом» при реализации данного правила «Логистической миссии» понимается как места проведения оценочной процедуры, так и места произведения обработки и проверки результатов процедуры, мест складирования и др.
5. Нужное время. При реализации данного пункта необходимо обратить внимание на необходимость или отсутствие необходимости в указании конкретных временных сроков для выполнения каждой логистической активности от времени, затрачиваемого на изготовление измерительных материалов до времени, необходимого для проверки результатов оценивания и срока их выдачи конкретным пользователям информации.
6. Нужный потребитель В данном правиле под «нужным потребителем» предлагается рассматривать как непосредственно потребителя оценки (участника или испытуемого), но так же поставщиков услуг, реализующих определенные активности и процессы, а так же пользователей полученной информации, которые так же являются Потребителями в более широком понимании.
7. Наименьшие затраты (издержки). Как уже говорилось выше, под издержками в реализации данного пункта понимаются не только финансово-экономические, нои психологические (снижение уровня экзаменационного стресса), и политические (обслуживание всех граждан страны, независимо от места проживания), и социальные (обеспечение равных возможностей представителям всех социальных групп), и правовые (реализация гарантированных законом прав всех граждан страны) издержки.
При проектировании технологической модели процедуры оценивания индивидуальных достижений учащихся, создаваемой при помощи вышеприведенных логистических принципов (правил) управления, нельзя оставить без внимания «стыки» указанных правил «семи Н»: нужный продукт - нужное количество - нужное качество -нужное место -нужное время- нужный потребитель – наименьшие затраты(издержки). Для этого, после определения необходимой и адекватной целям и задачам процедуры технологической модели и понимания содержания всех процессов и используемых механизмов должна быть разработана целая система нормативно-правового и инструктивно-методического обеспечения процедуры, где должны быть зафиксированы все «узкие» моменты процедуры и регламентированы действия участников процесса на на всех его этапах, а так же раскрыты ответы на вопросы относительно:
В логистическом процессе массовой оценки индивидуальных достижений (особенно учебных достижений) очень важно учитывать тот факт, что качество сервиса проявляется в момент непосредственной встречи поставщиков сервиса (заказчиков процедуры оценки и её исполнителей) и основных потребителей (участников и пользователей информации). Степень удовлетворения потребителя качеством оказываемых услуг измеряется, так называемым, расхождением (рассогласованием) между ожиданиями (предполагаемый сервис) и восприятием (познаваемый сервис) потребителя. Это расхождение в экономической литературе называют термином «Gap» - разрыв. Чем меньше разрыв, тем выше качество сервиса и тем эффективнее проявляется результат любой оценочной процедуры, тот самый системообразующий фактор системы оценки индивидуальных достижений учащихся и качества образования в целом – нацеленность на получение достоверного результата, обеспечивающего объективную независимую оценку системы в условиях единства требованиям к знаниям и преемственности на разных ступенях образования. |
Урок по русскому языку Тема: «Сложные слова» Образовательные технологии: технология развивающего обучения, технология урока на деятельностной основе, проблемно- диалогическая... | Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).... Технология оценивания (ТО) образовательных достижений учащихся была разработана в рамках эксперимента Российской академии образования... | ||
Ежегодная Студенческая научно-техническая конференция мгту «мами»... Мгту «мами» является одним из важнейших компонентов единой системы Научно-исследовательской работы студентов (нирс) мгту. На снтк... | Рабочая программа дисциплины общая химическая технология Направление... В курсе «Общая химическая технология» рассматриваются химические производства как химико-технологические системы. Основной целью... | ||
Рабочая программа по предмету «Технология» 3 класс создана на основе:... Программы курса «Технология» под редакцией Роговцевой Н. И., Богдановой Н. В, Фрейтаг И. П. М.: «Просвещение», 2012 год | Основные приемы сжатия текста Одним из основных для реферирования является умение выделять в тексте главную, наиболее существенную информацию. Обучение учащихся... | ||
Программа дисциплины дпп. Дс. 04 Технология обработки металлов томск... Целью преподавания дисциплины «Технология обработки металлов» является приобретение студентами системы знаний, необходимых для анализа... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Умелая организация взаимодействия обучающихся на основе учебного материала становится мощным фактором повышения эффективности учебной... | ||
Календарно тематическое планирование Содержание Раздел: Технология... Знать: сущность понятия технология, задачи и программные требования по предмету «Технология», правила поведения в мастерской | Методическая разработка» Разработка по теме «Семья» Данная технология направлена на расширение словарного запаса уч-ся, а также развитие умений устной речи по заданной теме, что является... | ||
Доклад «О состоянии и проблемах осуществления государственного, муниципального контроля» ... | Методические рекомендации по критериям оценивания исследовательских работ учащихся Необходимо признать, что бессистемность оценивания проектно-исследовательских работ учащихся снижает эффективность данной деятельности,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Технология: личностно- ориентированная, мультимедиа технология, технология проблемного обучения, лингафонные технологии | Рабочая учебная программа дисциплины Химическая технология неорганических веществ; Химическая технология материалов и изделий электроники и наноэлектроники; Химическая... | ||
Конспект урока по предмету «Окружающий мир», 3 класс. Тема: «Тайны недр Земли» Используемые технологии: технология адаптивная школа, икт, игровая технология, технология проблемного обучения, групповая | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Технологии: Информационно – коммуникативная технология, технология развития критического мышления, технология коммуникативно – диалоговой... |