Скачать 339.86 Kb.
|
Рабочая программа по курсу «Технология» (УМК «Перспективная начальная школа») для 1 класса Составила: учитель Яруничева Г.Н. Пояснительная записка Программа по технологии создана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ от 06.10. 2009 г. № 373) Цель обучения – освоение конкретных технологических операций в ходе создания изделий из природных, искусственных и синтетических материалов, деталей конструктора и овладение первоначальными умениями проектной деятельности. Виды практической деятельности и последовательность практических работ определяются возрастными особенностями учащихся и построены на основе постепенного увеличения степени технологической сложности изготавливаемых изделий с учётом возможности проявления учащимися творческой инициативы и самостоятельности. В содержании обучения большое значение имеют социальнонравственные аспекты трудовой деятельности, личностная и общественная значимость создаваемых изделий. Задачи обучения: - развитие сенсорики и моторики рук, пространственного воображения,технического и логического мышления, глазомера, умений работать с различными источниками информации: учебником, справочниками, Интернетом; - освоение содержания, раскрывающего роль трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, первоначальных представлений о мире профессий; -овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию личностно- значимых объектов и общественно значимых труда, способами планирования и организации трудовой деятельности, умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни; -воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, интереса к информационной и коммуникативной деятельности; Общая характеристика учебного предмета «Технология» Особенностью уроков технологии в начальной школе является то, что они строятся на уникальной психологической и дидактической базе — предметно-практической деятельности, которая служит в младшем школьном возрасте необходимой составляющей целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития (прежде всего абстрактного, конструктивного мышления и пространственного воображения). Организация продуктивной преобразующей творческой деятельности детей на уроках технологии создает важный противовес вербализму обучения в начальной школе, который является одной из главных причин снижения учебно-познавательной мотивации, формализации знаний и в конечном счете низкой эффективности обучения. Продуктивная предметная деятельность на уроках технологии является основой формирования познавательных способностей младших школьников, стремления активно познавать историю материальной культуры и семейных традиций своего и других народов и уважительно относиться к ним. Значение и возможности предмета «Технология» выходят далеко за рамки обеспечения учащихся сведениями о технико-технологической картине мира. При соответствующем содержательном и методическом наполнении данный предмет может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий в начальном звене общеобразовательной школы. В нем все элементы учебной деятельности (планирование, ориентировка в задании, преобразование, оценка продукта, умение распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата и т. д.) предстают в наглядном виде и тем самым становятся более понятными для детей. Практико-ориентированная направленность содержания учебного предмета «Технология» естественным путем интегрирует знания, полученные при изучении других учебных предметов (математика, окружающий мир, изобразительное искусство, русский язык, литературное чтение), и позволяет реализовать их в интеллектуально-практической деятельности ученика. Это, в свою очередь, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления. Место предмета в базисном учебном плане. В соответствии с Федеральным базисным учебным планом данный предмет изучается во всех классах начальной школы, обеспечивая тем самым целостность образовательного процесса и преемственность между начальным и основным образованием. В первом классе на изучение курса отводится 33 часа (1 час в неделю). Ценностные ориентиры предмета. Важнейшей особенностью уроков технологии в начальной школе является то, что они строятся на уникальной психологической и дидактической базе – предметно – практической деятельности, которая служит в младшем школьном возрасте необходимой составляющей целостного процесса духовного, нравственного и интелектуального развития(прежде всего абстрактного, конструктивного мышления и постранственного воображения). Организация продуктивной преобразующей творческой деятельности детей на уроках технологии создаёт важный противовес вербализму обучения в начальной школе, который является одной из главных причин снижения учебно- познавательной мотивации, формализации знаний и в конечном счёте низкой эффективности обучения. Продуктивная предметная деятельность на уроках технологии является основой формирования познавательных способностей младших школьников, стремления активно познавать историю матеиальной культуры и семейных традиций своего и других народов и уважительно относиться к ним. Значение и возможности педмета «Технология» выходят далеко за рамки обеспечения учащихся сведениями о технико – технологической картине мира. При соответствующем содержательном и методическом наполнении данный предмет может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий в начальном звене общеобразовательной школы. В нём все элементы учебной деятельности (планирование, оиентировка в здании, преобразование, оценка продукта, умение распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата и т.д.) предстают в наглядном виде и тем самым становятся более понятными для детей. Практико-ориентировочная направленность содержания учебного предмета «Технология» естественным путём интегрирует знания, полученные при изучении других учебных предметов(математика, окружающий мир, изобразительное искусство, русский язык, литературное чтение) и позволяет реализовать их в интелектуально – практической деятельности ученика. Это, в свою очередь, создаёт условия для развития инициативности, гибкости мышления. Занятия детей на уроках технологии продуктивной деятельностью создают уникальную основу для самореализации личности. Они отвечают возрастным особенностям психического развития детей младшего школьного возраста, когда именно благодаря самостоятельно осуществляемой продуктивной проектной деятельности учащиеся могут реализовать свои умения, заслужить одобрение и получить признание (например, за проявленную в работе добросовестность, упорство в достижении цели или как авторы оригинальной творческой идеи, воплощённой в материальном виде). В результате именно здесь закладываются основы трудолюбия и способности к самовыражению, формируются социально ценные практические умения, опыт преобразовательной деятельности и творчество. Таким образом предмет «Технология» обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интелектуального, эмоционально – эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создаёт условия гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья подрастающего поколения. Технология по своей сути является комплексным и интегративным учебным предметом. В содержательном плане он предполагает реальные взаимосвязи практически со всеми предметами начальной школы. Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного художественно-эстетического, эколого-технологического сознания. Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства, отражение в художественных произведениях, предметах декоративно-прикладного искусства. Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье. Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности - любви. Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания. Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества. Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, потребности творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования. Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек. Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям. Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства. Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству. Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур. Содержание учебного предмета. 1 класс (33 ч.) Общетрудовые знания, умения и способы деятельности. Трудовая деятельность в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека. Предметы рукотворного мира, их назначение. Содержание труда людей ближайшего окружения. Профессии моей семьи и ближайшего окружения, связанные с созданием предметов рукотворного мира. Процесс труда. Организация рабочего места под руководством учителя. Последовательное выполнение технологических операций под контролем учителя. Обсуждение безопасных приёмов труда при работе с ножницами, иглами, булавками, булавками с колечками, правила личной гигиены. Поиск и применение информации для решения технических и технологических задач. Под руководством учителя определённые формы, размеры деталей, способов их соединения по образцу изделия в сборе, установление пространственных отношений между деталями; обсуждение последовательности изготовления изделия по сборочной схеме. Понятия: изделие, деталь, форма, размер, материал, инструмент, приспособление, подкладные лист и доска, разметка, шаблон, фальцовка, стека, булавка с колечком, напёсток, пяльцы, нити долевые и поперечные, шов «вперёд иголку», бахрома, ткани: хлопчато – бумажная и льняная. Действия; сминать, размачивать, скатывать, вытягивать, заглаживать, примазывать, прижимать. Свойства: цвет, блеск, прозрачность, толщина, фактура поверхности (шероховатая, гладкая). Использование измерений для решения практических задач: разметка заготовок деталей сгибанием по шаблону. Технология изготовления изделий из различных материалов (опыт практической деятельности) Пиродные материалы (6 ч) Растительные и природные матеиалы: листья, веточки, семена растений, шишки, жёлуди, скорлупа грецких орехов. Выбо материала для изготовления изделия по его свойствам: цвет, фома, размер. Подготовка материала к работе. Бережное использование пиродного материала. Краткая характеристика операций сбора, обработки, хранения и использования природных материалов: собирать листья в сухую погоду, очищать от пыли, сортировать по цвету, размеру, форме, сушить листья под прессом; промывать семена, подсушивать ; ханить материалы в бумажных конвертах и коробках; наклеивать композиции из природных материалов на основу из картона и пластилина; соединять объёмные детали из природных материалов на основу из картона и пластилина; соединять объёмные детали из природных материалов пластилином. Инструменты и приспособления: ножницы, стека, кисточка для клея, подкладная доска. Практические работы. Изготовление плоских и объёмных изделий из природных материалов по сборочным схемам: выбор материалов с учётом их поделочных качеств, формы и размеров изделия; установление пространственных отношений между деталями изделия; составление композиций; соединение деталей пластилином, клеем; сборка изделия. Ваианты объектов труда: аппликации из листьев, декоативные композиции из семян и листьев, сказочные персонажи. Искусственные матеиалы. Пластичные материалы (3 ч ) Пластилин, масса для моделирования. Выбор материала по его свойствам; пластичность, способность сохранять форму. Экономное расходование материала при лепке. Краткая характеристика операций подготовки и обработки пластичных материалов: делить брусок пластилина на глаз, разминать материал для повышения пластичности, скатывать круглые формы, раскатывать до получения удлинённых форм, вдавливать, соединять детали прижиманием. Инструменты и приспособленгия: стека, подкладная доска. Практические работы. Изготовление изделий из пластилина и массы для моделирования; формирование деталей изделия и их соединение. Варианты объектов труда: модели предметов живой природы(овощи, фрукты, животные), фишки для уроков математики. Бумага (15 ч) Виды бумаги и её использование на уроках; цветная для аппликаций, калька, копировальная, писчая. Выбо бумаги по её свойствам: цвет, блеск, прозрачность. Экономное использование бумаги при разметке деталей по шаблонам, через копировку, кальку. Краткая характеристика операций обработки бумаги: сминать, азмачивать, скатывать, обрывать по краям, размечать по шаблону, размечать через копирку, кальку, резать, гофрировать, переплетать. Инструменты и приспособленгия: карандаш, ножницы, кисточка для клея, клей, фальцовка, шаблон, подкладной лист. Основные способы соединения деталей изделия: склеить, переплести. Практические работы. Изготовление плоских и объёмных изделий из бумаги по образцам, рисункам: выбор заготовки с учётом размеров изделия; экономная разметка заготовок; сминание заготовки; размачивание комка бумаги в воде; скатывание мятой заготовки в тубочку или шарик, обрывание заготовки по контуру; складывание и сгибание заготовок; выезание бумажных деталей; плетение из бумажных полосок, соединение деталей изделий склеиванием; декоативное оформление изделия аппликацией, мозаикой, плетёным узоом. Варианты объектов труда:пигласительные билеты, конверты, закладки, новогодние подвески, снежинки, открытки, декоативные композиции. Текстильные материалы (9 ч) Общее понятие о ткани. Ткани астительного происхождения ( хлопчатобумажная и льняная), их виды и использование. Свойства ткани: цвет, фактура поверхности, толщина. Экономное расходование ткани при азметке по выкройке деталей прямоугольной формы. Краткая характеристика операций обработки текстильных материалов: Отмерять нитку, вдевать нитку в ушко иголки, закреплять конец нитки узелком, размечать по выкройке квадратную заготовку на ткани, резать ножницами на столе, выдёргивать долевые и поперечные нити по краям тканевой заготовки, образуя бахрому, пришивать пуговицу с двумя отверстиями; способы выполнения ручного шва «вперёд иголку». Инструменты и приспособленгия: иглы швейные и для вышивания, булавки с колечками, ножницы, напёрсток. Практические работы. Изготовление плоских изделий из текстильных материалов: подбор ткани с учётом размеров изделия; разметка ткани; резание ножницами по линиям разметки, клеевое соединение; декоративное оформление изделия вышивкой, фурнитурой. Варианты объектов труда:декоративные салфетки, игольницы, аппликации, украшения. Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Технология» к концу первого года обучения. Учащиеся должны знать/ понимать: - роль трудовой деятельности в жизни человека; - содержание труда людей ближайшего окружения; - область применения и назначение инструментов: карандаша, ножниц, кисточки для клея, фальцовки, стеки, швейной иглы, булавки с колечком; - область применения и назначения прспособлений: шаблона, подкладного листа и доски, напёрстка, пялец. Уметь в процессе самостоятельной и парной работы: - осуществлять организацию рабочего места под руководством учителя; - составлять словестный план собственной трудовой деятельности; - получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя образец, рисунки; - изготавливать изделия из доступных материалов ( цветной, писчей бумаги, сухих листьев, веточек, семян растений, шишек, желудей, натуральной ткани, ниток, пластилина) по сборочной схеме; выбирать материалы с учётом их свойств, определяемым по внешним признакам ; - соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия под контролем учителя; - создавать модели несложных объектов из природных материалов; - осуществлять декоративное оформление изделия аппликацией, мозаикой, вышивкой швом «вперёд иголку», плетёным узором, природными материалами. Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - применения информации при решении различных задач; - выполнения домашнего труда ( самообслуживание, мелкий ремонт одежды); - соблюдения правил личной гигиены и использования безопасных приёмов работы с материалами, инструментами; - создания различных предметов по собственному замыслу из бумаги, природных , текстильных и пластичных материалов; - осуществления сотрудничества в совместной работе. Результаты изучения учебного предмета «Технология» Личностные результаты Личностными результатами изучения технологии являются воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок, раскрывающих отношение к труду, систему норм и правил межличностного общения, обеспечивающую успешность совместной деятельности. Предмет технология способствует осмыслению личностных универсальных действий, в результате которых у выпускника начальной школы должны быть сформированы:
Метапредметные результаты Метапредметными результатами изучения технологии является освоение учащимися универсальных способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Регулятивные УУД
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Предметными результатами изучения технологии являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда, об основах культуры труда, элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, знания о различных профессиях и умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности. Планируемые результаты изучения курса «Технология» 1 класс Личностными результатами изучения курса «Технология» в 1 класс является формирование следующих умений: - оценивать жизненные ситуации ( поступки, явления, события), с точки зрения собственных ощущений ( явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие; - называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей; - самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения ( основы общечеловеческих нравственных ценностей); - в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Средством достижения этих результатов служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру, событиям, поступкам людей. Метапредметными результатами изучения курса «Технология» в 1 классе Является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД) Регулятивные УУД - определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; - проговаривать последовательность действий на уроке; - учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; - с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов; - учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника; - выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона. - учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Познавательные УУД - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; - делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике ( на развороте, в оглавлении, в словаре); - добывать новые знания ; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, пользоваться памятками. - перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы; - преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы; Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение чувствовать мир, искусство. Коммуникативные УУД - донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделия; - слушать и понимать речь других; Средством формирования этих действий служит технология продуктивнойхудожественно- твоческой деятельности. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Предметныем результаты освоения учебной программы по предмету«Технология» к концу 1 –го года обучения. Обучающиеся научатся: -рассказывать о рукотворном мире как результате труда человека, о роли трудовой деятельности в жизни человека; - выполнять доступные действия по самообслуживанию ( несложный ремонт одежды) - использовать приобретённые знания о видах и свойствах природных и текстильных материалов, бумаги при изготовлении изделий; - анализировать устройство изделия ( под руководством учителя), определять его значение; - организовывать рабочее место для выполнения практической работы; - понимать приёмы рационального и безопасного использования ручных инструментов; ножниц, швейных игл; - экономно размечать материалы по шаблону, через копирку; - отбирать и выполнять в зависимости от свойств основных материалов (природных, пластических, текстильных, бумаги) оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки; - выполнять практическое задание с опорой на рисунок и инструкцию учителя. Обучающиеся получат возможность научиться: - уважительно относиться к труду людей; - выполнять практическое задание с опорой на рисунок; - анализировать устройство изделия, определять его назначение и самостоятельно его изготавливать. Материально – техническое обеспечение предмета Методические пособия для учащихся: Рогозина Т.М, Гринёва А.А., Мылова И.Б. Технология. 1 класс: Учебник 2012. М,: Академкнига / Учебник. Учебно – методические пособия для учителя: Рогозина Т.М., Гринёва А.А., Мылова И.Б. Технология. 1 класс 2012. Методическое пособие для учителя. – М.: Академкнига /Учебник. Программа по курсу «Технология» Авторская программа по технологии Т.М.Рогозиной, И.Б. Мыловой, А.А.Гринёвой. Иллюстративный материал к урокам. Технические средства обучения Цифровая лаборатория Оборудование класса Ученические столы и стулья Настенная доска Шкафы для хранения учебников , дидактических материалов, пособий Тематическое планирование по предмету «Технология»
|
Пояснительная записка к курсу «Технология» Рабочая программа учителя по курсу технология для учащихся 2-го класса рассчитана на 34 часов (1 час в неделю, 34 учебные недели)... | Технология, трудовое обучение Рабочая программа по курсу Технология Отрасли общетехнического производства и профессиональное самоопределение 9 класс 23 | ||
Рабочая программа по курсу «Технология» в 8 классе Технология. 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений /[В. Д. Симоненко, А. А. Электов, Б. А. Гончаров и др];... | Рабочая программа по курсу «Технология программирования» направления | ||
Рабочая программа по курсу «Технология» «Технология. Ступеньки к мастерству» с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования... | Рабочая программа по курсу «Технология» Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития... | ||
Методическая разработка урока по курсу: «технология. Технический труд» Место занятия в учебном процессе: раздел программы «Технология обработки металла» | Рабочая программа курса «Технология» (на основе программы курса «Технология»... «Школа мастеров» по курсу «Трудовое обучение. 1-4 классы» автор Т. М. Геронимус. Она разработана в целях конкретизации содержания... | ||
Рабочая программа по курсу «Технология» для 10 А, б класса Преподаватель Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №12 | Рабочая программа по предмету «Технология» Рабочая программа по предмету «Технология» 5 – 7 класс (2 часа в неделю- 68 часов в год) разработана применительно к Примерной образовательной... | ||
Рабочая программа по предмету «Технология» Рабочая программа по предмету «Технология» 5 – 7 класс (2 часа в неделю- 70 часов в год) разработана применительно к Примерной образовательной... | Рабочая программа по курсу «Технология видеопроизводства» составлена... Рабочая программа по курсу «Технология видеопроизводства» составлена на основании требований Государственного образовательного стандарта... | ||
Методические указания для студентов по курсу «технология смазочных... Целью лабораторной работы является ознакомление с процессом селективной очистки масляных дистиллятов избирательными растворителями... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методические указания предназначены для выполнения лабораторных работ по курсу «Технология автоматизированного машиностроения» для... | ||
Методические рекомендации преподавателям по курсу «Технология» 5-9... Учебное электронное издание «Технология» (5-9) входит в серию «Библиотека электронных наглядных пособий» и предназначено для применения... | Конспект лекций по курсу “Технология лекаственных форм и галеновых... Конспект лекций по курсу “Технология лекаственных форм и галеновых препаратов” для студентов специальности «Технология фармацевтических... |