Скачать 188.92 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 7 г.Сургута МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА по курсу: «ТЕХНОЛОГИЯ. ТЕХНИЧЕСКИЙ ТРУД» класс: 8 А дата: 02.03.2010 г. учитель: Станкевский Николай Михайлович тема урока: «Нарезание наружной резьбы». АННОТАЦИЯ К УРОКУУчитель: Станкевский Николай Михайлович – учитель технологии МОУ СОШ №7 Предмет, класс: Технология. Технический труд, 8 А класс. Дата урока: 02.03.2010 г. (первый урок). Тема урока: «Нарезание наружной резьбы». Место занятия в учебном процессе: раздел программы « Технология обработки металла». Тип урока: комбинированный (изучение новой темы с использованием ИКТ, практическое закрепление изученного материала). Форма урока: урок – практикум. Формы и способы применения ИКТ на данном уроке.
Методы обучения: рассказ, показ приемов нарезания наружной резьбы учителем, демонстрация наглядных пособий и ИКТ, практическая работа. Оснащение урока: 1.Компьютер. 2.Презентация к уроку. 3.Наборы резьбонарезного инструмента. 4.Заготовки. 5.Верстаки слесарные. 6.Обучающие стенды. ПЛАН УРОКА1. Дата урока: 02.03.2010 г. (первый урок). 2. Тема урока: «Нарезание наружной резьбы». Тип урока: комбинированный (изучение новой темы с использованием ИКТ, практическое закрепление изученного материала). 3. Целевые установки урока: в результате изучения темы ученик должен:
– понятие о резьбовых соединениях, об элементах резьбы, о графическом изображении наружной резьбы; – знать инструменты и приспособления для нарезания наружной резьбы;
– нарезать наружную резьбу на гладком стержне;
– восстанавливать смятую резьбу при ремонте резьбовых соединений. 4. Задачи урока:
– с видами резьбовых соединений и графическим изображением наружной резьбы; – с инструментами и приспособлениями для нарезания наружной резьбы; – с технологией нарезания наружной резьбы.
5. Межпредметные связи: – физика: вращательное движение, прочность, нагревание тел; – математика: окружность, единицы измерения; – черчение: правила оформления чертежа; – технология: понятие о резании металлов. 6. Оборудование и наглядность: 1. Компьютер.
7. Временная структура урока:
КОНСПЕКТ УРОКАТип урока: комбинированный (изучение новой темы с использованием ИКТ, практическое закрепление изученного материала). Ход урока (согласно типу урока):
Литература :
Приложение: Цель использования презентации: «Нарезание наружной резьбы» - повышение мотивации учеников к изучению данного материала и активизация познавательной деятельности учащихся на уроке. Презентация позволяет установить логическую связь между этапами урока т.к. постоянное обсуждение каждого нового пункта начинается с демонстрации слайда
МЕТОДИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА
«Технология обработки металлов» предусмотрено изучение технологии нарезания метрической (крепежной) резьбы. Тема урока: «Нарезание наружной резьбы». Занятие по данной теме является началом изучения общей темы: «Технология нарезания наружной и внутренней резьбы», на освоение которой отводится 3часа программного времени. 2. Учет особенностей конкретной аудитории. Ученики 8-х классов МОУ СОШ № 7 обучаются техническому труду в полном объеме не с пятого класса, как предусмотрено программой, а с шестого класса (по причине отсутствия МТБ школьных мастерских). По этой причине тема: «Технология нарезания наружной и внутренней резьбы», которая в 7 классе изучалась на уровне знакомства, требует наиболее полной проработки в текущем учебном году, так как направление практической деятельности по данной теме не возможно переоценить. Поэтому учебный материал излагается так, чтобы ученики поняли функциональное назначение инструментов и приспособлений для нарезания резьбы, а также освоили приемы нарезания резьбы в условиях школьной мастерской. Освоению содержания темы занятия способствует личный опыт учеников полученный в 7 классе при изучении резьбонарезного инструмента. Работа по изучению данного материала вызывает у них повышенный интерес, так как с резьбовыми соединениями ученики сталкиваются в повседневной жизни с раннего возраста (сборка деталей конструктора, простейший ремонт велосипеда и т. д.). 3. Тип и вид урока. Тип урока - комбинированный. Вид урока – практическая работа. 4. Введение в урок. Данное занятие является составной частью темы: «Технология нарезания наружной и внутренней резьбы», которой отводится общее количество часов -3. Урок технического труда по теме: «Нарезание наружной резьбы» является первым занятием, в котором закладываются общие представления о резьбе и первоначальные умения по освоению резьбонарезного инструмента. Эти первоначальные знания и умения являются опорными для решения задач повседневной жизни, с которыми приходится сталкиваться при ремонте резьбовых соединений. Данное занятие является продолжением изучения нового технологического оборудования по обработке металла, имеющегося в мастерской МОУ СОШ № 7. 5. Элементы урока, трудно усваиваемые учениками. Методическая задача состоит в том, чтобы на базе школьных мастерских познакомить учеников с сущностью нарезания резьбы на гладком стержне, т. е. с принципом действия приспособлений и режущего инструмента. Физическая сущность принципа нарезания резьбы на гладком стержне трудностей не вызывает. Достаточно трудно усваивается учениками сам прием владения ручным инструментом по изготовлению наружной резьбы. Качество наружной резьбы – это навыковая сторона деятельности. 6. Значение урока: обучающее, развивающее, воспитывающее.
воочию убедиться в оптимальном сочетании информационной и практической составляющих урока. Тема: «Нарезание наружной резьбы» содержит материал, на базе которого проходит формирование таких важных понятий как «крепежная деталь», «резьбовая пара», «типовая деталь», а также условное обозначение резьбы на чертежах. Ознакомление с принципом действия приспособлений и режущего инструмента позволяет уяснить физическую сущность нарезания резьбы на гладком стержне. Демонстрация приемов нарезания резьбы на гладком стержне позволяет уяснить сущность резания металла ручным инструментом.
нарезания наружной резьбы имеет большое значение для расширения кругозора школьников в области освоения обработки металлов ручным и механическим способом. Этот факт позволяет сформировать некоторое представление о производственных процессах по изготовлению изделий, имеющих метрическую резьбу. Это так называемые крепежные детали. Поэтому тема: «Нарезание наружной резьбы» является логическим продолжением учебной работы по освоению технологического инструмента по обработке металлов, которая ведется на протяжении нескольких лет в школьных мастерских. Вместе с тем при изучении инструментов и приспособлений для нарезания наружной резьбы можно применять элементы проблемного обучения, которые побуждают учеников размышлять, сопоставлять изучаемые ими инструменты и приспособления с ранее изученными инструментами и приспособлениями для клепочных работ. Целесообразно ознакомить учеников с историей совершенствования приспособлений для нарезания наружной резьбы.
носят общественно значимый характер. В конструкции отдельных элементов оборудования мастерской, кабинетной мебели имеются крепежные резьбовые детали, которые изготовлены руками таких же школьников как и они. На этой основе следует обратить внимание учеников на изделия, которые успешно демонстрировались на выставках муниципального уровня. Кроме того, указать на резьбовые изделия, которые легли в основу проектов – призеров олимпиад по технологии муниципального уровня. Это убедительный фактический материал, содействующий воспитанию трудолюбивых учеников. Важным воспитательным моментом является организация рабочего места, способствующая повышению успешности ученического труда и соблюдению правил техники безопасности. 7. Связь теории с практикой. Получив основные представления об инструментах и приспособлениях, а также о технологии нарезания наружной резьбы, ученики должны закрепить эти знания практически. С этой целью для самостоятельной работы учеников подготовлены рабочие места для нарезания наружной резьбы на старых болтах М6 (со смятой резьбой), бывших в эксплуатации на старой мебели. Практическое задание выполняется учениками после вводного инструктажа и инструктажа по ТБ при нарезании резьбы. 8. Межпредметные связи: – физика: вращательное движение, прочность, нагревание тел; – математика: окружность, единицы измерения; – черчение: правила оформления чертежа; – технология: понятие о резании металлов. 9. Активизация хода учебного процесса. Методы обучения: рассказ, показ приемов нарезания наружной резьбы учителем, демонстрация наглядных пособий и ИКТ, практи-ческая работа. Цель использования презентации: «Нарезание наружной резьбы» - повыше-ние мотивации учеников к изучению данного материала и активизация познавательной деятельности учащихся на уроке. Презентация позволяет установить логическую связь между этапами урока т.к. постоянное обсуждение каждого нового пункта начинается с демонстрации слайда. Практическое задание в виде нарезания наружной резьбы на старых болтах М6 (со смятой резьбой) развивает техническое мышление учеников, учит находить взаимосвязь между теорией и практикой, определять самостоятельно последовательность технологических операций. 10. Формы обратной связи:
11. Формы и методы контроля:
12. Выводы. Для достижения поставленной цели урока ученикам необходимо решить следующие задачи: ознакомиться с инструментами и приспособлениями для нарезания наружной резьбы; освоить технологию нарезания наружной резьбы. САМОАНАЛИЗ УРОКА1. Урок технического труда по теме: «Нарезание наружной резьбы». Занятие по данной теме является началом изучения общей темы: «Технология нарезания наружной и внутренней резьбы», на освоение которой отводится 3часа программного времени. Эта тема является составной частью раздела «Технология обработки металла». Работа по изучению данного материала вызывает у обучающихся повышенный интерес, так как с резьбовыми соединениями ученики сталкиваются в повседневной жизни с раннего возраста (сборка деталей конструктора, простейший ремонт велосипеда и т. д.). 2. Методическая задача состоит в том, чтобы на базе школьных мастерских познакомить учеников с сущностью нарезания резьбы на гладком стержне, т. е. с принципом действия приспособлений и режущего инструмента. Понимание физической сущности принципа нарезания резьбы на гладком стержне трудностей не вызывает. Достаточно трудно усваивается учениками сам прием владения ручным инструментом по изготовлению наружной резьбы. Качество наружной резьбы – это навыковая сторона деятельности. Поэтому учебный материал излагается так, чтобы ученики поняли функциональное назначение инструментов и приспособлений для нарезания резьбы, а также освоили приемы нарезания резьбы в условиях школьной мастерской, а объекты труда обеспечили бы логическую связь использования полученных знаний, умений в повседневной жизни. 3. В процессе изучения темы ученики имеют возможность воочию убедиться в оптимальном сочетании информационной и практической составляющих урока. Тема: «Нарезание наружной резьбы» содержит материал, на базе которого проходит формирование таких важных понятий как «крепежная деталь», «резьбовая пара», «типовая деталь», а также условное обозначение резьбы на чертежах. Ознакомление с принципом действия приспособлений и режущего инструмента позволяет уяснить физическую сущность нарезания резьбы на гладком стержне. Демонстрация приемов нарезания резьбы на гладком стержне позволяет уяснить сущность резания металла ручным инструментом. Наличие презентации – это убедительный информационно-наглядный материал, содействующий воспитанию трудолюбивых учеников. 4. Считаю, что структура урока является рациональной для решения вышеназванной цели, так как очень полно раскрывает содержание темы, соблюдая принцип доступности. Количество времени, отведённое на этапы урока, использовано было разумно. Это позволило продуктивно и качественно выполнить запланированные по теме задачи для обучающихся. Презентация позволила установить логическую связь между этапами урока т.к. постоянное обсуждение каждого нового пункта начиналось с демонстрации слайда. 5. Для изучения нового материала было выбрано следующее сочетание методов:
В совокупности эти методы и формы максимально активизируют мышление обучающихся, создавая атмосферу заинтересованности. Цель использования презентации: «Нарезание наружной резьбы» - повышение мотивации учеников к изучению данного материала и активизация познавательной деятельности учащихся на уроке. Практическое задание в виде нарезания наружной резьбы на старых болтах М6 (со смятой резьбой) развивает техническое мышление учеников, учит находить взаимосвязь между теорией и практикой, определять самостоятельно последовательность технологических операций. 6. На уроке старался поддерживать доброжелательную атмосферу, уважительно относится к ученикам, их интересам. Очень важно, чтобы в классе было ощущение коллектива. Терпение и доброта, искренняя любовь к детям - необходимые качества учителя, которые должны быть видимыми на каждом уроке. Обратная связь «учитель - ученик» и текущий контроль имели место в процессе беседы, а также в ходе выполнения практического задания. В качестве итогового контроля – правильное нарезание наружной резьбы на старых болтах М6 (со смятой резьбой). 7. Работоспособность учащихся поддерживалась путём смены разных видов деятельности: слушание, беседа, самоконтроль по слайдам презентации, практическое задание. Работа по изучению данного материала вызывает у них повышенный интерес, так как с резьбовыми соединениями ученики сталкиваются в повседневной жизни с раннего возраста (сборка деталей конструктора, простейший ремонт велосипеда и т. д.). 8. Тема: «Нарезание наружной резьбы» содержит материал, на базе которого проходит формирование таких важных понятий как «крепежная деталь», «резьбовая пара», «типовая деталь», а также условное обозначение резьбы на чертежах. Ознакомление с принципом действия приспособлений и режущего инструмента позволяет уяснить физическую сущность нарезания резьбы на гладком стержне. Демонстрация приемов нарезания резьбы на гладком стержне позволяет уяснить сущность резания металла ручным инструментом. Достаточно трудно усваивается учениками сам прием владения ручным инструментом по изготовлению наружной резьбы. Качество наружной резьбы – это навыковая сторона деятельности. 9. Чёткое планирование этапов урока, применение различных видов деятельности позволило провести занятие без перегрузки учеников. Технико-технологический характер объектов труда постоянно поддерживал заинтересованность обучающихся в работе и стремление их к успеху. Практическая значимость изучаемого материала состоит в подготовке не профессионала – слесаря, а оператора в режиме пользователя, т. е. использовать полученные знания, умения в практической деятельности и повседневной жизни – восстановление наружной резьбы на старых болтах М6 (со смятой резьбой). 10. Политехнический кругозор обучающихся в области техники и технического творчества оставляет желать лучшего, по причине не достаточного внимания к вопросам механики в повседневной жизни и в бытовых условиях. Нет закрепления навыков пользования ручным инструментом при ремонте бытовых приборов и простейших механизмов (велосипеда). Как следствие того - неумелая организация рабочего места при самостоятельной работе, не качественное нарезание резьбы (перекос резьбы). 11. С учетом контингента обучающихся 8 классов в решении главной задачи урока предусмотрено расширение объема деятельности на один или два элемента практического задания, т. е. помимо качественных показателей практической работы имеет место и количественный показатель. 12. Задачи поставленные для обучающихся выполнены в соответствии с целью урока. 13. Что необходимо учесть! Качество наружной резьбы – это навыковая сторона деятельности. Следовательно, при выборе очередного объекта труда необходимо обеспечить наличие деталей содержащих резьбу. |
Методическая разработка урока по курсу: «технология. Технический... Обучающая: закрепление навыков использования оператора ветвления при составлении и реализации программ, набора и отладки программы,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Технология. Технический труд», на основе примерной программы основного общего образования по образовательной области «Технология.... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Технология. Технический труд» составлена для учащихся 8 класса на основе авторской программы основного общего образования по направлению... | Рабочая программа по технологии для неделимых 5-8классов сельской... «Технология. Технический труд»,«Технология. Обслуживающий труд», «Технология. Сельскохозяйственный труд (агротехнологии)». Программа... | ||
Методическая разработка урока немецкого языка по теме: «Технология... Методическая разработка урока немецкого языка по теме: «Технология в горной промышленности и модернизация горного производства» (для... | Методическая разработка урока изобразительного искусства в 1 классе... Методическая разработка урока по изобразительному искусству для 1 класса общеобразовательной школы | ||
Тематическое планирование к рабочей программе предмета «Технология технический труд» 5 класс Календарно- тематическое планирование к рабочей программе предмета «Технология технический труд» | Методическая разработка урока «Альдегиды и кетоны» Формат (рекомендуемый) разработки урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» | ||
Долг, свобода, ответственность, учение и труд Учебно-методическая разработка урока по орксэ в 4 классе (учебный модуль «Основы мировых религиозных культур») по теме | Методическая разработка учебного занятия -2011. Педагогический дебют»... | ||
Методическая разработка урока по информатике 8 класс Тема урока: Кодирование информации «Технология» в которых принимают участие учащиеся города Волгодонска и близлежащих территорий | Павел солоненко технология бессмертия Методическая разработка интегрированного урока географии и информатики в 8 классе | ||
Методическая разработка урока математики Настоящее положение определяет цели, задачи и порядок проведения республиканского конкурса среди учителей образовательных организаций... | Методическая разработка цикла уроков по кубановедению и изобразительному... Данная методическая разработка предназначена для реализации на уроках кубановедения и изобразительного искусства в 5 классе общеобразовательной... | ||
Календарно-тематическое планирование предмет: Технология (технический труд) учитель: класс | Методическая разработка урока черчения: «Технический рисунок и его... В настоящее время графические умения учащихся – важнейший аспект обучения. Графическая грамотность расширяет возможности учащихся,... |