Урок по русскому языку в 11 классе учителя мкоу «Екатерининская сош»





Скачать 147.37 Kb.
НазваниеУрок по русскому языку в 11 классе учителя мкоу «Екатерининская сош»
Дата публикации23.08.2014
Размер147.37 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Информатика > Урок
Урок по русскому языку в 11 классе

учителя МКОУ «Екатерининская СОШ»

Третьяковского района

Колковой Елены Геннадьевны

Тема урока: «Общая характеристика официально-делового стиля»

Тип урока: повторительно-обобщающий

Используемые технологии: проблемное обучение с элементами ИКТ

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая

Цели и задачи учителя: создать условия для достижения образовательных результатов

личностных: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к самообразованию и саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию; формирование коммуникативной компетентности в общении, сотрудничестве со сверстниками; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

метапредметных: умение самостоятельно определять цели своего обучения, выдвигать новые задачи в познавательной деятельности, развивать ее мотивы и интересы; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; владение основами самооценки и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; предметных: расширение и систематизация научных знаний о языке, осознание взаимосвязи его уровней и единиц; обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств, совершенствование видов речевой деятельности; понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования посредством работы над темой «Особенности официально-делового стиля».

Задачи учащегося:

      • обобщить знания об официально-деловом стиле;

      • произвести самооценку;

      • осознать свои трудности и подвижки;

      • создать индивидуальную траекторию действий для последующей корректировки.

Структура урока: организационный этап, создание учебной ситуации, контроль и оценка использования способа действия, рефлексия

Оборудование: рабочие тетради, презентация по теме «Особенности официально-делового стиля», слайды с заданиями А1- А4 для повторения по теме «Подготовка к ЕГЭ», индивидуальная «Карта успешности на уроке» у каждого учащегося, учебник

Ход урока

Организационный этап: запись даты и темы урока

Создание учебной ситуации

Слово учителя: В зависимости от целей и задач, которые ставятся в процессе общения, происходит отбор различных языковых средств, в результате чего создаются разновидности литературного языка, называемые функциональными стилями. Среди многообразия стилей выделяются пять основных. Давайте вспомним их название и назначение.

Задание классу: Определите стиль речи, исходя из предложенных фрагментов.

1. Как передает наш корреспондент, 21 мая над центральными районами Пензенской области прошла небывалой силы гроза. В двух деревнях возникли пожары в результате удара молнии. К этому прибавилось еще одно стихийное бедствие: ливневый дождь вызвал сильное наводнение.

2. Гроза – это атмосферное явление, заключающееся в электрических разрядах между кучево-дождевыми (грозовыми) облаками и земной поверхностью, а также находящимися над ней предметами. Такие разряды – молнии – сопровождаются осадками в виде ливня, иногда с градом и сильным ветром (иногда до шквала).

3. Ветер кружил по полю сизый столб пыли и уже дышал духовито дождливой влагой, а через минуту, скупой и редкий, пошел дождь. Ядреные холодные капли вонзались в дорожную пыль, сворачивались в крохотные комочки грязи. Бело вспыхнула молния, и через несколько мгновений с оглушительным сухим треском ударил гром.

4. – Привет, Андрюха! Ты чего это как мокрая курица?

- Привет, Славка! Ну и ливень на улице!..

- Да ты что?! А я слышу: что-то бабахнуло… Гром, что ли?

- Ну да! И гром, и молния…

Ответы:

А) публицистический;

Б) научный;

В) художественный;

Г) разговорный.

Задание классу: Закончите фразу

1. Воздействие на слушателей и читателей для пропаганды общественно-политических идей – цель:

А) разговорного стиля,

Б) художественного стиля,

В) научного стиля,

Г) публицистического стиля.

2. Монографии, диссертации, доклады, рефераты – жанры:

А) разговорного стиля,

Б) художественного стиля,

В) научного стиля,

Г) публицистического стиля.

3. Точность, достигаемая использованием терминов, однозначных слов, фактов, цифр, четким оформлением синтаксических связей слов, характерна для стиля:

А) разговорного стиля,

Б) художественного стиля,

В) научного стиля,

Г) публицистического стиля.

Слово учителя: Ребята, вы оканчиваете школу и вступаете в большой, взрослый мир. Этот мир живет несколько другими правилами и законами. На взрослого человека жизнь в обществе накладывает определенные обязательства. Обязанности гражданина – члена общества, государства, члена семьи, работника и т.д. Все эти обязанности, как и права, регулируются официально и оформляются соответствующими актами, законодательными постановлениями. Какой функциональный стиль регламентирует эту сторону нашей жизни? (Учитель провоцирует когнитивный диссонанс, как подготовительную стадию целеполагания) Правильно, официально-деловой стиль.

Тема нашего урока: «Общая характеристика официально-делового стиля»

Целеполагание: сформулируйте цели нашего занятия. На какие вопросы вы хотели бы получить ответы в ходе работы на уроке?

Вопросы, предложенные учащимися:

Что такое официально-деловой стиль?

Каковы особенности официально-делового стиля?

Каково назначение публицистического стиля?

Исходя из них, учащиеся формулируют учебную цель урока:

- дать определение официально-делового стиля;

- вспомнить характеристику особенностей официально-делового стиля;

- определить сферу употребления и назначение публицистического стиля.

Слово учителя: прежде, чем мы приступим к поиску ответов, я хотела бы предложить вам небольшую интеллектуальную разминку (на слайдах задания А1-А4 ЕГЭ):

  1. Определите нарушение орфоэпической нормы:

а)ходАтайство б)демокрАтия в)позвОнит г)отрОчество

Орфоэпические нормы нарушены: а), в), г)

Какое из этих слов можно отнести к официально-деловому стилю? Аргументируйте ответ (ходатайство- это официальный документ)

  1. Определите нарушение нормы лексической сочетаемости:

а) После болезни у меня разыгрался ЗВЕРИНЫЙ аппетит.

б) Дома меня ждет СЫТЫЙ обед.

в) Опубликованная в газете статья по содержанию достаточно ИНФОРМАТИВНА.

г) На столе лежало КОМАНДИРОВАННОЕ удостоверение.

Нормы лексической сочетаемости нарушены: а), б), г)

Какое предложение можно отнести к официально-деловому стилю?

(Предложение г), поскольку речь идет о служебных отношениях-командировке)

3. Определите нарушение морфологических норм:

а) более выше

б) жгет костер

в) пробежи сто метров

г) к две тысячи тринадцатому году

Морфологические нормы нарушены: а), б), в)

Какая из этих конструкций может быть отнесена к официально-деловому стилю? (г), так как содержит точную информацию- дату)

4. Продолжите предложение, соблюдая синтаксические нормы:

Оформляя свидетельство о нетрудоспособности ,…

а) у человека изменилось лицо;

б) начинается новая жизнь;

в) член комиссии допустил ошибку;

г) комиссией двигали практические цели.

Правильный вариант в).

Могут ли в тексте официально-делового стиля употребляться конструкции с деепричастным оборотом? (да, конструкция с деепричастным оборотом может использоваться в официально-деловом тексте)

Задание классу: Исправьте стилистические ошибки в предложенном тексте

Принимая во внимание радостную необходимость участия в азартнейших соревнованиях, я прошу вас выдать очень хорошему ученику 11класса 2пары надежных, новых лыж. Возврат гарантируется. Великолепный тренер 1 категории Максимов В.П.

(нельзя употреблять оценочную, эмоциональную лексику; в официально-деловом стиле отсутствуют местоимения 1 и 2 лица)

Этап контроля. Отметьте на «Карте успешности» проблемные зоны, возникшие при повторении материала по теме «Подготовка к ЕГЭ» знаком «МИНУС». Какой теоретический материал вам необходим, чтобы стать успешным? Сделайте пометку. Нужна ли вам консультация по источникам информации? Сделайте пометку. Задайте вопросы на интересующую вас тему одноклассникам или учителю.

Создание учебной ситуации.

Слово учителя. Взгляните на результат наших наблюдений в ходе повторения (запись на доске: документ, служебные отношения, точная информация, использование деепричастных оборотов, отсутствие оценочной лексики и личных местоимений 1,2 лица). Можно ли, исходя из этих записей, дать характеристику официально-деловому стилю?

Дискуссия между учащимися. Попытки структурировать и расширить информацию, добытую в ходе работы, чтобы характеризовать официально-деловой стиль. Создание гипотезы.

(Официально-деловой стиль характеризуется…)

Соотнесение созданной гипотезы с предлагаемой моделью.

Слово учителя. Я предоставляю слово учащейся вашего класса, подготовившей в качестве индивидуального домашнего задания презентацию по теме «Особенности официально-делового стиля». Постарайтесь дополнить характеристику, данную предварительно, информацией из презентации.

(Просмотр презентации).

Рефлексия. Что вы можете сказать об особенностях официально-делового стиля? Каковы его характерные черты? Каковы его функции? Обозначьте сферу его употребления. В чем лично для вас заключается значимость полученной на уроке информации?

Этап контроля. Отметьте на «Карте успешности» проблемные зоны, возникшие при работе по теме «Особенности публицистического стиля». Какой теоретический материал вам необходим, чтобы стать успешнее? Сделайте пометку. Нужна ли консультация по источникам информации? Сделайте пометку. Задайте вопросы на интересующую вас тему одноклассникам или учителю.

Слово учителя. Я предлагаю первой группе поработать над созданием резюме для приема на работу, второй группе – над автобиографией для работодателя, а третьей написать апелляцию по итогам ЕГЭ. Трудно? Советую воспользоваться предложенными шаблонами. Наличие шаблонов-это еще одна характерная черта официально-делового стиля.

Выступления групп. Рефлексия по итогам урока.

Домашнее задание: на выбор: а)выполнить упр. 462; б)по материалам упр. 462 и собственным языковым наблюдениям подготовьте сообщение на тему «Язык бизнеса».

Благодарю за работу. Оценки за урок… Прошу сдать «Карты успешности»

Образец «Карты успешности»

Ф.И.О.

задание

успешность

теоретический материал

источники информации

А1

+







А2

+







А3

+







А4

-

предложение с деепричастн. оборотом

? нужна консультация

В8

-

средства выразительности

конспект-опора

в тетради

характерные черты публицистич. стиля

+







функции стиля

+







жанры публицистич. стиля

-

характеристика

жанров

скачать презентацию,

прочитать теорию в учебн.

сфера употребления

+







Самым интересным и полезным для меня на уроке было:

Тема усвоена/ не усвоена (нужное подчеркнуть)

Апелляция –

обращение с просьбой, с призывом о чем-нибудь. (Например, в случае несогласия учащегося или абитуриента с оценкой письменной экзаменационной работы).
Композиционные особенности апелляции:

- наименование адресата, которому направляется заявление (название учреждения или должностного лица с указанием фамилии, имени, отчества; эта часть заявления располагается по правой стороне листа);
- фамилия, имя, отчество и должность заявителя, которые пишутся в родительном падеже без предлога (эта часть тоже располагается по правой стороне листа);
- наименование документа (пишется с маленькой буквы посередине строки; после слова «апелляция» ставится точка);
- текст просьбы с кратким ее обоснованием (пишется с красной строки);
- подпись заявителя (пишется внизу справа).
- дата (ставится слева под текстом ниже подписи).
Пример:

Председателю апелляционной комиссии

Пермского государственного педагогического университета

Иванову И.И..

абитуриента Сидорова С.С.

поступающего на филологический факультет,


апелляция.

Прошу пересмотреть мою оценку по русскому языку в связи с тем, что я не согласен с засчитанными мне ошибками по русскому языку на 2-й и 3-й страницах сочинения.

Дата

Подпись

Резюме
состоит из следующих блоков:

  • Вступление-

  • Ваше имя, адрес, номер телефона (включая код города).

  • Цель (необязательно, но желательно): краткое описание того,

на получение какой должности и почему Вы претендуете (не более 6 строк, а лучше 2-3).

  • Основная часть -

  • Трудовой опыт в обратном хронологическом порядке (даты начала и окончания работы), наименование организации, должностные обязанности.

  • Образование (какой ВУЗ и когда), награды, изученные дисциплины, которые соответствуют Вашей цели.

  • Дополнительная информация:

  • владение иностранными языками и компьютером, наличие

водительских прав, хобби (следует упоминать только в том случае, если оно тесно связано с желаемой работой).
Пример.

  1. Нестерова Ирина Сергеевна.

  2. г.Пермь, ул. Мира, д.11, кв.5, тел.: 87262454734

  3. Претендую на получение должности торгового агента.

  4. 2007 – 2009 год – универмаг «Фрегат», продавец; 2005 – 2007 – частное предпринимательство.

  5. Московский институт торговли и коммерции, 2000-2005 г.г.

  6. Владею английским, немецким языками; имею навыки работы на компьютере; имею автомобиль и водительские права.


Автобиография – описание своей жизни

Как деловой документ автобиография состоит обычно из следующих элементов:

1. Заголовок: Автобиография

2. Фамилия, имя, отчество

3. Дата рождения (число, месяц, год)

4. Место рождения (село, город, район, область, республика и т.д.)

5. Родители (их полное имя и отчество, чем занимаются)

6. Образование (когда, где и какую школу и другие учебные заведения окончил)

7. Трудовая деятельность (где, кем и когда работал и занимаемая должность в настоящее время)

8. Состав семьи (где и кем работают или где учатся члены семьи)

9. Поощрения, награждения (если имеются)

10. Дата (слева)

Образец.

Автобиография

Я, Иванов Сергей Сергеевич, родился 5 января 1986 года в селе Верхнее Суздальского района Орловской области.
В 1993 году поступил в Верхневскую восьмилетнюю школу. С 1997 года, в связи с изменением места жительства семьи, продолжал учебу в пг. Суздале.

В 2003 году поступил на экономический факультет Пермского государственного университета. В настоящее время являюсь студентом 1-го курса.
Мой отец, Иванов Сергей Иванович, работает столяром на Суздальском ЖКХ, мать, Иванова Анна Васильевна, - домохозяйка.
Семейное положение - холост.

10 октября 2003г .

Иванов С.С.

Заявление – это:
1. Официальное сообщение в устной и письменной форме.
2. Письменная просьба о чем-нибудь.
Композиционные особенности заявления:

- наименование адресата, которому направляется заявление (название учреждения или должностного лица с указанием фамилии, имени, отчества; эта часть заявления располагается по правой стороне листа);
- фамилия, имя, отчество и должность заявителя, которые пишутся в родительном падеже без предлога (эта часть тоже располагается по правой стороне листа);
- наименование документа (пишется с маленькой буквы посередине строки; после слова «заявление» ставится точка);
- текст просьбы с кратким ее обоснованием (пишется с красной строки);
- подпись заявителя (пишется внизу справа).
- дата (ставится слева под текстом ниже подписи).


Пример: Генеральному директору

АО «Рубин »

Вяткиной Е.С.

Щербинина И.А.

заявление.

Прошу принять меня на работу с 01.12.2007 г. на должность вахтера.

Щербинин И.А.

2 ноября 1999 г.

Доверенность –

документ, с помощью которого одно лицо предоставляет другому лицу полномочия предпринять за него какие-либо действия ) чаще всего – получить что-либо).

Форма доверенности:

  • наименование документа;

  • фамилия, имя, отчество (иногда должность) доверителя;

  • фамилия, имя, отчество (иногда должность) доверенного лица;

  • содержание доверенности (что конкретно доверяется; сумма пишется цифрами и в скобках прописью;

  • подпись доверителя;

  • дата выдачи доверенности;

  • наименование должности и подпись лица, удостоверяющего подпись доверителя;

  • дата удостоверения подписи и печать.

Обратите внимание: наименование документа пишется в центре строки; под датой и подписью необходимо предусмотреть место, чтобы заверить документ. Клишированные формы (Кто? + доверяю + кому? инфинитив “получить”…) .
Образец.

Доверенность.

Я, аспирант второго курса исторического факультета Сидоров Сергей Сергеевич, доверяю аспирантке первого курса Власовой Елене Алексеевне получить мою стипендию за февраль 2009 года.

Мой паспорт: (данные) .

Паспортные данныеВласовой Елены Алексеевны: (данные)

Дата

Подпись

Подпись аспиранта Сидоров С.С.

Дата

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок по русскому языку в 11 классе учителя мкоу «Екатерининская сош» iconУрок по русскому языку в 5 классе учителя мкоу «Екатерининская сош»...
Цели и задачи учителя: создать условия для достижения образовательных результатов
Урок по русскому языку в 11 классе учителя мкоу «Екатерининская сош» iconУрок по русскому языку в 4 классе учителя начальных классов мбоу «Оскольская оош»
Открытый урок по русскому языку в 4 классе учителя начальных классов мбоу «Оскольская оош» Лавровой Натальи Михайловны, проводился...
Урок по русскому языку в 11 классе учителя мкоу «Екатерининская сош» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Фгос через проектную и исследовательскую деятельность. В методическом объединении приняли участие учителя мкоу хмр сош с. Нялинское,...
Урок по русскому языку в 11 классе учителя мкоу «Екатерининская сош» iconМероприятия, выполненные в мкоу «Екатерининская сош» в 3-ей четверти 2012-2013 учебного года
Районная учеба детского актива «Факел» в ддт 1 место (18. 01. 13. Климченко М. П.)
Урок по русскому языку в 11 классе учителя мкоу «Екатерининская сош» iconУрок по русскому языку и информатике в 7 классе. Урок-практикум
Автор разработки: Рамазанова Разия Ровадуновна, учитель русского языка и литературы мбоу «Бузанская сош»
Урок по русскому языку в 11 классе учителя мкоу «Екатерининская сош» iconРабочая программа по русскому языку в 11 классе учителя первой квалификационной категории
Данная рабочая программа по русскому языку для 10-11 классов создана на основе федерального компонента государственного стандарта...
Урок по русскому языку в 11 классе учителя мкоу «Екатерининская сош» iconУрок игра по русскому языку в 5 классе по теме «Синтаксис»
Урок – игра по русскому языку в 5 классе по теме «Синтаксис». Учитель русского языка и литературы Шадрина Людмила Виталиевна
Урок по русскому языку в 11 классе учителя мкоу «Екатерининская сош» iconРабочая программа педагога рудичевой Елены Серафимовны, учителя высшей...
«Программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений» / В. Ф. Греков // Программно-методические материалы....
Урок по русскому языку в 11 классе учителя мкоу «Екатерининская сош» iconФилиал мкоу богородской сош нестиарская оош
Расстояние от стола учителя до первых столов составляет 0,8м, от доски до стола учителя 1м. В классе размещается 4 двухместных, одного...
Урок по русскому языку в 11 классе учителя мкоу «Екатерининская сош» iconРабочая программа по русскому языку для 5 класса учителя 1 квалификационной категории
Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Программы по русскому языку к учебникам 5-11 классов Л. З. Шакировой,...
Урок по русскому языку в 11 классе учителя мкоу «Екатерининская сош» iconРабочая учебная программа по русскому языку в 9 классе мбоу «Никольская сош»
Рабочая программа по русскому языку для 9 класса разработана на основании следующих документов
Урок по русскому языку в 11 классе учителя мкоу «Екатерининская сош» iconУрока по русскому языку в 7 классе по теме «деепричастие, обобщение и систематизация»
Виды деятельности учителя и учащихся речевая, коммуникативно-диалоговая, монолог учителя
Урок по русскому языку в 11 классе учителя мкоу «Екатерининская сош» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ребрихинского района. Учителя, представители администрации из мкоу «Зеленорощинская сош», мкоу «Зиминская сош» собрались в мкоу «Плоскосеминская...
Урок по русскому языку в 11 классе учителя мкоу «Екатерининская сош» iconУрок истории в 5 классе «В городе богини Афины» (учитель Назаренко Г. В.)
Мкоу «сош №4» прошел семинар «Разработка урока в технологии развития критического мышления». На нем присутствовали учителя и заместители...
Урок по русскому языку в 11 классе учителя мкоу «Екатерининская сош» iconРабочая программа по русскому языку в 10 классе Чекуновой Юлии Анатольевны,...
Мбоу «сош №168 с продлённым днём обучения для детей с соматическими заболеваниями» Авиастроительного района г. Казани Республики...
Урок по русскому языку в 11 классе учителя мкоу «Екатерининская сош» iconПрограмма по русскому языку в 10 классе (базовый уровень) Пояснительная записка
Государственного стандарта общего образования, примерной программы по русскому языку и программы по русскому языку для 10-11 классов...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск