Скачать 83.72 Kb.
|
Учитель информатики и математики II кв. кат. МОУ Пестречинская СОШ №2 Матвеева Н.А. Урок информатики в 9 классе Тема: Решение систем уравнений графическим способом в MsExcel. Цели урока: обучающие: повторить и закрепить знания и умения работы в MsExcel; отработать основные приемы работы с электронными таблицами; использовать знания, полученные на уроках информатики по технологии решения задач на компьютере; повторение алгоритма построения диаграмм и графиков; формирование знаний и умений решать системы уравнений, используя возможности электронных таблиц; развивающие: развивать кругозор и умение вести грамотный диалог с компьютером, правильно применять специальные термины и свободно оперировать ими; воспитывающие: воспитание аккуратности, добросовестности; воспитывать общую и информационную культуру, трудолюбие, усидчивость, бережное отношение к школьной технике. Тип урока: урок закрепления изученного материала и объяснения нового. Этапы урока:
Методы: беседа, опрос, практическая работа Оборудование: компьютер, презентация, интерактивная доска. ХОД УРОКА
Здравствуйте, ребята! Садитесь. Откройте тетради, запишите число и тему нашего урока «Решение систем уравнений графическим способом в MsExcel». Мы с вами несколько уроков проходили электронные таблицы. На сегодняшнем уроке мы с вами должны закрепить знания и умения по работе с электронными таблицами, повторить как строятся графики и диаграммы, и научиться решать системы уравнений графическим способом в MsExcel. Слайд 1 Слайд 2
Но, прежде чем приступить к новой теме, давайте повторим все что прошли. Итак, сейчас три человека отвечают на тесты. (Приложение №1) С остальными обсуждаем вопросы Вопросы (учащиеся комментируют свой ответ у интерактивной доски)
Выступает ученик с докладом об истории возникновения электронных таблиц. (Приложение №2)
Графики функций мы с вами умеем строить, а как же решить систему уравнений? Давайте вспомним, как вы на уроках алгебры решали уравнения графическим способом? (Построить в одной системе координат графики двух функций, найти координаты точек пересечения, это и есть решения данной системы, записать ответ. Графическое решение дает приближенные результаты). Давайте вместе попробуем составить алгоритм решения системы уравнений при помощи электронной таблицы? Для примера рассмотрим решение следующей системы уравнений: y = x2 y = 2x+9 на отрезке [-10; 10] с шагом 1. Первая строка – строка заголовков. При заполнении столбца А: в ячейку А2 заносится начальное значение аргумента х= -10, для автоматического заполнения всего столбца в ячейку А3 занести формулу «=А2+1» и скопировать ее до ячейки А22. При заполнении столбца В: в ячейку В2 заносится формула «=А2*А2», которая затем копируется до ячейки В22. При заполнении столбца С: в ячейку С2 заносится формула «=2*А2+9», и также копируется до С22. Рис. 1 С помощью Диаграммы построить в одной системе координат графики заданных функций для первоначальной оценки решений. Рис. 2 На диаграмме видно, что оба графика имеют точки пересечения – координаты этих точек и есть решения системы. Так как шаг изменения аргумента достаточно велик, то мы получим приближенные значения решений: (-2, 5) и (4, 17) Рис. 3 Уточним их, построив в интервалах от -3 до 0, где находится первое решение, и от 3 до 5, где находится второе решение. Составим новые таблицы (шаг = 0,1). Для первого решения (рис.4) и второго решения (рис.5) Первое решение Рис. 4 Второе решение Рис. 5 Для более точного построения мы уменьшили шаг изменения аргумента. Решением нашей системы будут координаты точек пересечения графиков: Учащиеся формулируют алгоритм решения системы уравнений с помощью ЭТ (слайд 3) Слайд 3
Теперь садимся за компьютеры и закрепляем полученные знания, умения и навыки. (Задания лежат перед каждым компьютером) Во время практической работы сделать комплекс упражнений для глаз. (Приложение №3) Задания для практической работы Решить системы уравнений графическим способом в MsExcel на отрезке [-5; 5] с шагом 1: №1 y=3x-3 y=9-3x №2 y=x2 y=2x+3 №3 y=x2 y=6-x №4 Сколько решений имеет система уравнений: y = x2 y = -x2+12
Итак, ребята мы сегодня с вами на уроке повторили и закрепили знания и умения работы в MsExcel, повторили алгоритм построения графиков, и научились решать системы уравнений, используя возможности MsExcel. Выставление оценок.
Домашняя работа - &20,21, ответить на вопросы Приложение №1 Тест 1.Сколько клеток входит в диапазон A5 : D8? A.2 B.5 C.8 D.16 2. Адрес клетки электронной таблицы – это: А. Имя, состоящее из любой последовательности символов. B. Имя, состоящее из имени столбца и номера строки. С. Адрес байта оперативной памяти, отведенного под клетку. D. Имя, состоящее из номера строки и номера столбца. 3. В клетку электронной таблицы можно занести: А. Только формулы. В. Числа и текст. С. Только числа D. Числа, формулы и текст. 4. Укажите верно записанную формулу для ЭТ: А. =2А∙8 В. =В+У8/5 С. =H7 + СУММ (B8 : C9) D. =B3 : 3 5. Что могут обозначать А1, С6, М4…? А. Набор букв и цифр. В. Адрес ячейки. С. Номер задачи. 6.С чего должна начинаться формула в электронных таблицах? А. Со знака «$» В. Со знака «=» С. С имени ячейки Приложение №2 Доклад «История возникновения электронных таблиц» Идея создания электронной таблицы возникла у студента Гарвардского университета (США) Дэна Бриклина (Dan Bricklin) в 1979 г. Выполняя скучные вычисления экономического характера с помощью бухгалтерской книги, он и его друг Боб Франкстон (Bob Frankston), который разбирался в программировании, разработали первую программу электронной таблицы, названную ими VisiCalc. Новый существенный шаг в развитии электронных таблиц – появление в 1982 г. на рынке программных средств Lotus 1-2-3. Lotus был первым табличным процессором, интегрировавшим в своем составе, помимо обычных инструментов, графику и возможность работы с системами управления базами данных. Поскольку Lotus был разработан для компьютеров типа IBM, он сделал для этой фирмы то же, что VisiCalc в свое время сделал для фирмы Apple. После разработки Lotus 1-2-3 компания Lotus в первый же год повышает свой объем продаж до 50 млн. дол. и становится самой большой независимой компанией – производителем программных средств. Успех компании Lotus привел к ужесточению конкуренции, вызванной появлением на рынке новых электронных таблиц. Следующий шаг – появление в 1987г. табличного процессора Excel фирмы Microsoft. Эта программа предложила более простой графический интерфейс в комбинации с ниспадающими меню, значительно расширив при этом функциональные возможности пакета и повысив качество выходной информации. Расширение спектра функциональных возможностей электронной таблицы, как правило, ведет к усложнению работы с программой. Разработчикам Excel удалось найти золотую середину, максимально облегчив пользователю освоение программы и работу с ней. Благодаря этому Excel быстро завоевала популярность среди широкого круга пользователей. В настоящее время, несмотря на выпуск компанией Lotus новой версии электронной таблицы, в которой использована трехмерная графика с улучшенными возможностями, Excel занимает ведущее место на рынке табличных процессоров. Главное назначение электронной таблицы – выполнять различные расчеты. Электронная таблица позволяет автоматизировать труд некоторых специалистов: экономистов, бухгалтеров, работников отделов кадров, инженеров, продавцов, т.е. тех, кому приходится работать с таблицами и различными вычислительными расчетами. Приложение №3 Комплекс упражнений для глаз Упражнения выполняются стоя или сидя, при ритмичном дыхании, с максимальной маплитудой движения глаз. Вариант1
Вариант2
|
Тема урока: «Решение систем уравнений второй степени» Обучающие: систематизировать знания по данной теме, выработать умение решать системы уравнений, содержащие уравнения второй степени... | Решение иррациональных уравнений и систем (10 класс) Цель: Закрепить решение иррациональных уравнений; развивать логическое мышление; расширять кругозор учащихся | ||
Реферат по математике. На тему: «основные методы решения систем нелинейных... Тема моего реферата «Решение систем уравнений с двумя переменными». Эта тема играет важную роль в курсе математики. Издавна применялось... | Решение текстовых задач с помощью систем. Воспитательная Обучающая: Закрепить умение решать системы уравнений второй степени. Повторить алгоритм решения систем уравнений второй степени | ||
Конспект урока в 11 классе Выработать прочные навыки применения полученных знаний при решении уравнений графическим способом вычислении значения функции и выполнении... | Сценарий конкурсного урока по теме: «Функции, их свойства» Выработать прочные навыки применения полученных знаний при решении уравнений графическим способом вычислении значения функции и выполнении... | ||
Урок математики в 6 ом классе по теме : «решение уравнений» Обучающие цели: повторение, обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Решение уравнений» и их применение отработка практических... | Конспект урока алгебры в 9 классе «Решение систем уравнений, используя... Цель урока: Формирование и закрепление у учащихся навыков решения систем уравнений, используя теорему Виета | ||
Решение линейных уравнений и неравенств, систем линейных уравнений с 2 и 3 переменными.(2ч) Обсуждение сборника аналитических (статистических) материалов по итогам участия выпускников области в егэ и в новой форме в 2008-2009... | Урок-исследование по теме: "Графическое исследование уравнений" Развить навыки решения целого уравнения высших степеней, графическое решение систем уравнений | ||
Урока: по математике Эвм при решении уравнений; познакомить с функционально – графическим методом решения уравнений высших степеней; развивать логическое... | Конспект урока в 10-м классе по алгебре и началам анализа на тему:... Выработать прочные навыки применения полученных знаний при решении уравнений графическим способом вычислении значения функции и выполнении... | ||
Тематический план курса I. Целые рациональные уравнения. 21 Лекция... Сведение уравнения к квадратному с помощью удачной подстановки. 13 Решение возвратных и обобщенных возвратных уравнений. 23 Решение... | Урок конференция по теме "Решение задач с помощью квадратных уравнений" 8-й класс Решение задач с помощью квадратных уравнений”. Продолжить закрепление решение квадратных уравнений по формуле | ||
Уравнения и их системы Образовательные – повторить вопросы теории по теме, закрепить навыки решения уравнений и их систем, контроль знаний, умений и навыков... | Реферата «Решение систем уравнений с двумя переменными». Эта тема... Тема моего реферата «Решение систем уравнений с двумя переменными». Эта тема играет важную роль в курсе математики. Издавна применялось... |