Скачать 117.46 Kb.
|
Выступление на IV межрегиональной конференции «Организация исследовательской деятельности детей и молодежи: проблемы, поиск, решения» По теме: Исследовательская деятельность на уроках английского языка. Сегодня заказ общества – это мыслящий, инициативный, творческий, легко ориентирующийся в современном мире выпускник с широким кругозором и прочными знаниями. И целью обучения становится целостность личности ученика, её всестороннее развитие. В работе каждого учителя важно содействовать всестороннему развитию современного человека, выбрать методы и формы организации учебной деятельности учащихся, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком. Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество. Задача учителя - активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам. Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий, Интернет-ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, их уровня обученности. Проблема поиска эффективных методов и приемов обучения иноязычному общению очень актуальна. Обучение и личностное развитие современного школьника возможно в том случае, если деятельность (учебная, прежде всего) эмоционально окрашена. Как известно, большое значение при организации образовательного процесса иностранному языку играет мотивация учения. Она способствует активации мышления, вызывает интерес к выполнению того или иного упражнения. Интерес является главной движущей силой познавательной деятельности. Наиболее сильным мотивирующим фактором являются приемы обучения, удовлетворяющие потребность школьников в новизне изучаемого материала и разнообразии выполняемых упражнений. Использование разнообразных нестандартных приемов обучения способствует закреплению языковых явлений в памяти, создание более стойких зрительных и слуховых образов, поддержанию интереса и активности учащихся. Именно поэтому все чаще на занятиях предпочтение отдается активным методам обучения. Проблемы повышения эффективного обучения иностранному языку требуют от учителя таких организационных форм и методических приемов, которые способствуют развитию учащихся работать самостоятельно, смещают акцент с активной деятельности учителя на активную деятельность учащихся. Для развития познавательных мотивов учащихся при изучении английского языка могут быть использованы различные методы и приёмы, в число которых входят нестандартные формы проведения уроков, Неделя иностранных языков, олимпиады по языку, необычные формы предъявления изучаемого материала, внеурочная работа по предмету, то есть использование активных методов обучения. Создание ситуации успеха на уроке иностранного языка представляется важным аспектом деятельности учителя. Почему же так важно создание ситуации успеха? Отвечая успешно, соответственно получая хорошую оценку, похвалу педагога, ученик испытывает положительные эмоции. Таким образом, закрепляется положительное отношение к предмету, возрастает интерес, появляется желание и на следующих уроках работать эффективно, добиться позитивного результата. Соответственно, задача учителя - стремиться создавать такие условия на уроке, чтобы каждый ученик имел возможность заниматься успешно и получать высокую оценку своей деятельности. Что является самым интересным для ребенка? Какой вид деятельности присущ ему по природе? Конечно же, игра! Она является естественной формой деятельности ребенка. Игра несёт в себе большой положительный заряд в формировании коммуникативной мотивации, ведь в основе любого общения лежит решение проблемы, которая обсуждается в жизненной ситуации. При организации игры многое зависит от учителя, его эмоциональности, с одной стороны, и умения вовремя уйти в сторону, быть незаметным - с другой стороны, в особенности, если ведущие в игре – дети. По меткому выражению Л.С. Выготского, «игра является естественной формой труда ребёнка, присущей ему формой деятельности, приготовлением к будущей жизни». Главное при проведении игры - создать доброжелательную атмосферу и ситуацию успеха для учащихся. Применяя игры на уроках, нужно помнить о некоторых моментах: выбор формы игры должен быть педагогически и дидактически обоснован; должно быть задействовано как можно больше учащихся; игра должна соответствовать языковым возможностям учащихся; языковые игры должны проводиться на иностранном языке; нельзя забывать о том, что игры не могут заменить систематической учебы и интенсивной тренировки. Они базируются на уже изученном материале, нужно применять их в меру, целесообразно и планово. Другим эффективным средством формирования положительной мотивации является наглядность. Наглядность на начальном этапе выполняет стимулирующую функцию. Все средства наглядности (иллюстрированные и жесты, которые использует учитель) создают эффект «присутствия» в какой-то конкретной ситуации общения и помогают сохранить в памяти детей тот смысл, который нужно им передать или воспринять. Целью моей работы стало привитие учащимся навыков исследовательской деятельности, умения рассуждать, анализировать, развивать мысли, аргументировать суждения, доказывать свою точку зрения, делать предположения самостоятельно. Задачи, которые я поставила перед собой для достижения цели обучения:
Учебно-исследовательская работа учащихся организуется по двум направлениям. Прежде всего, это урочная деятельность школьников. В качестве творческих домашних заданий ребятам предлагается подготовка сообщений, поиск ответов на те, или иные вопросы, написание рефератов, составление кроссвордов и вопросов для одноклассников и младших школьников и т. п. Эта не хитрая, но оценочная деятельность подталкивает к ежедневной работе с дополнительной литературой. Примеры урочной учебно-исследовательской деятельности учащихся: проблемные уроки (8-11кл.); семинары (10-11кл.); практические занятия (9-11кл.); урочные проекты (внутришкольные) (5-11 кл.); Внеурочная учебно-исследовательская деятельность учащихся, которая является логическим продолжением урочной деятельности: реферативная работа (9-11 кл.); проектная работа по интересам (5-11 кл.); НИР по английскому языку (9-11 кл.); учебно-исследовательские работы (10-11кл.); интеллектуальные марафоны (5-11 кл.); олимпиады (5-11 кл.); конференции (10-11 кл.). Исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время отличается друг от друга...
В своей практике я не ограничиваю учеников выбором темы в рамках моего предмета, мы имели опыт в написании работ по социологии, по астрономии. Таким образом, не важно, какой предмет преподает учитель, важно, что на своих уроках он обучает элементам исследования, которые могут пригодиться ребенку с работой над различными проектами по различным темам, интересных для него. Самое главное помочь юному исследователю на начальном этапе, поддержать его идею и нацелить с ним перспективу совместной работы. Развитие таланта исследования не зависит от школьного предмета, а зависит от готовности учителя прийти на помощь ученику в его начинании. Трудность написания исследовательских работ заключается в том, что мы не имеем достаточной теоретической базы ни в библиотеках школы, ни дома. Приходиться активно использовать статьи из Интернета, находить нужный материал, анализировать, обобщать его и затем применять при исследовании. Гораздо продуктивнее было бы для ученика сходить в солидную библиотеку, поискать в каталоге нужную литературу, выделить для себя значимые моменты и затем приступать к работе над проектом. Мы с моими исследователями держим связь с аспирантами университета, который я заканчивала, и они с удовольствием предоставляют по мере возможности нам теоретический материал для исследования. Но такая возможность к сожалению не всегда доступна и хотелось бы иметь хотя бы районную библиотеку, где можно было найти литературу по языкознанию, теории перевода, лексикологии, грамматике, стилистике для более эффективной и продуктивной работы с учениками. Работа над НИР дает не только ученику возможность развивать навыки исследования, но и пополняет опыт работы учителя. С каждым годом совместной работы учитель не только продвигается вперед в своем педагогическом развитии, но и для себя узнает много новых и интересных вещей. Поэтому я стараюсь заниматься исследовательской работой ежегодно и на моем счету за 7 лет работы было осуществлено 5 проектов, результаты которых представлены на экране. Роль педагога различна на разных этапах организации исследовательской деятельности.
На этапе самоанализа учащиеся и учитель анализируют причины неудач, выбранные пути решения. Выбирая тему реферата или исследовательской работы, учащиеся руководствуются своими желаниями и интересами. В конце работы учащиеся представляют творческие отчеты. Формы могут быть различны: выпуск газеты, школьного журнала, оформление выставки, творческий отчет по эксперименту, защита реферата или исследовательской работы. На начальном этапе дети обучаются совместной творческой и исследовательской деятельности. В начальной школе нами создаются альбомы-летописи семьи, класса, которые последствие собираются в один большой альбом или помещаются на один большой стенд, также дети составляют тематические словари. Важно продумать систему поощрений за активную исследовательскую деятельность учащихся. Осознание того, что любые твои усилия, самые маленькие достижения, в том числе и в исследовательской работе, будут замечены и публично отмечены, хотя поощрение может носить чисто символический характер (грамоты, благодарственные письма, памятные подарки, дипломы) заставляет ребят трудиться в течение учебного года. При оценивании исследовательских работ учащихся старших классов необходимо обращать внимание на следующие моменты:
Педагог учит:
Использование ИКТ в образовательном и воспитательном процессе позволяет значительно стимулировать познавательный интерес учащихся, развивает навыки работы с самыми разнообразными источниками информации и таит в себе массу других преимуществ. Компьютер значительно облегчает труд преподавателя, делая процесс обучения более ярким и эмоционально насыщенным. Самое простое применение Интернета – это использование его как источника дополнительного материала для преподавания и подготовки к занятию. Применение компьютерных презентаций в учебном процессе позволяет интенсифицировать усвоение учебного материала учащимися и проводить занятия на качественно новом уровне. Использование компьютерной презентации на уроке позволяет:
Я предлагаю детям готовые презентации для обобщения той или иной темы. Учащиеся старших классов сами делают презентации, например, учащиеся 9 класса сделали компьютерную презентацию по теме «Средства массовой информации Для эффективного обучения важно:
От умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия зависит во многом эффективность учебного процесса. Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний. Такие формы проведения занятий "снимают" традиционность урока, оживляют мысль. Для осуществления задач, стоящих перед учителями иностранных языков, необходимо постоянно работать над самообразованием. Большой выбор методической литературы, наглядных пособий, широкие возможности компьютера, интернетных ресурсов дают возможность для творческой работы. Я считаю, что необходимо широко применять информационно - коммуникационные технологии в образовательном и воспитательном процессах, чтобы:
Нетрадиционные формы урока английского языка реализуются, как правило, после изучения какой-либо темы или нескольких тем, выполняя функции обучающего контроля. Такие уроки проходят в необычной, нетрадиционной обстановке. Подобная смена привычной обстановки целесообразна, поскольку она создает атмосферу праздника при подведении итогов проделанной работы, снимает психический барьер, возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку. Нетрадиционные формы урока иностранного языка осуществляются при обязательном участии всех учеников группы/класса, а также реализуются с непременным использованием средств слуховой и зрительной наглядности. На таких уроках удается достичь самых разных целей методического, педагогического и психологического характера, которые можно суммировать следующим образом: · осуществляется контроль знаний, навыков и умений учащихся по определенной теме; · обеспечивается деловая, рабочая атмосфера, серьезное отношение учащихся к уроку; · предусматривается минимальное участие на уроке учителя. Методически высокоэффективными, реализующими нетрадиционные формы обучения, развития и воспитания учащихся являются урок-спектакль, урок-праздник, видео-урок, урок-экскурсия, урок-интервью и другие формы занятий. Проблемы повышения эффективного обучения иностранному языку требуют от учителя таких организационных форм и методических приемов, которые способствуют развитию учащихся работать самостоятельно, смещают акцент с активной деятельности учителя на активную деятельность учащихся. |
Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического... Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому... | Презентация как способ повышения мотивации учащихся на уроках английского языка Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать так же методы обучения,... | ||
Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса... Тие коммуникативной культуры учащихся, обучение практическому овладению иностранным языком. Задача преподавателя состоит в том, чтобы... | Задача обучения математики До недавнего времени считалось, что главная задача школы состоит в том, чтобы дать каждому школьнику общей среднее образование в... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Задача нашей школы состоит в том, чтобы помочь каждому ученику развить свои способности, помочь сохранению и укреплению здоровья... | Задача школы состоит в том, чтобы создать условия для сохранения... Становление и формирование социально-трудовой компетентности учащихся: -научиться приёмам работы на универсальной швейной машине;... | ||
Муниципальное казенное образовательное учреждение У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Проявить им свои дарования дает... | Доклад на тему: Интеллектуальное развитие младших школьников в процессе... Задача учителя состоит в том, чтобы обеспечить каждому ребенку максимальную подготовку к жизни в постоянно меняющемся мире. Поскольку... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Основная задача образовательного процесса в школе состоит в том, чтобы найти такие способы организации образовательного процесса,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Основная задача образовательного процесса в школе состоит в том, чтобы найти такие способы организации образовательного процесса,... | ||
Типы и формы интегрированных уроков Цель таких уроков в том, чтобы активизировать внимание учащихся, разнообразить познавательную и учебную деятельность, создать творческую... | Профессионализация педагогов оу на современном этапе Таким образом, перед школой в настоящий момент стоит задача соединения двух составляющих – «научить ученика учиться» (в соответствии... | ||
Доклад учителя истории мбоу сош №8 Яровой О. А ... | Уроках математики Ред собой, заключается в том, чтобы отыскать новые эффективные методы обучения и такие методические приемы, которые активизировали... | ||
Задача учителя состоит в том, чтобы раскрыть роль химии в жизни современного... На изучение предмета на базовом уровне официально отведен 1 час в неделю. Если учителю удается убедить руководство школы в необходимости... | Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Задача взрослых состоит не только в том, чтобы оберегать... |