Задача обучения математики





Скачать 391.12 Kb.
НазваниеЗадача обучения математики
страница1/4
Дата публикации15.12.2014
Размер391.12 Kb.
ТипЗадача
100-bal.ru > Математика > Задача
  1   2   3   4
Содержание

  1. Введение




  1. Главная задача обучения математики




  1. Внеклассная работа по математике




  1. Виды внеклассной работы по математике




  1. Особенности внеклассной работы 5-6 класс; 7-8 класс; 9-11класс.




  1. Заключение


До недавнего времени считалось, что главная задача школы состоит в том, чтобы дать каждому школьнику общей среднее образование в рамках государственной программы, независимо от его способностей и склонностей.

Школа сегодняшнего дня делает попытку повернуться к личности ребенка, к его индивидуальности, создать лучшие условия для развития и максимальной реализации его склонностей и способностей.

В.А. Сухомлинский писал: «Учение – это лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитанием в широком смысле этого слова. В воспитании всё главное: и урок, и развитие разносторонних интересов детей в не урока, и взаимоотношения воспитанников в коллективе».

Главная задача обучения математикеучить рассуждать, учить мыслить.

Одним из инструментов, побуждающих учащихся к более глубокому познанию предмета, развивающей способности является интерес.

Внеклассная работа по математике является составной частью учебно-воспитательного процесса в школе её цель на данном этапе модернизации российского образования всестороннее развитие и социализация ученика на основе усвоения математических знаний и умений, понимание значимости математики для общественного прогресса на основе социального партнерства учителей, детей и родителей.

Что является основным во внеклассной работе по математике.

«Предмет математики настолько серьёзен, что полезно не упускать случая сделать его немного занимательным» - сказал Б.Паскаль.

Для воспитания и развития интереса к предмету учитель располагает в основном двумя способностями: работой на уроке и внеклассной работе.

Многие ученики могут сказать: «Математика – это скука». Поэтому одной из задач учителя математики является воспитание у его учеников интереса к своему предмету.

Ошибкой было бы начинать приобщать ученика к творчеству лишь после того, как он овладеет основными науками. Ребенок обучаясь, должен иметь возможность творить, фантазировать на доступном ему уровне и в известном мире понятий. А если он к тому же свободен от боязни ошибиться, то все это станет залогом успеха начинающиеся творческой деятельности. Можно ли вызвать удивление и жгучее любопытство на лицах учащихся во время занятий по математике? Можно ли наблюдать вспышку неподдельной радости в глазах, в выражениях лиц детей, когда у последних вдруг зародится догадка, забьется живая, рвущаяся наружу мысль и они с нетерпением начинают тянуть руки вверх. Удивление и острый интерес учащихся, радость на их лицах от возникшей догадки можно наблюдать в процессе обучения математике.

«Не должно быть детей, душу которых гложет мысль, что они ни на что не способны»: говорил В.А. Сухомлинский

Привлечь внимание детей и вызвать их удивление это лишь начало возникновения интереса, добиться этого сравнительно легко; труднее удерживать интерес к внеклассной работе по математике и сделать его достаточно стойким. Поддерживать интерес различными приемами, надо его постепенно воспитывать: вначале как интерес к своей непосредственной деятельности во время внеклассных занятий, затем чтобы он перерастал в интерес к математике как науке, в интерес к процессу самой мыслительной деятельности. Устойчивый интерес к внеклассной работе по математике и к самой математике поддерживается тем, что эта работа проводиться систематически, а не от случая к случаю.

Можно выделить три вида внеклассной работы:

  • индивидуальная работа – работа с учащимися подготовкой докладов, рефератов, математических сочинений, изготовлением моделей, работа с консультантами.

  • групповая работа – систематическая работа, проводимая с кружком или элективном м другими постоянными коллективами учащихся

  • массовая работа – эпизодическая работа, проводимая с большим детским коллективом: вечера, научно-практические конференции, неделя математики, олимпиады, конкурсы и. т. д.


Очень ценно для всех желающих заниматься математикой, развивать логическое мышление, умение правильно, обоснованно и последовательно рассуждать. Все эти способности развиваются и крепнут в ходе творческого изучения математики. Нужно только любить эту науку и упорно заниматься ею.

Математический талант – это прежде всего напряженный труд, хорошо организованный.

Н.Г. Чеботарев считал, что «В математике красота играет огромную роль».
Чтобы спорилось нужное дело,

Чтобы в жизни не знать не удач

Мы в поход отправляемся смело

В мир загадок и сложных задач

Не беда, что идти далеко,

Не боимся, что путь будет труден

Достижения крупные людям

Ни когда не давались легко.
Так история математики помогает формировать мировоззрения учащихся. Элементы истории включаемые в уроки и внеклассные мероприятия привлекают внимание школьников, склонных к гуманитарным наукам.

Нам следует прислушиваться к словам Ч. Дарвина: «Если бы мне вновь пришлось прожить жизнь, я установил бы для себя правило читать какое-то количество стихов и слушать музыку по крайней мере раз в неделю: быть может путем такого упражнения мне удалось бы сохранять активность тех частей мозга, которые теперь атрофировались». Он считал, что утрата вкуса к искусству равносильна утрате счастья.

Поэтому на уроках и во внеклассной работе мы пытаемся приобщать детей к прекрасному, отправляемся в далекие путешествия за страницы наших учебников, слушаем музыку.

Например:
11 класс тема «конус»

Урок начинается с демонстрации картины Шишкина «Корабельная роща». Что общего между картиной и вот этим телом?

Оказывается связь самая непосредственная. На картине изображены сосны, а модель называется конус, что в переводе с греческого обозначает «сосновая шишка».

Здесь же уместно включить строки из трагедии А.С. Пушкина «Скупой рыцарь».
Читал я где-то,

Что царь однажды войнам своим

Велел снести земли по горсти в кучу,

И гордый холм возвысился

Царь мог с высоты с весельем озирать

И дол, покрытый белыми шатрами,

И море, где бежали корабли.
Далее следует вопрос: какой высоты мог быть такой холм? На сколько километров может увеличиться панорама для наблюдения, поднявшегося с подножия холма к его вершине.

8 класс: тема «Квадратные уравнения

Начать изуче6ние этой темы можно с небольшого сообщения: «Квадратные уравнения в Индии».

В Древней Индии были распространены публичные соревнования в решении трудных задач. В одной из старинных книг говориться: «Как солнце блеском своим затмевает звезды так ученый человек затмит славу другого в народных собраниях, предлагая и решая алгебраические задачи». Задачи часто облекались в стихотворную форму.

Вот например одна задача индийского математика 12 века Бхаскары. Давайте её решим.
Обезьянок резвых стая

Всласть поевши, развлекалась

Их в квадрате часть восьмая

На поляне забавлялась.

А двенадцать по лианам…

Стали прыгать повисая…

Сколько ж было обезьянок,

Ты скажи мне, в этой стае?
Такого рода заставки на уроках вызывают живой интерес учащихся, хотя все это занимает 3-5 мин урока, но эффективность урока повышается.

Внеклассные мероприятия, где каждый ученик может проявить себя, блеснуть эрудицией, защитить реферат, решить нестандартную задачу, показать сценку, прочесть своё стихотворение – становиться по истине праздником как для детей так и для учителя.

Таким образом, реализуются принципы, которые важны для меня, как учителя, доступны для понимания детей, учитываются родителями.

  • Принцип доступности

  • Принцип «само» - умение реализовать себя.

  • Принцип творческой активности – умение искать творческие решения

  • Принцип успешности – умение делать

  • Принцип общения – умение говорить, слушать, понимать.

  • Принцип элективности направлен на умение делать выбор в различных ситуациях

Эти мероприятия требуют длительной подготовки. По крупицам отбирается материал, который бы заинтересовал детей, побудил их к творческой деятельности. Я провожу самые разные мероприятия: математические вечера, математические олимпиады, брейн –ринг, поле чудес, интеллектуальные викторины, умники и умницы, устные журналы, КВН… и многое другое, что повышает интеллектуальный уровень, способствует расширению знаний, привитию интереса к исследовательской деятельности, а тем самым способствует повышению интереса к предмету. Ребята с удовольствием помогают мне в подборке материала, рисуют рисунки, приносят загадки, шарады, кроссворды. (рассказывают о некоторых мероприятиях).

Не менее интересен материал, который собран у меня, его можно назвать «Путешествие в страну стихов и сказок».

Джонни Родари писал: «чтобы научиться думать, надо сначала научиться придумывать». Дети от рождения склонны к фантазии, творчеству, следует постоянно создавать условия благоприятные для развития их творческих способностей. Сочинение сказок, действующими лицами которых становятся математические объекты, один из способов развития творческого воображения учащихся. Уже много лет дети пишут сказки, стихи. Это помогает понять, чем живет ребенок, о чем мечтает, страдает. Сказки дают возможность найти путь к сердцу ребенка. Они позволяют ворваться на урок юмору, фантазии, выдумке, творчеству. Сказка вызывает у ребенка радость, интерес.

Привлечь внимание и вызвать удивление это лишь начало возникновения интереса, конечная цель – удержать интерес к математике и сделать его достаточно стойким. Устойчивый интерес к внеклассной работе по математике и к самой математике поддерживается тем, что эта работа проводиться систематически, а не от случая к случаю. Многолетний опыт показывает, что если начать работу с пятого класса, то можно получить хорошие результаты.

Внеклассная работа с учащимися 5-6 классов имеют свои особенности одна из них несформировавшееся и неустойчивый интерес к предмету у большинства ребят. Именно на этом этапе у учащихся такой интерес может и должен начать формироваться поэтому на внеклассное занятие их надо приглашать не дожидаясь пробуждения у них собственной инициативы она должна быть массовой и охватывать как можно больше учащихся.

Этапы внеклассной работы:

5-6 классы

1) Математический кружок уже несколько занятий позволяют определить склонности учащихся

2) Серия внеклассных мероприятий: «Ох уж, эта математика!», «Час занимательной математики», «Умники и умницы».

3) Знакомство с журналом «Математика и жизнь». Этот номер журнала посвящен царице наук – Арифметике. И здесь же знакомимся с Л.Ф. Магницким.

7-8 классы

1) Знакомство с прославленными геометрами древней Греции. С метрической системой мер. В выпуске очередных номеров журнала «Математика и жизнь».

2) КВН, игры «Проще простого», «Что Где Когда?»

3) Зачет по теме квадратные уравнения «Острова любви».

9-11 классы

1) Уроки истории, решение занимательных задач

2)Литературно-математическая викторина «Давно я с Пушкиным дружу».

3) В выпуске очередных журналов «Математика и жизнь»

а) Тригонометрия –наука древняя

б) Омар Хайям – поэт, математик, философ

в) есть только миг между прошлым и будущим

г) Женщины математики

Иногда дети пишут мне письма, как редактору журнала «Математика и жизнь» с просьбой опубликовать стихи, сказки и просто свои рассуждения за что, они любят математику. Что хотели бы сказать?

Внеклассная работа дает возможность ученику реализовать свои способности, расширять знания об окружающем мире, приобретать коммуникативные навыки, организаторские умения способствуют формированию положительной мотивации к продолжению образования.

Если проводить эту работу систематически, то я считаю результаты бывают неплохими. В этих классах качество знаний порядка 80-90%, 45% учащихся выбирают профессии связанные с математикой, и даже несмотря ни на что профессии учителя математики. А это, значит, я на правильном пути.

Я как педагог – управляю процессом.

Теперь я хотела остановиться и рассказать о проведении некоторых внеклассных мероприятий. При проведении массовых мероприятий – математических соревнований, КВН, математических вечеров, и других видов внеклассной работы, которые проводятся в форме коллективных творческих дел, обеспечивается широкая внеурочная занятость детей. Востребованы личностно-ориентированные развивающие технологии обучения и воспитания, игровые, информационные, коммуникационные технологии. Положительный эмоциональный настрой, гарантированная ситуация успеха пробуждают добрые чувства притягивают к школе.

Я остановлюсь на проведении таких мероприятий как: «Арифметика –сиречь наука числительная»; «Точность, точность, точность…»; «Омар Хайям-философ, математик, поэт».


Учитель математики: Баландина Н.В.

г. Саранск 2009

Цели мероприятия:



  1. Обобщить и систематизировать знания по теме: «Натуральные числа».




  1. Содействовать рациональной организации труда.



  1. Развивать творческие способности, самостоятельность, организованность, наблюдательность.




  1. Развивать в детях дух коллективизма.




  1. Воспитывать в детях уверенность в себе и умение быстро сосредоточится на главном.




  1. Развивать в детях интерес к математике.


Интерес к науке на Руси проявился рано. Сохранились сведенья о шкалах при Владимире Святославовиче и Ярославе Мудром (11в). Уже тогда были «числолюбцы», интересовавшиеся математикой. Но были и такие люди, которые к знаниям относились враждебно. В древности на Руси писали числа при помощи букв славянского алфавита, над которым ставился особый знак – титло.

Самым характерным «числолюбцем» Древней Руси был монах Карих. В 1134 году он написал книгу в которой он посчитал сколько месяцев, сколько дней, сколько часов он прожил. Вычисляет в месяцах, неделях, днях пройденное до 1134 года от сотворения мира, выполняет разные вычисления церковных праздников на будущее время.
Дальнейшее развитие науки в России в 18 веке было прервано нашествием монголов и последовавшим за ним ордынским игом. После свержения ига, оказалось что Россия сильно отстала от других европейских государств.
Большую роль в преодоление этого отставания сыграл Петр 1, который вступил на престол в конце 18 века. При его царствование были построены на Урале заводы, создал военный флот, значительно расширил границы государства Российского. Поэтому появилась необходимость в ученых, грамотных людях. Таких ученых приглашали из-за границы, но России были нужны свои специалисты, поэтому стали открываться школы, высшие учебные заведения, для этого нужны были свои учебники. В математической навигационной школе не только дворяне, но и люди иных сословий.
Леонид Филиппович Магницкий родился в июне 1669 г. В городе Осташкове. В детстве ни чем не выделялся, но сам научился чтению, письму, был страстным охотником читать в церкви и разбирать «мудрёное и трудное». Крестьяне слободы послали его с рыбой в Монастырь, которому принадлежала слобода. Там, узнав способности мальчика, оставили его для чтения.

В 1700 г. М.Ф. Магницкий знакомится с Петром 1. Петр 1, узнав его, проявил к нему много милостей, подарил ему деревни во Владимирской, Тамбовской губерниях и приказал построить ему дом на Лубянке. Государь, беседуя с ним многократно о математических науках был так восхищён его глубокими познаниями, что назвал его магнитом и приказал Магницким писаться.

Магницкий работал в математической – навигационной школе сначала учителем, а потом завучем а с 1732 года директором. Умер он в 1739 году.
Первый русский учебник создал Л.Ф. Магницкий, который вышел в 1703 году. Назвался он длинным словом:

« Арифметика, сиречь наука

Числительная, с разных диалектов

На славянский язык переведённая

И во едино собрана и на две книги разделена…».
Большая часть книги посвящена арифметике сам Магницкий пишет, Я думаю, что каждой сам себя может учить. Около 50 лет эта была единственная книга по математике.

Великий русский ученый Ломоносов назвал «Арифметику» Магницкого и грамматику Смотрицкого «Врагами своей учености». «Арифметику» же он выучил наизусть. Магницкий уверяет своего читателя, что арифметика нужна всем, не только купцам

«Цену товаров обрести

И достойно её исчислять».

Но и людям

«ремесленным и художным

Подданным всяким и вельможным»

Её должен изучать

«Хотящий быть пловец,

Навигатор иль гребец»

И что

«Ныне и всяк лучший воин

Эту науку знать достоин»

Поэтому и мы первые 4 года в школе изучаем науку о которой К. Гаусс сказал

«Математика-царица наук,

Арифметика – царица математики».

Арифметика изучает одно из чудес света – числа. Ведь число может всё. Пифагор считал, что весь мир построен на силе чисел.

Ю. Яковлев

Давайте, ребята, учиться считать,

Делить, умножать, прибавлять, вычитать

Запомнить всё, что без точного счёта

Не сдвинется с места любая работа

Без счета не может подняться ракета

Без счета письмо не дойдёт до адресата

И в прятки сыграть не сумеют ребята.

Летит выше звезд арифметика наша

Уходит в моря, строит здания,

Сажали деревья, турбины куёт,

До самого неба рукой достаёт

Считайте ребята, точнее считайте

Хорошее дело смелей прибавляйте

Плохие дела поскорей вычитайте

Учебник научит вас точному счёту,

Скорей за работу, скорей за работу!
Поэтому арифметика – царица наук, а мы все её подданные. Давайте по подробней познакомимся с жителями этого государства.
1. Цифра вроде буквы О

Это ноль иль ничего

Круглый ноль такой хорошенький,

Но не знает ничегошеньки.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Задача обучения математики iconЗадача 1 22 Вариант 3 22 Задача 1 22 Вариант 4 23 Задача 1 23 Задача...
«Менеджмент». Дисциплина реализуется кафедрой экономики и управления. Дисциплина нацелена на формирование общекультурных компетенций...
Задача обучения математики iconУроках математики
Основная задача обучения математике в школе прочное и осознанное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых...
Задача обучения математики iconОтчет по результатам самоаттестации кафедры теории и методики обучения математике в школе
Кафедра теории и методики обучения математике в школе математического факультета мгпу была открыта в 2002 году. Основной деятельностью...
Задача обучения математики iconУроках математики
В настоящее время складывается твердое убеждение в том, что современная система образования является одним из серьезных факторов...
Задача обучения математики iconЗадача учителя помочь ему раскрыть таланты. Каждый ребенок должен уходить домой с победой
Моя практическая задача — привести ученика к счастливому продолжению обучения в среднем звене. Подготовить выпускников начальной...
Задача обучения математики iconТемы работ, представляемых на научно-практических конференциях
«Заменитые задачи математики. Задача о трисекции угла» (исследовательская работа)
Задача обучения математики iconУрок математики в 1 классе
Цель: через сравнение и наблюдение познакомить с понятием «задача», со структурой задачи (условие, вопрос, решение, ответ)
Задача обучения математики iconЗадача о движении твердого тела вокруг неподвижной точки и математика XVIII xx вв
Теория конических сечений в древности и ее роль в развитии математики и естествознания
Задача обучения математики iconМетодическая разработка решения задач С2 на егэ по математике. Разработана...
Были последовательны и логичны, ключевые моменты решения обоснованы, а математические термины и символы использованы корректно. Задача...
Задача обучения математики iconУрок математики. 1 класс. Образовательная система «Школа-2100»
Ввести термины, связанные с понятием «текстовая задача»: условие, вопрос, выражение, решение, ответ
Задача обучения математики iconКонспект интегрированного урока математики и литературного чтения...
Тема: Закрепление изученного на уроке математики на основе содержания рассказа С. Михалкова «Новогодняя быль»
Задача обучения математики icon«Моя педагогическая философия»
Педагогическому мастерству тоже учатся. Моя задача – успешное овладение методами и приёмами преподавания математики
Задача обучения математики iconПрактическая часть сетевого проекта Современный урок
...
Задача обучения математики iconУроках математики
Понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей насколько...
Задача обучения математики iconУрок математики: сущность
Урок как основная форма обучения. Структура и типы уроков. Подготовка учителя к уроку. Особенности интегрированного урока математики....
Задача обучения математики iconПлан-конспект мастер-класса преподаватель математики Стрелкова Г....
Свободное падение тел – движение тел под действием силы тяжести в отсутствии сопротивления воздуха


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск