План-конспект мастер-класса преподаватель математики Стрелкова Г. А. 2009 «Деятельностный способ обучения на уроках математики»





Скачать 252.93 Kb.
НазваниеПлан-конспект мастер-класса преподаватель математики Стрелкова Г. А. 2009 «Деятельностный способ обучения на уроках математики»
страница1/3
Дата публикации07.10.2013
Размер252.93 Kb.
ТипПлан-конспект
100-bal.ru > Математика > План-конспект
  1   2   3
Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики

Автономное учреждение Чувашской Республики начального профессионального образования «Профессиональное училище №28 г. Мариинский Посад»

План-конспект мастер-класса
Выполнила: преподаватель математики Стрелкова Г.А.

2009

«Деятельностный способ обучения на уроках математики»

Главное условие для деятельности

есть порядок.

Л.Н.Толстой

Тема: Проценты

Цель занятия: сформировать представление о деятельностном способе обучения математике, направленном на усиление роли самостоятельности учащихся.
Ход мастер-класса:

1 шаг. Презентация педагогического опыта.

2 шаг. Представление системы уроков.

3 шаг. Имитационная игра.

4 шаг. Моделирование.

5 шаг. Рефлексия.
1 шаг. Презентация педагогического опыта.

1. Сообщение цели и задач мастер-класса.
Сформировать представление о деятельностном способе обучения математике, направленном на усиление роли самостоятельности учащихся.
2. Распределение участников по группам.

Участники мастер-класса входят в кабинет, берут программки с геометрическими фигурами (приложение 1), и рассаживаются за столы; группы формируются по одинаковым фигурам. Группа выбирает лидера и секретаря. Лидер организует обсуждение проблемы с обязательным вовлечением всех членов группы. Секретарь фиксирует все происходящее в группе, систематизирует информацию, выступает с презентацией.

Группа придерживается правил общения в группе (приложение 2).

Слово преподавателя: Одной из основных задач, стоящих перед учреждениями НПО является подготовка конкурентноспособных рабочих. Исходя их этого, наше училище работает над проблемой: «Формирование ключевых компетенций на основе внедрения инновационных технологий как один из путей подготовки конкурентноспособных специалистов». Отсюда методическое объединение общеобразовательных предметов выдвинуло следующую методическую проблему: «Формирование ключевых компетенций учащихся на уроках общеобразовательных дисциплин как путь к личностному росту», и я работаю над проблемой: «Формирование ключевых компетенций учащихся на уроках математики при использовании деятельностного способа». У определенной части учащихся профтехучилищ наблюдается довольно низкий уровень интереса к учению, к профессии, зачастую негативное отношение к знаниям. Это происходит потому, что мы, преподаватели, не всегда умеем формировать у учащихся положительные мотивы учения и труда. В течение многих лет работы преподавателем я стараюсь помочь учащимся осознать перспективные цели учения, сделать процесс обучения желательным для детей, построить его на основе развития их познавательных интересов. Включаю учеников в активную работу, используя при этом разнообразные формы, методы познавательной деятельности. На I курсе каждый год я начинаю выявлять индивидуальные особенности учащихся и состояние их знаний. Каждый год в начале учебного года мы проводим входной контроль.

Результаты входного контроля

Год

Выпо-лнили

работу

Не справи-

лись%

Выполнили на

%

качества

%

Успеваемо-сти

Средний

балл

5

4

3

2

1

2002

162

77,1

-

2

35

123

2

19,4

23

2,23

2003

98




-

10

27

61

-

25,5

10

2,5

2004

91




4

5

8

74




22,5

18,7

2,35

2005

98




-

2

19

59

18

18

20,71

2,01

2006

92




-

2

12

76

2

20

22,6

2,2

2007

48




-

4

15

28

1

25

35

2,4

2008

33

57,6

1

5

8

9

10

32,4

27,6

2,35


Далее в конце второго курса подводим итоги, учащиеся пишут аттестационную работу.

Вот итоги последних трех лет.

Год

% успеваемости


% успеваемости

на «4» и «5»

Качество

знаний

Средний балл

2006

94,36

36,0

46,5

3,47

2007

90,0

32,31

43,0

3,3

2008

88,5

27,1

39,5

3,26



Снижение успеваемости за последние годы объясняется тем, что раньше учащихся, которые интересуются математикой, было больше, а с годами их все меньше и меньше. Каждый год мы проводим анкетирование для оценки логики мышления. В этом году в анкетировании принимали участие 2 группа I курса, 10 и 11 группы второго курса, и результаты показывают, что логическое мышление учащихся первого курса менее развито. Уроки математики способствуют развитию логического мышления. Для достижения этой цели я выбрала деятельный способ обучения:
Слышу – забываю

Вижу – запоминаю

Делаю – умею
Деятельностный подход предполагает направленность всех педагогических мер на организацию интенсивной, постоянно усложняющейся деятельности. Человек усваивает науку и культуру, способы познания и преобразования мира, формирует и совершенствует личностные качества.

Деятельность – динамическая система взаимодействий субъекта с миром, в

процессе которой происходит возникновение и воплощение в объекте

психического образа и реализация опосредованных им отношений

субъекта в предметной деятельности.
В содержании деятельности можно выделить такие психологические

компоненты:


Эмоциональные Познавательные Волевые


перцептивные мнемические мыслительные
Деятельность
Индивидуальная: это устойчивая индивидуально – специфическая система психологических средств, приемов, навыков, методов, способов выполнения той или иной деятельности с людьми с различными особенностями нервной системы, разной структурой способностей, темперамента и характера добиваться равной эффективности при выполнении деятельности разными способами; компенсируя индивидуальные особенности, препятствующие достоинство успеха.
Ведущая: это деятельность, которая на данном этапе развития связана с появлением важнейших психических новообразований и в русле которой развиваются другие виды деятельности.
Внутренняя: всякая умственная работа, не обязательно мыслительный процесс, но и мысленное воспроизведение предстоящих действий, планирование.
Ориентировочная: совокупность действий субъекта, направленных на активную ориентировку в ситуации, ее обследования и планирования поведения.
Совместная: организованная система активности взаимодействующих индивидов, направленная на целесообразное производство, воспроизводство объектов материальной и духовной культуры.
Психологическая: область психологии, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.
Любая деятельность начинается с передачи информации

Основные этапы передачи информации:


  1. Сообщение темы, формы и методы передачи.

  2. Акценты сообщения (планируем тембр своего голоса, паузы, режим).

  3. Сообщение.

  4. Анализ восприятия материала.


Для эффективного восприятия необходимо:


  1. Донести цель информации;

  2. Разбить информацию на блоки;

  3. Не давать большую информацию;

  4. Дозировать информацию, содержащуюся в сообщении;

  5. Расставлять акценты

  6. Интонация, тембр;

  7. Подстроиться под аудиторию;

  8. Выбрать соответствующий язык;

  9. Получить вопросы слушателей и ответить на них;

  10. Обратная связь;

  11. Регулирование и управление процессом;

  12. Подытоживание;

  13. Собственный настрой на информацию.

Для передачи информации необходимо использовать различные приемы и педагогическую технику.

Педагогическая техника – это совокупность приемов, способствующих гармоничному единству внутреннего содержания деятельности педагога и внешнего его выражения.

Выделяются две группы компонентов педагогической техники:


    1. Умение управлять собой

      • Владение своим телом

      • Управление эмоциональным состоянием

      • Умение почувствовать настроение учащихся

      • Техника речи




    1. Умение взаимодействовать с каждым учащимся индивидуально и с группой учащихся в процессе решения педагогических задач и восприятия сообщений.




      • Умение разрабатывать учебный материал

      • Коммуникативные умения

      • Организаторские способности

      • Техника предъявления претензий (глазами, мимикой и т.д.)

      • Техника оценивания (поощрение, порицание и т.д.)


Любое сообщение имеет следующую структуру с точки зрения значимости

и эффективности слушания:

  • 55% - выражения лица

  • 33% - тон и тембр голоса

  • 7% - слова

  • 5% - потеря


Выбор путей сочетания различных форм работы на уроке определяется типом урока и зависит от его целей и задач.

Коллективным формам работы я отдаю предпочтение при изучении нового материала, при подведении учащихся к новым определениям, понятиям, выводам и при закреплении нового материала.

Индивидуальной работе в основном я уделяю внимание при обработке умений и навыков, учитывая разный уровень подготовленности учащихся.


Лекция 5%







Чтение 10%




Аудио-визуализация 20%




Демонстрация 30%




Дискуссия в группе 50%




Практическое

выполнение 75%



Обучение

других 90%
Анализ организации учебного процесса в традиционном и деятельностном способах обучения

Параметры анализа

Объяснительный способ

обучения

Деятельный способ обучения

1. Цель – модель желаемого будущего, предполагаемый результат

Задается, декларируется педагогом.

Формирование внутренней мотивации у учащихся, принятие ими цели предстоящей деятельности.

2. Мотивы – побудители к деятельности

Используются внешние мотивы деятельности.

Опора на внутренние мотивы деятельности.

3. Содержание обучения

Содержание разделов тем учебного предмета с ориентацией на «должен знать» и «должен уметь».

Учебный предмет – это средство развития отношений и способностей учащихся с ориентацией на профессиональную компетентность учащихся.

4. Организация учебного процесса

Непрерывная смена предметного содержания.

Погружение в предмет (день, неделя, месяц

и т.д); чередование различных видов деятельности в течение учебного дня.

5. Структура процесса обучения

Занятия:

- оргмомент;

- опрос;

- объяснение;

- закрепление;

- домашнее задание.

Три такта алгоритма управления учебным занятием:

  1. организация мотивационно-целевого этапа;

  2. организация самостоятельно-познавательной деятельности учащихся;

  3. контроль, коррекция, рефлексия.

Внимание! Учащиеся должны знать алгоритм ответа.

6. Средства - способы, с помощью которых осуществляется

деятельность

Выбирается педагогом, часто используются привычные независимо от поставленной цели.

Совместный с учащимися выбор разнообразных обучающих средств, адекватных цели.

7. Действие – основной элемент деятельности

Организуются инициативные действия, предусмотренные преподавателем.

Вариантные действия, создание ситуации выбора в соответствии с возможностями обучаемых

8. Результат – основной элемент деятельности

Организуются инвариантные действия, предусмотренные преподавателем

Вариантные действия, создание ситуации выбора в соответствии с возможностями обучаемых

9. Оценка – критерии достижения цели.

Сравнение полученного результата с общепринятыми эталонами.

Самооценка на основе применения индивидуальных применений достижения.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

План-конспект мастер-класса преподаватель математики Стрелкова Г. А. 2009 «Деятельностный способ обучения на уроках математики» icon«Степень с рациональным показателем»
Цель проведения мастер-класса: познакомить учителей математики оу успенского района с опытом работы учителя математики высшей категории...
План-конспект мастер-класса преподаватель математики Стрелкова Г. А. 2009 «Деятельностный способ обучения на уроках математики» iconКонспект занятия по теме: «Питание в походе»
План-конспект пробного урока математики в 9 классе по проблеме «Решение арифметических задач на уроке математики с целью повышения...
План-конспект мастер-класса преподаватель математики Стрелкова Г. А. 2009 «Деятельностный способ обучения на уроках математики» iconУроках математики
Ред собой, заключается в том, чтобы отыскать новые эффективные методы обучения и такие методические приемы, которые активизировали...
План-конспект мастер-класса преподаватель математики Стрелкова Г. А. 2009 «Деятельностный способ обучения на уроках математики» iconПлан работы методического объединения учителей математики на 2011-2012 учебный год
Актуальность использования дифференцированных заданий на уроках математики с целью повышения качества математического образования...
План-конспект мастер-класса преподаватель математики Стрелкова Г. А. 2009 «Деятельностный способ обучения на уроках математики» iconУроках математики
Цор. Использование цор на уроках математики в сочетании с традиционными методами обучения позволяет повысить качество усвоения детьми...
План-конспект мастер-класса преподаватель математики Стрелкова Г. А. 2009 «Деятельностный способ обучения на уроках математики» icon«Ровеньский политехнический техникум» Развитие познавательной и творческой...
Развитие познавательной и творческой активности учащихся на уроках математики посредством использования современных образовательных...
План-конспект мастер-класса преподаватель математики Стрелкова Г. А. 2009 «Деятельностный способ обучения на уроках математики» iconУроках математики Совершенствование движений и сенсомоторного развития
Вопрос Какие вы знаете основные направления коррекционной работы на уроках математики
План-конспект мастер-класса преподаватель математики Стрелкова Г. А. 2009 «Деятельностный способ обучения на уроках математики» iconУроках математики
Использование исторического материала по теме «Начало» Евклида на уроках математики
План-конспект мастер-класса преподаватель математики Стрелкова Г. А. 2009 «Деятельностный способ обучения на уроках математики» iconУроках математики Учителя начальных классов
Необходимость выбора темы «Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики» обусловлена многолетним наблюдением...
План-конспект мастер-класса преподаватель математики Стрелкова Г. А. 2009 «Деятельностный способ обучения на уроках математики» iconСлайд Итак, тема мастер-класса: «Тест как дидактическая единица русского...
Тема: «Возможности умк «Школа 2100» и учителя начальных классов в подготовке учащихся к успешной сдаче егэ»
План-конспект мастер-класса преподаватель математики Стрелкова Г. А. 2009 «Деятельностный способ обучения на уроках математики» iconКонспект урока по химии в 10 классе Тема. Витамины
План-конспект пробного урока математики в 9 классе по проблеме «Решение арифметических задач на уроке математики с целью повышения...
План-конспект мастер-класса преподаватель математики Стрелкова Г. А. 2009 «Деятельностный способ обучения на уроках математики» iconЗнакомство с витаминами, их влияние на здоровье человека
План-конспект пробного урока математики в 9 классе по проблеме «Решение арифметических задач на уроке математики с целью повышения...
План-конспект мастер-класса преподаватель математики Стрелкова Г. А. 2009 «Деятельностный способ обучения на уроках математики» iconУроках математики в 5 и 6 классах
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому...
План-конспект мастер-класса преподаватель математики Стрелкова Г. А. 2009 «Деятельностный способ обучения на уроках математики» iconРящикова Галина Григорьевна учитель начальных классов
План-конспект пробного урока математики в 9 классе по проблеме «Решение арифметических задач на уроке математики с целью повышения...
План-конспект мастер-класса преподаватель математики Стрелкова Г. А. 2009 «Деятельностный способ обучения на уроках математики» iconТема: «Органы пищеварения. Зубы. Гигиена зубов»
План-конспект пробного урока математики в 9 классе по проблеме «Решение арифметических задач на уроке математики с целью повышения...
План-конспект мастер-класса преподаватель математики Стрелкова Г. А. 2009 «Деятельностный способ обучения на уроках математики» iconУроках математики в 5 классе
Формирование навыков проектной деятельности учащихся в системе работы на уроках математики в 5 классе


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск