Скачать 0.64 Mb.
|
Глава III. Экспериментальное исследование развития системы воспитательных взаимодействий на уровне «педагог-воспитанник» 3.1 Изучение типов воспитательных взаимодействий на уровне «педагог-воспитанник» в современной школе Предназначение эмпирического исследования – проверить факты... Нелепо проводить его, если их можно найти в библиотеке (Р.Миллс). Для проверки и коррекции, либо опровержения соответствия выстроенной модели, описывающей механизм развития системы воспитательных взаимодействий, действительности, она применена в процессе констатирующего и формирующего экспериментов для изучения взаимодействий педагогов и воспитанников. В задачи констатирующего этапа эксперимента входило:
Тактически мы ориентировались на:
Статистическая обработка данных велась с опорой на рекомендации Е.В.Сидоренко2 с использованием пакета анализа, встроенного в Microsoft Excel. Инструментарий констатирующего исследования составили: на этапе сбора информации – заготовленные бланки и электронные версии разработанных для исследования анкет (трёх видов: два из них - для педагогов), два из них представлены в приложениях; деонтологические методики К.М.Левитана [211], электронные версии психодиагностических методик, план-схемы интервью; не этапе первичной обработки информации – сводные таблицы данных, электронные таблицы Microsoft Excel; алгоритмы и таблицы Е.В. Сидоренко [270]. на этапе обобщения данных констатирующего исследования – пакет анализа MS Excel, алгоритмы моделирования [89; 346]; разработанные автором модели. Констатирующий этап исследования осуществлён в: гимназии №53, лицее №55, школах №30, 35, 23, 9, 47, 73, 58 г.Пензы, школе №216 и лицее №230 г.Заречного, Богословской средней школе, школе районного посёлка Исса. Для сравнения данных проведено анкетирование и беседы по теме с отдельными педагогами и учениками из других регионов – вожатой и учителем со стажем работы 25 лет Ермолиной Ниной Семёновной (г.Гатчина), учениками школ №1, 4 г.Новочебоксарска. Эффективность воспитательной системы оценивалась из сопоставления субъективных оценок респондентов - учащихся, педагогов, родителей - с их развёрнутыми суждениями о структуре, целях и методах, пробелах современного воспитания. Оценки использовались для подсчёта эффективности по прямой и обратной взаимооценочным моделям. Описания взаимодействий использовались как основа для определения их типа в соответствии с моделью, описывающей механизм развития системы воспитательных взаимодействий. Статистически вид проведённого нами констатирующего исследования может быть квалифицирован как наблюдение на основе опросов на простой случайной бесповторной выборке [86, с.47]. Единицей статистического наблюдения в нашем исследовании является система воспитательных взаимодействий на уровне «педагог-воспитанник». Мы обращались к данным по классам только в случае технической необходимости, т.к. они усредняют картину. Главные статистические признаки единицы наблюдения в исследовании:
Для наблюдения разработаны анкеты и бланки первичной (табл.2) и вторичной обработки данных. Анкеты представлены в прил.3-4. Таблица 2 Бланк регистрации данных в школьном классе
ВЫВОДЫ о преобладающем типе воспитательных взаимодействий на уровне «педагог-воспитанник» и эффективности этих систем: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________ На основании данных пробного обследования [125, 173] определена необходимая численность выборки 44 класса (оценка генеральной дисперсии 1,327590978; величину абсолютной предельной ошибки задали 0,35 балла). Таблица 3 Данные пробного обследования
Анализ результатов констатирующего этапа показал, во-первых, высокий (47%) процент систем взаимодействий, в которых затруднительно определить структуру - воспитатель не сформулировал принципы, целевой компонент, этапы, соотношения значимости и личные предпочтения в формах и методах работы, ответы школьников односложны, их требования к школьному воспитанию не совпадают с реальностью; во-вторых, преобладание в оставшейся части выборки манипулятивного типа. Причём по ответам школьников можно сделать вывод о том, что хотя их идеальные представления о воспитательных взаимодействиях с педагогами не намного, но отличаются от реальных и они требовательны к работе педагогов, но и эти представления о воспитательных взаимодействиях чаще всего не выходят за рамки манипулятивного типа: даже старшеклассники ждут активности со стороны педагогов и подчёркивают их роль, выбирая для себя роль ведомых. Проблему самосовершенствования и самовоспитания, ответственности за своё будущее затронули лишь 4% школьников (только старшеклассники). Свою ответственность за школьные, классные дела и наличие целей в воспитательных взаимодействиях с педагогами назвали только 7,2% респондентов-школьников. Оценка по критерию Розенбаума [270, 48] различий в уровнях эффективности систем воспитательных взаимодействий, тип которых удалось определить, и систем, типы которых не установлены (очевидно, к это группе относятся системы, находящиеся на неопределённом и дезорганизованном этапах, либо в «тупиковых» типах развития), свидетельствует о значимости различий Q=23+2=25 при Qкритич =9 для ρ<=0,01. Рис.11. Кривые распределения эффективности в двух группах: с выявленной структурой, структура не определена. На рис. 11 видно, что количество единиц в выделившихся группах почти равное, но оценки эффективности выше в группе с идентифицированными нами структурными характеристиками. Для нас приемлемым параметром сравнения выделившихся групп является мода – наиболее часто встречающееся значение признака в совокупности. На рис.11 также видно, что мода систем с выявленной структурой расположена правее – эффективность выше. Таблица 4 Типы организации в группе
Следующим этапом было выделение существенных различий в выделенных группах. Статистические единицы в группе с невыявленными типами не удалось дифференцировать (по типам). Качественный анализ структурных характеристик единиц другой группы при помощи указанных таблиц показал преобладание манипулятивного типа информационной организации. Уровней ниже этого в единицах с продуманной организацией не выявлено. Результаты – в табл.4. В таблице 4 – данные по группе с выявленной структурой, которые составляют 53% выборки. Картина в выборке представлена в таблице 5. Таблица 5 Типы организации в выборке
|
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Понятие о воспитательных системах. Структура, этапы развития, критерии эффективности воспитательной системы школы. Причины создания,... | Городской экспериментальной площадки «Разработка модели межведомственных взаимодействий для практической реализации образовательных и воспитательных аспектов современного... | ||
«…» на тему: «Исследование системы коллективных средств размещения... Целью работы является исследование системы коллективных средств размещения на территории города Волгограда и оценка перспектив ее... | Тема : Исследование электромагнитных взаимодействий ядер Из сравнения полученных экспериментальных данных с предсказаниями различных моделей в рамках мультипольного анализа получены новые... | ||
Разработка унифицированных функциональных модулей и исследование Этап 3 Описание и исследование классов модулей системы "ШкРоб-1" в рамках разработанной структурно-интерфейсной модели. Нахождение... | Исследование операций и системный анализ Информационные системы и их исследование методами математического прогнозирования и системного анализа | ||
Итоги муниципального конкурса «Педагог года 2009» Муниципальный конкурс «Педагог года» это не столько соревнование, сколько возможность общения на профессиональном уровне, возможность... | Исследование систем управления процесс определения организационной... Место исследований систем управления в комплексе дисциплин по теории и практке управления | ||
Конкурс «Педагог года» Дата Мероприятия Место проведения Время Ответственные... Корректировка Региональной информационной системы повышения квалификации работников образования Московской области. Индивидуальные... | Приложение №2. Хронология развития взглядов на природу передачи электромагнитных взаимодействий Принята на заседании кафедры государственные и муниципальные финансы от 2012г | ||
«Стрит-джаз», педагог Ксения Шлезингер (1) «Диско. Вводный урок», педагог София Морозова (1) «Базовая техника фламенко на примере стиля "Tangos"», педагог Юля Катышкина (1) | Исследование особенностей личности пятиклассников Рецензенты: Сараева Г. Н., кандидат философских наук, Козина Н. Н., педагог – психолог высшей категории | ||
Исследование «Геоинформационные системы в интернете» Тип урока: изучение... Время проведения урока: один из последних уроков в разделе «Коммуникационные технологии» | Исследование цветовой гаммы исследование естественного освещения... Исследование процентного соотношения кабинетов с люминесцентными и электрическими лампами | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Руководители проекта: Стаина О. А., директор Центра «Галактика», Карсаков И. А., педагог дополнительного образования, руководитель... | Экспериментальное исследование детонации в сверхзвуковом потоке реагирующей... Программа «Мы и окружающий мир» разработана в соответствии с психолого-педагогическими основами системы обучения, нацеленной на... |