ФГБОУВПО «Марийский государственный университет»
Факультет технологии и профессионального образования
Оценочные средства
по учебной дисциплине Б.2.1 Информационные технологии в образовании Направление подготовки 050100.62 Педагогическое образование Профиль подготовки:
Технология и информатика
Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Кафедра Прикладной механики, машиноведения и технологии Курс - 1 семестр 1 Форма обучения - очная
Составитель: преподаватель Токаева О.С.
Йошкар-Ола,2011
Рекомендованы к утверждению решением учебно-методической комиссии
факультета технологии и профессионального образования
протокол заседания № 1от
"7" сентября2011 г.
_________________ Крылов Д.А.
|
| Рассмотрены и одобрены на
заседании кафедры теории и
методики технологии и
профессионального образования
протокол заседания № 3от
"25" октября2011 г.
_________________ Введенский О.Г.
|
Сведения о переутверждении
на очередной учебный год и регистрация изменений
Учебный год
| Решение кафедры
(№ протокола, дата заседания кафедры, Ф.И.О., подпись зав. кафедрой)
| Автор изменения
(Ф.И.О., подпись)
| Номер
изменения
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оценочные средства по дисциплине
«Информационные технологии в образовании» 1. Текущий контроль успеваемости студентов 1.1. Лекционные занятия Вопросы для устного опроса (выборочной проверки)
Введение в использование информационные технологии
Информационные технологии в реализации информационных и информационно-деятельностных моделей в обучении.
Информационные технологии в активизации познавательной деятельности учащихся
Телекоммуникации, как средство образовательных информационных технологий
Информационные технологии в учебных учреждениях
Методика использования современных информационных технологий в учебном процессе
1.2. Практические (семинарские), лабораторные занятия Вопросы и задания для собеседования по темам (проблемам) изучаемой дисциплины
Использование баз данных в учебном процессе
Интерфейс СУБД Microsoft Access.
Создание файла базы данных «Учебный процесс» и таблиц.
Ввод и корректировка данных в режиме таблицы.
Создание схемы данных.
Использование Internet приложений в учебном процессе
Создание информационной Web-страницы.
Компоновка Web-страниц. Использование графики.
Обучающие программы в среде ОС Windows
Проектирование и разработка обучающих программ в среде ОС Windows.
Урок с использованием современных информационных и коммуникативных технологий
Подготовка и проведение уроков с использованием современных информационных и коммуникативных технологий.
Вопросы (образцы)
1. . Понятие информационных технологий.
2. Эволюция информационных технологий.
3. Основные направления внедрения средств информационных технологий в образование.
4. свойства и функции информационных технологий.
5. Необходимость формирования информационной компетенции учащихся и учителей.
6. Различные подходы к использованию информационных технологий в учебном процессе
7. Методы поиска учебной информации в Интернет.
8. Методы проведения урока с применением информационных технологий и ресурсов Интернет.
9. Критерии оценки учебно-методического пакета.
10. Характеристика метода проектов.
11. Классификация учебных телекоммуникационных проектов.
12. Этапы проведения учебного телекоммуникационного проекта.
13. На основе анализа образовательных ресурсов Интернет составить перечень реализуемых в текущем учебном году учебных телекоммуникационных проектов по заданному направлению (школьному предмету).
14. На основе анализа учебно-методических материалов, представленных в сети Интернет, составить характеристику учебных планов зарубежных образовательных учреждений.
15. По результатам информации, представленной в сети Интернет, дать сравнительную характеристику системам тестовых заданий, используемых для диагностики учебных достижений учащихся различных регионов, стран.
16. На основе информации, представленной в сети Интернет, составить перечень и дать характеристику системе программных средств, используемых в процессе обучения информатике и информационным технологиям в заданном регионе (стране).
17. На основе инструментария мультимедиа технологии разработать учебные проекты, реализующие межпредметные связи.
18. Разработать требования к методическим материалам, обеспечивающим личностно ориентированное обучение с использованием средств ИКТ.
19. Аннотировать состав информационно-методического обеспечения учебного заведения (информатизированное рабочее место директора школы, организатора методической работы в области преподавания определенного учебного предмета, руководителя регионального органа образования и т.д.).
20. Разработать требования к оборудованию и оснащению кабинета информатики с заданным количеством персональных компьютеров в образовательном учебном заведении.
21. Составить методические рекомендации по оборудованию и использованию кабинета информатики в образовательном учебном заведении.
1.3. Самостоятельная работа
Вопросы и задания для собеседования по темам (проблемам) изучаемой дисциплины
Предметная область - информатизация образования
Информационные и коммуникационные технологии в активизации познавательной деятельности учащихся.
Телекоммуникации, как средство образовательных информационных технологий
Информационные и коммуникационные технологии в учебных учреждениях.
Методы анализа и экспертизы для электронных программно-методических и технологических средств учебного назначения.
Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании
Информационные и коммуникационные технологии в реализации моделей в обучении
Информационные и коммуникационные технологии в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся
Методические аспекты использования информационных и коммуникационных технологий на уроке
Темы рефератов
Цели и направления внедрения средств информатизации и коммуникации в образование.
Педагогико-эргономические требования к созданию и использованию программных средств учебного назначения, в том числе реализованных на базе технологии Малтимедиа.
Основные положения теории информационно-предметной среды со встроенными элементами технологии обучения, примеры реализации в образовании.
Педагогико-эргономические условия эффективного и безопасного использования средств вычислительной техники, информационных и коммуникационных технологий в кабинете информатики общеобразовательной школы.
Реализация возможностей экспертных систем в образовательных целях.
Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ). Средства ИКТ.
Сравнительная характеристика основных компонентов парадигмы традиционной педагогической науки и парадигмы педагогической науки в условиях информатизации образования.
Педагогико-эргономические и технические требования к средствам вычислительной техники и оборудованию кабинетов информатики в учебных заведениях системы общего среднего образования.
Методические рекомендации по оборудованию и использованию кабинета информатики для старших классов учебного заведения системы общего среднего образования.
Цели и задачи внедрения информационных и коммуникационных технологий в учебный процесс.
Телеконференции образовательного и учебного назначения.
Использование Интернет-ресурсов для организации учебно-образовательной деятельности.
Психолого-педагогическая диагностика на основе информационных и коммуникационных технологий.
Педагогическая информационная система мониторинга качества образования.
Экспертные и аналитические методы оценки электронных средств учебного назначения.
Принципы сочетания традиционных и компьютерно-ориентированных методических подходов к изучению учебного предмета.
Изменения в организации и методах обучения при введении информационных и коммуникационных технологий
2. Промежуточная аттестация студентов
Вопросы и задания к зачету
1. Понятие информационных технологий.
2. свойства и функции информационных технологий.
3. Факторы интенсификации обучения, реализуемые при использовании средств информационных технологий.
4. Влияние ИКТ на педагогические технологии.
5. Основные направления внедрения средств информационных технологий в образование.
6. Возможности ИКТ в развитии творческого мышления.
Различные подходы к использованию информационных технологий в учебном процессе
Понятие материально-технических средств обучения. Материально-технические средства обучения: функции, виды, характеристика.
Дидактические требования к средствам обучения и оборудованию кабинета.
Методы поиска учебной информации.
Психологические особенности общения в сети Интернет.
Организация выполнения учебных телекоммуникационных проектов. Координация проектной деятельности при работе в компьютерной сети.
Возможности реализации личностно ориентированного обучения с помощью средств информационных и коммуникационных технологий.
Характеристика метода проектов.
Классификация учебных телекоммуникационных проектов.
Тесты для проведения зачета (образцы) 1. 1. Что понимают под информационными технологиями в полном смысле?
а) Технологии, предназначенные для хранения информации в специальным образом организованной форме и обеспечивающие ее ввод и различные манипуляции с ней, включая поиск по некоторым признакам, подготовку сводок (отчетов) и т. д.
б) Технологии, предназначенные для работы с информацией.
в) Технологии, предназначенные для представления информации в цифровой форме.
г) Технологии, предназначенные для автоматизации документооборота.
2. Важнейшими подсистемами информационных технологий являются:
а) банки информации и информационные системы;
б) базы данных;
в) системы управления базами данных;
г) автоматизированные системы управления.
3. Какое ведущее направление развития информационных технологий?
а) совершенствование интерфейсов пользователей;
б) совершенствование сетевых технологий;
в) совершенствование быстродействия систем;
г) совершенствование их интеллектуальных функций, облегчающих работу с ними, а также сопровождение и развитие.
4. Какая информация хранится в банке данных?
а) универсальная, необходимая для решения разнообразных, прикладных задач, информация об определенной предметной области в специальном представлении, предполагающем хранение и обработку с помощью, компьютеров;
б) специфическая информация об определенной предметной области в специальном представлении, предполагающем хранение и обработку с помощью, компьютеров;
в) главная информация об определенной предметной области;
г) любая информация, предполагающая хранение и обработку с помощью, компьютеров.
5. Что такое база данных?
а) это сбор информации;
б) это реализованная с помощью коллектива специалистов информационная структура (модель);
в) это реализованная с помощью компьютера информационная структура (модель), отражающая состояние объектов и их отношения;
г) это реализованная с помощью программных средств информационная структура (модель).
6. Назначение словарей данных, обслуживающих базы данных?
а) установление единообразного понимания данных пользователями БД;
б) эффективное управление элементами данных при модификации описания данных в системе;
в) получение доступа к базе данных;
г) уменьшение избыточности;
д) устранение противоречивости данных;
е) упрощение проектирования БД и ее сопровождения, расширения и т.д.
ж) разграничение полномочий.
7. Дайте определение автоматизированной системы управления.
а) это комплекс программных средств и мероприятий, обеспечивающий управление объектом (комплексом) в производственной, научной или общественной среде;
б) это комплекс технических и программных средств, совместно с организационными структурами (отдельными людьми или коллективом), обеспечивающий управление объектом (комплексом) в производственной, научной или общественной среде;
в) это организационная структура.
8. Назовите два пути достижения улучшения качества управления системами различных видов с помощью систем автоматизированного управления:
а) своевременным представлением с помощью АСУ полной и достоверной формации управленческому персоналу для принятия решений;
б) определение ответственных за выполнение производственных заданий;
в) графическое представление выполнения производственного плана;
г) применением математических методов и моделей для принятия оптимальных решений;
д) использование средств мультимедиа.
9. Что представляет собой автоматизированная система для научных исследований?
а) автоматизированное рабочее место по проведению научных исследований;
б) представляет собой программно-аппаратные комплексы, обрабатывающие данные, поступающие от различного рода экспериментальных установок и измерительных приборов, и на основе их анализа облегчающие обнаружение новых эффектов и закономерностей;
в) база данных экспериментальных данных;
г) реестр изобретений и научных открытий.
10. Для чего используются математические модели в автоматизированных системах для научных исследований?
а) для проведения математических расчётов;
б) для выполнения статистических расчётов;
в) воспроизводится исследуемый процесс;
г) для построения диаграмм.
11. Выберите категорию лиц для которых представляет наибольший интерес геоинформационные технологии.
а) работники образования;
б) медицинские работники;
в) аварийные службы;
г) все те, для кого информация привязана к месту ее нахождения; д) органы социальной защиты.
12. Найдите один неверный признак отличия экспертной системы от других информационных технологий.
а) компетентность;
б) символьные рассуждения;
в) самооценка;
г) глубина;
д) самосознание.
13. Экспертные системы, выполняющие обучение, делают следующие действия:
а) выставляют оценки обучающемуся;
б) выдают контрольные работы обучающемуся;
в) диагностируют и указывают обучающемуся его ошибки, анализируя модель и строя планы исправлений указанных ошибок;
г) проектирую модель знаний обучающегося.
14. Найдите пять технических возможностей персонального компьютера, если он используется как обучающее средство:
а) активизировать учебный процесс;
б) индивидуализировать обучение; в) уменьшить нагрузку на учителя;
г) повысить наглядность в изложении материала;
д) сместить акценты от теоретических знаний к практическим;
е) освободить учителя от проведения уроков;
ж) повысить интерес учеников к обучению.
15. С чем связана активизация обучения с помощью компьютера?
а) наличием центрального компьютера у учителя;
б) с диалоговым характером работы компьютера;
в) с комплексом программных средств;
г) наличием виртуальной памяти компьютера.
16. Какова роль серверов в глобальных сетях?
а) обслуживание остальных компьютеров сети;
б) принятие почтовых сообщений;
в) фильтрация данных передаваемых в Internet;
г) пересылка файлов.
17. Протокол в Интернете — это:
а) это соглашение об обмене информацией;
б) это правило обмена информацией между компьютерами;
в) договор для работы в Internet;
г) услуги предоставляемые Internet.
18. Как называется любая программа, предназначенная для передвижения по глобальным сетям (для получения доступа ко всем ресурсам Интернета)?
а) драйвер;
б) утилита;
в) браузер;
г) системная оболочка.
19. Что такое Web-страница.
а) информация, размещённая в Internet;
б) файл с расширением .doc;
в) отчёт о работе в Internet;
г) файл с расширением .html.
20. Почему информационные страницы во всемирной паутине называют гипертекстом?
а) это видимая часть Internet;
б) информационные страницы, находящиеся где угодно, связаны между собой ссылками;
в) самая доступная часть Internet;
г) самая интересная часть Internet.
21. Какие технологии относят к информационным технологиям?
а) информационно-справочные и информационно-поисковые технологии;
б) технологии редактирования графических изображений;
в) технологии, обеспечивающие автоматизацию документооборота и учета, в том числе бухгалтерского;
г) технологии работы с мультимедиа;
д) технологии автоматизированного управления;
е) технологии автоматизированного проведения экспертиз;
ж) текстовые редакторы;
з) технологии автоматизации научных исследований и автоматизированного проектирования;
и) геоинформационные технологии;
к) информационно - обучающие технологии; л) технологии сканирования изображений.
22. Какие функции присущи всем типам информационных технологий?
а) сбор информации;
б) разглашение информации;
в) накопление информации;
г) продажа информации;
д) хранение информации;
е) обработка информации (в частности, поиск);
ж) уничтожение информации;
з) выдача информации в той или иной форме.
23. Информационные технологии включают в себя следующие составные части:
а) аспекты представления и обработки данных с помощью компьютера;
б) информационное моделирование;
в) вопросы связи с общественностью;
г) приведение информации к соответствующим ГОСТам;
д) дробление информации;
е) базы данных и СУБД;
ж) языки управления реляционными базами данных;
з) понятия и системы искусственного интеллекта.
24. Состав банка информации:
а) база данных;
б) кибернетические аспекты информатики;
в) программные средства обработки данных и реализации запросов, т. е. систему управления базой данных (СУБД);
г) антивирусные программы.
25. Сколько уровней подходов используется при проектировании баз данных?
а) один;
б) два;
в) три;
г) четыре.
26. Какие средства (два) моделирования используют при проектировании баз данных?:
а) системный анализ;
б) метод «мозгового штурма»;
в) метод экспертных оценок;
г) метод «проб и ошибок»;
д) метод случайностей.
27. Назовите цель внедрения автоматизированной системы управления:
а) возрастание мощи директорского корпуса;
б) улучшение качества управления системами различных видов;
в) разрастание управленческого персонала;
г) усиление управления системами.
28. Для чего используется экспертная система в автоматизированных системах для про- ведения научных исследований?
а) для проведения экспертиз;
б) для оценки изучаемого явления;
в) для определения финансовых затрат на проведение научных исследований;
г) моделирует рассуждения специалистов данной предметной области.
29. Что из себя представляют геоинформационные (географические) технологии?
а) информационные технологии о нашей планете «земля»;
б) технологии, которые хранят знания по окружающему нас миру и позволяют их актуализировать, сопоставлять, использовать для решения прикладных задач;
в) информационные технологии для актуализации географических открытий;
г) технологии, позволяющие автоматизировать процесс составления географических карт.
30. Выберите основную трудность создания геоинформационных технологий:
а) векторизация картографических изображений;
б) нанесение объектов на географические карты;
в) выбор графических форматов;
г) сложность сканирования изображений.
31. Найдите правильное определение экспертной системы.
а) система искусственного интеллекта, построенная на основе высококачественных специальных знаний о некоторой предметной области;
б) система, привлекающая к работе экспертов;
в) компьютерная программа, написанная на языке программирования высокого уровня;
г) широко специализированная компьютерная программа.
32. Экспертные системы, осуществляющие прогноз, определяют:
а) вероятные причины неправильно функционирования системы;
б) определение путей выхода из кризиса;
в) вероятные последствия заданных ситуаций;
г) выполнение экономических расчётов.
33. На чём основываются компьютерные моделирующие программы?
а) на графически-иллюстративных возможностях компьютера;
б) на вычислительных возможностях компьютера;
в) на имитации вычислительных процессов;
г) на графически-иллюстративных и вычислительных возможностях компьютера, позволяя осуществлять компьютерный эксперимент;
34. Что представляют собой компьютерные телекоммуникации?
а) компьютерные сети;
б) информационные технологии;
в) компьютерные технологии;
г) обучающие программы.
35. Что не относится к компьютерным телекоммуникациям?
а) электронная почта;
б) списки рассылки (List-серверы);
в) операционные системы;
г) электронные доски объявлений (BBS);
д) телеконференции;
е) прикладные программы;
ж) Gopher, WWW и др. серверы.
36. Для чего введены в практику протоколы обмена информацией в Internet;
а) для улучшения отношений между странами;
б) для возможности обмена информацией между компьютерами разных типов и работающих на разных платформах (операционных системах);
в) для увеличения скорости передачи данных;
г) для передачи конфиденциальной информации.
37. Адрес в Internet получил название:
а) HTTP;
б) URL;
в) SQL.
38. Что не относится к глобальным сетям?
а) Gopher серверы;
б) FTP серверы;
в) всемирная паутина;
г) компьютерная сеть предприятия;
д) электронная почта.
39. Что такое сайт?
а) информационный поиск;
б) иллюстрации в Internet;
в) совокупность Web-страниц;
г) всемирные новости.
40. Для чего используется язык HTML?
а) для создания презентаций;
б) для создания иллюстраций;
в) для создания Web-страниц;
г) для создания адресов в Internet. |