Эффективность педагогической коммуникации





Скачать 119.51 Kb.
НазваниеЭффективность педагогической коммуникации
Дата публикации10.10.2014
Размер119.51 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы

Эффективность педагогической коммуникации


Послушайте сказку. Шел по лесу мудрец и увидел он лесоруба. Лесоруб рубил огромное старое дерево старым тупым топором.

«Что ты делаешь?», - спросил мудрец.

«Не видишь разве, я работаю!», раздраженно ответил лесоруб.

«Твой топор затупился, и работа стала слишком тяжела для тебя!» - сказал мудрец. – «Заточи топор, и работа пойдет веселее».

Но не стал слушать его лесоруб.

«Мне некогда заниматься этой ерундой! Я работаю!», - с нетерпением ответил он.

Почему лесоруб не получал удовольствия от своей работы? Почему его работа была тяжелой и неэффективной? Ответ очевиден – мешало состояние основного рабочего инструмента, топора. Вывод: следует следить за состоянием своего рабочего инструмента, вовремя приводить его в порядок. А какое отношение эта притча имеет к нам?

Опыт работы в школе показывает, что многие учителя хорошо знают свой предмет, любят детей, умело используют дидактические и методические приемы. Но что-то мешает им испытывать настоящее удовольствие от своей работы. Часто говорят, что это – низкая заработная плата. Но только ли в ней дело?

Учитель – представитель профессии, которая относится к группе «Человек-человек», поэтому, независимо от специализации, основным содержанием его работы является общение с другими людьми. Коммуникативные и организаторские способности – важнейшее профессионально значимое качество педагога. Чем эффективнее общается учитель, тем более компетентным специалистом он является, тем больше удовольствия он получает от результатов труда и даже в самом процессе.

Что же такое эффективное общение?

Общение есть процесс непосредственных взаимоотношений, обращения людей друг с другом, основанный на разумном понимании и намеренной передаче знаний, мыслей и переживаний в соответствии с социальными нормами и условиями осуществляемой деятельности.

Любая коммуникация – это диалог, но она не сводится просто к обмену информацией. Коммуникация всегда значима для ее участников, вступая во взаимодействие с другим человеком, мы стремимся к какой-то цели. Информация при этом является только средством достижения нашей цели. Именно по тому, достигнута ли цель, оценивается эффективность коммуникации. Любая коммуникация связана с потребностью изменить состояние партнера, его мнение или поведение. Это особенно ярко проявляется в педагогическом общении, которое всегда является воспитывающим. При этом цели коммуникации обусловлены профессиональным долгом учителя, конкретной социальной ситуацией и требованиями общества.

Для того, чтобы быть успешным в общении и получить нужный результат надо знать закономерности процесса общения. Любое общение – это процесс, развивающийся по своим законам. Динамику общения можно разделить на 4 этапа, примерно одинаковых по времени. Задачей первого этапа является установление отношений доверия, контакта с собеседником (раппорта). После того, как контакт установлен, можно переходить ко второму этапу – изложение проблемы, которую необходимо решить в ходе коммуникации. Третий этап – совместный поиск решения проблемы, обсуждение. Четвертый – получение нужного результата. Иногда эти этапы могут быть свернуты, но если мы не установим раппорт, дальнейшее общение в лучшем случае будет формальным или прервется. В худшем – мы получим конфликт.

Часто в ситуациях общения мы сталкиваемся с тем, что наши слова «Не доходят» до собеседников или неправильно понимаются ими. «Как об стенку горох»! – говорим мы в таких случаях про учеников. А ведь стенки действительно существуют! Это защитные барьеры общения. Почему они возникают, можно ли их обойти? Мы знаем. Что любая коммуникация – это влияние, или попытка влияния. Изучая истоки человеческого общения. Ученые пришли к выводу, что исходно речь была средством мощного внушения. Древние люди хорошо владели гипнозом, они использовали гипнотическое, невербальное внушение. Взаимодействуя друг с другом и с животными. Однако внушение с помощью речи оказалось настолько эффективным, что постепенно вытеснило другие формы взаимодействия. Сегодня невербальным гипнозом владеют только специалисты.

Прямое внушение опасно, поэтому параллельно с развитием речи развивались и защитные механизмы. Эти способы действуют и сейчас, поэтому всякий говорящий внушает, но не всякое внушение действует. Способы защиты используются, если говорящий воспринимается нами как чуждый, как неавторитетный, или же если сама информация представляет опасность для внутреннего мира человека, нарушает его привычный образ мыслей, затрагивает самооценку. Способы защиты от внушения:

  • избегание: прямое уклонение от общения или невнимание к говорящему;

  • недоверие: информация воспринимается, но если источник ее считается не заслуживающим доверия, то и вся информация также считается недостоверной;

  • непонимание: чужой язык, непонятные слова, чуждый стиль общения, иная логика.


Задача раппорта – привлечь к себе внимание партнера по общению. Отсутствие раппорта всегда приводит к сопротивлению – это закон общения. Примерами такого сопротивления может быть плохая дисциплина в классе, проблемы поведения отдельных учеников, трудности общения педагога с родителями и так далее. Без раппорта нет результата. Если же раппорт установлен, тот кто его устанавливал становиться ведущим, а тот, с кем устанавливается раппорт – ведомым. Значит для того, чтобы влиять на людей, в том числе на учеников, надо устанавливать с ними раппорт! Основной принцип установления раппорта – это психологическое присоединение к другому человеку. Для того, чтобы присоединиться, надо человека понимать. Значит педагогу необходимо хорошо понимать других людей.

Создание раппорта предполагает, что мы начинаем общение с поиска того, что нас объединяет. Общение надо начинать с прояснения общих целей. Так, если мы скажем в начале беседы раздраженному родителю, что разделяем его озабоченность ситуацией, то получим собеседника и участника педагогического процесса, а если скажем, что родители должны больше внимания уделять своему ребенку (чаще бывать в школе, выполнять рекомендации учителя и так далее), то, скорее всего, получим конфликт. Если стремиться каждый раз устанавливать раппорт, что качество нашего общения обязательно улучшиться. Первым признаком такого улучшения станет исчезновение чувства недовольства партнером (учеником, коллегой и др.). Вы начнете осознавать, что если в общении не получен нужный результат, значит вам есть над чем поработать.

Как организовать эффективное общение на уроке?

Правило первое: начинайте урок с положительного якоря. Положительные эмоции делают обучение успешнее. Якорь – это действие, слово или образ, которые включают ассоциативную цепочку связанных с ними чувств и переживаний. Для того чтобы создать якорь, включающий рабочее состояние, необходимо любым способом привлечь в начале урока внимание учащихся. Это может быть шутка, или какая-то нестандартная фраза. В дальнейшем этой фразой можно будет пользоваться весь учебный год, для того, чтобы включить нужное рабочее состояние. Риск: можно случайно заякорить кого-нибудь на другое состояние, так как якорь привязывается к тому, что есть, а не к тому, чего бы нам хотелось.

Правило второе: в начале урока должна быть создана мотивация на урок, то есть у каждого ребенка должна появиться причина, по которой он будет работать. Без мотивации даже обезьяна не возьмет в руки палку. Она берет палку, чтобы добыть банан. Для разного возраста мотивация будет различной. Если первоклассникам мы можем сказать, что, изучив счет до второго десятка, они станут совсем как взрослые, то в старших классах такая мотивация уже не сработает.

Правило третье: на уроке необходимо загружать и левое и правое полушарие учеников. Чаще всего в процессе обучения основную нагрузку несет левое полушарие, которое отвечает за анализ информации. Мало задействовано правое полушарие, отвечающее за эмоции и творчество. Недогруженное правое полушарие не развивается в должной мере, последствия этого – не развитая эмоциональная сфера личности (отсутствие эмпатии, непонимание других и даже себя), слабая интуиции, низкая креативность. Человек теряет способность создать целостный образ мира, так как за целостное восприятие также отвечает правое полушарие. Специальные занятия по развитию правого полушария (гимнастика мозга) помогают детям достичь лучших результатов в учебе, повышают их познавательную мотивацию. На уроках всегда есть возможность загрузить правое полушарие. Попросите детей нарисовать какое-то понятие или явление. Дайте задание, которое можно выполнить, только включив воображение. Хорошим способом включить в работу оба полушария являются задания на сравнение.

Правило четвертое: на уроке необходимо использовать полимодальную речь. Мы знаем о существовании разных репрезентативных систем у человека (слуховая, зрительная, кинестетическая), поэтому, чтобы все дети понимали нас. Необходимо использовать слова разных модальностей: посмотрите, послушайте, почувствуйте, сделайте сами).

Правило пятое: используйте ошибку на благо себе и ученику. Ошибка – это обратная связь. Каждый раз, когда вы получаете не то, что хотели, вы получаете что-то другое. А значит, чтобы получить нужный результат, надо что-то делать иначе. То есть ошибка – это повод задуматься о том, что именно мы делаем не так. Что надо изменить в работе с этим конкретным учеником? Если мы будем смотреть на ошибку как на обратную связь и приучим к этому уеников, из процесса обучения уйдут чувство вины и страха, а значит мы сможем воспитать более успешных детей. Каждый находит в жизни то, что ищет – успех или неудачу. Человек, имеющий мотивацию достижения, более успешен, чем тот, кто замотивирован на избегание неудачи.

Правило шестое: сравнивайте успехи ученика с его собственным прошлым состоянием, а не с успехами других. Большинство людей охотнее и проще замечают ошибки и неудачи, равнодушно проходя мимо чужого успеха. А ведь именно успех дает нам силы двигаться дальше. Особенно важен отмеченный вами успех ученика. Именно признание успеха стимулирует рост, а не порицание за неудачу. Когда в цирке учат танцевать лошадь, ее не сравнивают с другой лошадью, а поощряют за нужные действия.

Правило седьмое: создавайте якорь на состояние успеха. Любой успех, даже незначительный, должен быть замечен и подкреплен. Особенно это надо слабо успевающим, неуверенным в себе ученикам. Учитель может не только заметить, но и закрепить успех ученика, словом, дружеским жестом, улыбкой. Так создается позитивный якорь на состояние успеха. Позитивный якорь не только создает мотивацию в достижении успеха, но и приучает самих ребят относиться к себе, как к победителям, верить в свои силы.

Восьмое правило: в течение всего урока поддерживайте групповой раппорт с классом и индивидуальный – с каждым учеником. Вспомните: где нет раппорта, там есть сопротивление. Раппорт поддерживается не только и не столько с помощью речи, сколько при помощи невербального поведения: контакт глаз, поддерживающая улыбка, дружеское прикосновение, внимание к каждому ученику.

Правило девятое: используйте положительные утверждения. Любое упоминание частицы НЕ перед глаголом приводит к противоположному результату. Дело в том, что мозг, прежде чем выполнить задание, должен представить то, о чем говориться. Если сказать «Не смотрите на потолок», вам продеться приложить усилия, чтобы этого не делать. Вот почему так неэффективны призывы не шуметь, не отвлекаться и так далее. В то же время, для некоторых детей использование НЕ может стать эффективным способом управления поведением. Если вы скажите «Сейчас не смотрите на доску», куда посмотрит большинство учеников?

Правило десятое: проведите в конце урока подстройку к будущему. Заканчивая урок, хорошо бы соединить изученный материал с ранее известным. Успешный ученик должен знать где, когда и при каких обстоятельствах он сможет применить знания, полученные на уроке. Подстройку к будущему можно провести разными способами. Эффективны метафоры (шутки, пословицы, афоризмы, притчи), которые каким-либо образом связывают изученное с реальной жизнью. Метафоры действуют на эмоциональную память и поэтому запоминаются надолго. Вспоминая метафору, ученик будет невольно вспоминать и материал урока.

Учитель выполняет свои профессиональные обязанности не только на уроке. Однажды дрессировщика дельфинов спросили, зачем он кормит своих подопечных рыбой просто так, не во время тренировки. Ведь есть же специальные люди. которые отвечают за кормление животных. Дрессировщик ответил, что делает это для поддержания хороших отношений с дельфинами. «Только поддерживая наши отношения мы можем нормально общаться и достигать хороших результатов», - сказал он. Так и учителю необходимо поддерживать хорошие отношения со своими учениками, несмотря на то, что это требует дополнительных усилий.

Коммуникация приносит удовлетворение и достигает своих целей (повлиять на личность и поведение ученика), когда она не носит формального характера. Все ученики, особенно старшеклассники, испытывают потребность в личностном общении со взрослыми, в том числе – с педагогами. Важнейши￿ приз￿аком профессионализма является способность учителя выражать к каждому из них свое личное, особое отношение. Однако часто педагогическое общение сводится к функциональным, ролевым взаимодействиям. Так, девятиклассники затрудняются определить, как к ним относится тот или иной учитель, даже если этот учитель им нравится. А ведь отношение любимого или просто авторитетного учителя может стать мощным инструментом воспитания личности! Может стоить пользоваться этим инструментом активнее?

Длительная педагогическая деятельность может приводить к профессиональным деформациям личности, которые, прежде всего, проявляются в общении. Многих учителей со стажем отличает поучающая манера речи, упрощенный подход к проблемам, излишняя прямолинейность и негибкость мышления, высокая авторитарность. Вместе с тем, излишняя авторитарность замедляет развитие коллектива, способствует формированию у школьников неадекватной самооценки, возникновению неврозов. Властность и чрезмерная дидактичность способствует подавлению чувства юмора. Все указанные качества начинают мешать учителю в работе.

Часто деформации проявляются в нарастании стереотипов мышления. Так, показано, что при определении интеллекта учеников учителя часто более высокие оценки дают тем, кто носит очки. Так учителя строят образ личности ученика в зависимости от его успеваемости. Высоко оцениваются дисциплинированные, активные, любознательные, трудолюбивые школьники. Дети, которые не соответствуют этим требованиям, воспринимаются как «плохие», что непосредственно влияет на их самооценку и приводит к серьезным проблемам. Так среди девятиклассников примерно 30% испытывают затруднения при необходимости назвать свои положительные качества. Некоторые просто не могут этого сделать ни устно, ни письменно, даже на оценку. Зато охотно перечисляют свои негативные особенности: я лентяй, я двоечник, я грубиян и так далее. А ведь хорошо известно, что человек склонен вести себя последовательно, в соответствии со своим «Образом Я». Понятно, что общение с таким учеником будет затруднено, прежде чем добиться от него каких-либо позитивных изменений в поведении необходимо повлиять на его самосознание. А для этого учитель должен вступить в личностное общение с таким учеником, посмотреть на него неформально, найти в нем «точку опоры», которая позволит изменить негативный «Образ Я». Это трудная работа, результаты которой проявляются далеко не сразу. Но ведь и формируется негативный «образ Я» не за один день! И формируем его мы, педагоги, создавая проблемы и себе, и своим ученикам. Ведь мы. Как тот лесоруб с тупым топором, часто ходим на работу, как на каторгу. А с каким настроением ходят на занятия дети? Девятиклассники, отвечая на вопрос о своих мечтах и желаниях, часто говорят о том, что хотели бы уехать в другую страну, избавиться от проблем, уже несколько раз звучали фразы о желании умереть. Вряд ли эти намерения серьезны, но уже то, что дети не видят в своей жизни ничего, кроме проблем и трудностей, говорит о многом. Ответственность за характер общения лежит на его инициаторе, на учителе. Позиция учителя определяет характер и эффективность общения. Так не лучше ли вовремя заточить свой топор?
Взаимодействие с учениками учитель организует через разрешение педагогических ситуаций, вступая в контакт с учеником по поводу его конкретного поступка. Для эффективного разрешения ситуации надо уметь вставать на точку зрения ученика, имитировать его рассуждения, понимать, как ученик воспринимает сложившуюся ситуацию, почему он поступил именно так. Часто реакция учителя определяются личной обидой на учеников, при этом проявляется стремление выйти победителем в противоборстве с учеником, не заботясь о том, как ученик выйдет из ситуации, что усвоит из общения с учителем, как изменится его отношение к себе и взрослым. Для учителя и ученика различные ситуации могут быть школой познания других людей и самого себя.

Особое значение имеет терпимое отношение педагога к ребенку, которое выражается в степени принятия ребенка в ситуациях, когда его поведение не соответствует ожиданиям и требованиям педагога. В таких ситуациях часто возникает нетерпимое отношение, которое выражается в раздражении, скрытой или явной враждебности, попытках изменить поведение ребенка. Раппорт при нетерпимом отношении установить невозможно, а значит и попытки воздействия будут неэффективны.

Терпимый педагог спокойно реагирует на внешний вид или поступки ребенка, принимает его таким, какой он есть, сознательно решает, следует ли стремиться к изменениям, если это необходимо, воздействует постепенно, ненасильственно. Такой учитель анализирует не только внешние проявления проблемы, но и ее причины, мотивы, условия. Он отказывается от обвинения других людей, а пытается решить проблему, используя свои профессиональные знания и умения, работая при этом с самим ребенком, его родителями, другими педагогами.

На основе анализа позиции педагога (родитель, взрослый, ребенок) и степени принятия ученика психологи выделяют типов педагогического отношения к детям.

Позиция


Принятие

Терпение

Непринятие

Родитель (сверху)

Снисхождение «Черепаха Тортилла»



Высокомерие «Сноб»



Пренебрежение «Диктатор»



Взрослый (рядом)

Сотрудничество «Миролюбец»


Терпеливость «Стоик»



Отстраненность «Снежная королева»



Дитя (снизу)

Уступчивость «Альтруист»



Беспомощность «Золушка»



Импульсивность «Боец»




На основе типичного поведения в сложных педагогических ситуациях можно определить тип отношения. А – диктатор, Б – Снежная королева

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Эффективность педагогической коммуникации iconОсновы коммуникации Основы коммуникации Вербальные коммуникации
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Эффективность педагогической коммуникации iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Структура коммуникации: источники, аудитории, сообщения, каналы. Эффект коммуникации. Основные каналы коммуникации: характеристика...
Эффективность педагогической коммуникации icon«Основы теории коммуникации»
«Основы теории коммуникации» для направления «Филология» (магистратура «Теория и практика речевой коммуникации»)
Эффективность педагогической коммуникации iconРабочая программа по русскому языку в 5 классе (фгос ооо)
Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения...
Эффективность педагогической коммуникации iconПопова Клавдия Аркадьевна
Однако если школа затронет еще один немаловажный аспект педагогической деятельности – повышение воспитательного потенциала семьи,...
Эффективность педагогической коммуникации iconЭффективность применения ит в подготовке будущих педагогов
Компьютерные технологии призваны стать не дополнительным «довеском» в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного...
Эффективность педагогической коммуникации iconЭффективность внешнеэкономической деятельности и методы
В советской экономической литературе анализу на эффективность подвергались внешнеэкономическая деятельность и внешнеэкономические...
Эффективность педагогической коммуникации iconРефератов по дисциплине «деловые коммуникации»
Психологические способы воздействия в деловой коммуникации (подражание, заражение и т д.)
Эффективность педагогической коммуникации icon«Башкирский государственный аграрный университет» «утверждаю» Ректор фгбоу впо башкирский гау
Университет определяет задачи педагогической практики, организационные основы и содержание педагогической практики, права и обязанности...
Эффективность педагогической коммуникации icon1. Введение. Предмет и задачи курса
Тема Современные международные деловые коммуникации. Специфика процесса деловой коммуникации с представителями разных культур
Эффективность педагогической коммуникации iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Целью педагогической практики является овладение основными функциями педагогической деятельности, а также выработка творческого исследовательского...
Эффективность педагогической коммуникации iconКонспект лекций по дисциплине «Рекламные коммуникации промышленного предприятия»
...
Эффективность педагогической коммуникации iconЭффективность урок
При этом очень важно определить основные положения в оценке качества и определить проблемы, мешающие этому движению. Слово «эффективность»...
Эффективность педагогической коммуникации iconПрограмма дисциплины «Маркетинговые коммуникации в публичном пространстве: пр, event marketing»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080200. 68 «Менеджмент»...
Эффективность педагогической коммуникации iconКоммерческое право России
Современная теория коммуникации представляет собой достаточно разветвленную и многоуровневую структуру знаний о коммуникации и является...
Эффективность педагогической коммуникации iconРабочая программа Цели освоения дисциплины Цель изучения дисциплины...
«Деловые коммуникации» относится к дисциплинам базовой части профессионального цикла ( Б. 8). Для освоения дисциплины «Деловые коммуникации»...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск