Скачать 1.11 Mb.
|
Опорный конспект лекций по дисциплине «Рекламные коммуникации промышленного предприятия» Тема 1 Реклама и теория коммуникаций Вопросы
1. Теория коммуникаций – это наука, рассматривающая наиболее общие закономерности формирования и функционирования человеческой коммуникации. Реклама – это одна из форм человеческих коммуникаций. Реклама – это способ коммуникации, посредством которого фирма может донести сообщение до потенциальных покупателей, не вступая с ним в прямой контакт (Ж.-Ж. Ламбен). Термин «коммуникация» (от лат. communicatiox – делаю общим, связываю) используется как научный с начала ХХ века. В современной широкой трактовке коммуникация – это процесс взаимодействия и способы общения, позволяющие создавать, передавать и принимать разнообразную информацию. Три основных подхода к пониманию категории «коммуникации»: 1. Средство связи любых объектов материального мира (транспортные, энергетические, водопроводные и др. коммуникации). 2. Общение. Передача информации от человека к человеку. 3. Передача и обмен информацией в обществе с целью воздействия на него. С точки зрения изучения рекламной коммуникации наиболее актуальным является третий из указанных подходов. Сама рекламная коммуникация может быть определена как один из видов социальной коммуникации, так как вне рамок человеческого общества она существовать не может (как рынок не может существовать без товара). Роль рекламы в современном обществе:
Термин «реклама» (от лат. reclamare «громко кричать, извещать») в современном понимании означает мероприятия, имеющие целью создать известность чему-либо, привлечь покупателей; распространение сведений о ком-либо, чем-либо с целью создания популярности. Реклама – информация об объекте рекламирования, распространяемая в любой форме с помощью любых средств, предназначенная для неопределенного круга лиц (потребителей рекламы), направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и (или) его продвижение на рынке (Закон РБ «О рекламе» от 10.05.2007 г. № 225-3). Из данного определения можно выделить следующие характеристики рекламы:
Поскольку реклама носит общественный характер и играет важную социальную и идеологическую роль к ней предъявляется ряд требований. Правдивость обязывает организаторов рекламы давать точные (правдивые) сведения об объектах рекламирования (товарах, предприятиях, лицах, мероприятиях). Гуманность означает, что реклама должна способствовать развитию личности, а не призывать к насилию, враждебности. Компетентность обеспечивается путем использования новейших достижений экономической науки, психологии, медицины, дизайна, информационных технологий и т. д. Конкретность достигается благодаря использованию в рекламном обращении цифрового материала и убедительных аргументов. В зависимости от целей, определяемых конкретной рыночной ситуацией, реклама может выполнять следующие функции:
Под рекламной коммуникацией понимается передача сообщения от источника информации к ее получателю посредством определенного канала (Дурович А. П.). Следовательно, реклама – это процесс и способ коммуникаций с целью оказания определенного влияния на получателей (клиентов). В рамках данного курса основное внимание будет уделено рекламе как средству передачи информации (каналами коммуникации). 2. Реклама отличается многообразием используемых при осуществлении рекламных коммуникаций видов, классификация которых осуществляется по нескольким признакам (критериям). Щербич Г. А. выделяет 5 критериев:
Для определения места рекламы в системе коммуникаций важным критерием является количество участников коммуникации. При этом выделяются такие виды:
В подавляющем большинстве случаев реклама относится к массовым коммуникациям. Таким образом, реклама может рассматриваться как специфическая область социальных массовых коммуникаций между рекламодателями и различными аудиториями с целью активного информационного, экспрессивного и прагматического воздействия на эти аудитории, которое должно способствовать решению определенных маркетинговых задач рекламодателя. 3. Реклама – это процесс коммуникации с целью оказания определенного влияния на аудиторию или клиентов. Модель рекламной коммуникации можно представить следующим образом (рис. 1.1): Обратная связь и ответная реакция Рис. 1.1. Модель рекламной коммуникации В данной модели определяющая роль принадлежит двум основным элементам: отправителю (коммуникатору) и получателю (адресату). Отправитель (коммуникатор, источник коммуникации) – сторона, от имени которой посылается рекламное обращение адресату. Именно отправитель определяет целевую аудиторию (адресата), цели, характеристики, средства и каналы коммуникаций. Прием сигнала, посылаемого коммуникатором, одним адресатом (потенциальным покупателем) – это рекламный контакт. Основным инструментом и носителем информации, эмоционального воздействия, психологической установки коммуникатора на целевую аудиторию является обращение (послание, сообщение). Коммуникационное сообщение всегда имеет две стороны: идеальную, умопостигаемый план содержания и материальную, воспринимаемый органами чувств, план выражения. Взаимодействие этих сторон является предметом изучения одного из разделов теории коммуникации – семиотики. Кодирование в рекламной коммуникации понимается как процесс представления идеи коммуникации, передаваемой адресату информации в виде текстов, символов и образов. Кодирование должно обеспечить соответствие интерпретации сообщения получателем цели коммуникации, поставленной отправителем. При формировании рекламной коммуникации необходимо также учитывать наличие барьеров и фильтров. Барьеры – это различные преграды и ограничения в передаче и получении послания, имеющие объективную природу и могущие прервать процесс коммуникаций. Барьерами могут быть материальные и финансовые возможности отправителя, наличие цензуры или запрет рекламы алкогольных напитков и табачных изделий, незнание целевой аудиторией кода, используемого в послании (например, текста на иностранном языке). Так, с 1 января 2008 г. запрещена в Беларуси реклама табачных изделий. Часть барьеров, которые сознательно выдвигаются адресатами на пути коммуникационных посланий, называются фильтрами. Наличие фильтров может определяться характеристиками получателя (моральными, религиозными, политическими и прочими установками). Но чаще всего это нежелание адресата получать рекламные послания вообще. Канал коммуникации (англ. media) объединяет всех участников процесса коммуникации и носителей информации с момента кодирования посылаемого сигнала до момента получения его адресатом. Характеристики канала должны в максимальной степени соответствовать идее передаваемой информации и символам, использованным для ее кодирования. Важнейшим требованием к формированию эффективного канала коммуникации является обеспечение доступности послания адресату и соответствие его характеристикам избранной целевой аудитории. Посредник – человек или другой субъект, кто представляет коммуникатора и в чьи уста вкладываются рекламное обращение. Такими посредниками могут быть популярные артисты, актеры, известные спортсмены, политики и т. д. Прием использования популярной личности в качестве посредника получил название тестимониум. Среди качеств, которыми должен обладать посредник, основными являются добросовестность, привлекательность и профессионализм. Декодирование – это перевод рекламного кода на язык получателя. Трактовка сообщения определяется личным восприятием получателя, его способностью распознавать и интерпретировать коды, использованные для передачи идеи. Поэтому декодирование носит в определенной степени субъективный характер. Адекватность восприятия сообщения может варьироваться от нуля до ста процентов. Получателями (адресатами) в рекламной коммуникации являются те люди, та целевая аудитория, которым изначально была предназначена реклама. Как правило, понятие целевой аудитории рекламы совпадает с понятием «целевой рынок фирмы-коммуникатора». В некоторых случаях целевой аудиторией может быть референтная группа. Например, мнение детей может предопределить выбор предприятия питания для семейного обеда, поэтому закусочные McDonalds рассматривают детей как одну из важных целевых аудиторий своей рекламы. Ответная реакция – представляет собой набор откликов получателей, которые возникают в результате контакта с рекламой. Реакция получателя определяет результативность коммуникации, т. е. степень достижения цели с учетом затраченных усилий. В идеале коммуникатор ожидает от получателя покупки рекламируемого товара. Однако очень часто решение о покупке требует длительной подготовки потенциального покупателя (при незнании ТМ, низкой осведомленности о ТМ и т. д.). 4. Помехи – незапланированные искажения при вмешательстве в процесс коммуникации факторов внешней среды. Большинство из этих помех не в состоянии полностью заблокировать коммуникационный процесс. В то же время они деформируют процесс восприятия рекламного послания и могут стать причиной снижения эффективности рекламной коммуникации. Выделяют три основные группы помех:
Тема 2 Содержание рекламных коммуникаций промышленного предприятия (РКПП) Вопросы
1. Реклама ПП (корпоративная реклама) относится к специальной рекламе, продвигающей бизнес или финансовое положение предприятия (потребительская – увеличение объемов продаж). Эта работа на престиж (или создание популярности), пропагандистская или разъясняющая деятельность, формирование имиджа, борьба за акционеров (при поглощении компаний) и финансовая реклама. Большинство сообщений корпоративной рекламы появляется в деловой или финансовой прессе, в Интернете и нацелено на деловых людей. Иногда может быть использовано коммерческое телевидение. В случае кризисных ситуаций (забастовки, катастрофы, изъятие из продаж некачественных товаров) РО могут адресоваться конечным потребителям. Различают несколько видов корпоративной рекламы:
Реклама ПП отличается от рекламы потребительских товаров средствами, формами и методами воздействия на потребителя. Особенности рекламы ПП
Организационная служба рекламы (продвижения), как правило, входит в состав управления (отдела) маркетинга в качестве структурного подразделения или на равных правах (отдел маркетинга и рекламы). Иногда отдел рекламы выделяется в самостоятельное структурное подразделение (может и по другим направлениям – отдел выставок и т. п.). Построение службы рекламы аналогично построению служб маркетинга следующими способами: функциональным, товарным, рыночным, региональным. Если организация специализируется на выпуске широкого ассортимента товаров, то по каждой товарной группе формируется подразделение со своими функциональными обязанностями, в том числе и продвижения (рекламы). Если организация имеет обширные территории сбыта, продажа на которых имеет индивидуальные особенности (например, сбыт в странах ЕС и в России), то целесообразно построение маркетинговых служб по регионам, где за каждым регионом закрепляется отдел (бюро) продвижения или рекламы. Когда организация проводит стратегию дифференциации маркетинга, выделяя на рынке множество сегментов, то построение маркетинговых служб осуществляется для каждого сегмента или группы. Служба рекламы на предприятии выполняет следующие организационные функции:
Если служба рекламы является самостоятельным структурным подразделением, то разрабатывается Положение о данной службе, в котором определяются ее цели, задачи, функции, состав, выделяемые материальные и финансовые средства, определяются взаимоотношения с руководством и другими подразделениями предприятия. На каждого специалиста разрабатываются служебные (должностные) инструкции, где указываются права, обязанности (ответственность), а также квалификационные требования к данной должности. |
Конспект лекций по дисциплине «Финансы предприятия» Содержание Оборудование: плакаты, карточки со словами, ящик для жетонов, жетоны с изображением клоунов | Конспект лекций по дисциплине «Экономика организации (предприятия)»... Экономика – это наука о том, как общество использует определенные, ограниченные ресурсы для производства полезных продуктов и распределяет... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Васильева Н. А. Экономика предприятия. Конспект лекций. – М.: Юрайп-издат. – 2007. с. 191 | Конспект лекций по дисциплине правовое регулирование маркетинговой деятельности Опорный конспект лекций по дисциплине правовое регулирование маркетинговой деятельности | ||
Рабочая учебная программа по дисциплине конспект лекций по дисциплине Дисциплина входит в федеральный компонент общепрофессионального цикла и является обязательной для изучения | 1. Рынок товаров и услуг промышленного назначения Формирование знаний об особенностях сферы промышленного маркетинга, овладение теоретическими и практическими навыками управления... | ||
Рабочая учебная программа по дисциплине конспект лекций по дисциплине Организация перевозок и управление на транспорте. Дисциплина входит в цикл общепрофессиональных дисциплин специальности и является... | Рефератов по дисциплине «деловые коммуникации» Психологические способы воздействия в деловой коммуникации (подражание, заражение и т д.) | ||
Обеспечение конкурентоспособности промышленного предприятия Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный... | Курсовая работа по дисциплине «Экономика организации (предприятия)» Ной деятельности предприятия, оценки эффективности его работы и использования экономических ресурсов в условиях рыночной экономики,... | ||
Почетное право сбросить первую глыбу при перекрытии Енисея было предоставлено… Стилизованное изображение плотины, символизирует гидроэнергетику первопричину образования города, и силуэт промышленного предприятия... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Конспект лекций по курсу «Делопроизводство» составлен на основе базовой программы «Делопроизводство и документационное обеспечение... | ||
Конспект лекций по дисциплине методика самостоятельной работы студента... Отсутствие таких навыков приводит к тому, что учащиеся чувствуют беспомощность и растерянность при необходимости самостоятельно подготовить... | Программа дисциплины «Рекламные технологии» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки для... | ||
С. П. Филин Концепции современного естествознания: конспект лекций Конспект лекций соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования РФ и... | Конспект лекций по курсу «Бухучет и налогообложение для малых предприятий» Российской Федерации, законов о земле, о предприятиях с разной формой собственности получили широкое развитие новые формы хозяйствования,... |