Скачать 38.1 Kb.
|
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ МАРШРУТ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА. Мукадасова Альфия Рифовна Заведующая ОЗО ФГБОУ ВПО Колледж «Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы» г.Уфа В настоящее время в образовании происходят значительные изменения, которые представляют собой отклик систем образования на требования информационного общества, на проявления постиндустриальных тенденций в науке, культуре и обществе в целом и тесно связаны в образовании. Они провозглашают необходимыми условиями существование в современном мире свободу выбора, развитие и самоопределение, а также самостоятельность и ответственность самого человека в принятии решений. Именно поэтому все большее внимание уделяется созданию для обучающихся условий ответственного выбора, самоопределения, самостоятельности в образовательном процессе. Такие условия создаются при реализации индивидуально- ориентированного образовательного процесса. Образование в современном колледже строится в рамках основных профессиональных образовательных программ, проектирование которых становится особой профессиональной задачей преподавателя, так как на основании такой программы для каждого обучающегося может быть спроектирован индивидуальный образовательный маршрут. Дело в том, что через всю историю, образование проходит два подхода, условно их можно определить как приоритет личностного развития и как приоритет практической направленности. Индивидуальный маршрут в образовании – это содержательная характеристика личностно- ориентированного подхода. Сегодня доминирует компетентностный подход, т.е. практическая направленность образования. Это не означает, что второй подход исчезает. Мы же не готовим «роботов». Личностно - ориентированный подход сохраняется. Потому что личность - это единство и интеллектуального, и профессионального, и духовного. Личность обучающегося не должна сводиться исключительно к профессиональной составляющей. Дело в том, что на уровне обыденного сознания очень часто мы подменяем понятие «образование» понятием «обучение». Между тем, понятие «образование» трактуется в контексте создания, образования человека и обучение лишь одна из составляющих. Обучение это есть средство, инструмент в образовании. Проблема реализации сводится к проблеме разработки индивидуального учебного плана. Индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 года) Итак, индивидуальный маршрут обучающихся (на любом уровне образования, а в нашей ситуации это система СПО) в методологическом контексте связана с парадигмой личностно-ориентированного образования. Дело в том, что при самых разнообразных педагогических технологиях, обучающийся выступает либо как объект, либо как субъект образовательного процесса. Что это значит? Объект – это пассивное начало. ( На него воздействуют: обучают, направляют, формируют, контролируют). Субъект – это индивидуальная активность в процессе образования. Рис. 1. Субъектная позиция обучающегося Значит педагогическая проблема при индивидуальном образовательном маршруте – это проблема разработки и применения таких методов обучения, которые способствуют субъектности или индивидуальной активности. Эту функцию (индивидуальной активности, т.е. субъектности в образовании) выполняют три базовые технологии. Рис. 2. Базовые учебно-методические технологии Именно при этих технологиях обучающийся становится субъектом образовательного процесса, т.е. возникает индивидуальный образовательный маршрут. Рис. 3. Структура представления о вхождении обучающегося в профессию в условиях индивидуального образовательного маршрута. Путь по индивидуальному образовательному маршруту намного более содержателен, интересен и продуктивен. Обучающийся находится в исследовательской позиции, требующий включение мышления на всех этапах работы. Повышается успеваемость за счет активного отношения обучающегося к учебному процессу. Осуществляется переход на современное информационное сопровождение. Таким образом, мы создаем информационное образовательное пространство: учебники + диски + интернет это должно быть доступно для каждого преподавателя и обучающегося. Обучающиеся должны не только накапливать знания, но и учиться пользоваться ими профессионально уже в аудиторных условиях (академическая деятельность). Очень важно обучать публичным выступлениям уже с I- курса. Рефераты официально включаемые в виды самостоятельной работы обучающихся, обязательно должны быть представлены перед студенческой аудиторией. Находясь с самого начала в деятельностной позиции, обучающиеся получают все более развитую практику использования учебной информации в собственной деятельности (квазипрофессиональная деятельность). Это обеспечивает органичное вхождение будущего специалиста в профессию, значительно сокращает период его предметной и социальной адаптации на производстве (учебно-профессиональная деятельность). «Погружение» обучающегося в профессию в условиях индивидуального образовательного маршрута, с одной стороны, способствует развитию личности, а с другой - формирует методологическую культуру будущего специалиста. |
Планы семинарских занятий и методические указания по курсу для студентов... Преподавание курса философии в вузе имеет своей целью формирование мировоззренческой и методологической культуры будущего специалиста... | Учебно-методический комплекс днм. 04. 1 Методология Цель – формирование методологической культуры будущего психолога: исследователя и практика | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Наконец, изучение курса теоретической механики способствует расширению научного кругозора и повышению общей культуры будущего специалиста,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Технология проектирования образовательного процесса, и прежде всего конкретных форм его реализации – урока и внеурочного занятия.... | ||
Г. Орёл, ти им. Поликарпова «гу-нпк» Формирование речевой культуры... Формирование речевой культуры специалиста как аспект качества его профессионального образования | Рабочая программа дисциплины (модуля) Философия и методология науки... В конечном итоге формирование методологической культуры магистра, его интеллектуальной культуры в целом | ||
Рабочая программа эстетика Цель и задачи изучения эстетики состоят в повышении теоретической базы будущего специалиста, углублении его эстетической культуры,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Физкультурная деятельность как основа формирования физической культуры, ее виды, содержание и структура | ||
Среднего профессионального образования Переход современного общества к информационной эпохе своего развития выдвигает в качестве одной из основных задач, стоящих перед... | Духовно-нравственное воспитание учащихся как основа реализации стандарта нового поколения Пикин Геннадий Николаевич ассистент кафедры теоретических основ физической культуры 4 | ||
Рабочая программа дисциплины «Автоматизированные системы управления на транспорте» ... | Программа формирования экологической культуры, культуры здорового... Мплексная программа формирования основ экологической культуры, знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих... | ||
Урок 15. Икона Учебный маршрут №1 курса «опк» для 4 класса Ключевые понятия Цели и задачи урока: углубить представление об иконе в терминах культуры. Создать представление об иконописи как достоянии мировой... | Концептуальные аспекты гражданской культуры в современной гуманитарной... Глотова В. В. Краткий курс лекций по истории и философии науки: учеб пособие / В. В. Глотова. Воронеж: фгбоу впо «Воронежский государственный... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Индивидуальный образовательный маршрут к программе дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности «Обучение... | Дитя – драгоценность, но еще большая драгоценность – его воспитание В целях развития личности ребёнка, создания условий для её реализации, формирования человека и гражданина, интегрированного в современное... |