Индивидуальный маршрут и технологические подходы к его реализации как основа формирования методологической культуры будущего специалиста





НазваниеИндивидуальный маршрут и технологические подходы к его реализации как основа формирования методологической культуры будущего специалиста
Дата публикации26.10.2014
Размер38.1 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ МАРШРУТ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА.

Мукадасова Альфия Рифовна

Заведующая ОЗО

ФГБОУ ВПО Колледж «Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы» г.Уфа

В настоящее время в образовании происходят значительные изменения,

которые представляют собой отклик систем образования на требования информационного общества, на проявления постиндустриальных тенденций в науке, культуре и обществе в целом и тесно связаны в образовании. Они провозглашают необходимыми условиями существование в современном мире свободу выбора, развитие и самоопределение, а также самостоятельность и ответственность самого человека в принятии решений.

Именно поэтому все большее внимание уделяется созданию для обучающихся условий ответственного выбора, самоопределения, самостоятельности в образовательном процессе.

Такие условия создаются при реализации индивидуально- ориентированного образовательного процесса.

Образование в современном колледже строится в рамках основных профессиональных образовательных программ, проектирование которых становится особой профессиональной задачей преподавателя, так как на основании такой программы для каждого обучающегося может быть спроектирован индивидуальный образовательный маршрут.

Дело в том, что через всю историю, образование проходит два подхода, условно их можно определить как приоритет личностного развития и как приоритет практической направленности.

Индивидуальный маршрут в образовании – это содержательная характеристика личностно- ориентированного подхода.

Сегодня доминирует компетентностный подход, т.е. практическая направленность образования. Это не означает, что второй подход исчезает. Мы же не готовим «роботов». Личностно - ориентированный подход сохраняется. Потому что личность - это единство и интеллектуального, и профессионального, и духовного. Личность обучающегося не должна сводиться исключительно к профессиональной составляющей. Дело в том, что на уровне обыденного сознания очень часто мы подменяем понятие «образование» понятием «обучение».

Между тем, понятие «образование» трактуется в контексте создания, образования человека и обучение лишь одна из составляющих. Обучение это есть средство, инструмент в образовании.

Проблема реализации сводится к проблеме разработки индивидуального учебного плана.

Индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 года)

Итак, индивидуальный маршрут обучающихся (на любом уровне образования, а в нашей ситуации это система СПО) в методологическом контексте связана с парадигмой личностно-ориентированного образования.

Дело в том, что при самых разнообразных педагогических технологиях, обучающийся выступает либо как объект, либо как субъект образовательного процесса.

Что это значит?

Объект – это пассивное начало. ( На него воздействуют: обучают, направляют, формируют, контролируют).

Субъект – это индивидуальная активность в процессе образования.


Рис. 1. Субъектная позиция обучающегося
Значит педагогическая проблема при индивидуальном образовательном маршруте – это проблема разработки и применения таких методов обучения, которые способствуют субъектности или индивидуальной активности.

Эту функцию (индивидуальной активности, т.е. субъектности в образовании) выполняют три базовые технологии.



Рис. 2. Базовые учебно-методические технологии
Именно при этих технологиях обучающийся становится субъектом образовательного процесса, т.е. возникает индивидуальный образовательный маршрут.

Рис. 3. Структура представления о вхождении обучающегося
в профессию в условиях индивидуального образовательного маршрута.

Путь по индивидуальному образовательному маршруту намного более содержателен, интересен и продуктивен. Обучающийся находится в исследовательской позиции, требующий включение мышления на всех этапах работы.

Повышается успеваемость за счет активного отношения обучающегося к учебному процессу.

Осуществляется переход на современное информационное сопровождение.

Таким образом, мы создаем информационное образовательное пространство: учебники + диски + интернет это должно быть доступно для каждого преподавателя и обучающегося.

Обучающиеся должны не только накапливать знания, но и учиться пользоваться ими профессионально уже в аудиторных условиях (академическая деятельность). Очень важно обучать публичным выступлениям уже с I- курса. Рефераты официально включаемые в виды самостоятельной работы обучающихся, обязательно должны быть представлены перед студенческой аудиторией. Находясь с самого начала в деятельностной позиции, обучающиеся получают все более развитую практику использования учебной информации в собственной деятельности (квазипрофессиональная деятельность). Это обеспечивает органичное вхождение будущего специалиста в профессию, значительно сокращает период его предметной и социальной адаптации на производстве (учебно-профессиональная деятельность).

«Погружение» обучающегося в профессию в условиях индивидуального образовательного маршрута, с одной стороны, способствует развитию личности, а с другой - формирует методологическую культуру будущего специалиста.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Индивидуальный маршрут и технологические подходы к его реализации как основа формирования методологической культуры будущего специалиста iconПланы семинарских занятий и методические указания по курсу для студентов...
Преподавание курса философии в вузе имеет своей целью формирование мировоззренческой и методологической культуры будущего специалиста...
Индивидуальный маршрут и технологические подходы к его реализации как основа формирования методологической культуры будущего специалиста iconУчебно-методический комплекс днм. 04. 1 Методология
Цель – формирование методологической культуры будущего психолога: исследователя и практика
Индивидуальный маршрут и технологические подходы к его реализации как основа формирования методологической культуры будущего специалиста iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Наконец, изучение курса теоретической механики способствует расширению научного кругозора и повышению общей культуры будущего специалиста,...
Индивидуальный маршрут и технологические подходы к его реализации как основа формирования методологической культуры будущего специалиста iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Технология проектирования образовательного процесса, и прежде всего конкретных форм его реализации – урока и внеурочного занятия....
Индивидуальный маршрут и технологические подходы к его реализации как основа формирования методологической культуры будущего специалиста iconГ. Орёл, ти им. Поликарпова «гу-нпк» Формирование речевой культуры...
Формирование речевой культуры специалиста как аспект качества его профессионального образования
Индивидуальный маршрут и технологические подходы к его реализации как основа формирования методологической культуры будущего специалиста iconРабочая программа дисциплины (модуля) Философия и методология науки...
В конечном итоге формирование методологической культуры магистра, его интеллектуальной культуры в целом
Индивидуальный маршрут и технологические подходы к его реализации как основа формирования методологической культуры будущего специалиста iconРабочая программа эстетика
Цель и задачи изучения эстетики состоят в повышении теоретической базы будущего специалиста, углублении его эстетической культуры,...
Индивидуальный маршрут и технологические подходы к его реализации как основа формирования методологической культуры будущего специалиста iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Физкультурная деятельность как основа формирования физической культуры, ее виды, содержание и структура
Индивидуальный маршрут и технологические подходы к его реализации как основа формирования методологической культуры будущего специалиста iconСреднего профессионального образования
Переход современного общества к информационной эпохе своего развития выдвигает в качестве одной из основных задач, стоящих перед...
Индивидуальный маршрут и технологические подходы к его реализации как основа формирования методологической культуры будущего специалиста iconДуховно-нравственное воспитание учащихся как основа реализации стандарта нового поколения
Пикин Геннадий Николаевич ассистент кафедры теоретических основ физической культуры 4
Индивидуальный маршрут и технологические подходы к его реализации как основа формирования методологической культуры будущего специалиста iconРабочая программа дисциплины «Автоматизированные системы управления на транспорте»
...
Индивидуальный маршрут и технологические подходы к его реализации как основа формирования методологической культуры будущего специалиста iconПрограмма формирования экологической культуры, культуры здорового...
Мплексная программа формирования основ экологической культуры, знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих...
Индивидуальный маршрут и технологические подходы к его реализации как основа формирования методологической культуры будущего специалиста iconУрок 15. Икона Учебный маршрут №1 курса «опк» для 4 класса Ключевые понятия
Цели и задачи урока: углубить представление об иконе в терминах культуры. Создать представление об иконописи как достоянии мировой...
Индивидуальный маршрут и технологические подходы к его реализации как основа формирования методологической культуры будущего специалиста iconКонцептуальные аспекты гражданской культуры в современной гуманитарной...
Глотова В. В. Краткий курс лекций по истории и философии науки: учеб пособие / В. В. Глотова. Воронеж: фгбоу впо «Воронежский государственный...
Индивидуальный маршрут и технологические подходы к его реализации как основа формирования методологической культуры будущего специалиста iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Индивидуальный образовательный маршрут к программе дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности «Обучение...
Индивидуальный маршрут и технологические подходы к его реализации как основа формирования методологической культуры будущего специалиста iconДитя – драгоценность, но еще большая драгоценность – его воспитание
В целях развития личности ребёнка, создания условий для её реализации, формирования человека и гражданина, интегрированного в современное...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск