Скачать 101.29 Kb.
|
ТЕМА: ИСКУССТВО СПОРА ПЛАН:
а) вопросно-ответный комплекс, б) аргументация
Умение компетентно и плодотворно обсуждать жизненно важные проблемы, доказывать и убеждать, агрументированно отстаивать свою точку зрения и опровергать мнение оппонента, то есть владение полемическим мастерством должно стать обязательным качеством каждого образовательного человека. В содержание понятия «полемическое мастерство» включается знание предмета спора, понимание сущности публичного спора, соблюдение основных требований культуры спора, умение доказывать выдвинутое положение и опровергать мнение оппонента, использование полемических приемов, умение противостоять уловкам противника. Общая характеристика спора. Спор – это коммуникативный процесс, в рамках которого происходит сопоставление точек зрения, позиций участвующих в споре сторон, при этом каждая из них стремится аргументировано утвердить свое понимание обсуждаемых вопросов и опровергнуть доводы другой стороны. Редкий спор заканчивается безусловной победой одной из сторон, но это не умаляет ценности данного коммуникативного акта. Во-первых, поскольку в споре соревнуются идеи, то его участки обогащаются идейно: обмен идеями, в отличие от обмена вещами, более эффективен. Во-вторых, осуществив процесс спора, стороны приходят к более глубокому уяснению как своей собственной позиции, так и позиции своего оппонента. В-третьих, в споре всегда можно узнать нечто новое и тем самым пополнить свой багаж знаний и расширить кругозор. Искусство ведения спора известно с древности и называется эристика. Это интегральное искусство на стыке знаний и умений, вырабатываемых логикой, психологией, этикой, риторикой. При этом подходе искусство спора характеризуется двумя основными признаками: доказательностью (это логическое воздействие на оппонента принудительностью рассуждения) и убедительностью это психологическое воздействие на оппонента, направленное на восприятие той или иной идеи). В рамках спора доказательность и убедительность относительно независимы. Возможны следующие их комбинации: а) доказательно и убедительно, б) доказательно, но не убедительно, в) не доказательно, но убедительно, г) и не убедительно, и не доказательно. Идеальный вариант – первый, к нему надо стремиться в любом споре. За более чем двухсот тысячелетнюю историю своего существования эристика выработала общие рекомендации, выполнение которых способствуют повышению плодотворности спора …
Виды спора весьма многообразны. Спор может быть конструктивным (товарищеским) или деструктивным (враждебным), организованным и стихийным, основательным или поверхностным, содержательным или формальным. Спор, дискуссия, полемика – что это такое? Обратимся к словарю С.И. Ожегова: Спор 1. Словесное состязание, обсуждение чего-нибудь, в котором каждый отстаивает свое мнение, свою правоту. 2. Взаимное притязание на владение чем-нибудь, разрешаемое судом (Спор о наследстве. Судебный спор). В современной, научной, методической, справочной литературе слово спор служит для обозначения процесса обмен противоположными мнениями. (Но единого определения данного понятия нет). В русском языке есть и другие слова для определения данного понятия: дискуссия, полемика, диспут, дебаты, прения. Часто они употребляются как синонимы к слову спор, но иногда служат и наименованиями отдельных разновидностей спора. Дискуссия (латин. – исследование, разбор) – такой публичный спор, где целью является выяснение с сопоставление различных точек зрения, поиск и нахождения правильного решения. Диспут – (лат. - рассуждать) – это публичный спор, на научную и общественно важную тему. Другой характер носит полемика (др. греч. – воинственный). Это на просто спор, а такой при котором имеется конфронтация, противоборство сторон, идей, речей. Это публичный спор с целью защитить, отстоять свою точку зрения и опровергнуть мнение оппонента. Полемика от дискуссии или диспута отличается целевой направленностью. Цель дискуссии: прийти к единому мнению, найти общее решение, установить истину. Цель полемики иная: надо одержать победу над противником, утвердить собственную позицию. Полемика – это наука убеждать, она учит подкреплять мысли убедительными и неоспоримыми доводами, научными аргументами. Полемика особенно необходима, когда вырабатываются новые взгляды, складывается общественное мнение. Дебаты (фран. – спор, прение) – это споры, которые возникают при обсуждении докладов, сообщений, выступлений на собраниях, заседаниях, конференциях. Классификация споров. Как видим, существуют разные виды споров. В научной и методической литературе делаются попытки систематизировать их. В качестве оснований берутся самые различные основания, признаки. Однако единая классификация споров на сегодняшний день отсутствуют. Приблизительной может быть следующая: Основные факторы спора
Стратегия и тактика спора. Стратегия спора – это общий план его ведения. На сегодняшний день нет единой и неизменной стратегии спора, потому что ситуация в споре не статична она вечно меняется и предусмотреть заранее все нюансы спора нельзя. Кроме того, каждая из спорящих сторон придерживается своей стратегии. Но общую стратегию спора наметить все-таки можно. Пропонент – тот, кто выдвигает и отстаивает некоторый тезис – должен позаботиться о том, чтобы обеспечить максимальную возможность его обосновать. Оппонент – это тот, кто оспаривает тезис. Чаще всего оппонент ознакомлен заранее с содержанием тезиса или с темой предстоящего обслуживания, ему можно порекомендовать заранее пар продумать слабые места тезиса и подобрать опровергающие доводы или сосредоточить свое внимание на проблемных моментах темы обсуждения и по возможности выработать проекты решения проблемных ситуаций. Споры по принципиальным вопросам редко бывают стихийными. Поэтому должна организация процедуры спора является необходимым элементом стратегии спора. Организационные вопросы: предварительные наметки круга лиц, компетентных в обсуждаемых проблемах, последовательность выступлений. В случае несовпадения точек зрения нужно отобрать круг лиц, которые могли бы обеспечить наиболее интересное и полезное обсуждение. Тактика спора – это подбор и использование в споре определенной суммы логических и психологических приемов. В любом споре тактически верным будет корректное поведение его участников. Спокойствие, уравновешенность, способность удерживать эмоции, рассудительность – вот те черты, которые улучшают имидж каждой из сторон. В случае всплеска эмоций демонстрация одной из спорящих сторон названных качеств будут способствовать затуханию эмоциональных волн и уменьшит возможность трансформации спора в свару рыночных отношений. Беспроигрышным тактичным приемов является внимательное и доброжелательное отношение к высказываниям другой стороны. Эффект этого приема модно усилить такими выражениями: «Мне нравится ваша мысль, над ней надо хорошо подумать» . «Это свежий взгляд на проблему, неплохо бы обсудить перспективы, которые он открывает». Вариант тактики спора составляет открытость (восприимчивость) одной стороны для убедительных доводов другой. Демонстрируя это качество, вы воздействуете на психологический настрой противоположной стороны, заставляя ее быть более «сговорчивой», как бы подготавливая ее к принятию ваших доводов, а в конечном итоге и вашей точки зрения. Очень распространенный тактичный ход называется «условное принятие доводов противника». Он позволяет избежать прямого опровержения точки зрения в споре соперника. Условно соглашаясь с ним, мы как бы вместе с ним посредствам дедукции выводим из его посылок сомнительные следствия, тем самым подводя к нужному окончательному выводу. Так противник превращается в соучастника, опровергающего свои собственные рассуждения. У этого тактического приема есть и другая вариация. Часто оказывается, что контрдовод соперника совместим с нашей позицией. Отпадает необходимость его опровержения. Этот ход позволяет избежать траты сил, энергии, времени. Стратегия и тактика спора две стороны одной медали. Только их взаимная увязка, сплавленность позволяет достичь успеха в споре, пусть не абсолютно, но все же успеха. Логические аспекты спора. Вопросно-ответный комплекс – это необходимый элемент общения и мышления людей. Отсюда его две важнейшие функции – познавательная и коммуникативная. Вопрос и ответ, взятые вместе, образуют единство противоположностей. Вопрос – это просьба или требование какой-либо информации. Ответ – это такое высказывание, которое должно содержать требуемую информацию. В споре ведущая роль принадлежит вопросу, именно он задает общее направление спора. Любой вопрос основан на каком-либо знании. Информация, на которой основан вопрос и которая так или иначе в нем содержится, называется матрицей (предпосылка) вопроса. Информация, на отсутствие которой указывается в вопросе, называется неизвестной переменной вопроса. Только наличие этих двух факторов делает возможным сам вопрос, а также предопределяет характер ответа. Вопросы бывают: (по характеру информации) 1) Есть ли жизнь на Марсе? Предполагаемые ответы: да, нет, не знаю. Науке это неизвестно. 2) что – для построения вопросов нужны вопросные слова – что, где, когда, почему, а как, какой, сколько, для чего. По своему построению вопросы могут быть простыми и сложными. Простыми (элементарными) являются вопросы, которые содержат одну матрицу и одну неизвестную переменную: Каковы финансовые активы вашей компании? Сложный вопрос – это совокупность простых вопросов, связанных союзами и, или, либо в единое целое. Среди простых вопросов выделяют открытые и закрытые. Смысл открытого вопроса неоднозначен, поэтому ответы на них не ограничены строгими рамками и даются в свободной форме. Закрытый вопрос заключает в себе однозначность и определенность. Критерии правильности вопросов.
Естественно, что каждый вопрос предполагает ответ. Ответ – это высказывание, содержание недостающую в вопросе информацию. На один и тот вопрос можно ответить по-разному. Вид ответа зависит от ситуации, от вопроса и его корректности. Истинные (правильные) ответы соответствуют действительности, ложные (неверные) – не соответствуют действительности. Критерии правильности ответа.
Подавляющее большинство речевых актов содержит в себе аргументацию. Это логико-коммуникативный процесс, направленный на обоснование позиции одного человека с целью последующего ее понимания и принятие другим человеком. Тот, кто обосновывает свою позицию, называется аргументатором. Тот, кому адресована обосновываемая позиция, называется реципиентом. В споре аргементатора называют пропонентом, а реципиента – оппонентом. Тезис – это положение, позиция, которая подлежит обоснованию. Именно ему должен уделить особое внимание аргументатор или оппонент. Это означает, что в процессе аргументации любая информация должна концентрироваться вокруг тезиса и служить его дедетательному анализ. Тезис при организованном споре формируется заранее. В споре и пропонент и оппонент придерживаются, как правило, своего тезиса. Аргументы – это известные, заранее добытые положения, с помощью которых достигаются обоснованность и убедительность. Отбор аргументов – дело творческое здесь и образованность, и мировоззрение, и обстоятельства спора и многое другое. Поэтому аргументы, принятые в одной аудитории, могут быть несостоятельными в другой. Чтобы аргументация была сильной, убедительной и приводила к желаемым результатам, надо выполнять следующие правила:
Софизмы – это намеренные ошибки в доказательстве, в его логике. Это распространенные уловки. Любой софизм маскируется под правильное рассуждение, преследуя цель ввести противника в заблуждение. Уловка – это всякий прием, с помощью которого участника спора хотят облегчить его для себя или затруднить для оппонента. Умение выявить уловки в споре – залог того, что вы в крайней мере не проиграет спор. Способы нейтрализации уловок столь же многообразны, как и сами уловки. Главное – разоблачить уловку. Крайне важно делать это грамотно, т.е. выявить сущность и указать предназначение уловки. Если вы сумеете это сделать, то можете ожидать, что дальнейшее течение спора поймут, что их использование может свести к нулю шансы выиграть спор или достойно его завершить. ЛИТЕРАТУРА:
|
Рабочая программа по искусству представляет собой целостный документ,... Б. М. Неменского, 4-е издание, М. Просвещение 2008 г. Данный предмет представлен двумя образовательными компонентами: «Искусство... | Программа кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия науки» Многообразие философии. Философия как наука, идеология, откровение, любовь к мудрости, трансцендирование, искусство спора и т д.... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Календарно – тематический план по предмету искусство (изобразительное искусство) 5 класс, 1 час в неделю, всего 35 часов | План работы методического объединения учителей области «Искусство» на 2014-2015 учебный год Основная тема работы мо – «Развитие творческих способностей учащихся через уроки музыки, изо, технологии» | ||
План работы методического объединения учителей области «Искусство» на 2013-2014 учебный год Основная тема работы мо – «Развитие творческих способностей учащихся через уроки музыки, изо, технологии» | План-конспект открытого занятия по курсу "Изобразительное искусство" План – конспект на основе интеграции занятий по физической культуре и изобразительной деятельности (средняя группа) | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема урока: «Искусство в твоём доме. Открытки». 3 класс по учебнику «Искусство вокруг нас» под ред. Б. М. Неменского | Календарно-тематический план на 2014-2015 учебный год для 5-7 классов... Рабочая программа по изобразительному искусству для V-VII классов составлена на основе | ||
Протокол №1 от «28» Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. – М.: Дрофа, 2008.) и авторской программы «Изобразительное искусство.... | Казнить нельзя помиловать… Четыре вопроса по поводу спора между журналистами... В обоих случаях убийство на Пречистенке рассматривалось как наказание за профессиональную деятельность в форме публичной казни. В... | ||
План урока Тема: «Духовная жизнь Серебряного века» Оформление доски: тема урока, план изучения новой темы, новые понятия (серебряный век, модернизация, символизм, футуризм, акмеизм... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Искусство вокруг нас», автор (Б. М. Неменский, 20132год), Календарно-тематический план ориентирован на использование учебников:... | ||
План-конспект занятия Тема: «Аппликация. Чудо-птица» Примерной программы начального общего образования и авторской программы В. С. Кузина, Э. И. Кубышкиной «Изобразительное искусство»... | Пояснительная записка Данная рабочая программа «Декоративно прикладное... Мо РФ.; Рабочая программа составлена с учетом Базисного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному... | ||
Тема: Насекомые. Изделие "Пчелы и соты" Межпредметные связи: Окружающий мир, раздел "Что и кто?", тема "Кто такие насекомые?"; раздел "Почему и зачем?", тема "Почему мы... | План открытого занятия в вокальном ансамбле «Вдохновение». Тема: «Мир русской песни» «Искусство» для 8 класса разработана с учетом требований федерального компонента государственного образовательного стандарта общего... |