Курс лекций Издательство бгуэп 2005





НазваниеКурс лекций Издательство бгуэп 2005
страница1/8
Дата публикации17.11.2014
Размер1.11 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8

Е. А. Павленко



ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО

Министерство образования Российской Федерации


Байкальский государственный университет экономики и права


Е. А. Павленко


ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО

Курс лекций



Издательство БГУЭП


2005


Введение

Делопроизводство – это отрасль деятельности, которая обеспечивает документирование и организацию работы с офисными документами. В последнее время все чаще стал употребляться термин документационное обеспечение управления (ДОУ). Он возник в связи с совершенствованием организационно-технической основы делопроизводства, в связи с внедрением в сферу работы с документами средств вычислительной техники, современных информационных технологий, сборе, обработки, хранения и использования информации.

Одним из основных элементов делопроизводства является документирование. Под документированием понимается запись информации на бумаге или другом носителе. Оно осуществляется по правилам, установленным правовыми нормативными актами, и имеет юридическую силу.

Юридическая сила – свойство документа, предоставленное ему действующим законодательством, компетенцией издавшего органа, установленным порядком оформления.

В результате документирования деятельности организации создается документ – зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, по которым можно ее идентифицировать.

Все официальные документы имеют общие и специальные функции.

Общие функции официальных документов:

— информационная (документ создают для сохранения информации);

— социальная (документ является социально значимым объектом, так как связан с определенной социальной потребностью);

— коммуникативная (документ выступает средством связи между организациями и другими общественными структурами);

культурная (документ закрепляется и передает культурные традиции, в частности, уровень научного и технического развития общества).

Специальные функции официальных документов:

— управленческая (документ является инструментом управления, поскольку специально создан для этой цели; примером могут сложить плановые, отчетные, организационно-распорядительные и др. документы);

— правовая (документ является средством закрепления и применения правовых норм и правоотношений в обществе; примером являются законодательные и правовые нормативные акты, документы, приобретающие на время правовую функцию);

— историческая (документ – это источник исторических сведений о развитии общества после выполнения своих оперативных функций, чему помогает его поступление на хранение в архив).
Официальные документы подразделяют на управленческие, научные, технические, технологические, производственные и др.

Управленческие документы составляют основу документации организации и являются объектом делопроизводства.

В состав управленческой документации входят организационная, распорядительная, информационно-справочная, по личному составу, плановая.

Современные требования к оформлению организационно-распо-рядительной документации зафиксированы в Государственном стандарте (ГОСТ Р 6.30-97 «Унифицированные системы документации. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформле-нию документов») от 1 июля 1998 г.

Процесс делопроизводства определяется нормативно-методической базой на основе законов, нормативных правовых актов, методических документов.

Нормативно-методическая база делопроизводства включает:

— законодательные акты Российской Федерации в сфере информации и документации;

— указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, регламентирующие вопросы документационного обеспечения на федеральном уровне;

— правовые акты федеральных органов исполнительной власти субъектов РФ (министерств, комитетов, служб агентств и др.) как общеотраслевого, так и ведомственного характера;

— правовые акты нормативного и инструктивного характера, методические документы по делопроизводству учреждений, организаций, предприятий;

— государственные стандарты на документацию;

— унифицированные системы документации;

— общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации.

Методические документы регламентируют:

— технологию создания, обработки, хранения, использования документов в организации;

— работу службы делопроизводства (ее структуру, функции, штаты, техническое обеспечение и т. д.).

В России существует государственная система документационного обеспечения управления (ГСДОУ). Основные требования к документам и службам ДОУ приведены в нормативных документах по организации управленческого труда и охране труда, архивного хранения документов.

Документационное обеспечение управления организации выполняет специальное структурное подразделение.

Возможное название специального структурного подразделения ДОУ:

— управление делами;

— общий отдел;

— канцелярия;

— секретариат.

В организациях, где объем документов невелик, работу с документами выполняет секретарь.

Цели службы ДОУ:

— организация работы;

— руководство документационным потоком;

— координация видов работ с документами;

— контроль за последовательностью работы с документами;

— организация работ по ДОУ.

Задачи службы ДОУ:

— совершенствование форм и методов работы с документами;

— обеспечение единого порядка документирования;

— контроль за исполнением документов;

— хранение документов;

— унификация форм документов;

— сокращение по возможности документооборота;

— методическая работа по совершенствованию документационного обеспечения в организации;

— внедрение прогрессивных технологий на базе применения вычислительной и организационной техники.

Функции службы ДОУ:

— разработка, внедрение альбома унифицированных форм документов организации, внесение в них изменений;

— обработка, регистрация документов, учетно-справочная работа;

— доклад руководству о документах, контроль правильности оформления документов, представленных на подпись руководству;

— контроль за прохождением, исполнением, оформлением документов в намеченные сроки;

— правление и размножение.

Тема 1. История делопроизводства в России

1.1. Приказное, коллежское и исполнительное делопроизводство. Соборное уложение.

1.2. Значение работы с документами в управлении предприятием.

1.3. Секретарь в структуре управления. Требования, предъявляемые секретарю. Деловые и личные качества секретаря.



    1. Приказное, коллежское и исполнительное делопроизводство

С древнейших времен дошли до нас различные виды документов, с помощью которых мы узнаем историю своей страны, особенности быта и различных отношений, складывающихся в те далекие времена.

Документы возникли вместе с письменностью, вначале как средство закрепления имущественных отношений, а затем, с развитием письменности, стали средством общения, передачи информации. Документы являются одним из важнейших хранилищ человеческой памяти.

В конце XV в. появляются первые приказы – центральные органы государственной власти, ведающие отдельными отраслями княжеского управления, и приказные избы – органы государственного управления на местах. Оформление системы приказов позволило централизовать управление страной. В деятельности этих органов и зародилась работа с документами, получившая название – приказное делопроизводство.

Ко времени преобразований, проведенных Петром I, было 50 приказов.

Производство дела в приказах начиналось либо с момента поступления входящего документа, либо с подготовки инициативного документа по указанию барина или царя. На входящих документах указывалась дата поступления и автор. Документы подклеивались один к другому, места склеек заверялись дьяком с обратной стороны подписью. Чтобы ознакомиться с делом, нужно было разворачивать столбец, а читая, сворачивать его. От такого обращения документы быстро ветшали. Они имели форму свитка, длина которого, например в Соборном Уложении 1649 г., где содержались основные законы России, имела общую длину столбца 309 метров. В период приказного делопроизводства царь издавал указы, жалованные грамоты, акты. Боярская дума издавала приговоры «Царь указал и бояре приговорили». В наследство от приказного делопроизводства мы получили слово «волокит», так называли свитки длиной 50-80 метров, которые наматывались на палочки.

Коллежское делопроизводство. Взамен устаревшей системы приказов в 1717-1718 гг. было создано 12 коллегий, каждая из которой ведала определенной отраслью или сферой управления и подчинялась сенату. Окончательно структура была утверждена Петром I 27 февраля 1720 г. В этом документе подробно и обстоятельно раскрываются функции каждого подразделения, где также была глава о секретарском чине: «При таких учреждениях должность чина секретарского в том и состоит, что ему на всех приходящих письмах и доношениях нумеры подписывать, и на них числа, когда подано приписывать и об оных без всякого подлога и пристрастия по нумерам и числам доносить. Разве когда дела такие между прочими случаются, которые остановки иметь не могут, но вскоре отправлены быть имеют, и в таком случае порядок свой остановить и об тех наперед доносить, которые нужнее, таком и в челобитных делах, которые дела старше по Реестру написаны, а окончив Государственные дела, немедленно и другие по вышеописанному порядку докладывать, а не выбором, дабы оных долго не волочить, но како скоро возможно отправить».

При коллежском делопроизводстве была упорядочена система регистрации, которая велась в специальных журналах. Их было четыре: А и В – для регистрации документов вышестоящих органов, С и Д – для остальных документов. Так были заложены основы хранения документов и организация учета.

В 1802 г. был издан указ о замене Петровских коллегий министерствами и с этого времени начинается развитие исполнительного делопроизводства.

В 1812 г. было учреждено восемь министерств. Разные по положению учреждения обменивались между собой сообщениями и официальными письмами. Для служебной переписки применялись бланки с угловыми штампами, содержащими сведения об организации, под штампом кратко излагалось содержание письма, на которое отвечали.

После 1917 г. в России создается централизованное управление делопроизводством, где установлены единый порядок документирования, внедрены стандартные требования к форме и структуре документов 1.

1.2. Значение работы с документами в управлении

Деятельность современного предприятия и организация работы с документами основана в соответствии с требованиями действующих законодательных и нормативных актов.

Управление предприятием неизбежно требует создания многих видов управленческих документов, без которых невозможно решать задачи планирования, финансирования, кредитования, бухгалтерского учета и отчетности, оперативного управления, кадрового обеспечения деятельности предприятия.

Распорядительная деятельность руководителя предприятия отражается в приказах и распоряжениях (по личному составу и по основной деятельности предприятия, коллегиальная деятельность учредителей предприятия отражается в протоколах, работа реквизиционных комиссий – в актах, производственно-хозяйственная деятельность – в договорах, контрактах, коммерческой переписке.

Вся деятельность предприятия фиксируется в документах, которые служат основным доказательством того или иного факта при решении хозяйственных споров с партнерами по бизнесу в арбитражном суде или рассмотрении трудовых конфликтов с работниками предприятия в народном суде.

Многие виды управленческих документов предприятие обязано предъявлять при проверках со стороны государственной налоговой службы, при комплексных документальных ревизиях, проводимых аудиторами или инспекторами государственных служб.

Особое значение имеют документы по личному составу, отражающие трудовую деятельность работника и подтверждающие трудовой стаж, необходимый для жизни каждого человека и зачастую недооценивается руководителями коммерческих структур, в результате чего кадровая документация либо ведется с грубыми нарушениями соответствующих требований КЗоТ и инструкции по ведению трудовых книжек, либо не ведется вообще.

За нарушение действующего законодательства на предприятия накладываются штрафные санкции.

Знание вопросов современного документирования управленческой деятельности поможет Вам работать без внешних (с государственными органами и партнерами) и внутренних (с подчиненными) конфликтов, сосредоточив внимание на решении задач производственно-хозяйственной деятельности, конкурентной борьбы, получения максимальной прибыли.большое значение имеет сохранность документов на предприятии. В Распоряжении Правительства РФ от 21.03.94 № 358-р говорится о сохранности документов по личному составу высвобождаемых работников в результате образования, реорганизации и ликвидации юридических лиц.

Трудовые конфликты всегда сопровождаются представлением в суд документов, подготовленных в кадровой службе предприятия. Важнейшее значение при этом имеет не только составление содержательной части документа, но и его оформление в соответствии с нормативными актами, т. е. придание документу юридической силы. Отсутствие отдельных реквизитов или неверное их оформление приводит специалистов кадровой службы к неудаче в судебном споре даже при хорошем знании КЗоТа.
1.3. Секретарь в структуре управления

Требования, предъявляемые секретарю
Ни одно учреждение, организация, предприятие, фирма не могут существовать без руководителя, осуществляющего организационно-распоря-дительную деятельность. В то же время руководитель нуждается в секретаре-референте, берущем на себя его организационное и информационное обслуживание, освобождающем его от нерациональной траты времени и умеющем поддержать высокий авторитет руководителя.

Секретарь связывает руководителя с внешним миром и сотрудниками фирмы, организует прием посетителей, телефонные переговоры, совещания, вовремя получает, обрабатывает, докладывает информацию и документы, оформляет их, хранит и предоставляет по требованию. Высококвалифицированному секретарю-референту поручается и подготовка документов.

В небольших организациях на секретаря возлагается все организационное и делопроизводственное обслуживание, а в больших организациях секретарь есть в каждом структурном подразделении. В толковом словаре В. Даль определяет секретаря как «статус-секретаря, доверенного письмо - вода государя».

В настоящее время в словарях секретарь определяется как «лицо, ведущее деловую переписку отдельного лица или какого-нибудь учреждения, а также ведающее делопроизводством»2.

Секретарь-референт должен знать:

— Правовые основы управления:

  • административное, трудовое и хозяйственное право;

  • законодательно-правовые акты, определяющие порядок работы организации того типа, где он работает.

— Основы управления:

  • систему органов власти и управления в стране;

  • принципы организации государственных, общественных, кооперативных и частных организаций;

  • отрасль, в которой он работает, ее взаимосвязи;

  • функции, задачи, структуру организации, в которой он работает, ее связи.

— Основы менеджмента.

— Основы научной организации управленческого труда:

  • нормативно-методические документы по информационно-документа-ционному обеспечению управленческой деятельности;

  • нормативы времени на отдельные виды выполняемых работ.

— Вычислительную и организационную технику.

— Основы общей социальной психологии.

— Основы этики и эстетики.

— Делопроизводство:

  • методы создания и оформления документов;

  • организацию работ с документами;

  • бездокументное обслуживание.

— Архивное дело.

На основе этих знаний секретарь-референт должен обеспечивать эффективную работу руководителя (фирмы):

  • оказывать помощь в планировании рабочего дня;

  • организовывать место руководителя;

  • вести сроковый контроль за поручениями руководства;

  • организовывать командировки.

— Вести информационное обслуживание руководителя (фирмы):

  • документное;

  • бездокументное.

— Организовывать прием посетителей.

— Устанавливать деловые контакты.

— Организовывать и обеспечивать работу совещания.

— Составлять и оформлять документы, пользуясь компьютером.

— Оперативно размножать документы.

— Обеспечивать быструю передачу информации с помощью средств связи (в том числе факс, электронная почта).

— Вести работу с документами:

  • прием, отправка, первичная обработка документов, распределение, регистрация, контроль, информационно-справочная работа по документам, текущее хранение, уничтожение.

— Вести архив.

К деловым качествам секретаря-референта относятся и такие профессиональные качества, как самоорганизованность, инициативность, умение сохранять служебную тайну, пунктуальность, предвидеть выход из напряженных ситуаций, быть преданным работе 3.

К личным качествам секретаря-референта относятся

— умение адаптироваться, т. е. переключаться с одного вида работ на другой;

— быть коммуникабельным, т. е. устанавливать деловые контакты, связи;

— быть любезным, вежливым, доброжелательным;

— внешний вид должен отличаться опрятностью, умением одеваться с учетом деловой обстановки;

— постоянно совершенствовать свой профессиональный и культурный уровень.

Тема 2. Основные требования к оформлению управленческих организационно-распорядительных документов
2.1. Основные положения по документированию управленческой

деятельности.

2.2. Унификация и стандартизация управленческих документов.

2.3. Виды документов и их классификация.

2.4. Правила оформления управленческих (организационно-распоряди-тельных) документов. Реквизиты.

2.5. Требования к бланкам документов.
2.1. Основные положения по документированию управленческой

деятельности4
Документирование управленческой деятельности охватывает все процессы, относящиеся к записи (фиксации) на различных носителях по установленным правилам информации, необходимой для осуществления управленческих действий. Документирование осуществляется на естественном языке (рукописные, машинописные документы, в том числе телеграммы, телефонограммы), а также на искусственных языках с использованием новых носителей (перфокарты, перфоленты, магнитные ленты, дискеты и др.).

Единство правил документирования управленческих действий обеспечивается применением Государственной системы документационного обеспечения управлением (ГСДОУ) и унифицированных систем документации (УСД).

УСД – это комплекс взаимосвязанных документов, созданных по единым правилам и требованиям, содержащих информацию, необходимую для управления в определенной сфере деятельности.

Управленческие документы по наименованию, форме и составу реквизитов должны соответствовать УСД, требованиям ГСДОУ.

В соответствии с действующим законодательством органы управления издают следующие распорядительные документы: решения, постановления, распоряжения, приказы, указания, поручения, инструкции.

Решения, постановления и приказы издают во всех случаях, когда необходимо принять нормативный или индивидуальный акт по основным вопросам компетенции организации. Распоряжения и указания изучаются по оперативным вопросам и для организации исполнения постановлений, решений и приказов.

Распорядительный документ может быть изменен распорядительным документом самой организации или вышестоящей организацией. Действие распорядительного документа может быть приостановлено компетентными органами.

Ход обсуждения вопросов и решения, принимаемые на заседании коллегиальных органов, советах, собраниях, совещаниях фиксируется в протоколах. Протоколы оформляются на основании записи хода заседаний, звуковых записей, стенограмм. Если заседание стенографируется, то после собрания они расшифровываются, отпечатываются, заверяются и хранятся вместе с протоколом.

В пределах своей компетенции предприятия направляют письма для осуществления оперативных связей. Письма составляются в случае, когда невозможен или затруднен бездокументный обмен информацией. При необходимости срочной передачи информации составляются телеграммы, телефонограммы, документы передаются через модемную связь, по факсу или телефону.

Организация на основании положений издают и иные документы: планы работ, отчеты, прейскуранты, уставы, положения, правила.

2.2. Унификация и стандартизация документов
Унификация документов заключается в установлении единообразия состава и форм управленческих документов, фиксирующих осуществление однотипных управленческих функций.

Стандартизация документов – это форма юридического закрепления проведенной унификации и уровня ее обязательности. Установлены следующие категории стандартов:

— государственные стандарты (ГОСТ);

— республиканские стандарты (РСТ);

— отраслевые стандарты (ОСТ).

Унификация документов проводится в целях сокращения количества применяемых документов, типизации их форм, повышения их качества, снижения трудоемкости их обработки, достижения информационной совместимости различных систем документации по одноименным и смежным функциям управления, более эффективного использования организационной и вычислительной техники.
2.3. Виды документов, их классификация

Все документы по отражаемым их видам деятельности делятся на две большие группы. Первая – это документы по общим и административным вопросам, т. е. вопросам общего руководства предприятием и его производственной деятельности. Эти документы могут составлять работники всех подразделений предприятия. Вторая группа – документы по функции управления. Такие документы составляют работники финансовых органов, бухгалтерии, отделов планирования, снабжения и сбыта, других функциональных подразделений.

Документы классифицируются по таким признакам, как способ фиксации, содержание, наименование, по видам (степени унификации, степени сложности, месту составления, срокам исполнения, происхождению, степени гласности, юридической силе, назначению, срокам хранения).

По способу фиксации (запечатления) документы бывают письменные, графические, фото - и кинодокументы, акустические (звуковые при составлении диктограмм, протоколирование собраний).

По содержанию документы делятся на организационно-распорядительные, финансово-расчетные, снабженческо-сбытовые, научно-технические, проектно-сметные, учебно-методические и плановые.

По наименованию документы классифицируются на приказы, положения, протоколы, распоряжения, инструкции, правила, уставы, отчеты, акты, планы, письма, заявления, схемы, графики, чертежи.

По видам (степени унификации) документы бывают примерные, индивидуальные и трафаретные. Типовые разрабатываются заранее вышестоящими организациями, примерные – тоже вышестоящими организациями, но носят рекомендательный характер. Индивидуальные документы разрабатываются конкретными организациями для внутреннего пользования, а трафаретные документы изготавливаются типографским способом, где для переменной информации оставляют свободные места.

По степени сложности документы бывают простые и сложные. Если в документе рассматривается один вопрос – это простой документ, несколько вопросов – сложный.

По месту составления документы бывают внутренние и внешние. Внутренние документы – это документы, создаваемые в учреждении для решения своих вопросов и не выходящие за пределы организации, а внешние – это входящая и исходящая корреспонденция.

По срокам исполнения документы бывают срочные и несрочные. Показателем срочности является срок исполнения документа, который устанавливается законом и правовыми актами с отметкой «срочно». Сроки, установленные администрацией, считаются несрочными.

По происхождению документы подразделяются на служебные и именные. Служебные документы создаются в учреждениях по вопросам их деятельности, а именные касаются конкретных лиц (заявления, письма, жалобы).

По степени гласности документы бывают секретные (проставляется гриф ограничения доступа к документу «ДСБ» для служебного пользования, «совершено секретно», «секретно», «конфиденциально») и несекретные.

По юридической силе документы бывают подлинные и подложные. Подлинные — это документы, выданные в установленном законом порядке, а подложные – оформление и содержание их не соответствует истине. В свою очередь подлинные документы бывают действительные и недействительные. Недействительным документ признается в том случае, если он утратил юридическую силу (например, срок действия).

По назначению (стадия создания) документы подразделяются на подлинники и копии. Подлинник – первоначальный документ, содержащий информацию и надлежащим образом оформленный. Черновик – это документ в предварительной редакции. Копия – это точное воспроизведение реквизитов подлинника, в правом верхнем углу проставляется слово «копия». Различают разновидности копии: отпуск, выписка и дубликат. Отпуск — это полная копия исходящего документа, оставшаяся у отправителя. Выписка из документа – копия части документа. Дубликат — это второй экземпляр документа, выданный в связи с утратой подлинника. Дубликат и подлинник имеют одинаковую юридическую силу.

По срокам хранения документы бывают постоянного, долговременного (свыше 10 лет) и временного (до 10 лет) сроков хранения.
2.4. Правила оформления управленческих (организационно–

распорядительных) документов. Формуляр. Образец. Реквизиты
В основу унификации документов был положен принцип общей модели построения документов. Графические модели или схемы построения образцов документов называют «формуляр-образец».

Формуляр-образец — совокупность расположенных в определенной последовательности реквизитов, присущих всем видам документов.

ГОСТ Р 6.30-97 установил 29 реквизитов:

01 – Государственный герб РФ;

02 – герб субъекта РФ;

03 – эмблема организации или товарный знак;

04 – код организации;

05 – код унифицированной формы документа;

06 – наименование организации (автора документа);

07 – справочные данные об организации (адрес, телефон, факс, № счета);

08 – наименование вида документа;

09 – дата документа;

10 – регистрационный индекс (номер) документа;

11 – ссылка на регистрационный индекс (номер) и дату документа – запрос или ответ на него;

12 – место составления или издания документа;

13 – гриф ограничения доступа к документу;

14 – адресат;

15 – гриф утверждения документов;

16 – резолюция;

17 – заголовок к тексту;

18 – отметка о контроле;

19 – текст;

20 – отметка о наличии приложения;

21 – подпись;

22 – гриф согласования документа;

23 – виды согласования документа;

24 – печать;

25 – отметка о заверении копии;

26 – отметка об исполнителе;

27 – отметка об исполнении документа и направлении его в дело;

28 – отметка о поступлении документа в организацию;

29 – отметка для автоматического поиска документа.

Реквизит – обязательный элемент, присущий определенному виду документа.

Формуляр определяет площадь рабочего и служебного полей.

Рабочее поле – место в документе, где располагают реквизиты.

Служебное поле – место в документе, которое не занято реквизитами, за исключением реквизитов 1, 2, 3, 4, 5, 18, и предназначено для закрепления документа в технических средствах хранения.

Каждый документ имеет присущий только ему набор реквизитов, однако в любом документе можно условно выделить три части:

— заголовочную (реквизиты 01-16);

— содержательную (реквизиты 17-20);

— оформляющую (реквизиты 21-29).

Реквизиты 01-12 заголовочной части могут располагаться вдоль верхней стороны листа (продольное расположение) или в левом верхнем углу стандартного листа бумаги (угловое расположение).
Оформление реквизитов

01 – Реквизит «Герб»
Герб изображается на бланках учреждений только в случаях, предусмотренных законодательством. Государственный герб РФ помещается на бланках документов государственных органов и учреждений, определенных Указом Российской Федерации от 30.11.93 № 2050 и в соответствии с Положением о Государственном гербе РФ. Герб субъектов РФ помещается на бланках государственных организаций в соответствии с правовыми актами субъектов Российской Федерации. Это бланки министерств и ведомств.

Гербовые бланки хранят в надежно запираемых и опечатываемых шкафах. Уничтожение гербовых бланков осуществляется по акту с отметкой в учетно-регистрационной форме5.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Курс лекций Издательство бгуэп 2005 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Набрано по: Александр Дворкин. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. Курс лекций. Нижний Новгород: Издательство Братства...
Курс лекций Издательство бгуэп 2005 iconКонспект лекций по высшей математике М, Айрис,2005 Беклемишева Л....
Курс высшей математики. Введение в математический анализ. Дифференциальное исчисление. Лекции и практикум: Учебное пособие / Под...
Курс лекций Издательство бгуэп 2005 iconКурс лекций по дисциплине «Уголовно-исполнительное право» для специальности 030503 Правоведение
Данный курс лекций рассчитан на 50 часов для базового уровня профессионального образования и един для всех форм обучения
Курс лекций Издательство бгуэп 2005 iconДисциплина "Логистика" входит в состав цикла специальных дисциплин....
Курс лекций ориентирован на современные экономические условия и складывающиеся рыночные отношения в Российской Федерации
Курс лекций Издательство бгуэп 2005 iconКурс лекций 2-е издание, стереотипное Минск 2005 удк 008(076. 6)
Рекомендовано к изданию Комиссией по приемке и аттестации электронных версий учебных и учебно-методических материалов Академии управления...
Курс лекций Издательство бгуэп 2005 iconПрезентация 2003. Филиал бгуэп в г. Усть-Илимске. №35
Практический курс access xp, версия 0, Серия (Практические курсы по информационным технологиям). №46
Курс лекций Издательство бгуэп 2005 iconКурс лекций по «экологии» нгпи. 40 часов лекций + зачет и экзамен
Агаджанян Н. А., Никитюк Б. А., Полунин Н. Н. Экология человека и интегративная антропология. — М. — Астрахань, 1996. — 224 с
Курс лекций Издательство бгуэп 2005 iconКурс лекций по истории и философии науки утверждено Редакционно-издательским...
Глотова В. В. Краткий курс лекций по истории и философии науки: учеб пособие / В. В. Глотова. Воронеж: фгбоу впо «Воронежский государственный...
Курс лекций Издательство бгуэп 2005 iconПрограмма и курс лекций по дисциплине «История мировой литературы и искусства»
Программа и курс лекций по дисциплине «История мировой литературы и искусства» для студентов факультета связи с общественностью заочного...
Курс лекций Издательство бгуэп 2005 iconТитова Н. Е. История экономических учений: Курс лекций. М.: Гуманит изд
Целью курса лекций является освоение студен­тами исторического наследия и идейного богатства учёных различных эпох в области экономической...
Курс лекций Издательство бгуэп 2005 iconТитова Н. Е. История экономических учений: Курс лекций. М.: Гуманит изд
Целью курса лекций является освоение студен­тами исторического наследия и идейного богатства учёных различных эпох в области экономической...
Курс лекций Издательство бгуэп 2005 iconГорюшкин А. А., Хуторецкий А. Б. Математические модели и методы исследования...
Горюшкин А. А., Хуторецкий А. Б. Математические модели и методы исследования операций: курс лекций: Учеб пос. Новосиб национ иссл...
Курс лекций Издательство бгуэп 2005 iconПрограмма курса физики для студентов геологического факультета (вечернее...
Курс рассчитан на 60 лекционных часов: 1 семестр 10 лекций по 4 часа, 2 семестр 10 лекций по 2 часа. Два экзамена
Курс лекций Издательство бгуэп 2005 iconКурс лекций по дисциплине огсэ. 05 Адаптация выпускников на рынке...
Курс лекций предназначен для студентов спо специальности 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
Курс лекций Издательство бгуэп 2005 iconУчебнику «Практический курс английского языка»
Т23 Упражнения, задания: ключи к учебнику «Практи ческий курс английского языка. 2 курс» под редакцией В. Д. Аракина/Е. С. Татищева....
Курс лекций Издательство бгуэп 2005 iconСинтаксис современного русского языка © Издательство Дальневосточного университета 2005



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск