Учитель физики





НазваниеУчитель физики
страница1/10
Дата публикации21.11.2014
Размер0.7 Mb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Информатика > Конспект
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
ДРОБЫШЕВА Е.И.

УЧИТЕЛЬ ФИЗИКИ МОУ «Павлозаводская сош»
Формирование информационной культуры учащихся на уроках

физики

СБОРНИК МАТЕРИАЛОВ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ

Содержание




  1. Пояснительная записка ……………………………………………..... 2 – 4

  2. Приложения:

    1. Конспект лекции «Информационная культура»……………........ 5

    2. Обобщающие планы ………………………………………….... .6 – 7

    3. Мыслительные операции ………………………………………….. .8

    4. Вопросы к семинару «Мыслительные операции» ………………… 9

    5. Законы риторики …………………………………………………. ..10

    6. Обучение учеников целеполаганию ………………………… 11 – 15

    7. Афоризмы ……………………………………………………...16 – 21

    8. Схемы рецензий …………………………………………….... 22 – 23

9) Типы конспектов ……………………………………………….24 – 26

10) Примеры биографических справок …………………......... . 27 – 30

11) Виды эвристических лекций и семинаров …………….. ..31 – 38

12) Викторины …………………………………………………39 – 46

13) Тесты. 7 класс ……………………………………………...47 – 50

14) Анкета для учащихся ………………………………………..….51

  1. Список литературы ………………………………………………… .52 – 53


Пояснительная записка



Эпоха научно-технической революции в корне изменила представление о мире, обрушив на общество поток разнообразной информации. В наши дни информацию рассматривают как источник ресурсов наравне с трудом и капиталом, а информационные системы и технологии – как средство повышения производительности и эффективности труда.

В связи с внедрением информационных технологий в различные области нашей жизни появилась новая категория культуры – информационная. Это вызвано тем, что для жизни и работы в информационном обществе человек должен быть подготовлен к быстрому восприятию и обработке больших объёмов информации; ему необходимо овладеть современными средствами, методами и технологией работы. Кроме того, в новых жизненных условиях степень информированности одного человека зависит от информации, приобретённой другими людьми. Поэтому уже недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию, а следует научиться такой технологии работы с информацией, когда решение подготавливаются и принимаются на основе коллективного знания. Таким образом, человек должен иметь определённый уровень культуры для работы с информацией различного рода.

Информационная культура – умение целенаправленно работать с информацией и использовать для её получения, обработки, хранения, передачи, поиска компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы.

Будучи важнейшей составляющей культуры в целом, информационная культура является продуктом разнообразных творческих способностей человека.

Проявление информационной культуры заключается в следующем:

- умение пользоваться различными техническими устройствами

(от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей);

  • использование в своей работе компьютерной информационной технологии;

  • умение извлекать информацию из различных источников;

  • умение представлять информацию в понятном виде и эффективно её использовать;

  • знание аналитических методов обработки информации;

  • умение работать с различными видами информации.1

Для того чтобы учащиеся овладели разнообразными видами получения, обработки и хранения информации недостаточно только уроков информатики, работа по формированию информационной культуры должна, по возможности, проводиться на уроках и других учебных дисциплин.

1 Макарова Н.В. Информатика. – Санкт-Петербург: Питер, 2000
На уроках физики использую следующие формы работы, направленные на формирование информационной культуры учащихся:

  • проведение урока по теме «Информационная культура». Цель: знакомство учащихся с понятием «информационная культура». Тип урока по организации – лекция (приложение 1);

  • знакомство учащихся с обобщёнными планами изучения явления, опыта, закона, физической величины, теории, формулы, прибора. Цель: создание условий для развития логического мышления учащихся. Работать по планам можно на уроках изучения нового материала, при повторении, при проверке знаний учащихся (приложение 2);

  • знакомство учащихся с определениями различных мыслительных операций, таких как анализ, синтез, классификация, индукция, дедукция, сравнение, систематизация, абстрагирование. Цель: создание условий для развития мышления учащихся. Учащиеся знакомятся с определением мыслительной операции, отрабатывают её применение на конкретных заданиях (приложение 3). В конце учебного года проводятся уроки-семинары, на которых учащиеся показывают уровень усвоения аппаратом формальной логики (приложение 4);

  • знакомство учащихся с правилами ведения диалога, построения монолога. Цель: создание условий для развития речи учащихся. Учащиеся выступают на уроках-конференциях, семинарах, участвуют в диспутах (приложение 5);

  • обучение учащихся целеполаганию. Цель: определение учениками и учителем главных целей и задач обучения на различных этапах. Формы работы: анкетирование учащихся, беседы, составление плана работы (приложение 6);

  • использование афоризмов на уроках. Цель: активизация мыслительной деятельности учащихся, создание условий для развития интереса к предмету. Афоризмы носят развивающий и воспитательный характер, а также отражают физическое содержание изучаемого материала. В качестве афоризмов используются высказывания учёных-физиков, философов, писателей, строки из поэтических произведений. Формы работы: поиск учащимися афоризма на заданную тему, оформление, выявление соответствия изучаемой теме (приложение 7);

  • знакомство учащихся с правилами составления рецензий на устный ответ одноклассника, текста учебника, книги, статьи, видео- или кинофильма. Цель: создать условия для развития умения критически анализировать информацию в различном представлении (приложение 8);

  • знакомство учащихся с различными формами оформления конспектов.

Цель: создавать условия для развития умения учащимися выделять главное в тексте или лекции. Формы работы: оформление учащимися конспектов по изучаемой теме в виде схем, таблиц, в сжатом и полном видах (приложение 9);

  • знакомство учащихся с правилами оформления биографических справок об учёных-физиках. Цель: воспитание учащихся на примере жизни и деятельности выдающихся учёных, создание условий для развития интереса к предмету. Формы работы: поиск информации, написание сообщений, выступление на уроках-конференциях (приложение 10);

  • проведение эвристических лекций и семинаров. Цель: создавать условия для получения новых знаний через собственные открытия учащихся (приложение 11);

  • составление учащимися тематических кроссвордов, викторин, сочинение стихов. Цель: создавать условия для развития творческих способностей учащихся (приложение 12);

  • составление учащимися тематических словарей. Цель: усвоение учащимися физической терминологии;

  • знакомство учащихся с правилами работы в программах Текстовый редактор, Электронные таблицы. Цель: научить учащихся готовить сообщения, рефераты, отчёты по лабораторным работам в электронном виде;

  • использование тестовых заданий в электронном виде. Цель: проверка знаний учащихся по изучаемым темам, отработка навыков работы в программе Текстовый редактор (приложение 13);

  • использование электронных обучающих программ на дисках: «Физикус», «Физика 10 класс», «Открытая физика», «Живая физика», «Сборник рефератов». Цель: получение учащимися новых знаний с помощью электронных пособий, повышение интереса учащихся к предмету посредством использования компьютера;

  • оформление учащимися тетради «Информационная культура», в которой учащиеся записывают определения мыслительных операций, правила оформления конспектов, составления рецензий, написания рефератов, алгоритмы решения задач.

Цель: учащиеся создают банк информации, которой можно пользоваться на протяжении всего курса обучения физики;

  • проведение анкетирования, направленного на выявление уровня освоения учащимися проявлений информационной культурой (приложение 14).

Формы работы определяются возрастными и индивидуальными особенностями учащихся. В конце каждой четверти подводится итог работы по формированию информационной культуры, определяются цели работы на следующую четверть.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учитель физики iconУрок по теме “Путешествие по шкале электромагнитных волн”
Проведен студенткой 5 курса фмф анушиной М. в 11-ом классе лицея №40 (учитель физики Морозова Н. В.), Сош №2 (учитель физики Митроченкова...
Учитель физики iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В работе шмо приняли участие учитель математики Лимина Р. В., учитель математики и физики Петрунькин А. С., учитель химии и географии...
Учитель физики iconКинематика
Составили: Мошарев А. П. учитель физики мбоу «Хетовская сош», Зайков А. В., учитель физики моу «Кречетовская сош»
Учитель физики iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Н. В. Полякова, учитель музыки, С. М. Грузднева, учитель физики, Е. В. Добрякова, учитель информатики, О. А. Осипова, учитель начальных...
Учитель физики iconЦентрализованное тестирование как составная часть мониторинга качества...
В. В. Максимов. «Проективные методы в клинической психологии». – М.: Ноу впо «Институт психоанализа», 31 с
Учитель физики iconУроков физики в 9 классе Тема: «Кинематика»
Моу гатчинская сош №9 с углубленным изучением отдельных предметов; учитель физики Шишкина М. Н
Учитель физики iconУрок физики в 7 классе по теме «Давление газов, жидкостей и твердых тел»
Разработал учитель физики мбоу «Ладомировская сош» Ломакин Александр Владимирович
Учитель физики iconРеферат по теме «Межпредметные взаимосвязи физики и математики в курсе основной школы»
Работу выполнила Колобова Елена Николаевна, учитель физики средняя общеобразовательная школа N12 г. Пушкино
Учитель физики icon«Работа с личной видеотекой на уроках физики» (2011г.), семинар-практикум...
Максимец Татьяна Сергеевна – учитель физики мбоу сош №30 ст. Кущевской Кущевского района Краснодарского края
Учитель физики iconПрограмма дисциплины дпп. В. 00 «История физики»
Программа предназначена для построения лекционных курсов для студентов-физиков (квалификация учитель физики). В программу входят...
Учитель физики iconПрограмма дисциплины дпп. В. 01 «История физики»
Программа предназначена для построения лекционных курсов для студентов-физиков (квалификация учитель физики). В программу входят...
Учитель физики iconМкоу «Любимовская основная общеобразовательная школа» программы элективных...
Работа выполнена в Институте экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения ран
Учитель физики iconИспользование современных образовательных технологий в деятельности...
Использование современных образовательных технологий в деятельности учителя физики
Учитель физики iconКраткое содержание проекта Проект направлен на приобретение учащимися...
Учитель икт лемешко Елена Викторовна, учитель географии Дидык Ольга Павловна, учитель физики Рябуха Ольга Николаевна, учитель русского...
Учитель физики iconСинквейн «Физика»
Учитель: Вершинина Фаина Владимировна, учитель физики муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная...
Учитель физики iconЗакон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли (урок физики...
«Недели физики и астрономии». Лекционный характер материала отражает исторический ход развития взглядов видения Вселенной от учения...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск