Цели и задачи дисциплины 1.1.Цель и задачи дисциплины, ее место в подготовке бакалавра (с учетом квалификационных требований ФГОС).
Цель дисциплины: получение студентами базовых представлений о роли связей с общественностью в современном гражданском обществе и рыночной экономике, важнейших этапах истории зарождения, становления и развития PR как профессии, науки и отрасли бизнеса.
Задачи дисциплины:
студент должен иметь представление о функциях, задачах, сферах применения социального PR;
знать профессиональные и этические требования к специалисту по СО;
знать принципы организации работы и специфику работы подразделений по СО в коммерческом секторе, государственных структурах, общественно-политических организациях и движениях
Формируемые компетенции выпускника:
готовность к кооперации с коллегами, к работе в коллективе (ОК-12);
способность ясно и аргументировано формулировать свои мысли в устной и письменной формах, в том числе на иностранном языке (ОК-15);
проективные компетенции (умение организовывать и планировать работу с молодыми людьми в молодежных сообществах по месту жительства, учебы, работы, отдыха, временного пребывания молодежи; способность выявлять проблемы в молодежной среде и вырабатывать их организационные решения в области занятости, трудоустройства, предпринимательства, быта и досуга и взаимодействовать с объединениями и организациями, представляющими интересы молодежи; умение организовать информационное обеспечение молодежи по реализации молодежной политики, взаимодействие с молодежными СМИ; способность участвовать в организации деятельности детских и молодежных общественных организаций и объединений; готовность участвовать в организации гражданско-патриотического воспитания молодежи; владеть навыками содействия деятельности спортивно-оздоровительных организаций молодежи; владение навыками организации досуговой деятельности) (ПК-3);
инструментальные компетенции (умение осуществлять сбор и классификацию информации; владение навыками составления информационных обзоров по исследуемой проблеме; способность применять статистические и социологические методы сбора социальной информации; владение навыками участия в социальных проектах по реализации молодежных программ; владение педагогическими приемами и техниками, необходимыми для работы с различными категориями молодежи) (ПК-5).
| Требования к уровню усвоения дисциплины
Студент должен знать пути и механизмы связей с общественностью как современной технологии социального менеджмента. | Студент должен уметь разрабатывать программы PR продвижения социальных субъектов, составлять пресс-релизы, организовывать пресс-конференции.
| Студент должен владеть способностью применять применять на практике социологические методы исследования массовой аудитории и общественного мнения, разрабатывать программы социологических PR-исследований.
| Связь с другими дисциплинами Учебного плана
Перечень действующих дисциплин с указанием разделов (тем)
| Перечень последующих дисциплин, видов работ
| Б1.Б5. Социология
| Б3.Б2. Психологическое основы работы с молодежью
| Б3.В.ДВ1.1. Имиджелогия
| Б2.В.ОД1. Методы исследования электорального поведения
|
| Б3.Б15. Карьерные стратегии молодежи
|
| Б3.В.ОД12. Технологии управления общественным мнением
|
| Б3.В.ДВ6.1. Коммуникативный менеджмент
|
| Б3.В.ОД10. Психология управления
|
1.2.Содержание дисциплины, способы и методы учебной деятельности преподавателя
Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские)
Неделя
| Кол. час
| Вид занятия, тема и краткое содержание
| Методы
| 1
| 2
| 3
| 4
| Лекции
| 1,2
| 4
| Тема 1. Становление PR в качестве профессии.
Этапы формирование связей с общественностью в США. Индикаторы институционализации сферы деятельности. 1807 - Послание Томаса Джефферсона «О положении в стране» и появление термина «паблик рилейшнз». 1896 - Уильям Прайс из «Вашингтон Стар» - первый специалист по СО. 1902 - образование президентсткой пресс-службы Теодора Рузвельта.
Возникновение СО в Европе (Британия, Франция, Германия, Италия). СО в Великобритании накануне Первой Мировой Войны: 1911 год - страховая компания Ллойд Джорджа - образец первой ПР-структуры. 1914 год - начало функционирования пресс-служб и служб по связям с общественностью в государственных учреждениях Великобритании.
Формирования европейских национальных школ по СО после Второй Мировой Войны.
Формирование информационно-пропагандистского аппарата в СССР в 1917 - 1985 годах. Особенности становления и развития отечественной школы «паблик рилейшнз» с 1985 года. Воздействие демократизации российского общества и становление рыночных отношений на СО в России.
Сравнительная характеристика особенностей развития СО в российских государственных учреждениях, коммерческих структурах, общественных объединениях, политических партиях в 80-е - 90-е годы.
Четыре этапа формирования и развития ПР в России в 1991 - 1997 годах. Образование РАСО (июль 1991 года). Система профессиональной подготовки специалистов в области СО. Российская Декларация этических принципов в СО.
| М
П
Д
ПБ
| 3,4
| 4
| Тема 2. Теория коммуникации и общественного мнения
Коммуникация как процесс. Коммуникации как объект научного анализа и практического интереса. Коммуникационная теория Г. Лассуэл (1948). Факторы коммуникации: целевая аудитория, специфика коммуникационных каналов. Односторонняя и двухсторонняя модели коммуникации. Стадии распространения информации. Роль предмета «Теория аргументации» в построении коммуникации. Факторы влияния на эффективность коммуникационного процесса. Модели коммуникации Дж. Грунига и Т.Ханта.
Понятие общественного мнения. Формы проявления общественного мнения в вербальных или поведенческих действиях. Подходы. Мнения. Действия. Факторы формирования подходов в общественном мнении. Явление когнитивного диссонанса. Мотивация изменений в подходах. 6 принципов активизации аудитории. Теория убеждения Майкла Рея. Влияние на общественное мнение. Законы общественного мнения Хадли Кантрила.
| М
П
Д
ПБ
| 5,6
| 4
| Тема 3. ПР в различных коммуникационных системах.
Система RACE. Цикл качества ПР. ПР в системе ИМК. ПР в универсальной коммуникационной цепи. Модели коммуникации Дж. Грунига и Т.Ханта.
| М
П
Д
ПБ
| 7
| 2
| Тема 4. PR-документы в сфере публичных коммуникаций
PR-информация в публичных коммуникациях. Базовые документы по связям с общественностью. Базовые PR-документы в отношениях со СМИ
| М
П
Д
ПБ
| 8,9
| 4
| Тема 5. Алгоритм построения защиты собственной позиции и стратегия оппонирования.
Понятие позиционирования. Технологии построения защиты собственной позиции: вербальные, невербальные, социально-проективные. Стратегии и методы оппонирования.
| М
П
Д
ПБ
| Семинары
| 1,2
| 4
| Тема 1. PR как профессия.
Выделить предмет деятельности PR
Сравнить профессиональные характеристики деятельности в сферах PR, журналистики, маркетитнга и рекламы.
Описать профессионально-личностные характеристики специалиста в сфере PR.
| Э,ПБ,И
| 3
| 2
| Тема 2. Алгоритм формирования убедительности PR – сообщений.
Теоретические основания эффективности коммуникации.
Правила создания эффективного PR-сообщения и этические нормы, регулирующие деятельности в сфере формирования убеждений аудитории.
Правила работы над PR-текстом: упростить слова и предложения.
| Э,ПБ,И
| 4
| 2
| Тема 3. Технологии взаимодействия со СМИ в сфере связей со общественностью.
Управление информацией со стороны компании.
Основные PR-документы и мероприятия для прессы.
Медиа-планирование: медиа бриф, медиастратегия и медиатактика.
| Э,ПБ,И
| 5
| 2
| Тема 4. Корпоративное позиционирование.
1. Понятие корпорации и ценность корпоративной репутации.
2. Конструирование корпоративного имиджа. Корпорация как дом.
3. Внешнее оформление корпоративного имиджа: слоган, графика, образы.
| Э,ПБ,И
| 5,6
| 4
| Тема 5. Количественные методы исследования внешней коммуникационной среды.
Стратегия и типология количественных эмпирических методов.
Основные виды опроса.
| Э,ПБ,И
| 7,8
| 4
| Тема 6. Качественные методы социологических исследований в работе PR-специалиста
Сферы применения качественных методов сбора информации в связях с общественностью.
Стратегия и типология качественных методов сбора и анализа социальной информации.
|
| 9
| 2
| Тема 7. Бренд-коммуникации.
Развитие концепции брендинга. Понятие бренда. Рациональная, эмоциональная, социальная школы брендинга.
Основные компоненты бренда. Пирамида бренда и таблица восприятия бренда.
Функции бренда (во внешних коммуникациях компании, во внутренних коммуникациях).
Роль мифа в брендинге. Легендарные бренды и их мифы.
| Э,ПБ,И
|
Индивидуальная работа преподавателя со студентом
Неделя
| Кол. час
| Темы, разделы, вынесенные на индивидуальную подготовку, по докладам на НОК, рефератам, темы контрольных работ, промежуточный контроль уровня усвоения дисциплины и др.
| Методы
| 1-9
|
| Подготовка тезисов к внутривузовским, региональным и международным конференциям по следующей тематике:
Политический PR в современной России.
Технологии управления деловой репутацией
Модели персонального имиджа политика
Неформальная коммуникация как фактор формирования имиджа социального субъекта
Технологии организации успешной пресс-конференции
| ЭПБИ
| 1-9
|
| Подготовка выступлений в научных кружках по следующей тематике:
История PR в современной России
Инновационные технологии PR
Национальные модели реализации PR
Идеализация как метод PR
Манипулятивные технологии PR
| Э,
И ПБ
| Самостоятельная работа студента
Реализуется в виде:
освоения отдельных тем или вопросов программы учебной дисциплины «Социальный PR», выделенных преподавателем для самостоятельного изучения;
рецензирования и составления аннотаций на научные статьи отечественных и зарубежных специалистов;
подготовки рефератов по заданной тематике;
подготовки научных докладов для выступления на заседаниях научных студенческих кружков, научных студенческих конференциях, конкурсах и др.;
подготовки к тестированию;
выполнения письменных индивидуальных заданий;
подготовки тезисов и статей в сборники научных трудов молодых преподавателей, аспирантов, студентов и др.
Неделя
| Кол. час
| Темы, разделы, вынесенные на самостоятельную подготовку, вопросы к практическим и лабораторным занятиям; тематика рефератной работы; курсовые работы и проекты, контрольные, рекомендации по использованию литературы и ЭВМ и др.
| Методы
| 1-3
| 14
| Тема 1. Текст как наивысшая языковая и речевая единица.
Темы контрольных работ, докладов и рефератов:
Лингвистика текста.
Текст как законченное информационное целое.
Механизмы образования текста. Речевая организация текста.
Развитие мысли в тексте (признак формальной связности)
Композиция текста (заголовок, введение, основная часть, заключение (вывод)
| Э, ПБ, И
| 4-6
| 14
| Тема 2. PR-информация в публичных коммуникациях
Темы контрольных работ, докладов и рефератов:
Понятие и функции массовой коммуникация
PR-текст как текст массовой коммуникации. Сущностные характеристики PR-текста
Проблемы типологии PR-текстов и характеристики их жанровых особенностей
Создание PR-текстов
Характеристика оперативно-новостного жанра первичных PR-текстов
Общие вопросы коррекции текстов, функционирующих в сфере связи с общественностью
|
| 7-9
| 14
| Тема 3. PR-технологии во внешней и внутренней коммуникационных средах
Темы контрольных работ, докладов и рефератов:
Корпоративная аудитория и социальная ответственность организации
Корпоративная репутация.
Разработка корпоративной миссии
Корпоративные public relations. Управление репутацией
Корпоративная коммуникация: функции PR-специалиста в управлении персоналом.
Бренд-коммуникация
|
| 10-12
| 16
| Тема 4. Стратегия и тактика использования средств коммуникации (СК) в связях с общественностью
Темы контрольных работ, докладов и рефератов:
1. Формирование паблисите: работа PR- специалиста со СМИ.
2. Разработка плана работы с масс-медиа
3. Неформальные коммуникации со СМИ.
4. Медиапланирование .
5. Методы работы со СМИ.
6. СМИ как основной канал воздействия PR-технологий.
7. Организационное построение структур в «паблик рилейшнз».
8. Этика и профессиональные стандарты в СО.
|
| 13-15
| 16
| Тема 5. Место и роль социологических исследовании в структуре PR.
Темы контрольных работ, докладов и рефератов:
1. Количественные методы исследований.
2. Качественные методы социологических исследований в работе PR-специалиста.
3. Разработка проекта социологического опроса.
4. Методология социологического опроса.
5. Методика программы проведения опроса.
6. Методы измерения в социологии.
7. Принципы построение анкеты.
8. Качественные методы социологических исследований.
|
| МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ ДОКЛАДОВ.
Цель подготовки доклада.
Выполнение доклада способствует расширению понимания и лучшему усвоению вопросов курса, позволяет приобрести опыт самостоятельной работы со специальной литературой, дает возможность приобрести аналитические навыки при изучении теоретических вопросов дисциплины «Социальный PR».
Доклад должен состоять из следующих элементов:
титульный лист (см. приложение);
основная часть,
заключение,
список литературы;
Объем доклада – 5-8 страниц формата А4.
Оформление доклада должно соответствовать требованиям стандарта ГОСТ 2.105-99 «Общие требования к текстовым документам». Примером оформления текста может служить любая специальная литература, используемая в реферате.
Писать или печатать, необходимо на одной стороне листа, аккуратно и разборчиво. Все страницы должны иметь сквозную нумерацию, причем на титульном листе номер страницы не проставляется. Графики и диаграммы должны также иметь сквозную нумерацию, подрисуночная надпись для них должна располагаться ниже иллюстрации, а номер таблицы и её наименование – над табличным материалом.
После «Заключения», в котором проводятся собственные выводы по раскрытой теме, необходимо привести список фактически использованной литературы, на которую даны сноски. Список литературы должен оформляться с указанием автора, наименования источника, места издания, издательства, года издания, а также страниц источника, использованного в докладе.
ПРИМЕР: Иванов И.И. Связи с общественностью. // Московский либертариум [Электронный ресурс]: Библиотека Либертариума. — http://www.libertarium.ru/libertarium/10623
Петров П.П. Имидж политика. Ростов-н/Д.: Феникс. 2012. С.29.
Выбор темы доклада. Общая тематика докладов приведена в данных методических рекомендациях. Темы соответствуют изучаемым темам курса и выполняются в привязке к ним, в сроки изучения данных тем по календарному плану. Выбор темы доклада согласовывается с преподавателем, который выступает в роли научного руководителя.
Выступление с докладом. Студент должен подготовить доклад к определенному преподавателем семинарскому занятию и уложиться в регламент времени, отведенный на выступление. Материал должен излагаться свободно, логично и последовательно в доступной форме с примерами и отступлениями. Завершить выступление необходимо выводами, на которые делается особый акцент. Студент должен быть готов ответить на вопросы, как преподавателя, так и сокурсников по теме выступления.
Доклад с оценкой «неуд.» должен выполняться повторно с учетом замечаний, сделанных преподавателем. По всем вопросам, касающимся изучения дисциплины «Социальный PR» и написания доклада, студенты могут получить консультацию на кафедре «Экономической теории», РГЭУ, ауд.332.
ПРИЛОЖЕНИЕ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ГОУВПО РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «РИНХ» Факультет ТОРГОВОГО ДЕЛА
Кафедра ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
ДОКЛАД по дисциплине «Социальный PR» Тема: «__________________»
Выполнил(а) студент(ка) группы ………… ИОФ ______ подпись, дата Проверил: к.с.н., доцент А.В. Бедрик Ростов – на –Дону
2013 г. 1.3.Инновационные способы и методы, используемые в образовательном процессе
№
| Наименование основных методов
| Краткое описание и примеры, использования в темах и разделах, место проведения
| 1.
| Использование информационных ресурсов и баз данных
| Применяется во всех темах изучаемой дисциплины для получения официальных данных федеральных и региональных органов статистики, законодательных и нормативных актов Российской Федерации, программных документов Правительства РФ,
| 2.
| Применение электронных мультимедийных учебников и учебных пособий
| Применяется для упрочения теоретических знаний
| 3.
| Ориентация содержания на лучшие отечественные аналоги образовательных программ
| Применяются тренинговые формы, рейтинговые системы обучения и контроля знаний и др., позволяющие активизировать творческий потенциал студентов. Они реализуются на базе научного кружка.
| 4.
| Применение инновационных идей в содержании курса
| Используются результаты диссертационных исследований аспирантов и их апробаций на практике.
| 5.
| Использование проблемно-ориентированного междисциплинарного подхода к изучению наук
| Применяется во всех темах изучаемой дисциплины, т.к. она сама является междисциплинарным синтезом, применяемым для анализа реалий российского общества.
| 6.
| Применение активных методов обучения, на основе опыта и др.
| Используются результаты научной работы преподавателя, опубликованные в монографиях, статьях и апробированные на научно-практических конференциях.
| 7.
| Использование методов, основанных на изучении практики (case studies)
| Во всех темах изучаемой дисциплины применяются различные методологические подходы для обработки результатов социологических исследований, статистических данных, в том числе методы и инструментальные технологии общенаучного исследования, экономико-статистических группировок, статистического анализа и прогнозирования. Каждый из частных методов используется адекватно его функциональным возможностям и разрешающим способностям для решения соответствующих познавательных этапных задач.
| 8.
| Использование проектно-организованных технологий обучения работе в команде над комплексным решением практических задач
| Проектное задание: комплекс упражнений по социальному PR
| 9.
| Другие
| -
| 1.4.Средства обучения
Информационно-методические
№
| Перечень литературы
| Нали-чие в библиотеке РГЭУ
|
| Основная литература.
|
| 1
| Балабанов А.В. Занимательное медиапланирование. М., 2003.
|
| 2
| Блэк С. Паблик рилейшнз. Что это такое? М.,2010.
|
| 3
| Василик М.А., Вершинин М.С., Козырева Л.Д. Паблик рилейшнз в России: организации и документы. СПб.: "НЕСТОР", 2012.
|
| 4
| Васильева М., Надеин А. Бренд. Сила личности. Спб., 2004.
|
| 5
| Ворошилов В.В. Современная пресс-служба. СПБ., 2005.
|
| 6
| Галумов Э. Основы PR. М., 2004.
|
| 7
| Даулинг Г. Репутация фирмы. Создание, управление и оценка эффективности. М., 2003.
|
| 8
| Демин Ю.М. Бизнес PR. М., 2013.
|
| 9
| Деннис Л. Уилкокс. Как создавать PR-тексты и эффективно взаимодействовать со СМИ: Пер. с англ. 4-е изд. – М.: Консалтинговая группа «ИМИДЖ-Контакт»: ИНФРА-М, 2004.
|
| 10
| Дорский А. Правовое обеспечение PR. «Питер». 2005.
|
| 11
| Катлип С.М., Сентер А.X., Брум Г.М. Паблик рилейшнз. Теория и практика. М., 2000.
|
| 12
| Кондратьев Э.В., Абрамов Р.Н. Связи с общественностью. М., 2009.
|
| 13
| Кривоносов А.Д. PR-текст в системе публичных коммуникаций. – Спб.: Изд-во С.- Петерб. ун-та, 2011.
|
| 14
| Пашенцев Е.Н. Раблик Рилейшнз: от бизнеса до политики.М., 2012.
|
| 15
| Сикевич З.В. Социологическое исследование: практическое руководство. СПБ, 2005.
|
| 16
| Чумиков А.Н., Бочаров М.П. Связи с общественностью: теория и практика. М., 2013.
|
| Дополнительная литература
| 1
| Карпухин О., Макаревич Э. Формирование масс. Калининград. 2011.
|
| 2
| Кириллова Н. Медиакультура: от модерна к постмодерну. М., 2008.
|
| 3
| Кириллова Н. Медиасреда российской модернизации. М., 2005.
|
| 4
| Луман Н., Реальность Масс-медиа. М., 2005.
|
| 5
| Маклюен М. Галактика Гуттенберга. Становление человека печатающего. М., 2005.
|
| 6
| Маклюен М. Понимание Медиа. М., 2000.
|
| 7
| Массовая информация в современном промышленном городе. М., 2009.
|
| 8
| Ортега-и-Гасет. Восстание масс // Вопросы философии. 2002. № 6.
|
| 9
| Кара-Мурза С. Манипуляция Сознанием. М., 2004.
|
| 10
| Уэбстер Ф. Теории информационного общества. М.,2004.
|
| 11
| Федотова. Социология массовой коммуникации. М., 2005.
|
| 12
| Юэн С. PR! Или умение раскручивать. Социальная история паблик рилейшинз. М., 2006.
|
| |