Урок по зоологии для 7 класса по теме





Скачать 292.14 Kb.
НазваниеУрок по зоологии для 7 класса по теме
страница1/3
Дата публикации24.07.2013
Размер292.14 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Информатика > Урок
  1   2   3
Открытый урок по зоологии для 7 класса

по теме: « Насекомые. Знакомые и незнакомые»

Подготовила и провела: учитель биологии

МБОУ СОШ №11 Кочеровская И.А.

Цель урока: выявить причины необычайного процветания класса Насекомые. Тип Членистоногие.

Задачи урока:

образовательные - обобщить, систематизировать представления учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности членистоногих на примере насекомых;

воспитательные–формировать у учащихся самостоятельность в работе с информацией, продолжать экологическое воспитание через многообразие и значение насекомых в природе и жизни человека;

развивающие - продолжать формировать общеучебные умения и навыки: умение сравнивать, сопоставлять, устанавливать причинно-следственные связи, использовать различные источники информации, анализировать, классифицировать, обосновывать особенности строения организма в связи со средой обитания; приобретение учащимися компетенций для выполнения виртуальной лабораторной работы и тестирования с моментальной проверкой ответов;

коррекционные–продолжение развития воображения, интуиции, внимания, памяти, коммуникативных навыков учащихся, расширение кругозора, отработка умений работы с техническими средствами обучения.

Оборудование. Интерактивная доска, таблицы, рисунки или фотографии насекомых, коллекция бабочек (другие коллекции насекомых), раздаточный материал с дополнительной информацией по объекту лабораторной работы, белые листы формата А4, фломастеры.

Основные понятия и термины урока. Членистоногие, Ракообразные, Паукообразные, Насекомые, энтомология, Жесткокрылые, Чешуекрылые, Перепончатокрылые, Двукрылые, Полужесткокрылые, Прямокрылые, Равнокрылые, Стрекозы.

ХОД УРОКА

I. Введение в тему урока, определение цели урока.

Учитель. Ребята, последние уроки мы с вами посвятили изучению особенностей типа Членистоногих, достаточно подробно разобрали строение и образ жизни ракообразных и паукообразных. А сегодня мы с вами будем изучать мир удивительных существ. Они так мало похожи на нас, что их легко принять за жителей какой-то другой загадочной планеты. Чтобы догадаться, о ком идет речь, мы их сейчас будем рисовать по описанию.

К доске выходят 2 учащихся, они рисуют на доске мелом, картинка остается на доске, остальные учащиеся делают свой рисунок на листе формата А4на рабочем месте.

Учитель. У нас 4 конечности – у них 6. У нас 2 глаза – у них бывает и 2, и4, и 5, и 10. Они видят ультрафиолетовые лучи (значит, у них какие-то необычные глаза). У нас орган слуха - уши – на голове – у них могут быть в любом месте, и даже на ногах. Они слышат ультразвуки (значит, у них какие-то необычные «уши»). Наши органы вкуса помещаются на языке – а у них могут быть на ногах. Мы ощущаем запахи носом – а они усиками. Они бывают полезные и вредные, красивые и безобразные, их очень много, и они все такие разные. Кто догадался, о ком пойдет речь у нас на уроке?

На интерактивной доске на слайде №1 появляется заставка «Насекомые» и тема урока «Класс Насекомые».

Ученики. Насекомые.

Учитель. А как называется наука о насекомых?

Ученики. Энтомология.

Учитель. Еще древнегреческий философ Аристотель разделил всех животных на «животных с кровью» и «животных без крови», и среди последних выделил группу «энтома» (насекомые), т. к. у них есть насечки на теле. В нее он включил все 60 видов известных тогда насекомых.

Итак, ребята, сегодня мы с вами должны познакомиться с особенностями третьего класса типа Членистоногие – Насекомыми. Мы сегодня на уроке будем решать много задач. Первая наша задача – узнать, сколько же видов насекомых известно на сегодняшний день. Так как насекомые входят в состав типа Членистоногие, а мы с вами уже знаем, что это самый большой тип животных, посмотрим на соотношение числа видов типа Членистоногие и всех остальных типов животных.

Учитель на интерактивной доске открывает диаграмму № 1 «Соотношение числа видов типа Членистоногие и других типов животных».

Учитель. А теперь на соотношение числа видов 3 классов данного типа: Ракообразные, Паукообразные и Насекомые.

Учитель на интерактивной доске комментирует диаграмму № 2 «Соотношение числа видов классов Ракообразные, Паукообразные и Насекомые».

Учитель. Цель нашего урока – выяснить причины такого необычайного процветания насекомых в нашем мире. Давайте выясним, на какие отряды делится этот класс, и каких насекомых больше всего по количеству видов?

Учитель на интерактивной доске диаграмму № 3 «Соотношение числа видов отрядов насекомых» (Приложение 3).

Учитель. Оказывается, больше всего жуков.

Какой отличительный признак насекомых вы заметили?

Ученики. Крылья.

II. Актуализация опорных знаний.

Учитель. Вторая наша задача – выяснить общие признаки типа Членистоногие, которые характерны для всех 3 классов: и Ракообразных, и Паукообразных, и Насекомых. Перед вами таблица, давайте ее заполним:

Общие признаки типа Членистоногие

п/п

Признаки типа Членистоногие

Описание(ответы учащихся)

1.

Симметрия тела

двусторонняя

2.

Отделы тела

головогрудь и брюшко; голова, грудь, брюшко

3.

Покров тела

хитиновый

4.

Конечности

членистые

5.

Число ходильных ног

5, 4 или 3 пары

6.

Органы чувств (зрения, обоняния и осязания)

Глаза, усики, щупики

Учащиеся по очереди выходят к интерактивной доске и вписывают соответствующие признаки.

Учитель (помогает):

У всех членистоногих, скажу без промедления,

Конечности имеют членистое строение,

На 2 иль 3 отдела разделено их тело,

Отделы – из сегментов, такое, братцы, дело,

Скелет у них наружный – хитиновый покров,

Он защитить способен от всяческих врагов.

Учитель. Давайте вспомним, ребята, какое определение мы давали классам Ракообразные и Паукообразные.

Ученики. Ракообразные – водные членистоногие, органами дыхания которых являются жабры. Паукообразные – сухопутные восьминогие членистоногие.

Учитель. Какое ключевое слово мы подчеркивали в определении? А теперь подумайте и скажите, почему же больше всего среди членистоногих насекомых?

Ученики. Они освоили все среды обитания: наземно-воздушную, водную, почвенную и организменную.

Учитель. Давайте докажем это.Третья наша задача – распределить представителей класса насекомые по их средам обитания.

Учащиеся по очереди выходят к интерактивной доске и переносят насекомое в свою среду обитания:

№ п/п

Вид насекомого

Среда обитания (ответы учащихся)

1.

медведка

почвенная

2.

стрекоза

наземно-воздушная

3.

водомерка

водная

4.

вошь

организменная

5.

жук-короед

наземно-воздушная

6.

жук-плавунец

водная

7.

богомол

наземно-воздушная

8.

шмель

наземно-воздушная

9.

проволочник (личинка жука щелкуна)

почвенная

10.

блоха

организменная

Учитель. Как вы думаете, почему эти насекомые живут именно в этой среде? Ученики. Они к ней приспособлены.Учитель. В какой среде обитания насекомых больше? Ученики.В наземно-воздушной.

III. Изучение новой темы, лабораторная работа.

Учитель. Четвертая наша задача - выяснить, какие особенности внешнего строения позволили им приспособиться к своей среде обитания. Эту задачу мы с вами будем решать в ходе лабораторной работы. Открывайте ноутбуки, входите на рабочем столе в файл «Лабораторная работа». У каждого из вас будет свой объект изучения. У нас на интерактивной доске объектом изучения будет бабочка. Внимательно рассмотреть насекомое нам поможет лупа.

Учитель на интерактивной доске, а учащиеся на ноутбуках с помощью виртуальной лупы рассматривают насекомое (Приложение 1).

Учитель. Нам с вами предстоит заполнить 12 пунктов таблицы. Для описания каждого признака будут даны подсказки – варианты возможных ответов. Только выбор правильного ответа позволит вам приступить к следующему пункту. Кто сомневается в выборе правильного ответа, может еще раз рассмотреть насекомое с помощью лупы. Кроме этого, у вас лежит раздаточный материал с дополнительной информацией по объекту лабораторной работы (Приложение 2).Вы можете в нем поискать правильный ответ на вопрос.

Один из учащихся заполняет таблицу на интерактивной доске.

Лабораторная работа № 5 «Внешнее строение насекомых»

(Приложение 3)


Признаки

Описание насекомого

Среда обитания

наземно-воздушная, почвенная, водная

Окраска

покровительственная, предостерегающая, неопределенная

Размер

маленький, средний, крупный

Покров тела

хитиновый панцирь, кожная кутикула, костный панцирь, хитиновая кутикула

Отделы тела

голова, грудь, головогрудь, брюшко, ноги, крылья

Глаза

на голове, на груди, на брюшке; мозаичное зрение, монокулярное зрение, бинокулярное зрение

Усики

на голове, на груди, на брюшке; 1 пара, 2 пары

Ротовой аппарат

грызущий, лижущий, грызуще-лижущий, колюще-сосущий, сосущий

Ходильные ноги

на голове, на груди, на брюшке; 3 пары, 4 пары, 5 пар

Крылья

на голове, на груди, на брюшке; 1 пара, 2 пары

Брюшко

с насечками, без насечек, отсутствует

Значение

+, - , 0


После заполнения таблицы учащиеся нажимают кнопку «Проверка», и учитель выставляет оценку за лабораторную работу.

Учитель. Какой вывод мы можем сформулировать по лабораторной работе?

Ученики (с помощью учителя). Вывод. Сходства всех насекомых: насекомые – это шестиногие членистоногие с 3 отделами тела и насечками на них. Различия: они различаются строением ротового аппарата, органов чувств и крыльев, т. к. это позволяет им приспособиться к разным средам обитания.
IV. Закрепление изученного материала.
Учитель. Ребята, наш урок мы начали с рисунка загадочных насекомых, весь урок мы обсуждали с вами их особенности, теперь я попрошу вас дорисовать недостающие части на теле насекомого фломастером на листе. Это наша пятая задача на сегодня. При этом один учащийся заканчивает образ насекомого, нарисованного на доске, комментируя при этом свои действия.
Учитель (помогает):

Жужжат, пищат, стрекочут, везде вокруг снуют.

Все это насекомые, они и там и тут.

Отрядов очень много, нам все не перечесть,

Но все-таки особенности основные есть:

У насекомых тело состоит из трех отделов,

На голове два усика и сложные глаза,

Особенно большие имеет стрекоза.

А как же насекомые по свету расселились?

Да дело в том, что крылья у многих появились,

Они отходят от груди,внимательнее посмотри.
Три пары ног еще у них отходят от груди,
И что еще хотела бы сказать я в заключение –
У насекомых дыхание трахейное,

Развитие – с неполным и полным превращением.
Учитель. Посмотрите, ребята, общий план строения всех насекомых одинаковый, но по вашим рисункам я вижу их отличия: они могут быть разного цвета, размера, на голове усики могут быть короткие или длинные, ротовой аппарат разного типа: челюсти, губа или хоботок, крыльев может быть 1 пара, как например, у Двукрылых, или 2 пары и строение у них бывает разное. Нам сегодня надо было выяснить, в чем причина такого необычайного процветания насекомых в современном мире. Так в чем же? Почему же они такие разные?

Ученики. Они хорошо приспособлены к своим средам обитания.

Учитель. Шестая задача – тест из 5 вопросов. Вы должны из 4 вариантов ответов выбрать 1 правильный.
Каждый учащийся получает свой индивидуальный тест, один из ребят выполняет тестирование на интерактивной доске. После выполнения этого задания, они нажимают кнопку «Проверка», и учитель выставляет оценки за тест по изученной теме (Приложение 4)
V. Домашнее задание.
Учитель. На следующий урок у вас индивидуальное домашнее задание: устное сообщение про отряд насекомых и его представителей (по объекту лабораторной работы).
VI. Рефлексия.
Учитель. Ребята, вам понравился урок? Что на уроке было интересного? Что необычного? Хотели бы вы, чтобы такие уроки проводились еще?




Приложение 1. Объекты лабораторной работы


кузнечик

картинка 35 из 56570

картинка 20 из 3825

Божья коровка

картинка 1160 из 72451

картинка 133 из 72471

Стрекоза

картинка 69 из 102503

картинка 100 из 102503

Оса

картинка 268 из 123446

картинка 381 из 123446

Колорадский жук

картинка 330 из 3467

картинка 3 из 3469

муха

картинка 144 из 123947

картинка 52 из 8157

Клоп-солдатик

картинка 9 из 551

http://putnik.nkorol.ru/rus/images/nas/n57.jpg

муравей

картинка 161 из 8553

картинка 176 из 8553



Приложение 2. Раздаточный материал

Чешуекры́лые, или Ба́бочки

Наиболее характерная особенность представителей отряда— наличие густого покрова чешуек (уплощённых волосков) на передних и заднихкрыльях. Большая часть бабочек имеет специализированный сосущий ротовой аппарат с хоботком. Для большинства бабочек также характерна своеобразная червеобразная личинка с недоразвитыми брюшными ногами, называемая гусеницей. Чешуекрылые, ископаемые останки которых известны начиная с юрского периода, в настоящее время — один из наиболее богатых видами отрядов насекомых, представители которого распространены на всех континентах, за исключением Антарктиды.

файл:butterflies lifecircle.png

Бабочек, приносящих существенный вред человеку, относительно немного. Однако среди них есть виды гусениц, которые в период массового размножения могут опустошить сады и огороды, лишить листвы многие гектары леса. В основном, главное значение бабочек заключается в том, что, перенося на своем теле пыльцу с цветка на цветок, они осуществляют перекрестное опыление растений. Кроме того, взрослые насекомые и, особенно, их личинки-гусеницы служат пищей многим другим животным и, таким образом, являются важным звеном цепей питания. Наконец, эти великолепные создания просто восхитительно красивы, и только за одно наслаждение видеть их заслуживают любви и охраны. Разве можно оставить природу без бабочек?

Домашнее задание: устное сообщение стр.

Отряд Жесткокрылые, или жуки
Самый крупный отряд насекомых, насчитывающий около 350 тыс. видов. Первая пара крыльев у них превратилась в жесткие надкрылья (отсюда и название отряда - Жесткокрылые). На голове жуков располагаются сложные глаза (мозаичное зрение), усики. У них развитый грызущий ротовой аппарат с мощными верхними челюстями. Конечности бегательные, копательные, прыгательные или плавательные.
Божья коровка
картинка 133 из 72471

Мы знаем божью коровку как маленького красного жучка с черными точками. На самом деле это насекомое имеет очень разнообразную окраску. На первый взгляд эти жучки кажутся мирными, но большинство из них активные и прожорливые хищники. Они уничтожают массу различных вредителей сада и поля – тлей, червецов, щитовок, мелких личинок и куколок. За день этот хищник истребляет от 50 до 270 тлей, чем приносит огромную пользу хозяйству человека. Сама же божья коровка несъедобна для большинства птиц и животных.

Домашнее задание: устное сообщение стр. 72-75
Отряд Жесткокрылые, или жуки
Самый крупный отряд насекомых, насчитывающий около 350 тыс. видов. Первая пара крыльев у них превратилась в жесткие надкрылья (отсюда и название отряда - Жесткокрылые). На голове жуков располагаются сложные глаза (мозаичное зрение), усики. У них развитый грызущий ротовой аппарат с мощными верхними челюстями. Конечности бегательные, копательные, прыгательные или плавательные.
Колорадский жук
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок по зоологии для 7 класса по теме iconУрок для 5 класса Цели урока
Тема: Повторение изученного по теме «Фонетика». Урок-расследование. Урок для 5 класса
Урок по зоологии для 7 класса по теме iconФ. И. О. участника
Зоология как наука о животном мире, его происхождении, развитии, современном положении, роли в биосфере и жизни человека. Положение...
Урок по зоологии для 7 класса по теме iconУправление структурой и свойствами сталей 110Г13Л, 38ХС, 45ХН, используемых...
Зоология как наука о животном мире, его происхождении, развитии, современном положении, роли в биосфере и жизни человека. Положение...
Урок по зоологии для 7 класса по теме iconСолнце, воздух и вода
Зоология как наука о животном мире, его происхождении, развитии, современном положении, роли в биосфере и жизни человека. Положение...
Урок по зоологии для 7 класса по теме iconРешение задач прогнозирования по результатам административного мониторинга
Зоология как наука о животном мире, его происхождении, развитии, современном положении, роли в биосфере и жизни человека. Положение...
Урок по зоологии для 7 класса по теме iconУрок по теме и 58 в системе уроков
Урок разработан для учащихся 8 «А» класса при прохождении темы «Одна из достопримечательностей нашего города», предусмотренной учебной...
Урок по зоологии для 7 класса по теме iconУрок по теме «Латинская Америка». Урок обобщающего повторения по теме «Страны Латинской Америки»
Чтобы активизировать работу на уроках обобщающего повторения использую игру-состязание. Благодаря игровой форме урок проходит интересно,...
Урок по зоологии для 7 класса по теме iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по специальности...
Зоология как наука о животном мире, его происхождении, развитии, современном положении, роли в биосфере и жизни человека. Положение...
Урок по зоологии для 7 класса по теме iconУрок по теме: «Литература оттепели»
Урок предназначен для 11 класса социально-гуманитарного профиля
Урок по зоологии для 7 класса по теме iconКол-во уроков
Тема: Повторение изученного по теме «Фонетика». Урок-расследование. Урок для 5 класса
Урок по зоологии для 7 класса по теме iconРоссийский государственный торгово-экономический университет (гоу...
Зоология как наука о животном мире, его происхождении, развитии, современном положении, роли в биосфере и жизни человека. Положение...
Урок по зоологии для 7 класса по теме iconПутешествие по стране букв и звуков
Тема: Повторение изученного по теме «Фонетика». Урок-расследование. Урок для 5 класса
Урок по зоологии для 7 класса по теме iconМетод краткосрочного прогнозирования фондовых индексов (на основе...
Зоология как наука о животном мире, его происхождении, развитии, современном положении, роли в биосфере и жизни человека. Положение...
Урок по зоологии для 7 класса по теме iconПрогно з появления и распространения вредителей и болезней сельскохозяйственных...
Зоология как наука о животном мире, его происхождении, развитии, современном положении, роли в биосфере и жизни человека. Положение...
Урок по зоологии для 7 класса по теме iconКалендарно-тематическое планирование. 5 Класс учитель : Ларина Т. В
Тема: Повторение изученного по теме «Фонетика». Урок-расследование. Урок для 5 класса
Урок по зоологии для 7 класса по теме iconК постановлению правительства области от «11» апреля 2011 года №140-пп...
Зоология как наука о животном мире, его происхождении, развитии, современном положении, роли в биосфере и жизни человека. Положение...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск