Скачать 73.95 Kb.
|
ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СТРАНЕ БУКВ И ЗВУКОВ Учебный предмет: русский язык Возраст участников: 13-14 лет Продолжительность: краткосрочный (1 урок) При работе над данным проектом организованы следующие группы учащихся:
Участникам творческой группы предстоит разработать сценарий, подготовить материал и провести урок.
Информационная группа будет заниматься поиском и представление необходимой информации. ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: углубить сведения о звуках и буквах русского языка, об их роли; подобрать материал, который в занимательной форме поможет второклассникам лучше понять, что такое фонетика, звуки и буквы. Девиз: «Кто знает аз да буки, тому и книги в руки» - Как вы понимаете это высказывание? Справка: знание алфавита дает человеку возможность познать многое через чтение книг. - Русский народ издавна высоко ценил знания, с большим уважением относился к людям, умеющим читать и писать, создал много пословиц и поговорок о роли азбуки в познании. ЗАДАНИЕ: Прочитайте пословицы. О чем в них сказано? Аз да буки – начало науки. Буквы кривые, да смысл прямой. Без букв и грамматики не учатся математике. Сперва аз да буки, а там и науки. Справка: обучение грамоте было очень трудным на Руси, давалось оно зубрежкой. Вот как об этом написала Н. Кончаловская: В старину учились дети – Их учил церковный дьяк. Приходили на рассвете И учили буквы так: А да Б как Аз да Буки, В как Веди, Г – Глагол, И учитель для науки По субботам их порол.
- Как называется раздел науки, который изучает звуковую сторону языка? (Фонетика) - Сколько звуков, гласных и согласных, названо в школьном учебнике? Справка: Гласных звуков – 6, Согласных звуков – 36, Всего звуков – 42; букв – 33. ЗАДАНИЕ: Используется плакат с гласными и согласными буквами. Прочитайте их. . А . О . А З . Б . Т . . О . И . А Р . Д . Н . . . А . К Р . . Й (Забота, родина, край) ЗАДАНИЕ: К слову КОЧКА подберите 4 слова, которые начинались бы с других согласных звуков. Кто больше? (дочка, бочка, почка, ночка, мочка…) - На этом явлении строятся метаграммы. Я в сказке Пушкина герой, Но если Л на Н мне сменишь, Сибирской стану я рекой. (Елисей – Енисей) ЗАДАНИЕ: Даны звуки [п], [р], [к], [а], [о], [ы] (на отдельной карточке). Назовите их. Определите, обозначают ли они какое-либо понятие, предмет, признак, действие или обозначают только звук. Справка: отдельно взятые звуки сами по себе не обозначают ни предметов, ни их признаков, ни действий. Они обозначают только звук. ЗАДАНИЕ: А теперь из этих звуков составьте слова: парк, карп, рак, рык, рок… - Вам хорошо известно, что изменение всего лишь одного звука ведет к изменению смысла слова. Со звоном на конце он значит Примерно то же, что «не стар». С глухим – по наковальне скачет, Звенит в ушах его удар. (Молод – молот) ЗАДАНИЕ: Даны две пары слов, одно из них – имя существительное, другое – глагол. Чем еще различаются эти слова? ВОЗ – ВЕЗ, НОС – НЕС, САДЫ – САДИ, ВОДЫ – ВОДИ. (Наличие твердых и мягких согласных) ЗАДАНИЕ: Узкая дорожка, Низкие кусты. Побежали гурьбою К лодке у реки. Это сомнительные согласные, произношение и написание не совпадают. Что надо сделать, чтобы не ошибиться в написании этих слов? (Их надо изменить) ЗАДАНИЕ: Послушайте миниатюру Феликса Кривина «Азбучные истины». На какое правило в ней намекается? Мягко слышится – твердо пишется. Твердо слышится – мягко пишется. А попробуй напиши иначе или иначе произнеси! Весь алфавит не доставляет столько хлопот, сколько эти 4 шипящие. (ча-ща, чу-щу, жи-ши) - Знание законов фонетики важно для читателя, то есть для нас с вами. Это поможет правильно прочитать стихи или прозу. Знание фонетики необходимо для овладения нормами литературного языка, правильным произношением. ЗАДАНИЕ: Прочитайте слова, правильно произнесите их. Дачный Легкий [ХН] Скучно Ночной [ЧН] Мягкий Конечно [ШН] Точный Легче [ХЧ] Нарочно Отлично Мягче Яичница Казацкий Чтобы [ШТ] Почта Детский [Ц] Что Нечто [ЧТ] Учиться Мачта Учится ЗАДАНИЕ: Послушайте загадки, отгадайте их. Где написание и произношение согласных в словах не совпадает? Какое правило нужно знать, чтобы правильно написать эти слова?
Он бежит по проводам, скажешь здесь, а слышно там. (Телефон) ЗАДАНИЕ: Даны слова, составьте из них пословицы, объясните их значение.
1. Язык и хлебом кормит, и дело портит. 2. Ветер горы разрушает – слово народы поднимает. 3. Слово не воробей – вылетит не поймаешь. 4. Слово – серебро, молчание – золото. 5. Человек с коротким умом обзаводится длинным языком. - Помните, что Ошибка в ударении Граничит с преступлением Пускай запомнит стар и млад: Ни молодым, ни старым Нельзя одним ударом Не то, что нужно, ставить под удар. ЗАДАНИЕ: Поставьте ударение в словах: АЛФАВИТ, ШОФЕР, САНТИМЕТР, ПРЕДМЕТ, КИЛОМЕТР, ПОРТФЕЛЬ, СВЕКЛА, МАГАЗИН. - Послушайте стихотворение Козловского: Зевнул наборщик на работе И вместо «И» поставил «О». Поймете вы, когда прочтете, Что получилось у него. Маляр повесил кисть на гвоздь, Глядит: перед ним Не кисть, А кость. В ведре Не сурик, А сурок. В углу Не веник, А венок. ЗАДАНИЕ: Даны пары слов. Одинаковые ли они по смыслу? Что может сделать их разными по смыслу? ЗАПАХ – ЗАПАХ, ЗАМОК – ЗАМОК, ПРОПАСТЬ, ПРОПАСТЬ. Справка: по набору букв это одинаковые слова. Различными их делает ударение. ЗАДАНИЕ: Произнесите быстро, дружно и четко следующие скороговорки:
Клара у Карла украла кларнет. ЗАДАНИЕ: Перед вами два животных: жаваруга и мамалыга. Нрав у них разный. Какое из них ласковое, а какое – злое? Что в названиях животных помогло вам определить их нрав? РИСУНКИ ЗАДАНИЕ: Прочитайте, что здесь написано. Веснушкамнетусносанеисчезаютсносаянежалеламыланостерпеливомылазависелоотмылавеснушкияотмыла. ЗАДАНИЕ: Решите звуковую пропорцию: Б:П = Д:? З:З = В:? Т:Д = Ф:? П:Б = Т:? С:З = П:? Д:Д = П:? К:Г = П:? Т:Д = К:? Ж:Ш = Г:? ЗАДАНИЕ: Дошкольник Алеша знал уже буквы, а правил обозначения на письме мягких и твердых не знал. Помогите ему, исправьте ошибки: Ньянья Ньюра! Йа буду у Йуры. Альоша. |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Данный урок является вторым в теме «Буква ё ё». Учащиеся знакомятся не с новыми буквами, а с новой функцией уже изученных букв. Учащиеся... | Урок русского языка в 1 классе По теме: Распознавание гласных и согласных звуков и букв Цель: формировать навык работы по распознаванию гласны и согласных звуков по их существенным признакам | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Повторить изученные орфограммы, правила написания букв безударных гласных звуков, парных по звонкости глухости согласных звуков,... | Конспект открытого урока по английскому языку во 2 классе на тему:... Дополнительные пособия: мяч, игрушки, картинки с изображением животных, картинки с изображением членов семьи, сюжетные картинки,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Название работы: Логопедическое занятие «Веселое путешествие в страну звуков. Дифференциация звуков [В]-[Ф]» | Конкурс методических разработок по теме «Педагогическое мастерство... П] образуется губами, [Т] – языком), а в остальном характеристики этих звуков одинаковы ( парные, глухие согласные). Для запоминания... | ||
Урок обучения чтению. 1 класс. Тема: Обобщение: «работа» букв гласных Задачи: обобщить знания детей о «работе» букв гласных звуков; совершенствовать читательские умения; развивать речь; формировать орфографическую... | Тема: Дифференциация звуков и букв л-р (Ль-Рь) Этот урок сегодня | ||
Урок-путешествие по «Былям-небылицам» Учитель Хортова В. А Дорогие ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по литературной стране. И в этот раз заглянем в другие ее уголки | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учебная задача: Твёрдость и мягкость согласных звуков. Смыслоразличительная функция твёрдых и мягких согласных звуков. Обозначение... | ||
Видеофильмов Урок – лекция посвящен соотношению звуков и букв в русском алфавите. Подробно разбираются задания, тексты, упражнения | Игра 1 Цель игры: развитие навыков звукового анализа и синтеза слов,... Ход игры: учитель предъявляет ряд букв и просит учеников разложить их в алфавитном порядке, тогда получится знакомое (новое) слово.... | ||
Конспект внеклассного мероприятия "Путешествие в страну " Врач: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в сказочное путешествие по стране, которой нет на карте, но без которой... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема: «Дифференциация звуков [б]-[п] и букв Б, п в слогах, словах и предложениях» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Сегодня мы продолжаем путешествие по волшебной стране Азбуковедения, где живут звуки и буквы, обозначающие их. Но, отравляясь в любое... | Тест «Фонетика. Орфография» в каком слове звуков больше, чем букв? Бухгалтерский финансовый учет: Учебно-метод комплекс. Ростов н/Д.: Изд-во рсэи, 2011 |