Формирование познавательно-информационной компетенции обучающихся в работе над исследовательским проектом





НазваниеФормирование познавательно-информационной компетенции обучающихся в работе над исследовательским проектом
Дата публикации02.01.2015
Размер76.2 Kb.
ТипИсследование
100-bal.ru > Информатика > Исследование
Молчанова Татьяна Анатольевна, учитель начальных классов
МОУ СОШ №4, г. Полярные Зори

Формирование познавательно-информационной компетенции обучающихся в работе над исследовательским проектом
Образовательный стандарт второго поколения в разделе «Требования к метапредметным результатам начального общего образования» предусматривает умение современного школьника осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации, т.е. формирование ключевых компетенций, одной из которых является познавательно-информационная.

Данная компетенция включает:

  • способность ставить и решать познавательные задачи;

  • осуществлять поиск, переработку, систематизацию и обобщение информации;

  • создавать личностно значимые продукты познавательной деятельности (рефераты, доклады, сочинения, проекты).

Познавательно-информационная компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.

В своем докладе я хочу более подробно остановиться на проектной деятельности учащихся, которая, по моему мнению, способствует эффективному формированию познавательно-информационной компетенции, так как базируется на творческой самостоятельной деятельности ребят. Творчество в начальной школе является одним из приемов создания положительной мотивации учения, достижения успеха всеми детьми, без чего в полной мере не может развиваться личность.

Проектная деятельность предполагает разнообразные цели, наиболее значимыми из которых являются:

  • формирование познавательно-информационной компетенции (умение искать, анализировать, отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее).

  • развитие самостоятельности (умение ставить цели, прогнозировать результат, планировать работу);

  • развитие личности младшего школьника, формирование потребности к творческому самовыражению;

Все выше перечисленные цели наиболее полно достигаются в работе над исследовательским проектом.

Исследование – это вид деятельности, при котором устанавливается какой-либо факт или выдвигается предположение о возможности его существования.

Этапы исследования:

  • подготовительный (выбор темы);

  • работа с научной литературой;

  • обоснование актуальности исследуемой темы;

  • определение цели исследования;

  • выдвижение гипотезы;

  • выбор методов исследования;

  • постановка задач;

  • составление плана работы;

  • выполнение работы, анализ, обобщение;

  • отчет о работе (защита проекта)

Вашему вниманию исследовательский проект «Жила – была ворона.

О жизни серой вороны в неволе».

Подготовкой проекта стала экскурсия в Живой уголок Дома детского творчества, которым руководит В. Л. Чеботаева. Там ребята повстречали обыкновенную серую ворону с необыкновенной судьбой. Птенцом Каркуша, так прозвали ворону, попала в хищные лапы кошки. Ребята спасли ей жизнь. У вороны было сломано крыло, с тех пор она больше не летает и живет в Живом уголке. Ребята с интересом приняли предложение провести исследование особенностей образа жизни вороны в неволе. Из добровольцев сформировали исследовательскую группу в составе 7 человек. Судьба серой вороны по кличке Каркуша заставила ребят задуматься над проблемой - готовы ли они, ученики 3 класса, нести ответственность за тех, кто полностью от них зависит.

Определили цель исследования - установить особенности поведения и питания серой вороны в неволе.

Ребята предположили, что с изменением условий жизни Каркуши (жизнь в неволе) изменилось поведение и пищевые предпочтения вороны.

Осталось установить, так ли это на самом деле?

Определили два направления: сбор научной информации о вороне, исследование пищевых предпочтений вороны Каркуши с целью сравнения с научными данными.

Выбрали методы и приемы работы:

  • поиск научной информации;

  • наблюдение;

  • исследование.

Научная страничка включила следующие вопросы:

    • место вороны в царстве животных;

    • описание вороны;

    • питание вороны;

    • особенности поведения вороны;

Экспериментальная страничка велась в следующих направлениях:

    • основная пища (рыбу или мясо выбирает ворона);

    • лакомства (какие ягоды предпочитает ворона, хлеб или сухарики, яйца перепелиные или куриные);

    • как ворона реагирует на движущуюся пищу.

Сделали выводы.

Творческая группа класса присоединилась к исследователям с целью изучения литературного творчества о вороне (пословицы, сказки, стихи о вороне), создания рисунков. Так появились литературные странички о вороне и «вороний вернисаж».

Защита проекта состоялась в классе. В зависимости от направления работы ребята были поделены на группы: биологи, экологи, творческая мастерская (вернисаж и литературные сочинения). В группах четко была определена роль каждого участника: командир, ответственные за сбор информации, оформители, защита своего направления в проекте.

Данный проект мы заявили на участие в городской научно-практической конференции «Шаг в будущее», где проект 07.12.2008 года занял 1 место.

В результате работы над исследовательским проектом произошло формирование познавательно-информационных умений:

  • поиск научной информации;

  • анализ и отбор необходимой информации;

  • преобразование, систематизация и сохранение информации;

  • передача информации (презентация продукта познавательной деятельности – проведенного исследования);

Началось формирование гипотетико-дедуктивного мышления, т.е. способности самостоятельно строить гипотезы и делать выводы.

Таким образом, систематическое использование проектной деятельности создает условия и ведет к формированию познавательно-информационной компетенции.

А сейчас несколько приятных минут – фильм о вороне, созданный трудами наших родителей, которые с удовольствием работали в проекте «Жила- была ворона».

Список источников:

  1. Осмоловская И. М.Ключевые компетенции в образовании: их смысл, значение и способы формирования// Директор школы. № 8, 2006,С.64

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: проект. – М.: Просвещение, 2008. – 21 с. – (Стандарты второго поколения).


4. Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования

Требования к личностным результатам формирование мотивации к творческому труду, работе на результат

4.2. Требования к метапредметным результатам


  • овладение способностью принимать и сохранять учебную цель и задачи, самостоятельно преобразовывать практическую задачу
    в познавательную;

  • умение планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

  • умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  • ;

  • умение использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

  • умение провести сравнение, анализ, обобщение, простейшую классификацию по родовидовым признакам, установление аналогий, отнесение к известным понятиям;

  • освоение межпредметных понятий.

4.3. Требования к предметным результатам


С учетом специфики конкретного учебного курса требования к предметным результатам включают:

  • умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

  • умение использовать различные способы поиска, обработки, анализа и интерпретации информации в соответствии с учебной задачей; пользоваться словарями и справочной литературой для школьников;

  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета данной ступени образования;

  • умение ориентироваться в базовых понятиях, необходимых для получения начального образования и продолжения образования на следующей ступени;

  • умение участвовать в учебном диалоге, соблюдать нормы речевого этикета, передавать в связном повествовании полученную информацию;

  • умение работать с учебными моделями в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Обобщенный результат образовательной деятельности начальной школы как итог реализации общественного договора фиксируется в портрете ее выпускника:

  • любознательный, интересующийся, активно познающий мир;

  • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

  • любящий свой край и свою Родину;

  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;

  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;

  • выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

Проектная деятельность - совместная учебно-познавательная, творческая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение результата – создание проекта, ориентируется на природную детскую любознательность, потребность самостоятельного познания окружающего мира, познавательную активность, инициативность и создает образовательную среду, стимулирующую активные формы познания.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Формирование познавательно-информационной компетенции обучающихся в работе над исследовательским проектом iconРазработка урока по немецкому языку на тему „ Meine kleine Heimat ist von großer Bedeutung“
При работе над проектом мне особенно понравилось При работе над проектом мне было тяжело при работе над проектом в следующий раз...
Формирование познавательно-информационной компетенции обучающихся в работе над исследовательским проектом iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
План оценивания в проекте «Художественная обработка стекла- витраж» (Витраж, 2 курс, тема «Витражная роспись») График оценивания...
Формирование познавательно-информационной компетенции обучающихся в работе над исследовательским проектом iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Формирование ключевых компетентностей обучающихся в процессе успешной работы над проектом
Формирование познавательно-информационной компетенции обучающихся в работе над исследовательским проектом iconРоссийской Федерации Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
Деловой иностранный язык являются совершенствование владения иностранным языком, формирование профессиональной коммуникативной компетенции...
Формирование познавательно-информационной компетенции обучающихся в работе над исследовательским проектом iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Технология развития социального компонента образовательной компетенции (Обучение проектно-исследовательской деятельности; этапы работы...
Формирование познавательно-информационной компетенции обучающихся в работе над исследовательским проектом iconФормирование и развитие исследовательской компетенции обучающихся
...
Формирование познавательно-информационной компетенции обучающихся в работе над исследовательским проектом iconПлан работы над проектом (объяснительная записка) Участники проекта:...
Метод проектов- это деятельность школьников, осуществляемая под руководством учителя, направленная на решение исследовательской или...
Формирование познавательно-информационной компетенции обучающихся в работе над исследовательским проектом iconКлассный час-диагностика «Кем быть?»
Формирование информационной компетенции учащихся как средство социализации личности
Формирование познавательно-информационной компетенции обучающихся в работе над исследовательским проектом iconОтчёт о работе эп «Формирование общекультурной компетенции обучающихся...
Через знакомство и освоение значимого педагогического опыта в инновационной деятельности
Формирование познавательно-информационной компетенции обучающихся в работе над исследовательским проектом iconКраткий словарь основных понятий в проектной деятельности. «Звездочка обдумывания»
Из литературы и интернет источников в своей работе я определила некоторые технологические карты, которые структурируют работу учеников...
Формирование познавательно-информационной компетенции обучающихся в работе над исследовательским проектом iconУрок №16-17 тема: Проект Цель: Познакомить учеников с понятием «проект»...
Цель: Познакомить учеников с понятием «проект» и алгоритмом работы над проектом. Выполнить свой проект – отчёт об изученном курсе...
Формирование познавательно-информационной компетенции обучающихся в работе над исследовательским проектом iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формирование навыков самостоятельной познавательной деятельности учащихся в процессе работы над проектом
Формирование познавательно-информационной компетенции обучающихся в работе над исследовательским проектом iconФормирование городской среды байкальской сибири в XVIII первой половине XIX в
Разработано Сибирским научно-исследовательским институтом энергетики, фирмой оргрэс, Научно-исследовательским институтом гигиены...
Формирование познавательно-информационной компетенции обучающихся в работе над исследовательским проектом iconРазработка урока по технологии. 7 класс Дятлова Елена Владимировна мбоу «Дохновичская сош»
Оборудование учебных мастерских, инструменты и приспособления; схема структуры проекта; образцы выполненных творческих проектов;...
Формирование познавательно-информационной компетенции обучающихся в работе над исследовательским проектом iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Целью курса является развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности её составляющих речевой, языковой, социокультурной,...
Формирование познавательно-информационной компетенции обучающихся в работе над исследовательским проектом iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Формирование коммуникативной, информационной и социокультурной компетенции учащихся на уроках английского языка


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск