Молчанова Татьяна Анатольевна, учитель начальных классов МОУ СОШ №4, г. Полярные Зори Формирование познавательно-информационной компетенции обучающихся в работе над исследовательским проектом Образовательный стандарт второго поколения в разделе «Требования к метапредметным результатам начального общего образования» предусматривает умение современного школьника осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации, т.е. формирование ключевых компетенций, одной из которых является познавательно-информационная.
Данная компетенция включает:
способность ставить и решать познавательные задачи;
осуществлять поиск, переработку, систематизацию и обобщение информации;
создавать личностно значимые продукты познавательной деятельности (рефераты, доклады, сочинения, проекты).
Познавательно-информационная компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.
В своем докладе я хочу более подробно остановиться на проектной деятельности учащихся, которая, по моему мнению, способствует эффективному формированию познавательно-информационной компетенции, так как базируется на творческой самостоятельной деятельности ребят. Творчество в начальной школе является одним из приемов создания положительной мотивации учения, достижения успеха всеми детьми, без чего в полной мере не может развиваться личность.
Проектная деятельность предполагает разнообразные цели, наиболее значимыми из которых являются:
формирование познавательно-информационной компетенции (умение искать, анализировать, отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее).
развитие самостоятельности (умение ставить цели, прогнозировать результат, планировать работу);
развитие личности младшего школьника, формирование потребности к творческому самовыражению;
Все выше перечисленные цели наиболее полно достигаются в работе над исследовательским проектом.
Исследование – это вид деятельности, при котором устанавливается какой-либо факт или выдвигается предположение о возможности его существования.
Этапы исследования:
подготовительный (выбор темы);
работа с научной литературой;
обоснование актуальности исследуемой темы;
определение цели исследования;
выдвижение гипотезы;
выбор методов исследования;
постановка задач;
составление плана работы;
выполнение работы, анализ, обобщение;
отчет о работе (защита проекта)
Вашему вниманию исследовательский проект «Жила – была ворона.
О жизни серой вороны в неволе».
Подготовкой проекта стала экскурсия в Живой уголок Дома детского творчества, которым руководит В. Л. Чеботаева. Там ребята повстречали обыкновенную серую ворону с необыкновенной судьбой. Птенцом Каркуша, так прозвали ворону, попала в хищные лапы кошки. Ребята спасли ей жизнь. У вороны было сломано крыло, с тех пор она больше не летает и живет в Живом уголке. Ребята с интересом приняли предложение провести исследование особенностей образа жизни вороны в неволе. Из добровольцев сформировали исследовательскую группу в составе 7 человек. Судьба серой вороны по кличке Каркуша заставила ребят задуматься над проблемой - готовы ли они, ученики 3 класса, нести ответственность за тех, кто полностью от них зависит.
Определили цель исследования - установить особенности поведения и питания серой вороны в неволе.
Ребята предположили, что с изменением условий жизни Каркуши (жизнь в неволе) изменилось поведение и пищевые предпочтения вороны.
Осталось установить, так ли это на самом деле?
Определили два направления: сбор научной информации о вороне, исследование пищевых предпочтений вороны Каркуши с целью сравнения с научными данными.
Выбрали методы и приемы работы:
поиск научной информации;
наблюдение;
исследование.
Научная страничка включила следующие вопросы:
место вороны в царстве животных;
описание вороны;
питание вороны;
особенности поведения вороны;
Экспериментальная страничка велась в следующих направлениях:
основная пища (рыбу или мясо выбирает ворона);
лакомства (какие ягоды предпочитает ворона, хлеб или сухарики, яйца перепелиные или куриные);
как ворона реагирует на движущуюся пищу.
Сделали выводы.
Творческая группа класса присоединилась к исследователям с целью изучения литературного творчества о вороне (пословицы, сказки, стихи о вороне), создания рисунков. Так появились литературные странички о вороне и «вороний вернисаж».
Защита проекта состоялась в классе. В зависимости от направления работы ребята были поделены на группы: биологи, экологи, творческая мастерская (вернисаж и литературные сочинения). В группах четко была определена роль каждого участника: командир, ответственные за сбор информации, оформители, защита своего направления в проекте.
Данный проект мы заявили на участие в городской научно-практической конференции «Шаг в будущее», где проект 07.12.2008 года занял 1 место.
В результате работы над исследовательским проектом произошло формирование познавательно-информационных умений:
поиск научной информации;
анализ и отбор необходимой информации;
преобразование, систематизация и сохранение информации;
передача информации (презентация продукта познавательной деятельности – проведенного исследования);
Началось формирование гипотетико-дедуктивного мышления, т.е. способности самостоятельно строить гипотезы и делать выводы.
Таким образом, систематическое использование проектной деятельности создает условия и ведет к формированию познавательно-информационной компетенции.
А сейчас несколько приятных минут – фильм о вороне, созданный трудами наших родителей, которые с удовольствием работали в проекте «Жила- была ворона».
Список источников:
Осмоловская И. М.Ключевые компетенции в образовании: их смысл, значение и способы формирования// Директор школы. № 8, 2006,С.64
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: проект. – М.: Просвещение, 2008. – 21 с. – (Стандарты второго поколения).
4. Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования
Требования к личностным результатам формирование мотивации к творческому труду, работе на результат
4.2. Требования к метапредметным результатам овладение способностью принимать и сохранять учебную цель и задачи, самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную;
умение планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
;
умение использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
умение провести сравнение, анализ, обобщение, простейшую классификацию по родовидовым признакам, установление аналогий, отнесение к известным понятиям;
освоение межпредметных понятий.
4.3. Требования к предметным результатам С учетом специфики конкретного учебного курса требования к предметным результатам включают:
умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
умение использовать различные способы поиска, обработки, анализа и интерпретации информации в соответствии с учебной задачей; пользоваться словарями и справочной литературой для школьников;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета данной ступени образования;
умение ориентироваться в базовых понятиях, необходимых для получения начального образования и продолжения образования на следующей ступени;
умение участвовать в учебном диалоге, соблюдать нормы речевого этикета, передавать в связном повествовании полученную информацию;
умение работать с учебными моделями в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Обобщенный результат образовательной деятельности начальной школы как итог реализации общественного договора фиксируется в портрете ее выпускника:
любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
любящий свой край и свою Родину;
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;
выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
Проектная деятельность - совместная учебно-познавательная, творческая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение результата – создание проекта, ориентируется на природную детскую любознательность, потребность самостоятельного познания окружающего мира, познавательную активность, инициативность и создает образовательную среду, стимулирующую активные формы познания. |