Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Кадетской школы №43
имени майора милиции Алексея Коврижных города Липецка Рассмотрено
на педагогическом совете
МБОУ КШ № 43 им. майора милиции А. Коврижных г. Липецка
Протокол № 1 от 29.08.2013 г.
Утверждаю.
Директор МБОУ КШ № 43
им. майора милиции А. Коврижных
г. Липецка Г.Н. Астахова Приказ № 294 от 29.08.2013 г. Положениео внутришкольном контроле в МБОУ Кадетской школе № 43 имени майора милиции Алексея Коврижных города Липецка2013Положениео внутришкольном контроле в МБОУ Кадетской школы № 43 имени майора милиции Алексея Коврижных Общие положения
Настоящее Положение разработано согласно Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», постановлению Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Положение регламентирует порядок проведения внутришкольного контроля в образовательной организации.
Внутришкольный контроль – процесс получения и переработки информации о ходе и результатах образовательной деятельности, обеспечивающей реализацию в полном объеме основных образовательных программ, для принятия на этой основе управленческого решения.
Внутришкольный контроль - это мотивированный стимулирующий процесс, который призван снять затруднения с участников образовательных отношений и повысить его эффективность.
Должностные лица, занимающиеся внутришкольным контролем, руководствуются Конституцией РФ, законодательством об образовании, приказами управления образования и науки Липецкой области, департамента образования администрации г.Липецка, Уставом и локальными актами образовательной организации, должностными обязанностями работников.
Целями контрольной деятельности являются:
обеспечение реализации в полном объеме основных, образовательных программ;
соответствие качества подготовки учащихся установленным требованиям;
соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям учащихся;
создание безопасных условий обучения и воспитания.
Задачи внутришкольного контроля
Осуществление контроля за исполнением законодательства Российской Федерации об образовании.
Выявление случаев нарушений и неисполнения законодательных и иных нормативно-правовых актов, принятие мер по их пресечению.
Анализ причин, лежащих в основе нарушений, принятие мер по их предупреждению.
Анализ и экспертная оценка эффективности результатов деятельности педагогических работников.
Изучение результатов педагогической деятельности, разработка на этой основе предложений либо по распространению педагогического опыта, либо устранению негативных тенденций.
Сбор информации, ее обработка и накопление для подготовки проектов решений.
Анализ результатов реализации приказов и распоряжений по образовательной организации.
Оказание методической помощи педагогическим работникам в процессе контроля.
Получение объективной информации о состоянии преподавания отдельных предметов.
Корректировка рабочих программ.
Функции внутришкольного контроля
Информационно-аналитическая.
Контрольно-диагностическая.
Коррективно-регулятивная.
Принципы внутришкольного контроля
Планомерность.
Обоснованность.
Теоретическая и методическая подготовленность.
Методы внутришкольного контроля
Методы внутришкольного контроля: анкетирование, тестирование, социологический опрос, мониторинг, диагностика, письменный и устный опрос, изучение документации, собеседование и др. Формы внутришкольного контроля
Персональный контроль (имеет место, как при тематическом, так и при фронтальном виде контроля) – это комплексный контроль работы одного учителя в разных классах с целью обеспечения в полном объеме реализации преподаваемых им учебных предметов. Он проводится в плановом порядке, с тем, чтобы оценить соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания, соответствие качества подготовки учащихся установленным требованиям. Проводится в основном в период аттестации педагогов. Может проводиться по результатам диагностики.
Классно-обобщающий контроль – изучение состояния образовательной деятельности в одном классе (параллели) по конкретному аспекту.
Оперативный контроль – посещение урока, воспитательного мероприятия в связи с создавшейся ситуацией (просьба учителя, настораживающее поведение учащихся, низкий уровень приобретения в процессе освоения основных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирования компетенций, обращение родителей и т.д.).
Фронтальный контроль - глубокая всесторонняя проверка деятельности учителя, всего или части педагогического коллектива (методической кафедры) по целому ряду аспектов с целью анализа, выявления проблем и перспектив преподавания, проверки уровня обучения и развития учащихся на уроках и внеурочной деятельности, ведения документации, соблюдения санитарно-гигиенических требований к образовательной деятельности.
Административный контроль – оказывает сильное влияние на работу сотрудников, проводится по плану внутришкольного контроля.
Текущий контроль успеваемости учащихся - оценка качества освоения учащимися содержания компонентов какой-либо части (темы) учебного предмета, курса (модуля) учебного плана в процессе и по окончании её изучения. Формы текущего контроля:
устный опрос;
письменный опрос;
самостоятельная (проверочная) работа;
практическая работа;
лабораторная работа;
тестовые задания;
контрольная работа;
зачёт;
реферат;
проект;
доклад и др.
Виды внутришкольного контроля
Сплошной контроль – предполагает проверку работу всех членов коллектива, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям учащихся.
Выборочный контроль – проведение периодических срезов всех видов деятельности в установленном планом порядке.
Предупредительный контроль – предупреждение контролируемого от возможных ошибок.
Организация внутришкольного контроля
Внутришкольный контроль осуществляет директор и заместители по учебной работе, заместитель директора по воспитательной работе или созданная для этих целей комиссия. К контролю привлекаются руководители научных кафедр, опытные учителя и наставники. В качестве экспертов к участию в контроле могут привлекаться сторонние (компетентные) организации и отдельные специалисты.
Основания для проведения внутришкольного контроля:
проверка состояния дел для подготовки управленческих решений в соответствии с планом работы образовательной организации или по приказу ее директора;
плановый контроль;
обращение физических или юридических лиц по поводу нарушений законодательства об образовании.
Организация проверки состояния любого из вопросов содержания внутришкольного контроля состоит из следующих этапов:
определение цели контроля;
объекта контроля;
инструктаж участников;
выбор форм и методов контроля;
констатация фактического состояния дел;
объективная оценка этого состояния;
выводы, вытекающие из оценки;
рекомендации или предложения по совершенствованию образовательной деятельности или устранению недостатков;
определение сроков для ликвидации недостатков или повторный контроль.
Продолжительность проверок по вопросам внутришкольного контроля не должна превышать 15 дней с организацией не менее 5 мероприятий контроля: посещение уроков, внеурочных мероприятий, собеседования, проверки документации, проведения административных контрольных работ и т.д.
При проведении планового контроля не требуется дополнительного предупреждения учителя, если в месячном (недельном) плане указаны сроки контроля. В экстренных случаях директор и его заместители могут посещать уроки учителей без предварительного предупреждения.
Права участников внутришкольного контроля
При осуществлении внутришкольного контроля проверяющий имеет право:
контролировать состояние преподавания учебных предметов;
проверять ведение документации (классных журналов, журналов ГПД, СМГ и др.);
участвовать в проведении диагностических проверочных (контрольных) работ по учебным предметам;
знакомиться с документацией в соответствии с функциональными обязанностями педагогического работника, аналитическими материалами педагога;
изучать практическую деятельность педагогических работников через посещение и анализ занятий, других мероприятий с детьми, наблюдение режимных моментов;
проводить экспертизу педагогической деятельности;
проводить мониторинг образовательного процесса с последующим анализом полученной информации;
организовывать социологические, психологические, педагогические исследования;
делать выводы и принимать управленческие решения.
Проверяющие, эксперты имеют право запрашивать необходимую информацию, изучать документацию, относящуюся к предмету контроля.
Проверяемый педагогический работник, педагоги методического объединения имеют право:
знать сроки контроля и критерии оценки его деятельности;
знать цель, содержание, виды, формы и методы контроля;
своевременно знакомиться с выводами и рекомендациями администрации;
обратиться в конфликтную комиссию или вышестоящие органы управления образованием при несогласии с результатами контроля.
Оформление результатов внутришкольного контроля
Результаты внутришкольного контроля оформляются в виде аналитической справки, справки о результатах внутришкольного контроля, приказа.
Итоговый материал должен содержать констатацию фактов, выводы и при необходимости, предложения. Информация о результатах доводится до работников школы в течение 7 дней с момента завершения проверки, работники школы могут выразить своё несогласие с результатами контроля в целом и выводами и потребовать дополнительной проверки.
По итогам внутришкольного контроля в зависимости от его формы, целей и задач с учетом реального положения дел:
проводятся заседания педагогического или методического советов, совещания с педагогическим составом в присутствии директора школы или заместителя директора;
сделанные замечания и предложения фиксируются в справках, приказах;
Директор школы по результатам внутришкольного контроля принимает следующие решения:
об издании соответствующего приказа;
о проведении повторного контроля с привлечением определенных специалистов (экспертов);
о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц;
о поощрении работников;
иные решения в пределах своей компетенции.
|