Рабочая программа по информатике и икт пояснительная записка рабочая программа по «Информатике и икт»





Скачать 121.88 Kb.
НазваниеРабочая программа по информатике и икт пояснительная записка рабочая программа по «Информатике и икт»
Дата публикации12.01.2015
Размер121.88 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Информатика > Рабочая программа
ПРИЛОЖЕНИЕ №17

Рабочая программа по информатике и ИКТ

Пояснительная записка

Рабочая программа по «Информатике и ИКТ» в старшей школе на базовом уровне составлена на основе авторской программы Н.Д. Угриновича (соответствует утвержденным Министерством образования РФ Стандарту среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям и Примерной программе среднего (полного) общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» на базовом уровне (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04 №1312)) в объеме 70 часов и адаптирована к условиям нашей школы. При составлении тематического планирования было увеличено количество часов по нескольким разделам в связи с увеличением часов в два раза.

При реализации рабочей программы используется дополнительный материал в ознакомительном плане, создавая условия для максимального информационного развития школьников, интересующихся предметом, для совершенствования возможностей и способностей каждого ученика при самостоятельной подготовке к урокам.

Изучение информатики и ИКТ в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

  • воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

  • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

Данная рабочая программа базового курса охватывает основное содержание курса информатики и ИКТ, важнейшие его темы, наиболее значимый в них материал.

Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных.

С точки зрения содержания это позволяет развить основы системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими дисциплинами.

С точки зрения деятельности, это дает возможность сформировать методологию использования основных автоматизированных информационных систем в решении конкретных задач, связанных с анализом и представлением основных информационных процессов.
Планируемые результаты.

Личностными результатами изучения информатики являются:

-применение познавательной и личностной рефлексии;

-включение учащихся в контрольно-оценочную деятельность;

-формирование навыков адекватной дифференцированной самооценки достигнутых результатов;

-владение навыком построения логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей;

-активное использование речевых средств и средств ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач;

-умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

- сформированность учебно-познавательного интереса к учебному материалу;

- потребность в постановке и достижении учебных задач с учётом выбора будущей профессии.

Метапредметными результатами изучения информатики являются следующие универсальные умственные действия (УУД):

Регулятивные УУД:

- формулирование целей учебной деятельности и определение способов их достижения;

- использование различных способов достижения целей;

- адекватное определение уровня сложности решаемых задач;

- реализация самоконтроля при решении заданий.

Познавательные УУД:

- отбор источников информации, подготовка докладов, рефератов, презентаций;

- совершенствование навыков применения ранее изученных алгоритмов;

- построение модели различных задач, анализ их содержания;

- представление информации в виде схем, таблиц;

- проектирование этапов решения задач;

- разделять объекты (модели) на составные части, соединять различные элементы объектов в единое целое;

- совершенствование навыков универсальных логических действий (анализ, синтез, выбор признаков для сравнения, сериации и классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей).

Коммуникативные УУД:

- диалог учитель-ученик по дидактической проблеме урока, умение признавать возможность существования различных точек зрения;

- умение продуктивно разрешать конфликт на основе учёта интересов и позиций участников;

- проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве.

Методы обучения и формы организации познавательной деятельности учащихся.
Особенностью преподавания курса является проведение комбинированных типов уроков. Программой курса 50 % учебного времени отводится на проведение практических работ и компьютерных практикумов (проектов) - больших практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Практические работы проводятся на каждом уроке, согласно санитарным правилам и нормам СанПиН. Их цель – формирование, отработка умений и навыков, полученных в процессе изучения теоретического материала.

Задача организации проектной деятельности - познакомить учащихся с основными видами широко используемых средств ИКТ, как аппаратных, так и программных в их профессиональных версиях (тогда, как правило, используются только базовые функции) и учебных версиях. В рамках такого знакомства учащиеся выполняют соответствующие, представляющие для них смысл и интерес проекты, относящиеся к физике, математике, биологии и химии, жизни школы, сфере их персональных интересов.

В результате они получают базовые знания и умения, относящиеся к соответствующим сферам применения ИКТ, могут быстро включиться в решение производственных задач, получают профессиональную ориентацию.

Проекты могут быть как индивидуальными, так и предполагающими выполнение работы группой учащихся, могут быть обязательными или содержать задания по выбору. Так же при изучении отдельных тем возможно выполнение творческих работ, которые предназначены для развития творческой фантазии учащихся, обеспечения индивидуализации обучения и повышения интереса к предмету.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения информатики и ИКТ на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • Объяснять различные подходы к определению понятия «информация».

  • Различать методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации.

  • Назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей).

  • Назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы.

  • Использование алгоритма как модели автоматизации деятельности

  • Назначение и функции операционных систем.

уметь

  • Оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники.

  • Распознавать информационные процессы в различных системах.

  • Использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования.

  • Осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей.

  • Иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий.

  • Создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые.

  • Просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных.

  • Осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.

  • Представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.)

  • Соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • эффективной организации индивидуального информационного пространства;

  • автоматизации коммуникационной деятельности;

  • эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.



Критерии и нормы оценивания
Критерий оценки устного ответа

  Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный.

  Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

  Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.

  Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя.

 

Критерий оценки практического задания


  Отметка «5»: работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы; работа выполнена по плану с учетом техники безопасности.

  Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию учителя.

  Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка.

  Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.

 

Содержание курса
Раздел I. Информация и информационные процессы – 10 часов

Вещественно-энергетическая картина мира. Информационная картина мира. Информационные и коммуникационные технологии. Информация. Социально-значимые свойства информации. Информация и знания. Единицы измерения количества информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Определение количества информации. Алфавитный подход к определению количества информации. Вероятностный подход к определению количества информации. Формула Шеннона. Язык как знаковая система. Кодирование информации. Кодирование и декодирование сообщений по предложенным правилам. Система счисления. Непозиционные и позиционные системы счисления. Запись числа в развернутой форме. Перевод чисел в позиционных системах счисления. Арифметические операции в позиционных системах счисления, с помощью электронного калькулятора. Представление текстовой информации в компьютере. Кодовые таблицы. Аналоговый и дискретный способы представления изображения и звука. Пространственная дискретизация. Временная дискретизация звука.

Раздел II. Компьютер и программное обеспечение – 10 часов

Магистраль. Шины данных, адреса и управления. Процессор и оперативная память. Системный блок компьютера.

Аппаратное и программное обеспечение компьютера. Периферийные устройства. Внешняя память компьютера. Графический интерфейс. Стандартные и служебные приложения. Операционная система (ОС) Windows, Linux. Структура ОС. Имя файла. Файловая система. Путь к файлу. Файловый менеджер. Операции работы с файлами. Архивация файлов. Программа-архиватор. Форматирование дисков. Файловая система. Логическая структура диска. Дефрагментация диска. Компьютерные вирусы. Типы компьютерных вирусов. Антивирусные программы.

Вредоносные программы. Защита компьютера от вредоносных программ.

Раздел III. Основы логики – 8 часов

Логика. Основные формы мышления. Понятие алгебры высказываний. Конъюнкция, дизъюнкция, инверсия. Таблицы истинности. Логические выражения. Составление таблиц истинности. Законы и правила преобразования логических выражений. Отработка навыков решения логических задач. Составление таблиц истинности.

Раздел IV. Информационные технологии – 32 часа

Растровая графика. Векторная графика. Форматы графических файлов. Редактирование растрового изображения. Модели цветообразования. Редактирование векторного изображения. Трехмерная графика. Системы автоматизированного проектирования. САПР КОМПАС-3D. Мультимедиа технология. Компьютерные презентации. Мультимедийные компьютерные презентации. Дизайн презентации. Редактирование и сортировка слайдов. Интерактивные презентации. Анимация объектов слайда. Демонстрация презентации. Текст как информационный объект. Текстовые редакторы. Текст как информационный объект. Создание и редактирование документов. Форматы текстовых файлов. Параметры страницы. Форматирование документа. Форматирование абзацев. Основные приемы преобразования текстов. Форматирование документа. Форматирование абзацев. Списки. Таблицы. Форматирование символов. Нумерованные и маркированные списки. Гипертекст. Гипертекстовое представление информации. Компьютерные словари. Системы машинного перевода. Системы оптического распознавания символов. Сканирование и распознавание текстовых документов. Электронные калькуляторы. Электронные таблицы. Основные типы и форматы данных. Основные типы и форматы данных. Ввод данных в таблицу. Основные способы представления математических зависимостей между данными. Абсолютные, относительные и смешанные ссылки. Использование электронных таблиц для обработки числовых данных. Встроенные функции. Математические и логические функции. Типы диаграмм и графиков. Построение графиков. Визуализация числовых данных с использованием диаграмм различных типов. Графики. Использование электронных таблиц для обработки числовых данных. Графическое решение уравнений. Поиск решения. Подбор параметра. Построение графиков функций. Сортировка данных, поиск данных.

Раздел V. Коммуникационные технологии – 8 часов

Определение локальной сети. Виды локальных сетей. Аппаратное и программное обеспечение проводных и беспроводных сетей. Интернет. IP – адрес. Доменная система имен. Протокол передачи данных TCP/IP. Интернет - провайдеры. Dial-up -подключение по телефонной линии. ADSL – подключение по телефонной линии. Подключение к Интернету с использованием мобильного телефона. Беспроводное подключение. Адрес электронной почты. Почтовые программы. Функционирование электронной почты. Почтовые черви. Спам и защита от спама. Технология потоковой передачи звука и видео. Интернет – радио. Интернет – телевидение. Web – камеры. Поисковые системы общего назначения. Поиск по ключевым словам. Поиск в иерархической системе каталогов. Специализированные поисковые системы. Электронные библиотеки. Электронные словари и энциклопедии.

Основные понятия курса
Виды информационных процессов. Процесс передачи информации. Сигнал, кодирование, декодирование, искажение информации. Системы счисления. Логика и алгоритмы. Архитектура компонентов и компьютерных сетей. Операционная система. Комплектация компьютерного рабочего места в соответствии с целями его использования. Понятие о настольных издательских системах. Использование систем распознавания текстов. Представления о средствах телекоммуникационных технологий. Технологии и средства защиты информации в глобальной и локальной компьютерных сетях от разрушения, несанкционированного доступа.

Литература


  1. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии: Базовый уровень. Учебник для 10 класса – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009.

  2. Угринович Н.Д. Практикум по информатике и информационным технологиям. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2007.

  3. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. 8-11 классы: методическое пособие - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

  4. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Учебная программа и поурочное планирование для 8-11 классов - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

  5. Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе (7-11 кл.).- М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2007.

Учебные пособия

  1. Н.Д. Угринович «Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса» - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.

  2. Н.Д. Угринович «Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 11 класса» - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.

  3. И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер «Информатика. Задачник – практикум в 2 т.» - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2002.

  4. «Информатика и ИКТ. Подготовка к ЕГЭ – 2013»/ под ред. Ф.Ф. Лысенко, Л.Н. Евич – Ростов - на - Дону: Легион-М, 2012

  5. «Информатика и ИКТ. Подготовка к ГИА – 2013»/ под ред. Ф.Ф. Лысенко, Л.Н. Евич – Ростов - на - Дону: Легион-М, 2012



Дополнительная литература:

  1. Белоусова Л.И. Сборник задач по курсу информатики. – М.: Издательство «Экзамен», 2008.

  2. Босова Л.Л. и др. Обработка текстовой информации: Дидактические материалы.- М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2007.

  3. Богомолова О.Б. Практические работы по MS Excel на уроках информатики. – М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2007.

  4. Информатика. Задачник-практикум в 2 т./Под ред. Г. Семакина, Е.К. Хеннера. - М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2007.


Цифровые образовательные ресурсы:

  1. Угринович Н.Д. Компьютерный практикум на CD-ROM. – М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2007.


Программное обеспечение:

    1. Стандартный базовый пакет программного обеспечения (Первая помощь 1.0, 2.0).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по информатике и икт пояснительная записка рабочая программа по «Информатике и икт» iconРабочая программа по информатике и икт для 8 класса Пояснительная...
Икт составлена на основе авторской программы Угриновича Н. Д. с учетом примерной программы основного общего образования по курсу...
Рабочая программа по информатике и икт пояснительная записка рабочая программа по «Информатике и икт» iconРабочая программа по информатике и икт
Рабочая программа по информатике и икт составлена для 8 класса на основе авторской программы Макаровой Н. В. Программа по информатике...
Рабочая программа по информатике и икт пояснительная записка рабочая программа по «Информатике и икт» iconРабочая программа по информатике и икт для 4 класса Пояснительная записка
Рабочая учебная программа соответствует требованиям федерального компонента государственных образовательных стандарта начального...
Рабочая программа по информатике и икт пояснительная записка рабочая программа по «Информатике и икт» iconРабочая программа по информатике и икт на 2013-2014 учебный год
Программа: Программы по информатике и икт макаровой Н. В. «Программа по информатике и икт» спб.: Питер, 2007
Рабочая программа по информатике и икт пояснительная записка рабочая программа по «Информатике и икт» iconРабочая программа по информатике и икт в 8 (общеобразовательном) классе на 2013 2014 учебный год
Составлена в соответствии с «Примерной программой основного общего образования по информатике и икт». Учебник Информатика и икт....
Рабочая программа по информатике и икт пояснительная записка рабочая программа по «Информатике и икт» iconУчебному предмету "Информатика и икт" учителя математики и информатики...
Рабочая программа по информатике и икт для 5 класса составлена на основе авторской программы Н. В. Макаровой «Программа по информатике...
Рабочая программа по информатике и икт пояснительная записка рабочая программа по «Информатике и икт» iconРабочая программа по информатике и икт для 11 класса на 2012-2013...
Рабочая программа по предмету «Информатика и икт» составлена на основе следующих нормативно-правовых документов
Рабочая программа по информатике и икт пояснительная записка рабочая программа по «Информатике и икт» iconПояснительная записка Настоящая рабочая программа основана на: стандарте...
Рабочая программа для 10 классов ориентирована на использование учебника Н. В. Макаровой «Информатика и икт – 10» (СПб.: Питер, 2010...
Рабочая программа по информатике и икт пояснительная записка рабочая программа по «Информатике и икт» iconРабочая программа по информатике и икт 8 класс Угринович Пояснительная записка
Икт составлена на основе авторской программы Угриновича Н. Д. с учетом примерной программы основного общего образования по курсу...
Рабочая программа по информатике и икт пояснительная записка рабочая программа по «Информатике и икт» iconТематическое планирование по информатике и икт учебник: Н. В. Макарова....
Данное тематическое планирование разработано на основе учебника Н. В. Макаровой «Информатика и икт. Начальный уровень» и предназначено...
Рабочая программа по информатике и икт пояснительная записка рабочая программа по «Информатике и икт» iconРабочая программа по информатике и икт 8 класса Учителя математики...
Рабочая программа по информатике и икт для 8 класса (И. Г. Семакин, Л. А. Залогова, С. В. Русаков, Л. В. Шестакова)
Рабочая программа по информатике и икт пояснительная записка рабочая программа по «Информатике и икт» iconРабочая программа по информатике и икт мбоу «Новокишитская основная общеобразовательная школа»
Рабочие программы по информатике и икт. 5-11 классы/авт сост. Т. К. Смыковская. – 3-е изд., стереотип. – М.: Планета, 2010. – 224с....
Рабочая программа по информатике и икт пояснительная записка рабочая программа по «Информатике и икт» iconРабочая программа по информатике и икт составлена на основе авторской...
Икт учащимися 8 классов в течении 34 учебных часа из расчета 1 час в неделю. Программа соответствует федеральному компоненту государственного...
Рабочая программа по информатике и икт пояснительная записка рабочая программа по «Информатике и икт» iconРабочая программа по информатике и икт в 10 классе на 2013 2014 учебный год
Рабочая программа по Информатике и икт составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего,...
Рабочая программа по информатике и икт пояснительная записка рабочая программа по «Информатике и икт» iconРабочая программа по «Информатике и икт» 10
Рабочая программа по Информатике и икт составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего,...
Рабочая программа по информатике и икт пояснительная записка рабочая программа по «Информатике и икт» iconРабочая программа по информатике и икт составлена на основе Программы курса «Информатика и икт»
Рабочая программа по информатике и икт составлена на основе Программы курса «Информатика и икт» для 10-11 кл., базовый уровень/ А....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск