Приложение 5
Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы
«Московский городской педагогический университет»
Институт математики и информатики
Кафедра бизнес-информатики
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Учебной дисциплины
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАУКЕ И ОБРАЗОВАНИИ
(М.2.В.5. Цикл профессиональных дисциплин. Вариативная часть)
по направлению – 050100.68 «Педагогическое образование»
профиль подготовки – «Менеджмент в сфере технологии» Квалификация (степень) выпускника – магистр Форма обучения – очная
Семестр 1.
Зачет. 4 зачетных единицы (144 часа).
( в т.ч.:12 час. лекций , 24 час. практ. занятий ,
108 час. самостоятельной работы)
Москва 2013 Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100.68 «Педагогическое образование».
Разработчик: профессор кафедры бизнес-информатики Института математики и информатики МГПУ А.С. Родионов,
Рецензент: профессор кафедры бизнес-информатики Института математики и информатики МГПУ В.Б.Яковлев
Программа одобрена на заседании кафедры
Протокол № от « » 2013 г.
Зав. кафедрой: Ю.В.Фролов
© ГБОУ ВПО МГПУ, 2013 ©
Кафедра бизнес-информатики, 2013
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель дисциплины - дать студентам систематизированное представление об истоках, эволюции и перспективах предпринимательской деятельности в науке и образовании в рамках концепций информационного общества, охарактеризовать взаимодействие постиндустриальных и культурных реалий современного социума, проанализировать особенности становления общества, основанного на знаниях, в развитых странах, а также указать на присущие этому процессу трудности и противоречия. Задачи дисциплины:
дать студентам основные теоретические модели и концепции предпринимательской деятельности в науке и образовании в рамках парадигмы информационного общества;
сформировать представление о российских и зарубежных исследовательских центрах, журналах, авторских проектах, ресурсах Интернет по проблемам развития предпринимательской деятельности в науке и образовании информационного общества;
передать знания об эмпирических исследованиях и реальных социально- экономических процессах в этой области в России и за рубежом;
сформировать навыки использования эмпирических данных и статистики предпринимательской деятельности в науке и образовании;
дать знания об основных международных и национальных программах развития предпринимательской деятельности в науке и образовании информационного общества;
дать представление о месте России в мировом информационном пространстве: объективных показателях: развитие и доступ к ИКТ, образование, «новая экономика», общество и ИТ и политических задачах: реализация программы «Электронная Россия».
Место дисциплины в структуре ООП
Дисциплина «Предпринимательская деятельность в науке и образовании» относится к вариативной части базового цикла профессиональных дисциплин и является логическим продолжением курса «Инновационные процессы в образовании» из состава базовой части ООП.
Областями профессиональной деятельности магистров, на которые ориентирует дисциплина «Предпринимательская деятельность в науке и образовании», являются проектная, коммерческая и аналитическая.
Освоение дисциплины готовит к работе со следующими объектами профессиональной деятельности магистров: информационные и коммуникационные процессы, происходящие в организациях и обществе.
Дисциплина готовит к решению следующих задач профессиональной деятельности:
в области информационной деятельности:
проведение обследования прикладной области в соответствии с профилем подготовки;
моделирование прикладных и информационных процессов;
формирование требований к информатизации и автоматизации прикладных процессов;
в области организационно-управленческой деятельности:
участие в организации и управлении информационными процессами, ресурсами, системами, сервисами;
в области научно-исследовательской деятельности:
применение системного подхода к построению информационных систем на основе современных информационно-коммуникационных технологий;
подготовка обзоров, аннотаций, составление рефератов, научных докладов, публикаций и библиографии по научно-исследовательской работе в области прикладной информатики.
Для освоения дисциплины «Предпринимательская деятельность в науке и образовании» в образовании» обучающиеся используют знания, умения, способы деятельности и установки, сформированные в ходе изучения дисциплин «Инновационные процессы в образовании», «Теоретические основы создания информационного общества», «Философия», «Информатика и программирование», «Информационные системы и технологии»:
представление о современном уровне развития мирового сообщества;
знание теоретических и практических основ информатики и вычислительной техники;
умение обращаться с современным компьютерным оборудованием;
владение понятийным аппаратом основных категорий философии;
владение коммуникативными умениями в контексте локальных и глобальных информационных сетей;
владение функциональными навыками, необходимыми для выполнения письменных учебных зданий в формате эссе, реферата, статьи, экспертного заключения, рецензии, графического моделирования (перевода информации в графическую форму);
владение основными способами и средствами получения, хранения, переработки информации, в том числе связанными с работой на компьютере и в глобальной информационной сети.
Освоение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплин «Информационные системы и технологии», «Проектирование информационных систем», «Информатика и программирование», а также курсов по выбору «Корпоративные информационные системы», «Компьютерные методы исследования систем управления», прохождения производственной практики и подготовки к Итоговой Государственной аттестации.
3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Процесс изучения дисциплины «Предпринимательская деятельность в науке и образовании» направлен на формирование следующих компетенций:
Общекультурные компетенции:
- способен использовать, обобщать и анализировать информацию, ставить цели и находить пути их достижения в условиях формирования и развития информационного общества (ОК-1);
способен понимать сущность и проблемы развития современного информационного общества (ОК-7);
способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-8);
способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-13).
Профессиональные компетенции:
способен использовать нормативные правовые документы в профессиональной деятельности (ПК-1);
способен использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности и эксплуатировать современное электронное оборудование и информационно- коммуникационные технологии в соответствии с целями образовательной программы бакалавра (ПК-3);
способен эксплуатировать и сопровождать информационные системы и сервисы (ПК-12);
способен принимать участие в реализации профессиональных коммуникаций в рамках проектных групп, презентовать результаты проектов и обучать пользователей ИС (ПК-14);
способен выбирать необходимые для организации информационные ресурсы и источники знаний в электронной среде (ПК-20);
способен готовить обзоры научной литературы и электронных информационно-образовательных ресурсов для профессиональной деятельности (ПК-22).
В результате изучения дисциплины «Предпринимательская деятельность в науке и образовании» студент должен:
Знать:
особенности теоретических моделей предпринимательской деятельности в науке и образовании в рамках парадигмы постиндустриального развития и межкультурных коммуникаций, специфику подходов к анализу данного феномена американских и французских теоретиков постиндустриализма;
иметь представление об основных проблемах постиндустриального этапа развития предпринимательской деятельности в науке и образовании, в том числе о присущих ему противоречиях и возможных способах их преодоления;
основные теоретические модели и концепции предпринимательской деятельности в науке и образовании в рамках парадигмы информационного общества;
иметь представление о российских и зарубежных исследовательских центрах, журналах, авторских проектах, ресурсах Интернет по проблемам предпринимательской деятельности в науке и образовании;
иметь представление об эмпирических исследованиях и реальных социально-экономических процессах в этой области в России и за рубежом;
основные международные и национальные программы развития предпринимательской деятельности в науке и образовании информационного общества;
иметь представление о месте России в мировом информационном пространстве: объективных показателях: развитие и доступ к ИКТ, образование, «новая экономика», общество и ИТ и политических задачах: реализация программы «Электронная Россия».
Уметь:
пользоваться научной и учебной литературой по обозначенной теме;
классифицировать и сравнивать модели постиндустриального развития;
- оценивать функционирование различных сфер жизни общества в постиндустриальных координатах.
Владеть :
навыками критической оценки научных материалов по данной проблематике;
навыками использования эмпирических данных и статистики.
Вид учебной работы
| Всего часов
| Семестр
| 3
| Аудиторные занятия (всего)
| 36
| 36
| в том числе:
|
|
| Лекции (Л)
| 12
| 12
| Практические занятия (ПЗ)
| 24
| 24
| Лабораторные работы (ЛР)
|
|
| Самостоятельная работа (всего)
| 108
| 108
| в том числе:
|
|
| подготовка к лабораторным и практическим занятиям
| 80
| 80
| подготовка реферата
| 28
| 28
| Вид промежуточной аттестации: экзамен
|
|
| Общая трудоемкость: часы
| 144
| 144
| зачетные единицы
| 4
| 4
| 4. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
5. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ5.1. Разделы дисциплин и виды занятий -
№ п/п
| Наименование разделов и тем
| Всего
| Лекции
| Практ занятия
| Лабораторные
| Сам. работа
| 1
| Тема 1. Развитие инновационных процессов в образовании. Новые модели предпринимательской деятельности в науке и образовании информационного общества. Перспективные направления исследования
| 2
| 2
|
|
|
| 2
| Практикум 1: Исследовательские центры, журналы, авторские проекты, ресурсы Интернет по проблемам развития предпринимательской деятельности в науке и образовании информационного общества
| 1
|
| 1
|
|
| 3
| Тема 2. Теоретические основы концепции предпринимательской деятельности в науке и образовании. Мегамодели стратегии предпринимательской деятельности в науке и образовании в информационном обществе
| 2
| 2
|
|
|
| 4
| Практикум 2. Информационная революция предпринимательской деятельности в науке и образовании и изменение «повседневного» (труд, занятость, образование, семья, досуг в информационном обществе)
| 4
|
| 4
|
|
| 5
| Практикум 3. Информационная революция предпринимательской деятельности в науке и образовании и изменение«политического» (интересы, власть, государство, картина информационного общества)
| 4
|
| 4
|
|
| 6
| Тема 3. Инновационные процессы предпринимательской деятельности в науке и образовании информационного общества как политическая задача и международный проект. Развитие современной стратегии предпринимательской деятельности в науке и образовании в педагогической практике
| 2
| 2
|
|
|
| 7
| Практикум 4: Изучение шкалы анализа и оценки степени готовности к предпринимательской деятельности в науке и образовании информационного общества
| 4
|
| 4
|
|
| 8
| Тема 4. Национальные модели реализации предпринимательской деятельности в науке и образовании информационного общества (синергетический подход). Моделирование процесса интеграции науки и образования.
| 2
| 2
|
|
|
| 9
| Практикум 5. Национальные стратегии реализации предпринимательской деятельности в науке и образовании информационного общества
| 4
|
| 4
|
|
| 10
| Практикум 6. «Электронное правительство»: национальные модели и приоритеты предпринимательской деятельности в науке и образовании
| 4
|
| 4
|
|
| 11
| Тема 5. Предпринимательская деятельность в науке и образовании России в мировом информационном пространстве (объективные показатели): развитие и доступ к ИКТ, образование, «новая экономика», общество и ИТ
| 2
| 2
|
|
|
| 12
| Тема 6. Предпринимательская деятельность в науке и образовании России в мировом информационном пространстве (политические задачи): «Электронная Россия». Позиция России в международных программах предпринимательской деятельности в науке и образовании информационного общества.
| 2
| 2
|
|
|
| 13
| Практикум 7. Россия в мировом информационном пространстве предпринимательской деятельности в науке и образовании
| 3
|
| 3
|
|
| 14
| Самостоятельная работа
| 108
|
|
|
|
| 15
| Экзамен
|
|
|
|
|
|
| Всего
| 144
| 12
| 24
|
| 108
| 5.2. Содержание разделов дисциплины №п /п
| Наименование раздела
| Содержание раздела
| 1
| Развитие инновационных процессов в образовании. Новые модели предпринимательской деятельности в науке и образовании информационного общества. Перспективные направления исследования
| Информационное общество как парадигма социального развития.
Сущность информационного общества, свойства и виды социальной информации, информация в жизни человека, информация в жизни общества, науки об информационном обществе, единство информационного мира. Понятийный ряд «информация - знание - коммуникация - действие». Понятийный ряд «научно-технический прогресс» - «информационная революция» - «постиндустриальное общество» - «информационное общество» - «развитие ИКТ» - «информационное пространство» - «киберпространство» - «пространство Интернет».
Информационное общество как интеллектуальный проект. Информационное общество как политическая метафора. Информационное общество как политический проект. Эмпирика информационного общества - что, кто и как исследует. Методы и методики исследования. Статистика информационного общества.
Исследовательские центры, журналы, авторские проекты, ресурсы Интернет по проблемам развития информационного общества.
| 2
| Теоретические основы концепции предпринимательской деятельности в науке и образовании. Мегамодели стратегии предпринимательской деятельности в науке и образовании в информационном обществе.
| Построение концептуальных и прогностических моделей общественного развития в западной социологии - (постиндустриальное общество, общество постмодерна, сетевое общество, глобальное общество, информационное общество).
«Постиндустриальное общество» в трактовке Д.Белла. «Между двух веков. Роль Америки в технотронную эру» 3. Бзежинского - лидерство в информационном обществе - лидерство в новом мировом порядке. О. Тоффлер о социальных изменениях - трилогия «Шок будущего», «Третья волна», «Метаморфозы власти». М.Кастельс «Информационная эпоха».
Основные проблемы, порождаемые глобализацией. Критика теорий постиндустриального общества.
| 3
| Инновационные процессы предпринимательской деятельности в науке и образовании информационного общества как политическая задача и международный проект. Развитие современной стратегии предпринимательской деятельности в науке и образовании в педагогической практике
| ИТ-проекты по развитию глобального информационного общества.Деятельность международных организаций, направленная на развитие ИКТ. Потенциальная кооперация UN ICT Task Force и OECD. ICANN и UN ICT Task Force. Современное состояние порталов развития. Партнёрство для развития информационного общества в России (ПРИОР). G8 Dot Force. Состав рабочей группы. UN ICT TF - Рабочая
|
|
| группа при ООН. Направления работы целевой группы ООН. Всемирный саммит по вопросам информационного общества WSIS
Преимущества и новые вызовы развития ИКТ. Цели и задачи Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества. Организаторы и участники. История ВСИС. Деятельность МСЭ. Первая стадия: Женева 2003. План действий. Декларация принципов. Вторая стадия: Тунис 2005.
Деятельность Подготовительных комитетов. Вклад российских исследователей в развитие информационного общества. ПРИОР - Партнерство для развития информационного общества в России.
Преимущества и новые вызовы развития ИКТ. Цели и задачи Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества.
| 4
| Национальные модели реализации предпринимательской деятельности в науке и образовании информационного общества (синергетический подход). Моделирование процесса интеграции науки и образования
| Сравнительный анализ национальных стратегий и планов действий по развитию информационного общества. Оценка готовности страны к информационному обществу: обзор основных методик.
Разработка инструментов и методов мониторинга развития информационного общества (опыт отдельных стран). Состояние и пути формирования информационного общества в странах с различным доступом к ИКТ. «Информационная супермагистраль» в США. Германская модель «e-society». Аутосрсинговый рай в Ирландии. «Государство всеобщего информационного благоденствия». Стратегия информатизации и телекоммуникационная политика Китая. Индийская модель информационного общества. Информационное общество по-японски. Информационное общество в странах Африки.
| 5
| Предпринимательская деятельность в науке и образовании России в мировом информационном пространстве (объективные показатели): развитие и доступ к ИКТ, образование, «новая экономика», общество и ИТ
| Уровень информационного развития. Общая характеристика. Гарвардская методика. Место среди других стран. Достоинства и недостатки положения. Инфраструктура. Аудитория. Количество. Качество. География. Интересы. Запросы. Особенности. Темпы развития. Информационная инфраструктура. Точки доступа.
| 6
| Предпринимательская деятельность в науке и образовании России в мировом информационном пространстве (политические задачи): «Электронная Россия». Позиция России в международных программах предпринимательской деятельности в науке и образовании информационного общества
| Программы развития государственные. Развитие и доступ к ИКТ, образование, «новая экономика», общество и ИТ. «Электронная Россия». Позиция России в международных программах реализации информационного общества.
| 5.3. Компетенции обучающегося, формируемые в процессе освоения дисциплины (дисциплинарного модуля)
Наименование дисциплины
| Количество часов/зачетных единиц
| Формируемые компетенции
| Общее количество компетенций
| Инновационный процессы в образовании
| 3
| ОК-1
ОК-8
| ПК- 6
ПК- 7
ПК-21
ПК-27
| 6
| |