Российской Федерации Красноярский государственный педагогический университет институт спортивных единоборств имени Ивана Ярыгина





Скачать 441.02 Kb.
НазваниеРоссийской Федерации Красноярский государственный педагогический университет институт спортивных единоборств имени Ивана Ярыгина
страница1/4
Дата публикации15.03.2015
Размер441.02 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Информатика > Реферат
  1   2   3   4


Министерство образования Российской Федерации

Красноярский государственный педагогический университет

ИНСТИТУТ СПОРТИВНЫХ ЕДИНОБОРСТВ
имени Ивана Ярыгина

РЕФЕРАТ

по социологии

НЕВЕРБАЛЬНОЕ
ОБЩЕНИЕ


Подготовил:

Студент IV курса,
стипендиат Правительства РФ
Александр ЗАВЬЯЛОВ


Преподаватель:

Старший преподаватель
кафедры философии и социологии
Валентина Григорьевна РАДЧЕНКО

КРАСНОЯРСК 2002


СОДЕРЖАНИЕ



ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………………………………………………………………….…………………………………………….

3




















ОБЩЕНИЕ ………………………………………………………………………………………………………………………….………….…………….…………………….………

4



















СРЕДСТВА НЕВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ …………………………………………………..…………………….....

4






 Общее представление о языке телодвижений …………….…………….….

5
 Развитие представлений о мимике ……………….………………….………………………………

6

Мимика …………………………..………………….…………………….…………………….…………………….…………………….……………..…..…

7

Жесты ………………………………….………….………………………………….…………………….…………………….…………………………….…….

9

Физический контакт ……………………………………………………………………..……………………………………..………

11



















ОПЕРИРОВАНИЕ НЕВЕРБАЛЬНЫМ КОНТАКТОМ …………………………………………………....

13







Вуалирование невербальных сигналов ……….…………….……………………………....

14

Расшифровка невербальных сигналов ……………………………………………..……..….

16

Оперирование невербальным контактом ……………………………………………..…….

17



















ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..……….

20



















ЛИТЕРАТУРА …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….……

21

ВВЕДЕНИЕ

Каждому из нас приходилось заниматься изучением языков. Мы изучали родной язык, иностранный, многие изучают языки программирования. Но существует еще один международный, общедоступный и понятный язык, о котором до недавнего времени мало что знали — это язык жестов, мимики и телодвижений человека — «body language».

Первой наиболее влиятельной работой в исследовании языка тела была работа Чарльза Дарвина «Выражение эмоций у людей и у животных», опубликованная в 1872 году. Она стимулировала современные исследования в области «языка тела», а многие идеи Дарвина и его наблюдения признаны сегодня исследователями всего мира. С того времени учеными были обнаружены и зарегистрированы более 1000 невербальных знаков и сигналов.

Особенностью языка телодвижений является то, что его проявление обусловлено импульсами нашего подсознания, и отсутствие возможности подделать эти импульсы позволяет нам доверять этому языку больше, чем обычному речевому каналу общения.

Учеными установлено, что более половины информации передается посредством невербального общения. Эти данные заставляют нас задуматься над значением «невербалики» для психологии общения и взаимопонимания людей, обратить особое внимание на значение жестов и мимики человека, а также порождают желание овладеть искусством толкования этого особого языка — языка телодвижений, на котором все мы с вами разговариваем, даже не осознавая этого.

Мы научились говорить на табуированные темы, соблюдая определенный контроль, а в запутанных ситуациях прибегать во имя спасения ко лжи. И используя имеющиеся у нас в запасе слова, нам это более или менее удается. Язык тела, не приученный к подобному «театрализованному» поведению, реализует присущие ложному содержанию серии жестов неохотно или вовсе «не идет» на них, что может служить весьма ценной информацией о подлинной правдоподобности сказанного.

В современном мире, когда каждый человек стремится добиться максимальной выгоды из любого взаимодействия, проблема знания языка жестов становится весьма актуальной. В то же время знание языка жестов, с одной стороны, поможет избежать многих ошибок в общении и взаимодействии с людьми, но с другой, вооружив знанием языка жестов мошенников и прочих прагматиков-эгоистов, мы подвергаем еще большей опасности обычных людей и общество в целом.

Именно эта проблема стоит наиболее остро. Кто останется «на плаву»? Контролирующий и вуалирующий невербальные сигналы или правильно расшифровывающий их…

ОБЩЕНИЕ

Общение — сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга.

Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами.

Общение — это обязательный процесс взаимодействия субъектов. Без общения было бы невозможно работать сообща и жить в социальном обществе.

Общение не возникает случайно, для реализации общения необходимо совпадение нескольких факторов: во-первых, наличие минимум двух субъектов общения (передающего информацию — коммуникатора и получающего ее — реципиента), по сути, любое групповое общение сводится к отношениям «коммуникатор-реципиент»; во-вторых, нужна информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому, такая информация называется — содержанием общения; в-третьих, должна быть цель, ради которой общение и возникает (у животных цели общения не выходят обычно за рамки актуальных для них биологических потребностей, у человека же эти цели могут быть весьма разнообразными и являют собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей); в-четвертых, присутствие средств общения — способов кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому, кодирование информации — это способ ее передачи (информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации.

Очное общение, будучи сложным социально-психологическим процессом взаимопонимания между людьми, осуществляется по двум каналам: речевому (вербальный — от латинского слова устный, словесный) и неречевому (невербальный).

Исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют лишь 7%, звуки интонации — 38%, а неречевое взаимодействие — 55%, поэтому становится ясным причины все возрастающего интереса к изучению невербального взаимодействия между людьми.
СРЕДСТВА НЕВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ



Хотя вербальные символы (слова) — основное наше средство для кодирования идей, предназначенных к передаче, мы используем и невербальные символы для трансляции сообщений. В невербальной коммуникации используются любые символы, кроме слов. Зачастую невербальная передача происходит одновременно с вербальной и может усиливать или изменять смысл слов. Обмен взглядами, выражение лица, например, улыбки и выражения неодобрения, поднятые в недоумении брови, живой или остановившийся взгляд, взгляд с выражением одобрения или неодобрения — все это примеры невербальной коммуникации. Использование пальца как указующего перста, прикрывание рта рукой, прикосновение, вялая поза также относятся к невербальным способам передачи значения (смысла). Еще одна разновидность невербальной коммуникации формируется тем, как мы произносим слова. Имеются в виду интонация, модуляция голоса, плавность речи и тому подобное.

Таким образом, становится понятно, что речевой канал имеет гораздо меньшую продуктивность ввиду своего сольного фактора, напротив, невербальный канал имеет достаточно большой арсенал средств, которые могут быть использованы единовременно (интонация, ударение, мимика, жесты). Исходя из этого, различные аспекты невербального общения изучают специально выделенные направления:

КИНЕСИКА изучает внешние проявления человеческих чувств и эмоций, объединяя в себе мимику и жестику: выражение лица, жестикуляцию, позы, визуальную коммуникацию. Эти невербальные компоненты несут очень большую информационную нагрузку. Наиболее показательными являются случаи, когда к помощи кинесики прибегают люди, говорящие на разных языках. Жестикуляция при этом становится единственно возможным средством общения и выполняет сугубо коммуникативную функцию.

ПРОКСЕМИКА исследует расположение людей в пространстве при различных видах общения, их векторные направления и включает в себя таксику — изучающую тактильную коммуникацию (прикосновения, похлопывание по плечу), несущую различные функции, например, вспомогательную, стратегическую, тактильная коммуникация становится чуть ли не единственным инструментом общения для слепоглухонемых и несет чисто коммуникативную функцию.
Общее представление о языке телодвижений



К концу XX столетия появился новый тип ученого-социолога —специалиста в области «невербалики», который изучает поведение людей, стремясь больше узнать об их поступках для того, чтобы тем самым больше узнать о себе и о том, как улучшить свои взаимоотношения с другими людьми. Кажется почти невероятным, что более чем за миллион лет эволюции человека невербальные аспекты коммуникации начали серьезно изучаться только с начала шестидесятых годов прошлого века, а общественности стало известно об их существовании только после того, как Джулиус Фаст опубликовал свою книгу в 1970 году (эта книга обобщала исследования о невербальных аспектах коммуникации, проделанные учеными совсем другого профиля), но даже сегодня большинство людей все еще не знают о существовании языка телодвижений, несмотря на его важность в их жизни.

В то же время, не имея никаких научных данных, человечество уже очень давно столкнулись с вопросами невербального общения. Когда мы говорим, что человек чувствителен и обладает интуицией, мы имеем в виду, что он (или она) обладает способностью читать невербальные сигналы другого человека и сравнивать эти сигналы с вербальными сигналами. Другими словами, когда мы говорим, что у нас предчувствие, или что «шестое чувство» подсказывает нам, что кто-то сказал неправду, мы в действительности имеем в виду, что заметили разногласие между языком тела и сказанными этим человеком словами. Лекторы называют это чувством аудитории. Например, если слушающие сидят глубоко в креслах с опущенными подбородками и скрещенными на груди руками, у восприимчивого человека появится предчувствие, что его сообщение не имеет успеха. Он поймет, что нужно что-то изменить, чтобы заинтересовать аудиторию. А невосприимчивый человек, соответственно, не обратит на это внимания и усугубит свою ошибку.

Женщины обычно более чувствительны, чем мужчины и этим объясняется существование такого понятия, как женская интуиция. Женщины обладают врожденной способностью замечать и расшифровывать невербальные сигналы, фиксировать самые мельчайшие подробности. Поэтому мало кто из мужей может обмануть своих жен, и, соответственно, большинство женщин могут узнать тайну мужчины по его глазам, о чем он даже не подозревает. Эта женская интуиция особенно хорошо развита у женщин, занимающихся воспитанием маленьких детей.

Согласно социологическому исследованию на основе специально разработанных анкет 90% — это люди, хорошо интерпретирующие мимику и жесты, но редко использующие эту информацию в реальной жизни, они склонны скорее буквально, воспринимать сказанные им слова и руководствоваться ими, а не сделанными выводами по полученной информации из мимики и жестов собеседника; 5% — люди, у которых определенно есть способность к пониманию людей без слов, но они слишком полагаются на это качество и зачастую делают неправильные выводы, интерпретируя жесты обособлено; 5% — люди, для которых язык мимики и жестов — «китайская» грамота и они просто не придают этому ни какого значения.

Таким образом, согласно полученным данным, из опрошенных респондентов нет ни одного человека, который мог бы четко интерпретировать мимику и жесты людей и практически использовать эту информацию в процессе общения. Результаты опроса не являются единственно правильным положением по знанию языка тела в мире, однако, вполне обосновано указывают на большой пробел в знаниях подобного рода.
Развитие представлений о мимике



Исследования мимического выражения эмоций начались еще более 100 лет назад. Возник вопрос: почему у человека в эмоциональном состоянии специфически изменяется напряжение различных лицевых мышц? Именно Ч.Дарвин выдвинул гипотезу, согласно которой мимические выражения эмоций — это изжитки реакций с определенным приспособительным значением. Непосредственно мимические движения представляют собой либо ослабленную форму этих полезных движений. Например, оскаливание зубов сохранилось от акта нападения на противника и до сих пор используется современным человеком, когда он злобно усмехается или проявляет свою враждебность каким-то другим способом. Улыбка первоначально была символом угрозы, но сегодня, в совокупности с дружелюбными жестами и расслаблением центральных губных мышц, она обозначает удовольствие или доброжелательность. Дарвин утверждал, что мимические реакции являются врожденными и находятся в тесной взаимосвязи с видом животного.

Позже ученые установили, что существуют всего семь основных лицевых выражений — конфигураций мимики, выражающих семь эмоций: счастье, удивление, страх, страдание, гнев, отвращение и интерес. Было доказано, что все люди, независимо от национальности и культуры, в которой они выросли, выражают эти эмоции одинаково. Однако в реальной жизни в процессе научения и социализации человека прототипические выражения базовых эмоций модифицируются, и поэтому мы их наблюдаем довольно редко. А представление о том, что по выражению лица можно судить об испытываемых человеком эмоциях, верно, если оно относится к конвенциональным мимическим реакциям, к тому своеобразному языку мимики, которым пользуются люди для преднамеренного сообщения о своих установках, замыслах, чувствах.

Возможно, что это представление верно и в отношении спонтанной мимики, но при условии, что имеются в виду хорошо знакомые люди. В процессе достаточно долгого общения с человеком, становится понятным, что такое-то выражение лица означает у него раздражение, тогда как другое — восторг. Помимо общего языка эмоций, необходимо знать еще язык индивидуальный, то есть язык мимики конкретного человека. Обычно мы постигаем язык эмоций лишь близких нам людей.

Согласно наблюдениям и экспериментам было выделено три фактора, влияющие на формирование мимического выражения эмоций:

— врожденные видотипичные мимические схемы, соответствующие определенным эмоциональным состояниям;

— приобретенные, заученные, социализированные способы проявления чувств, подлежащие произвольному контролю;

— индивидуальные экспрессивные особенности, придающие видовым и социальным формам мимического выражения специфические черты, свойственные только данному индивиду.

Несмотря на то, что мимические выражения зависят от многих объективных факторов, мимикой все-таки управляют. Однако менее всего подконтрольна его нижняя часть.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Российской Федерации Красноярский государственный педагогический университет институт спортивных единоборств имени Ивана Ярыгина iconРоссийской Федерации Красноярский государственный педагогический...
Причем тем сложнее, чем позже начнут предприниматься реальные меры по глобальному восстановлению здоровья человечества
Российской Федерации Красноярский государственный педагогический университет институт спортивных единоборств имени Ивана Ярыгина iconКонкурс лучших учителей РФ по приоритетному национальному проекту «Образование»
...
Российской Федерации Красноярский государственный педагогический университет институт спортивных единоборств имени Ивана Ярыгина iconРоссийской Федерации Российский государственный профессионально-педагогический...
...
Российской Федерации Красноярский государственный педагогический университет институт спортивных единоборств имени Ивана Ярыгина icon«Респираторные аллергозы»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Российской Федерации Красноярский государственный педагогический университет институт спортивных единоборств имени Ивана Ярыгина icon«Бронхиальная астма»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Российской Федерации Красноярский государственный педагогический университет институт спортивных единоборств имени Ивана Ярыгина iconРеферат (Реф)
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Российской Федерации Красноярский государственный педагогический университет институт спортивных единоборств имени Ивана Ярыгина iconЛитература государственное бюджетное образовательное учреждение высшего...
«Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого» Министерства
Российской Федерации Красноярский государственный педагогический университет институт спортивных единоборств имени Ивана Ярыгина iconЛитература государственное бюджетное образовательное учреждение высшего...
«Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого» Министерства
Российской Федерации Красноярский государственный педагогический университет институт спортивных единоборств имени Ивана Ярыгина iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
«красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева» факультет биологии, географии и химии
Российской Федерации Красноярский государственный педагогический университет институт спортивных единоборств имени Ивана Ярыгина icon«Острые пневмонии у детей»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Российской Федерации Красноярский государственный педагогический университет институт спортивных единоборств имени Ивана Ярыгина icon«Рахит. Спазмофилия. Гипервитаминоз Д.»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Российской Федерации Красноярский государственный педагогический университет институт спортивных единоборств имени Ивана Ярыгина iconФгбоу впо «Красноярский государственный педагогический университет...
Фгбоу впо «Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева»
Российской Федерации Красноярский государственный педагогический университет институт спортивных единоборств имени Ивана Ярыгина iconТрехмерная графика и её роль в освоении медико-биологических дисциплин
Гоу впо "Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого Министерства здравоохранения...
Российской Федерации Красноярский государственный педагогический университет институт спортивных единоборств имени Ивана Ярыгина icon«Дифференциальная диагностика заболеваний легких»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Российской Федерации Красноярский государственный педагогический университет институт спортивных единоборств имени Ивана Ярыгина iconРоссийской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет...

Российской Федерации Красноярский государственный педагогический университет институт спортивных единоборств имени Ивана Ярыгина iconРоссийской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск