Программа научно-исследовательской практики Сроки проведения практики 9 семестр, 1 год обучения, 4 недели
1. Цели практики ― закрепление и углубление теоретической подготовки обучающегося, приобретение им практических навыков и компетенций, а также опыта самостоятельной исследовательской деятельности. 2. Задачи практики
овладение знаниями о видах, структуре, организации, основных методах ведения НИР и ОЭР;
умение формулировать цель, задачи, гипотезу, определять актуальность, новизну, теоретическую и практическую ценность исследования;
умение составлять план исследования;
умение вести информационный поиск с привлечением современных информационных технологий;
умение корректно использовать научные источники в своей работе (реферирование, цитирование, анализ, сопоставление, интерпретация);
умение выбирать необходимые методы исследования, применять, адаптировать существующие и разрабатывать новые методики, исходя из задач конкретного исследования;
умение решать конкретную исследовательскую задачу в рамках более крупного исследования, проводить содержательный анализ различных моделей и технологий поликультурного обучения школьников;
умение проводить экспериментальное исследование, обрабатывать и анализировать полученные результаты с учетом рекомендаций, имеющихся в научной и научно-методической литературе;
умение представлять итоги исследования в виде докладов, отчетов, рефератов, тезисов, статей, оформленных в соответствии с современными требованиями и привлечением компьютерных технологий.
3. Место производственной практики в структуре ООП ВПО
Это первая практика магистрантов, которая предполагает обобщение опыта НИРС в процессе получения высшего образования (бакалавр, специалист). 4. Место проведения практики
см. список баз практик 5. Содержание и характер деятельности студентов-магистрантов _____________
Практика проходит в четыре этапа. Содержание этапов практики представлено в таблице.
Этапы | Содержание и формы работы студентов | 1
| Освоение структуры научно-исследовательской и опытно-экспериментальной работы и способов ее организации.
Определение конкретных заданий совместно с руководителем практики и занесение их содержания в аттестационный лист.
| 2
| Составление списка литературы по утвержденной теме, анализ отечественных и иностранных источников, подготовка и обсуждение материалов экспериментального исследования, проведение разведывательного /пилотажного/ эксперимента.
| 3
| Проведение экспериментальной работы и первичная обработка полученных данных.
| 4
| Участие в научно-практической конференции. Написание тезисов доклада (научной статьи). Отчет об итогах практики на заседании кафедры.
|
6. Научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на практике
использование информационных технологий, аналитическая обработка данных, контент-анализ 7. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на практике
программа практики, список рекомендуемой литературы
8. Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения практики
Магистр по направлению подготовки 031300 Журналистика должен быть подготовлен к решению профессиональных задач в соответствии с профильной направленностью ООП магистратуры программы и видами профессиональной деятельности (редакционной, научно-исследовательской и педагогической)
Научно-исследовательская деятельность (исследователь СМИ, преподаватель):
научное исследование различных аспектов функционирования отечественных и зарубежных средств массовой информации (история, теория, организация редакционной деятельности, методика журналистского творчества, этические и правовые основы СМИ, экономика, социология, психология журналистики, язык и стиль СМИ), а также других видов массовой коммуникации на основе самостоятельно разработанной методологии и методики, получение теоретически и практически значимых результатов, выводов;
участие в работе научных коллективов, разрабатывающих соответствующую тематику и проблематику медиаисследований;
подготовка научных статей, докладов, сообщений (по результатам собственных исследований или выполненных исследовательской группой при участии автора), а также публикаций в прессе;
составление обзоров исследований в соответствующей области, реферирование литературы, рецензирование научных публикаций;
подготовка или участие в проведении научных семинаров, конференций, дискуссий;
выполнение учебно-педагогической работы.
Компетенции:
культура мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-4);
способность к самостоятельному обучению новым методам деятельности, готовность к изменению профессионально-творческого и научного профиля своей деятельности, к изменению социокультурных и социальных условий деятельности (ОК-5);
способность использовать на практике навыки и умения в организации профессионально-творческих и научно-исследовательских работ, в управлении коллективом (ОК-7);
способность принимать нестандартные решения, разрешать проблемные ситуации, готовность к принятию ответственности за свои решения в рамках профессиональной компетенции (ОК-8);
способность к полному и многоаспектному использованию знаний, полученных в процессе изучения гуманитарных, социально-экономических и естественнонаучных дисциплин, в своей профессиональной деятельности в целом и ракурсно в тех областях, которые связаны с областью углубленных научных исследований или со сферой профессионально-функциональной профилизации (ОК-11);
способность использовать современные достижения в области науки, самостоятельно
приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической
деятельности новые знания и умения, расширять и углублять свое научное мировоззрение (ОК-12);
способность демонстрировать навыки работы в творческом и научном коллективе (ОК-14);
способность порождать новые идеи (ОК-15);
способность осознать основные проблемы своей предметной области, ориентироваться в
постановке задачи и определять способ решения проблем (ОК-16);
способность и готовность применять знания о современных методах исследования (ОК-17);
свободное владение нормами и средствами выразительности русского языка, письменной и устной речью в процессе личностной и профессиональной коммуникации, в журналистской деятельности (ОК-18);
способность ориентироваться в современной системе источников информации, знание и
умение использовать различные программные средства и базы данных, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-20);
способность и готовность проводить научные исследования и адекватно оценивать их
результаты (ОК-21);
умение анализировать, синтезировать и критически резюмировать информацию (ОК-22);
умение использовать современные цифровые технологии в соответствии с целями ООП
магистратуры (ОК-23);
способность оформлять и представлять результаты выполненной работы (ОК-24).
основательное владение системой знаний, касающихся журналистики как части системы
массовой коммуникации (СМК): роль СМК и СМИ в обществе, функции журналистики, механизмы и принципы функционирования, типология СМИ, аудитория, контент, проблемы эффективности, тенденции развития медиаиндустрии, отечественные и зарубежные медиаконцепции (ПК-1);
владение системой теоретических знаний, относящихся к определенному направлению и
виду журналистской деятельности (в соответствии с ООП магистратуры) (ПК-2);
понимание на углубленном уровне сущности и специфики, функций, содержания, этапов,
оптимальных моделей, технологии, профессиональных стандартов, психологических особенностей журналистской деятельности определенного вида (ПК-3);
владение информацией о научных исследованиях в данной сфере, отечественном и зарубежном профессиональном опыте, владение методами ее получения, анализа и накопления (ПК-4); 9. Формы отчетности и итоговая аттестация
Руководители научно-исследовательской практики утверждают конкретное содержание задания, которое вносится в аттестационный лист. Выбор заданий производится совместно магистрантом и руководителем и согласуется с заведующим кафедрой.
К прохождению практики магистрант допускается при предоставлении на кафедру заполненного аттестационного листа, в котором конкретизировано задание для каждого этапа практики, сформулированы ожидаемые результаты. Данный документ является не только показателем готовности магистранта, но одновременно выступает и как средство контроля за своевременностью проводимой работы.
Руководители научно-исследовательской практики следят за ходом выполнения задания, осуществляют необходимую помощь и консультирование. Руководители научно-исследовательской практики несут ответственность за объективную оценку результатов выполнения задания, выставляют оценки по итогам выполнения каждого из пунктов задания, внесенных в аттестационный лист. На их основе выставляется итоговая оценка.
Форма отчетности – отчет по научно-иследовательской практике, подготовка курсовой работы по дисциплине «Современные теории массовой коммуникации», доклада на научно-практическую конференцию МГГУ (апрель).
Для подведения итогов и получения оценки за научно-исследовательскую практику магистрант должен представить руководителю практики следующие документы:
1. аттестационный лист научно-исследовательской практики, заполненный по установленной форме, с отметками о выполнении по всем намеченным видам работ, подписанный руководителем практики и заведующим кафедрой.
2. протоколы исследования и письменный анализ эмпирических данных пилотажного исследования с предварительными выводами;
3. описание основного экспериментального исследования, включающее определение объекта, предмета, цели, гипотезы и задач исследования, протоколы и описание экспериментальной работы, диагностические данные, выводы о полученных результатах.
4. тезисы доклада на научно-практической конференции или текст научной статьи объемом не менее 0,5 п.л.
Основные критерии оценки: актуальность выдвинутой проблемы исследования, адекватность формулировки объекта, предмета, цели, гипотезы исследования, самостоятельность проведения, творческий подход к решению методических задач, научность, достоверность и практическая значимость полученных результатов, умение представить полученные данные.
Оценка «отлично» выставляется, если магистрант:
- обосновал актуальность выдвинутой проблемы исследования;
- адекватно сформулировал объект, предмет, цель, гипотезу исследования;
- творчески подошел к решению диагностических и методических задач;
- самостоятельно провел эмпирическое исследование, экспериментальную работу;
- получил результаты, характеризующиеся научной новизной, достоверностью и практической значимостью;
- сумел представить полученные данные общественности (в статье, на конференции).
Оценка «хорошо» выставляется, если магистрант:
- обосновал актуальность выдвинутой проблемы исследования недостаточно убедительно;
- в формулировке цели, объекта, предмета, гипотезы исследования допустил отдельные несоответствия;
- получил результаты, не характеризующиеся научной новизной, но достоверные и практически значимые;
- сумел представить полученные данные общественности (в статье, на конференции).
Оценка «удовлетворительно» выставляется, если магистрант:
- обосновал актуальность выдвинутой проблемы исследования не убедительно или неполно;
- в формулировке цели, объекта, предмета, гипотезы исследования допустил несоответствия, или терминологические неточности;
- проявил недостаточно самостоятельности при организации исследования;
- получил результаты, не характеризующиеся научной новизной, или использовал не всегда достоверные способы обработки результатов, но результаты имеют практическое значение;
- не сумел адекватно представить полученные данные общественности (в статье, на конференции).
Оценка «неудовлетворительно» выставляется, если магистрант:
- не обосновал актуальность выдвинутой проблемы исследования;
- в формулировке цели, объекта, предмета, гипотезы исследования допустил несоответствия друг другу;
- не проявил самостоятельности при организации исследования;
- получил результаты, не характеризующиеся научной новизной, достоверностью и практической значимостью;
- не представил полученные данные общественности (в статье, на конференции);
- не выполнил полностью программу практики.
10. Учебно-методическое и информационное обеспечение практики
Основная литература:
1. Кузнецов И.Н. Рефераты, курсовые и дипломные работы [Текст]: методика подготовки и оформления./ И.Н.Кузнецов. – М., 2006.
2. Основные предпосылки организации и развития научно-исследовательской деятельности студентов в вузах // Организация и развитие научно-исследовательской деятельности студентов в вузах России: Монография в 3-х ч. – Ч 1. – М., 2002. – 216 с.
3. Папковская П. Я. Методология научных исследований [Текст]: Курс лекций / П. Я. Папковская. – Минск, 2002.
4. Щедрецова Н.А. Информационные ресурсы в практике студенческих психолого-педагогических исследований // Семья 21 века: современные исследования. [Текст] / Под ред. И.А.Хоменко. – СПб., 2006. – С.10-18. Дополнительная литература:
1. Кузин, Ф.А. Магистерская диссертация: методика написания, правила оформления и порядок защиты: практическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени / Ф.А. Кузин.- 6-е изд., доп.- М.: Ось-89, 1997.- 224с.
2. Сергеев Ф.П. Основы лингвистических исследований [Текст]: учебное пособие. / Ф.П.Сергеев. – Волгоград, 1997.
3. Солганик Г. Я. Стилистика текста [Текст]: учебное пособие / Г. Я. Солганик. – 4-е изд. – М., 2002.
4. Арнольд И.В. Основы научных исследований в лингвистике [Текст]: учебное пособие./ И.В.Арнольд. – М., 1991.
5. Герасимов И. Г. Научное исследование [Текст] / И. Г. Герасимов. – М., 1972.
6. Леонов В. П. Реферирование и аннотирование научной литературы [Текст] / В. П. Леонов. – Новосибирск, 1986.
7. Сенкевич М.П. Стилистика научной речи и литературное редактирование научных произведений [Текста] / М.П.Сенкевич. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 1984.
8. Усачёв И. В., Ильясов И. И. Методика поиска научной литературы, чтения и составления обзора по теме исследования: проведение информационного этапа научно-исследовательской работы [Текст] / И. В. Усачёв, И. И. Ильясов. – М., 1980.
9. Швырев В.С. Научное познание как деятельность. [Текст] / В.С.Швырев. – М., 1984.
10. Фомичева, И. Г. Философия образования: некоторые подходы к проблеме / И. Г. Фомичева; Рос. гуманит. науч. фонд. - Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2004. - 242 с.
Материально-техническое обеспечение практики
телерадиостудия МГГУ, обрудование баз практик Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и примерной основной образовательной программы (ООП) ВПО по направлению и профилю подготовки 031300.68 Журналистика. Мультимедийная журналистика Автор(ы) доктор филологических наук, профессор О.Н.Иванищева
Рецензент(ы) выпускающий редактор МАУ «Редакция газеты «Вечерний Мурманск» А.Н. Ковалева; доктор культурологии, процессор КиМКТЯиЖ МГГУ Л.С. Вагинова |