Отчет о работе первичной инновационной площадки за 2013 год
Управление развитием познавательного потенциала на основе создания учащимися компьютерных игр (годовой)
Ответственный исполнитель
инновационной площадки:
Жемчужников Д.Г _____________________ Научный руководитель
инновационной площадки:
Воровщиков С.Г. _____________________
Руководитель
Базового учреждения:
Директор ГБОУ СОШ №1220 Храмихина К.И. _____________________
МП
Москва, 2013 г. ПАСПОРТ ИННОВАЦИОННОЙ ПЛОЩАДКИ
№
| Наименование пункта
| Комментарии
| 1.
| Наименование инновационной площадки
| Управление развитием познавательного потенциала на основе создания учащимися компьютерных игр
| 2.
| Приказ о присвоении статуса инновационной площадки
| Приказ №1ИП от 10 января 2013 г.
Кем присвоен статус: ГБОУ СОШ №1220
| 3.
| Тип инновационной площадки
| Первичная
| 4.
| Уровень образования
| Общее среднее
| 5.
| Направление инновационной деятельности
| Новые технологии обучения
| 6.
| Научные руководители
| Воровщиков Сергей Георгиевич, д.п.н., декан ФПК и ППРО МПГУ, профессор, зав. кафедрой управления образовательными системами, тел. (916) 925-9830 sgvorov@mail.ru
Жемчужников Дмитрий Григорьевич, к.п.н., учитель информатики ГБОУ СОШ №1220
тел. (916) 129-8903 dimitriz@mail.ru
| 7.
| Аннотация инновационного проекта
| Цель проекта – подготовка к тиражированию и созданию сети ОУ, реализующих программу дополнительного образования по обучению программированию на основе создания игр и интегрирующих ее элементы в программы общего образования. Два основных компонента:
- внедрение дистанционных форматов обучения по программе (обучение тьюторов, индивидуальное обучение);
- апробация модели взаимодействия для тиражирования в инновационной сети.
В рамках проекта планируется разработка, апробация и внедрение: полного учебно-методического комплекта по дистанционному преподаванию программы; информационного пространства для дистанционного обучения; двух вариантов модели дистанционного обучения («базовое ОУ – тьютор в сетевом ОУ – учащийся», «ОУ – учащийся»), готовых к тиражированию; электронного образовательного ресурса на основе игр, разработанных учащимися.
УМК по проекту (учебные и методические пособия, диски, видеокурс) будет опубликован, часть тиража поступит в свободную продажу, обеспечив экономический эффект проекта. Дальнейшее (в продолжение проекта) тиражирование в сети образовательных учреждений на основе предоставления платных образовательных услуг может обеспечить окупаемость проекта в течение 2-3 лет.
| 8.
| Ожидаемые результаты
| Готовая к тиражированию модель организации удаленного сетевого взаимодействия между базовой площадкой программы и удаленной сетевой площадкой (тьюторами и учащимися).
Готовая к тиражированию модель организации дистанционного обучения по программе детей в домашних условиях.
Исчерпывающий учебно-методический комплект для дистанционного обучения по программе, включающий:
адаптированные учебно-методические и методические пособия;
диски с играми-прототипами и исходными кодами, материалами к занятиям;
видеокурс лекций для самостоятельного изучения и использования в качестве основы тьюторами на сетевых площадках;
сетевой электронный образовательный ресурс, содержащий все дидактические материалы программы для образовательных учреждений.
Тираж УМК для распространения в будущей инновационной сети.
Развитие и обогащение исходной программы ДО в научно-методическом и дидактическом плане за счет преподавания в новых условиях и по новым технологиям.
Результаты маркетинговых исследований с более репрезентативной выборкой, готовая модель коммерческого проекта.
Экономический эффект от реализации созданных и опубликованных материалов для самостоятельного изучения.
| 9.
| Срок реализации
| 2013 – 2015 г. (3 года)
I этап - 2013 год
II этап - 2014 год
III этап - 2015 год
| 10.
| Базовое учреждение
| 1)ГБОУ СОШ №1220
Округ: Северо-Восточный
ФИО руководителя: Храмихина К.И.
Должность: Директор
| 11.
| Сеть инновационной площадки
| нет
| 12.
| Ответственный за сопровождение деятельности инновационной площадки
| Жемчужников Дмитрий Григорьевич
E-mail: dimitriz@mail.ru
| 13.
| Календарный план
|
|
№
| Мероприятие
| Сроки
| Достигнутые результаты
| Отметка о выполнении
| 1.
| Создание модели организации удаленного сетевого взаимодействия
|
|
|
| 1.1.
| Построение модели организации удаленного сетевого взаимодействия между базовой площадкой программы и удаленной сетевой площадкой (тьюторами и учащимися).
| Январь-декабрь 2013
| Готовая к тиражированию модель
| Выполнено на 30%
| 1.2.
| Построение модели организации дистанционного обучения по программе в домашних условиях
| Январь-декабрь 2013
| Готовая к тиражированию модель
| Выполнено на 30%
| 2.
| Проведение научно-исследовательских работ по тематике инновационного образовательного проекта, апробация в базовой образовательной организации
|
|
|
| 2.1.
| НИР «Методика обучения школьников программированию на основе создания динамических компьютерных игр»
| Январь-июль 2013
| Полный учебно-методический комплект
| Выполнено на 100%
| 2.2.
| НИР «Организационно-педагогическое обеспечение дистанционного обучения школьников программированию на основе создания динамических компьютерных игр»
| Июль-декабрь 2013
| Полный учебно-методический комплект, организационно-техническая документация
| Выполнено на 20%
| 3.
| Создание инновационных продуктов, обеспечивающих сетевое внедрение
|
|
|
| 3.1.
| Видеокурс по обучения школьников программированию на основе создания динамических компьютерных игр
| Сентябрь-декабрь 2013
| Готовый к тиражированию продукт
| Выполнено на 25%
| 3.2.
| ЭОР (открытое информационное пространство для сетевого взаимодействия)
| Сентябрь-декабрь 2013
| Готовый к использованию инновационный ЭОР
| Не выполнено
| 3.3.
| ЭОР: сайт универсальных дидактических игр, созданных школьниками в процессе реализации программы
| Сентябрь-декабрь 2013
| Готовый к использованию инновационный ЭОР
| Выполнено на 100%
| 3.4.
| Тираж УМК для распространения в инновационной сети
| Ноябрь-декабрь 2013
| Готовая к внедрению инновационная образовательная программа
| Не выполнено
|
Продукт для тиражирования
|
модель организации удаленного сетевого взаимодействия между базовой площадкой программы и удаленной сетевой площадкой (тьюторами и учащимися).
модель организации дистанционного обучения детей в домашних условиях.
исчерпывающий учебно-методический комплект для дистанционного обучения по программе, включающий:
адаптированные учебно-методические и методические пособия;
диски с играми-прототипами и исходными кодами, материалами к занятиям;
видеокурс лекций для самостоятельного изучения и использования в качестве основы тьюторами на сетевых площадках;
сетевой электронный образовательный ресурс, содержащий все дидактические материалы программы для образовательных учреждений.
|
РЕФЕРАТ
Объем отчета 39 страниц, 5 иллюстраций, 4 таблицы, 33 источника.
Ключевые слова: методика обучения, дистанционное обучение, компьютерные игры, создание игр, электронные ресурсы, видеокурс, дидактические игры, обучение программированию, обучение информатике, сетевое дистанционное обучение. Базовое новшество (объект инновации) – исчерпывающая модель обучения школьников программированию на основе создания компьютерных игр, включающая различные формы дистанционного образования и их организационно-педагогическое обеспечение.
Цель исследования – разработать методическую систему обучения, в том числе дистанционного, программированию на основе создания школьниками динамических компьютерных игр, позволяющую учащимся освоить программные конструкции, предусмотренные ФГОС, и эффективно использовать полученные знания в ходе дальнейшего обучения и выборе профессии.
Гипотеза исследования заключается в том, что методическая система обучения программированию на основе создания школьниками динамических компьютерных игр позволит повысить эффективность обучения информатике и будет способствовать применению знаний из области программирования при решении различных учебных задач за счет развития познавательного потенциала и мотивации учащихся, реализации личностно ориентированного и деятельностного подходов в обучении (в соответствии с требованиями ФГОС).
Задачи исследования:
Изучить и проанализировать теоретические и методические основы обучения школьников программированию;
Конкретизировать основные условия и критерии отбора содержания обучения программированию, разработки этапов, средств создания динамических компьютерных игр школьниками для обучения программированию; систематизировать основные типы компьютерных игр и сред их разработки для обучения программированию;
Разработать технологию создания игр для обучения школьников программированию;
Разработать модель методической системы обучения, на ее основе определить содержание и методы обучения программированию на основе создания школьниками динамических компьютерных игр, предусматривающие развитие творческого потенциала и мотивации учащихся, способствующие реализации личностно ориентированного и деятельностного подходов к обучению;
Экспериментально проверить эффективность разработанной методической системы обучения программированию на основе создания школьниками динамических компьютерных игр и ее влияние на качество обучения информатике;
Разработать модель методической системы дистанционного обучения, на ее основе определить содержание и методы дистанционного обучения программированию на основе создания школьниками динамических компьютерных игр;
Разработать учебно-методический комплект для всех видов обучения, включающий учебные пособия, игру-прототип, видеокурс и информационное пространство для дистанционного обучения.
Разработать варианты применения созданных школьниками игр в дидактических целях, внедрения их производных в учебный процесс.
Методологическую основу исследования составляют
на философском уровне – работы Д. Дьюи, С.П. Курдюмова, С. Пейперта, Ж. Пиаже, Э. Тоффлера и др.;
на теоретическом уровне (педагогика, психология) – работы В.П. Беспалько, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, А.В. Хуторского и др.;
на предметном уровне (информатика, программирование) – работы А.А. Кузнецова, А.Г. Кушниренко, М.И. Лапчика и др.;
на технологическом уровне – работы Э. Дейкстры, Д. Кнута, Н. Вирта, Н. Рубенкинга и др.
Методы исследования:
теоретические: системный анализ отечественной и зарубежной психолого-педагогической, научно-методической литературы по философии, педагогике, психологии; критический анализ существующих подходов к обучению информатике и программированию, а также использованию электронных ресурсов по рассматриваемой проблеме;
эмпирические: обобщение опыта преподавания информатики; анализ содержания учебных программ, планов, пособий, диссертаций, материалов конференций по вопросам обучения программированию в школе; наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование учащихся с целью выяснения целесообразности использования предложенной методики и ее эффективности в области развития познавательного потенциала и обучения программированию; педагогический эксперимент и анализ экспериментальной деятельности;
статистические: математическая обработка статистических данных, полученных в ходе проведения экспериментальной работы.
Рекомендации по внедрению:
Созданный продукт рекомендуется к внедрению в средних общеобразовательных организациях в рамках курса информатики 8-9 классов или в качестве программы дополнительного образования.
Планируемый к созданию продукт (в части дистанционного обучения) предлагается к широкому внедрению среди школьников и любых заинтересованных лиц, а также педагогов-трансляторов (тьюторов). Отчет составлен 01.11.2013
Содержание Введение………………………………………………………….….……9
|