Утверждаю
Директор
МБОУ «НШ-ДС с.Илирней»
______/Сошина Т.Л./
«____»_________20_12__г.
| Согласовано
Зам.директора по УВР
_____/ /
«____»_________20_12__г.
| Рассмотрено
на заседании
методического объединения
Протокол №_____________
Председ.м/о_______ Тынеймит Л.В..
«____»_________20___г.
| Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста « Начальная школа – детский сад» с. Илирней Билибинского муниципального района ЧАО
Программа кружка
«Основа компьютерной грамотности»
для 2 класса
Составила: Тынеймит Л.В.
учитель начальных классов
с.Илирней
2012г
Пояснительная записка
Информатика как динамично развивающаяся наука становится одной из тех отраслей знаний, которая призвана готовить современного человека к жизни в новом информационном обществе. Учебный предмет «Информатика» как самостоятельная дисциплина является образовательным компонентом общего среднего образования. Вместе с тем, он пронизывает содержание многих других предметов и, следовательно, становится дисциплиной обобщающего, методологического плана. В этой связи особенно актуальными становятся вопросы создания учебных программ для изучения информатики в начальной школе.
Задача обучения информатике в целом - внедрение и использование новых передовых информационных технологий, пробуждение в детях желания экспериментировать, формулировать и проверять гипотезы и учиться на своих ошибках. Простейшие навыки общения с компьютером должны прививаться именно в младших классах, для того чтобы на предметных уроках в средних классах дети могли сосредоточиться на смысловых аспектах. Общение с компьютером увеличивает потребность в приобретении знаний, продолжении образования.
Данный курс носит пропедевтический характер. К пропедевтическим элементам компьютерной грамотности относится умение работать с прикладным программным обеспечением. Программа курса состоит из четырех ступеней, фактически продолжающих друг друга, но между тем каждая является самостоятельной частью усвоения информатики. Дети, приходя в школу в 1 класс и занимаясь в компьютерном кружке все 4 года, смогут освоить работу в основных прикладных программах, но между тем, если ребенок начнет заниматься позже, со 2 или 3 класса, он свободно сможет влиться в коллектив кружка.
Современное общество предъявляет новые требования к поколению, вступающему в жизнь. Надо обладать умениями и планировать свою деятельность, и находить информацию, необходимую для решения поставленной задачи, и строить информационную модель исследуемого объекта или процесса, и эффективно использовать новые технологии. Такие умения необходимы сегодня каждому молодому человеку. Поэтому первой и важнейшей задачей школьного курса информатики является формирование у учащихся соответствующего стиля мышления, и начинать это следует в младших классах. Развитие детей младшего школьного возраста с помощью работы на компьютерах, как свидетельствует отечественный и зарубежный опыт, является одним из важных направлений современной педагогики. В этой связи актуальными становятся вопросы о формах и методах обучения детей с первого класса. Концепция обучения ориентирована на развитие мышления и творческих способностей младших школьников. Сложность поставленной задачи определяется тем, что, с одной стороны необходимо стремиться к развитию мышления и творческих способностей детей, а с другой стороны - давать им знания о мире современных компьютеров в увлекательной, интересной форме. Поэтому очень важна роль курса информатики в начальных классах.
Во-первых, для формирования различных видов мышления, в том числе операционного (алгоритмического). Процесс обучения сочетает развитие логического и образного мышления, что возможно благодаря использованию графических и звуковых средств.
Во-вторых, для выполнения практической работы с информацией, для приобретения навыков работы с современным программным обеспечением. Освоение компьютера в начальных классах поможет детям использовать его как инструмент своей деятельности на уроках с применением компьютера.
В-третьих, для представления об универсальных возможностях использования компьютера как средства обучения, вычисления, изображения, редактирования, развлечения и др.
В-четвертых, для формирования интереса и для создания положительных эмоциональных отношений детей к вычислительной технике. Компьютер позволяет превратить урок информатики в интересную игру.
Программа курса ориентирована на большой объем практических, творческих работ с использованием компьютера. Работы с компьютером могут проводиться в следующих формах. Это:
ДЕМОНСТРАЦИОННАЯ - работу на компьютере выполняет учитель, а учащиеся наблюдают.
ФРОНТАЛЬНАЯ - недлительная, но синхронная работа учащихся по освоению или закреплению материала под руководством учителя.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ- выполнение самостоятельной работы с компьютером в пределах одного, двух или части урока. Учитель обеспечивает индивидуальный контроль за работой учащихся.
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ – выполнение работы в микро группах на протяжении нескольких занятий
РАБОТА КОНСУЛЬТАНТОВ – Ученик контролирует работу всей группы кружка.
Занятия кружка информатики, их непохожесть на другие уроки несут детям не только приятные минуты совместной творческой игры, но и служат ключом для собственного творчества.
При построении курса поставлены следующие задачи:
знание возможностей и ограничений использования компьютера как инструмента для практической деятельности;
умение использовать компьютер на практике только в тех случаях, когда это эффективно;
формирование операционного стиля мышления;
умение формализовать задачу, выделить в ней логически самостоятельные части;
формирование конструкторских и исследовательских навыков активного творчества с использованием современных технологий, которые обеспечивает компьютер;
Программное обеспечение:
Операционная система MS Windows 2007
Текстовый редактор MS Word 2010
Редактор Power Point 2010
«Мастер презентации»(1 полугодие)
Тематическое планирование кружка
Введение
В современном мире очень часто требуется навык свободно говорить, представлять себя или что-то. Этому нас учит презентации . Презентация – это представление готового продукта. А человек это тоже продукт и от того как мы представим себя нас возьмут на хорошую работу, к нам будут относиться на должном уровне. А компьютерная презентация позволяет подкрепить наше выступление смотрибельной информацией. Она является твердой опорой, на которую всегда можно опереться. Младших школьников компьютерная презентация учит структурировать знания, работать с большими объемами информации, не бояться говорить о своих мыслях, защищать свои проекты, но при этом она повышает интерес к предмету, развивает эстетические чувства.
Цели программы
Целью создания курса является формирование эстетического чувства, привития навыков работы на компьютере, использование полученных знаний на других предметах
Задачи программы
помощь детям в изучении использования компьютера как инструмента для работы в дальнейшем в различных отраслях деятельности
помощь в преодолении боязни работы с техникой в т.ч. решение элементарных технических вопросов;
изучение принципов работы наиболее распространенных операционных систем;
помощь в изучении принципов работы с основными прикладными программами;
- Начальное формирование навыков работы на компьютере в редакторе PowerPoint (мастер составления презентаций);
- Начальное формирование работы в сети Internet
творческий подход к работе за компьютером (более глубокое и полное изучение инструментов некоторых прикладных программ);
Осуществление индивидуально-личностного подхода к обучению школьников;
Расширение кругозора, развитие памяти, внимания, творческого воображения, образного мышления;
обучение детей младшего школьного возраста работе за компьютером, а также подготовка их к старшему звену
Третий год обучения (34 часа)
Правили поведения и техники безопасности в компьютерном кабинете (1 час)
Знакомство с кабинетом, с правилами поведения в кабинете. Демонстрация возможностей компьютера и непосредственно того, что они будут делать на кружке.
Компьютер и его устройства (2 часа )
Знакомство с компьютером и его основными устройствами, работа в компьютерной программе «Мир информатики »
Редактор Power Point (31 час)
Знакомство с редактором Power Point, меню программы, создание презентации на заданные темы, использование эффектов анимации, гипперсылки.
№
| Тема
| Часы
| 1
| Техника безопасности
| 1
| 2,3
| Компьютер и его составляющие. Первое знакомство. Программы.
| 2
| 4
| Знакомство с программой PowerPoint
| 1
| 5,6
| Основные возможности программы PowerPoint
| 2
| 7,8
| Составление простейшей презентации
| 2
| 9,10,11
| Творческий Проект. «Это я»
| 3
| 12,13
| Добавление в презентацию картинок, арт текстов.
| 2
| 15,16,17
| Творческий проект. «Мой класс»
| 3
| 18,19
| Добавление эффектов анимации в презентацию
| 2
| 20,21,2123,24
| Творческий Проект. «Моя семья»
| 5
| 25,26
| Составление презентации с вложениями. Гипперсылки.
| 2
| 27,28
| Поиск информации для презентации в Интернет
| 2
| 29,30,3132,33,34
| Творческий проект «Мой посёлок»
| 6
| «Мастер печатных дел» (2 полугодие)
ВВЕДЕНИЕ
Введение нового средства построения текста на ранних этапах школьного обучения может помочь создать более благоприятные условия для развития самостоятельной письменной речи и коррекции ее недостатков у детей. Однако возникает вполне закономерный вопрос: можно ли научить пользоваться текстовым редактором детей младшего школьного возраста.Использование компьютерной технологии дает ребенку уникальное преимущество: он может редактировать целостный текст, а не вырванные из него фрагменты, постоянно анализируя, насколько улучшается его сочинение под влиянием каждого внесенного изменения. Традиционно используемые в обучении средства редактирования текста (переписывание и работа над ошибками) не дают ребенку такой возможности. Таким образом, третий аргумент состоит в том, что благодаря компьютерной технологии открывается столь необходимая детям возможность редактировать целостный текст в любом аспекте (по смыслу, структуре, лексико-грамматическому оформлению, стилю и др.). Особенно важно, что применение компьютерной технологии позволяет совершенствовать необходимые для построения текста действия и операции, подчиняя их смысловой работе над текстом.
Цели программы
Содействовать развитию умения редактированию, набору текстов на компьютере и последующее использование этого умения в процессе развития письменной речи, а так же составление рисунков, грамот, похвальных листов, буклетов.
Задачи программы
Развитие навыков работы в текстовом редакторе
Овладение навыков набора компьютерного текста
Вызывать, развивать и поддерживать мотивацию маленьких школьников к совершенствованию своей письменной речи;
Приучать ребенка редактировать текст многократно, но при этом последовательно, выбирая порядок действий с учетом индивидуальных потребностей ученика;
Научить ребят использовать полученные знания, умения, навыки в жизни.
В конце изученного курса текстовый редактор учащиеся уже имеют навыки набора текста, его редактирования, могут изменить шрифт, его размер, начертание; применяют различные типы выравнивания абзацев (по правому краю, по левому краю, по центру, по ширине); могут использовать в своей работе объект WordArt а также простейшие автофигуры. Для определения готовности деятельности учащихся в нестандартных (новых) условиях предлагается задача, на реализацию которой детям отводится два урока: оформить поздравительную открытку к произвольному празднику (Новому Году, 23 февраля, 8 марта, Дню Святого Валентина, Дню рождения и др.).
Второй год обучения (34 часа)
Правили поведения и техники безопасности в компьютерном кабинете (1 час)
Знакомство с кабинетом, с правилами поведения в кабинете. Демонстрация возможностей компьютера и непосредственно того, что они будут делать на кружке.
Компьютер и его устройства (2 часа )
Знакомство с компьютером и его основными устройствами, работа в компьютерной программе «Мир информатики »
Текстовый редактор Word (31 час)
Знакомство с текстовым редактором Word. Меню программы, основные возможности. Составление рефератов, поздравительных открыток, буклетов, брошюр, схем и компьютерных рисунков – схем.
№
|
| Тема
|
| Часы
| 1
|
| Правили техники безопасности
|
| 1
| 2,3
|
| Компьютер и его составляющие. Первое знакомство. Программы.
|
| 2
| 4,5,6
|
| Текстовый редактор Word . Первое знакомство. Вызов программы.
|
| 3
| 7,8
|
| Клавиатура. Основные клавиши
Работа с клавиатурным тренажёром
|
| 2
| 9
|
| Инструментарий программы.
Меню «Файл»
|
| 1
| 10,11
|
| Редактирование текста. Меню «Главная»
|
| 2
| 12,13
|
| Набор текста.
|
| 2
|
|
|
|
|
| 14,15
|
| Меню «Вставка». Создание грамоты.
|
| 2
| 16,17,18
|
| Меню «Вставка». Составляем поздравительную открытку.
|
| 3
| 19,20
|
| Оформление сочинения.
|
| 2
| 21,22,23
|
| Меню «Ссылки». Реферат, правила оформления рефератов.
|
| 3
|
|
|
|
|
| 24,25,26
|
| Оформление буклетов
|
| 3
|
|
|
|
|
| 27
|
| Создание компьютерного рисунка в текстовом редакторе. Схемы.
|
| 1
| 28-29
|
| Брошюра. Оформление.
|
| 2
| 30-34
|
| Творческий проект. Оформить брошюру
|
| 5
| |