Информационные технологии в обучении иностранному языку. Грунина Марина Евгеньевна, Мурманск, мбоу сош №22, учитель английского языка





Скачать 91.57 Kb.
НазваниеИнформационные технологии в обучении иностранному языку. Грунина Марина Евгеньевна, Мурманск, мбоу сош №22, учитель английского языка
Дата публикации10.04.2015
Размер91.57 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
Информационные технологии в обучении иностранному языку.

Грунина Марина Евгеньевна,

Мурманск, МБОУ СОШ № 22, учитель английского языка,

mari3818@yandex.ru

Исследования учёных показывают, что в настоящий момент компьютер является приоритетным информационным средством, который позволяет осуществлять новые качественные изменения в системе образования, включая и обучение иностранным языкам.

Сегодня, учитывая большую и серьёзную увлеченность учащихся компьютерными технологиями, учитель может использовать эту возможность как средство развития интеллектуальных и творческих способностей на уроках иностранного языка. Компьютерные технологии представляют мощный инструмент мотивации, а при умелом использовании — эффективный инструмент развития личности ученика, уровня образованности учащегося, эрудиции, прикладных умений и навыков и т. д. Как показывает опыт, иностранный язык представляет благодатное поле формирования и развития личности ребёнка. При обучении иностранному языку (в частности, английскому) развивается интеллект, воображение, внимание, наблюдательность, речемыслительные способности и креативность.

Возможности использования Интернет - ресурсов огромны. Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой учащимся и учителям информации: страноведческий материал, новости из жизни молодёжи, статьи из газет и журналов, необходимую литературу и т.д. Учащиеся могут принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет и т.д.
На своих уроках я использую следующие образовательные Интернет - ресурсы:
сказки, рассказы, игры, кроссворды: www.starfall.com, www.englishforkids.ru, www.freeclassicaudiobooks.com, www.mes-english.com, www.oup.ru, www.onestopenglish.ru, www.elscafe.com, www.englisgtips.org, www.babyland.ru
Для формирования или совершенствования грамматических, лексичесикх навыков - www.study.ru При подготовке проектов - www.alleng.ru/englishjet.com/native-english.com.

При этом учитель, который применяет образовательные компьютерные программы на уроках иностранного языка, обязан знать, что любая образовательная технология должна соответствовать следующим методическим требованиям:

- концептуальность: научная концепция, включающая психологическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей,

- системность: наличие всех признаков системы (логичность построения процесса, взаимосвязь всех его частей, целостность),

- эффективность: гарантия результатов, соответствующих образовательным стандартам,
- гибкость: возможность варьирования в содержании для обеспечения комфортности и свободы взаимодействия педагога и учащихся с учетом конкретных условий педагогической деятельности,
- динамичность: возможность развития или преобразования используемой технологии,
- воспроизводимость: возможное использование технологий другими учителями в данном учебном образовательном учреждении или в других.

Таким образом, именно применение образовательных компьютерных программ на уроках английского языка является основным признаком положительных результатов творческой деятельности, что влечет за собой повышение мотивации учащихся.

Использование ИКТ и Интернет - ресурсов на уроке английского языка позволяет мне более полно реализовать целый комплекс методических, дидактических, педагогических и психологических принципов. Применение компьютерных образовательных программ на уроках английского языка повышает эффективность решения коммуникативных задач, развивает разные виды речевой деятельности учащихся, формирует устойчивую мотивацию иноязычной деятельности учащихся на уроке. Сочетание информационных технологий с методом проекта позволяет школьникам практически применять свои знания, умения и навыки, потому и является одной из форм организации исследовательской и познавательной деятельности, при которой успешно реализуется кооперативная коллективная деятельность, позволяющая повысить мотивацию изучения иностранного языка.

Применение ИКТ и Интернет-ресурсов на уроках английского языка даёт возможность достичь стабильных положительных результатов и позволяет мне вести преподавание в разноуровневых классах: общеобразовательных, лицейских, с углубленным изучением английского языка – и достигать хорошего результата.

Однако, сказав о достоинствах компьютеров, необходимо отметить и некоторые недостатки. Диалектичность педагогических явлений состоит в том, что какое бы то ни было, положительное само по себе свойство или качество целостного учебно-воспитательного процесса оборачивается своей противоположностью и становится крайне нежелательным при неумеренном, гипертрофированном проявлении, подавляющем другие, не менее важные свойства. В условиях компьютеризации существенно меняются условия взаимодействия педагога и учащихся, а также учащихся друг с другом.

Уже на первом этапе обучения английскому языку, в процессе постановки целей и задач предстоящей познавательной деятельности, учащихся учитель участвует опосредованно. Непосредственное предъявление заданий учащемуся осуществляет компьютер. Конечно, учитель должен принимать самое активное участие в составлении обучающих программ, определяющих последовательность действий учащегося в решении той или иной задачи. Но в реализации важнейшей психолого-педагогической функции обучения – предъявлении и принятии учащимися целей и задач учебно-познавательной деятельности – в условиях компьютеризации возможен острый дефицит непосредственного общения учителя и ученика, живого слова учителя.

Еще один фактор, который в реальной педагогической практике становится очень значимым. Количество машин не позволяет в полной мере использовать весь потенциал данного направления современной методики обучения иностранному языку.

В связи с этим учитель-практик вынужден каждый раз подходить к решению данного вопроса очень индивидуально, учитывая как приоритетные задачи, так и реальные возможности.

Таким образом, можно говорить о различных сторонах внедрения современных компьютерных технологий в процесс обучения иностранным языкам: презентация нового материла, интерактивные упражнения для создания речевой ситуации, тестовый контроль с использованием компьютера и мультимедийного проектора.

Приведем конкретные примеры использования возможностей Интернета в учебных целях, которые можно применять как в традиционной организации обучения, так и при работе с новыми педагогическими технологиями. Прежде выясним, что может обучаемый делать в Интернете и как эти возможности можно использовать в учебном процессе.

Все виды деятельности обучаемых, являющихся пользователями Интернета, можно условно разделить на три группы:

1) поиск информации — работа с браузерами, базами данных, справочными системами и т. п.;

2) общение — электронная почта, чаты, списки рассылки, on-line форумы, видеоконференции, ICQ и т. д.;

3) публикация в сети — создание веб-страниц, сайтов.

Рассмотрим, каким образом можно использовать эти возможности для организации учебной деятельности учащихся.

Поиск информации:

а) К поиску информации можно отнести следующие виды учебных заданий:

написание и защита рефератов разных видов на основе материалов из сети: реферат-обзор, реферат-рецензия (реферат в электронном виде размещается на сайте курса, а защита проводится в виде чата или обсуждения в телеконференции);

анализ существующих в сети рефератов на данную тему, их оценка;

составление коллекции аннотированных ссылок Интернета по теме;

рецензия на сайт по изучаемой теме и ее презентация;

обзоры профессиональных телеконференций, анализ обсуждения актуальных проблем;

«поиски сокровища». Преподаватель находит (или прячет) где-то в сети интересный документ, который учащиеся должны отыскать с помощью поисковых систем, используя ключевые слова, формулируя другими словами заданную проблему;

сбор мультимедиа-материалов к заданной теме (текст, иллюстрации, анимации, видео, аудио);

иллюстрация найденного текста своими мультимедиа-материалами (графика, схемы, таблицы и т. д.).

К сбору информации можно отнести следующие виды учебных заданий:

консультация экспертов. Учащиеся могут обратиться за разъяснениями к человеку, считающемуся экспертом в данной области;

проведение опросов. Выбирается интересующая ученика тема, на пример отношение к выборам, и опрашивается возможно большее количество людей в сети или используются обычные методы опросов. Результаты анализируются и предоставляются всем желающим.

б) сбор информации происходит во время:

•проведения опросов,

•консультации экспертов.

Общение:

•виртуальные встречи,

•переписка,

•обсуждение,

•ролевые игры.

Переписка между отдельными учащимися.

Обсуждение заданной темы или вопроса (в форуме). При этом следует учить аргументированию собственной позиции.

Ролевая игра, которую ведет учащийся. Один из учащихся ведет виртуальные встречи с другими учащимися, скрывшись за маской выдуманного персонажа (Ломоносов, Айвазовский, Путин и т. д.). При этом учащиеся могут задавать ему самые разные вопросы, и чтобы ответить на них, ведущему приходится много читать и разбираться в обсуждаемой теме. Данную игру можно проводить как по электронной почте, так и в чате или видеоконференции.

Ролевая игра, которую ведет преподаватель. В качестве примера приведем один из сайтов в Квебеке (Канада). Преподаватели организовали виртуальную деревню конца XIX в. Каждый из них взял на себя разные роли - кузнеца, доктора, почтальона и т. п. Учащиеся, чтобы пообщаться с данными персонажами, должны хорошо представлять себе, какой была жизнь в ту эпоху, а для этого им придется прочитать немало книг.

Ниже привожу ряд сайтов в Интернете, материалы, которых учителя английского языка могут использовать в своей работе. Список сайтов в Интернете в помощь учителям английского языка.

Образовательные ресурсы

http://www.alleng.ru/english/engl.htrn фонетика (произношение), грамматика, лексика английского языка, сленг, идиомы, словари, тесты, экзамены по английскому языку, топики, сочинения, рефераты; аудиокниги, тексты песен, сценарии, литература на английском, переводы и пр.

http://www.languageguide.ore/english/ru/ справочник по лексике с картинками.

http://alemeln.narod.ru/ эти странички предназначены для ориентации желающих изучать или совершенствовать свой английский язык в бесконечном разнообразии имеющихся для этого возможностей. Краткий, но целостный обзор этой области самообразования, включая необходимые методические материалы, особенно бесплатные ресурсы интернета.

http://angl.by.ru/ на сайте очень много материалов для учащихся и учителей английского языка (тексты, топики, сленг, проведение уроков и много др.). А также хорошие тематические подборки "Все об Англии и США".

http://www.websib.ru/noos/engltsh/ на этом сайте содержится масса полезных ссылок на материалы по грамматике, страноведению (страны, города, история, президенты, культура, традиции и праздники), изучению лексики (особенно идиоматических выражений).

http://boostyourenglish.net.ru/index.html сайт для самостоятельно изучающих английский язык.

www.native-english.ru/theory/articles

Обзор методик преподавания иностранного языка.

www.native-cnglish.ru/practice/expressions

Тем, кто интересуется идиоматическими выражениями.

www.antimoon.com

Множество полезных советов, как выучить английский язык. Большая часть материалов написана теми, кто успешно справился с этой задачей.

www.holnet.org.uk

Уникальный образовательный сайт, использующие новейшие достижение информационных технологий. Два раздела - история Лондона в годы Второй мировой войны и Викторианский Лондон. Материалы для учеников и учителей. Интерактивные карты.

www.midtown.net/dragonwing/col9802.htm

Большая и серьезная статья об истории Лондонского моста. Если этот мост вас действительно интересует, то здесь вы найдете все, что про него известно.

http://www.thebritishmuseum.ac.uk/compass/ixbin/hixclient.exe? IXDB =со

mpass&seareh-form=graphical/edu/main. html&submit-hutton-search

Замечательный сайт Британского музея, специально разработанный для детей. Отличная поисковая система, крупные фотографии экспонатов с их детальным описанием. Настоящий образовательный портал для любознательных детей.

http://www.sherlock-holmes.co.uk/home.htm

Дом - музей Шерлока Холмса. Экскурсия по комнатам, круговые панорамы.

http://www.westminster-abbev.org/

Экскурсия по Вестминстерскому аббатству. Интерактивная карта проведет вас в самые темные уголки аббатства.

http://www.explore.parliament.uk/

Образовательный сайт Британского парламента. Это не только экскурсия по зданиям парламента, но и знакомство с его историей, а также с тем, что происходит в его стенах сегодня. Сайт невероятных размеров. Наберитесь терпения, используйте гиперссылки. Все, от порохового заговора до того, как делают законы. Сайт сделан в методике исследовательской деятельности ученика и снабжен обширным комментарием для учителей.

http://www.londonbyclick.com/vt/index.cfm

Круговые панорамы самых известных достопримечательностей Лондона.

www.nga.gov

Национальная галерея. Вы сможете познакомиться с одной из самых замечательных в США коллекций мирового искусства. Особенно интересны экскурсии, которые можно совершить, не отходя от компьютера.

В заключении необходимо подчеркнуть, что внедрение в учебный процесс использование мультимедийных программ вовсе не исключает традиционные методы обучения, а гармонично сочетается с ними на всех этапах обучения: ознакомление, тренировка, применение, контроль. Но использование компьютера позволяет не только многократно повысить эффективность обучения, но и стимулировать учащихся к дальнейшему самостоятельному изучению английского языка.
Список использованной литературы


  1. Кирко И. Н., Пак Н. И. Педагогическая система открытого обучения предметам в условиях информационно-образовательной среды. В сборнике материалов I региональной конференции: Открытое образование: опыт, проблемы, перспективы. Красноярск, 2004. с.10-11

  2. Овсишер Г. М., Овсишер М. В. Интернет и образование: первые шаги. В сборнике: Стратегии обучения английскому языку: теория и практика. Самара, 2008. с. 88

  3. Черных И. Мультимедийные программы как средство формирования навыка аудирования при обучении иностранному языку. В сборнике материалов I региональной конференции: Открытое образование: опыт, проблемы, перспективы. Красноярск, 2004

  4. Алексеева Л.Н. «Инновационные технологии как ресурс эксперимента». // Профессиональный педагогический журнал «Учитель» №5, 2005 г.

  5. Пьяненкова Т.М. «Стратегия совершенствования преподавания иностранных языков в средних школах».// Сборник «Вестник образования» №15, 2005 г.


Аннотация

Разумный баланс традиций и инноваций позволит согласовать виртуальные возможности новых информационных технологий с реальными задачами формирования коммуникативной компетенции в сфере иностранных языков. Новые информационные технологии представляют собой огромный резерв для повышения педагогического мастерства учителя.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Информационные технологии в обучении иностранному языку. Грунина Марина Евгеньевна, Мурманск, мбоу сош №22, учитель английского языка iconТема моего проекта соответствует теме моего самообразования: «Повышение...
Педагогический проект учителя английского языка мкоу баганской сош №1 Морозовой О. В
Информационные технологии в обучении иностранному языку. Грунина Марина Евгеньевна, Мурманск, мбоу сош №22, учитель английского языка icon«Исследование возможностей компьютерных программ и интернет-ресурсов...
Исследование возможностей компьютерных программ и интернет-ресурсов в обучении английскому языку
Информационные технологии в обучении иностранному языку. Грунина Марина Евгеньевна, Мурманск, мбоу сош №22, учитель английского языка iconНа уроках английского языка
Пантилеева Екатерина Сергеевна, мбоу «Красномаяковская сош» учитель английского языка
Информационные технологии в обучении иностранному языку. Грунина Марина Евгеньевна, Мурманск, мбоу сош №22, учитель английского языка iconРабочая программа по английскому языку в 8 классе мбоу «Нижнеалькеевская сош»
Составила: Камальдинова Ф. М. учитель английского языка первой квалификационной категории
Информационные технологии в обучении иностранному языку. Грунина Марина Евгеньевна, Мурманск, мбоу сош №22, учитель английского языка iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Информационные технологии в обучении иностранному языку. Грунина Марина Евгеньевна, Мурманск, мбоу сош №22, учитель английского языка iconБуквы
Учитель русского языка и литературы Акыева Марина Руфимовна мбоу сош №105 г о. Самара
Информационные технологии в обучении иностранному языку. Грунина Марина Евгеньевна, Мурманск, мбоу сош №22, учитель английского языка iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Давыдова Лидия Евгеньевна, учитель английского языка моу сош№9 им. М. И. Кершенгольца го якутск
Информационные технологии в обучении иностранному языку. Грунина Марина Евгеньевна, Мурманск, мбоу сош №22, учитель английского языка iconУрок английского языка в 10-м классе Подготовили учитель английского языка моу «сош №3»
Подготовили учитель английского языка моу «сош №3» Соколова Е. И. и психолог Петрунина И. М
Информационные технологии в обучении иностранному языку. Грунина Марина Евгеньевна, Мурманск, мбоу сош №22, учитель английского языка iconУрок русского языка и английского языка по теме «Комплексный анализ текста»
Романенко Лариса Владимировна, учитель русского языка и литературы, Лябах Юлия Анатольевна, учитель английского языка моу-сош №28...
Информационные технологии в обучении иностранному языку. Грунина Марина Евгеньевна, Мурманск, мбоу сош №22, учитель английского языка iconРеферат На тему: Использование современных методов сюжетных и ролевых...
Коммуникативный подход – современная методика обучения иностранному языку
Информационные технологии в обучении иностранному языку. Грунина Марина Евгеньевна, Мурманск, мбоу сош №22, учитель английского языка iconТесты по страноведению Заключительное слово. Тестовый контроль в...
Тест,как одна из наиболее эффективных средств контроля в обучении иностранному языку
Информационные технологии в обучении иностранному языку. Грунина Марина Евгеньевна, Мурманск, мбоу сош №22, учитель английского языка iconI. Теоретические аспекты проблемы использования регионального компонента...
Анализ литературы по проблеме использования регионального компонента в обучении иностранному языку
Информационные технологии в обучении иностранному языку. Грунина Марина Евгеньевна, Мурманск, мбоу сош №22, учитель английского языка iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Марина Викторовна Сорокина, учитель английского языка гоу сош №516 Невского района Санкт-Петербурга
Информационные технологии в обучении иностранному языку. Грунина Марина Евгеньевна, Мурманск, мбоу сош №22, учитель английского языка iconКонспект урока английского языка в 3 классе (второй год обучения)...
Используемые технологии: коммуникативно-ориентированное обучение; личностно-ориентированное обучение; информационно-коммуникационные...
Информационные технологии в обучении иностранному языку. Грунина Марина Евгеньевна, Мурманск, мбоу сош №22, учитель английского языка iconДальтон-план в обучении иностранному языку
Открытое заседание мо учителей русского языка «Взаимосвязь уроков географии, природоведения, русского языка»
Информационные технологии в обучении иностранному языку. Грунина Марина Евгеньевна, Мурманск, мбоу сош №22, учитель английского языка iconДистанционное обучение иностранному языку Куприй М. Н., учитель английского...
Интернет могут не только обеспечить активное вовлечение учащихся в учебный процесс, но и позволяют управлять этим процессом в отличие...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск