Рабочая программа дисциплины «Автоматизация аналитико-синтетической переработки информации»





Скачать 128.67 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины «Автоматизация аналитико-синтетической переработки информации»
Дата публикации18.04.2015
Размер128.67 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Информатика > Рабочая программа
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО по ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени Г.Р.ДЕРЖАВИНА

АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА

КАФЕДРА БИБЛИОТЕКОВЕДЕНИЯ И ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЯ


УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры

« » 2009г.

протокол №

Заведующий кафедрой

Пронина Л.А.

Рабочая программа дисциплины «Автоматизация аналитико-синтетической переработки информации»

федерального компонента цикла ОПД

по специальности

071201 - Библиотечно-информационная деятельность
Составитель: Медведева О.В.,

к. и. н., ст. преподаватель


Тамбов-2009

Программа дисциплины «Автоматизация аналитико-синтетической переработки информации»

федерального компонента цикла ОПД

по специальности

052700 - Библиотечно-информационная деятельность

Составитель: Медведева О.В.,

к. и. н., ст. преподаватель


Тамбов-2009

I.Организационно-методический раздел


  1. Цель курса – овладение студентами комплексом знаний об основах автоматизации аналитико-синтетической переработки информации.

  2. Задачи курса:

- обеспечить освоение студентами теоретических основ автоматизации аналитико-синтетической переработки информации;

  • выработать умения и навыки создания электронного каталога в автоматизированных библиотечно-информационных системах;

  • научить осуществлять подготовку рефератов с использованием систем автореферирования.

  1. Место курса в профессиональной подготовке выпускника.

Курс является последним разделом дисциплины федерального компонента цикла ОПД «Аналитико-синтетическая переработка информации».

  1. Требования к уровню освоения содержания курса.

В результате выполнения заданий по курсу студент должен знать:

  • принципы организации информационно-поисковых систем;

  • виды информационно-поисковых языков;

  • алгоритм автоматического индексирования;

  • виды автоматического реферирования;

  • функции и структуру автоматизированных информационно-библиотечных систем.

Студент должен уметь:

  • осуществлять поиск информации в автоматизированных ИПС;

  • создавать электронный каталог в автоматизированной информационно-библиотечной системе;

  • создавать рефераты с использованием программы автореферирования.


II.Содержание курса
Темы и краткое содержание.
Тема 35. Информационный поиск и ИПС.

Задачи современной ИПС. Документальные, библиографические, фактографические ИПС. Ручные, автоматизированные и автоматические ИПС. Структура ИПС: информационный массив, логико-семантический аппарат, средства реализации, обслуживающий персонал, пользователи.
Тема 36. Понятие и состав лингвистического обеспечения.

Понятие лингвистического обеспечения. История разработки лингвистического обеспечения в России. Структура лингвистического обеспечения: ИПЯ (метаданные, классификационные, вербальные, фактографические) и лингвистические процессоры (системы автоматической обработки текста, лингвистические банки данных).
Тема 37. Информационно-поисковые языки.

Понятие ИПЯ. Виды ИПЯ по способу задания лексических единиц, по способу координации лексических единиц, по способу учета парадигматических отношений. Структура ИПЯ: фонетический, лексический, синтаксический, текстовый уровень. Базисные и синтагматические отношения.
Тема 38. Автоматическое индексирование документов и запросов.

Понятие индексирования. Поисковые образы. Одноаспектное и многоаспектное, предкоординатное и посткоординатное индексирование. Автоматическое индексирование. Сущность морфологического и синтаксического анализа. Законы Дж.Зипфа.
Тема 39. Метаданные.

Понятие системы метаданных. Назначение метаданных. Основные типы: описательные, структурные, административные. Наиболее известные системы метаданных: DC, LOM, GEM, VCard и др. Форматы семейства MARC.
Тема 40. Классификационные и вербальные ИПЯ.

Принципы организации ИПС, построенных на классификационных и вербальных ИПЯ. Достоинства и недостатки, основные правила поиска в системах разных типов. Режим сложного запроса в вербальных ИПС, ранжирование результатов.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №1. Классификационные и вербальные ИПЯ.
Тема 41. Автоматизированные библиотечно-информационные системы.

Структура автоматизированной ИПС: техническое, программное, лингвистическое, информационное, организационное обеспечение. Принципы автоматизации информационных систем. Задачи автоматизации в библиотеке. Критерии выбора АБИС. Основные модули и функции АБИС. Российские и зарубежные системы. Структура и функции МАРК SQL.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №2. Создание электронного каталога.
Тема 42. Автоматическое реферирование.

Квазиреферирование и автоматическое реферирование как направления автореферирования. Методы квазиреферирования: статистические, позиционные, индикаторные. Индикаторный метод как один из более перспективных. Лексический аппарат свертывания: маркеры, индикаторы и коннекторы. Применение TextAnalyst для создания квазирефератов.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3. Подготовка рефератов и анализ текста при помощи TextAnalyst.
Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы
Тема 35. Информационный поиск и ИПС.

Контрольные вопросы:

  1. Что такое информационный поиск?

  2. Дайте определение ИПС.

  3. Какова структура ИПС?

  4. Какие виды ИПС вам известны?

Задание для самостоятельной работы:

Подготовьте глоссарий терминов: база данных, банк данных, информационный поиск, документальная ИПС, библиографическая ИПС, фактографическая ИПС, информационный запрос, автоматизированный информационный поиск, полнота поиска, точность поиска, пакетный поиск, полнотекстовый поиск, диалоговый писк, поиск на естественном языке.
Тема 36. Понятие и состав лингвистического обеспечения

Контрольные вопросы:

  1. Что входит в состав лингвистического обеспечения?

  2. Что такое лингвистические процессоры?

  3. Что относят к системам автоматической обработки текста?

  4. Что включают в себя лингвистические банки данных?

Задание для самостоятельной работы:

Подготовьте доклад на тему «Системы автоматической обработки текста».
Тема 37. Информационно-поисковые языки

Контрольные вопросы:

  1. Дайте определение ИПЯ.

  2. Какова структура ИПЯ?

  3. Что может служить лексическими единицами ИПЯ?

  4. Представьте классификацию ИПЯ по разным признакам.

Задание для самостоятельной работы:

Определите виды ИПЯ по всем признакам: УДК, ББК, дескрипторный ИПЯ, предметизационный ИПЯ, язык библиографического описания, язык вспомогательных указателей.
Тема 38. Автоматическое индексирование документов и запросов

Контрольные вопросы:

  1. Дайте определение индексирования.

  2. Что такое релевантность?

  3. Что такое пертинентность?

  4. Дайте определение понятиям ПОД и ПОЗ.

  5. Что такое информационная потребность и информационный запрос?

  6. Что такое автоматическое индексирование?

  7. Объясните суть лингвистического и морфологического анализа.

  8. Что такое морфологическая нормализация?

Задание для самостоятельной работы:

Подготовьте глоссарий терминов: поисковое предписание, поисковый образ запроса, поисковый образ документа, стоп-слова, ранжирование, полнота индексирования, индексирование, автоматизированное индексирование, нормализация, глубина индексирования, детальность индексирования, свободное индексирование, служба индексирования.
Тема 39. Метаданные.

Контрольные вопросы:

  1. Что такое метаданные?

  2. Какие типы метаданных вам известны?

  3. Приведите примеры систем метаданных.

  4. Что такое Дублинское ядро?

  5. Что называют библиографическим форматом?

  6. Какой библиографический формат является международным?

Задание для самостоятельной работы:

Подготовьте доклад о любой системе метаданных.
Тема 40. Классификационные и вербальные ИПЯ.

Контрольные вопросы:

  1. В чем отличие классификационных ИПЯ от вербальных?

  2. Каковы достоинства систем, построенных на вербальных ИПЯ?

  3. Как сформировать запрос при помощи вербального ИПЯ?

  4. В чем недостатки классификационных ИПЯ, применяемых в системах Интернета?

Задание для самостоятельной работы:

Осуществите сравнительный анализ трех любых ИПС Интернета.
Тема 41. Автоматизированные библиотечно-информационные системы.

Контрольные вопросы:

  1. Какова структура АБИС?

  2. Что входит в техническое и программное обеспечение АБИС?

  3. Что относится к лингвистическому и информационному обеспечению?

  4. Что понимают под организационным обеспечением?

  5. По каким критериям выбирают АБИС?

  6. Какие функции должна выполнять современная АБИС?

  7. Какие модули включает АБИС?

  8. Приведите примеры зарубежных и российских АБИС.

  9. Каким образом можно создать электронный каталог?

Задание для самостоятельной работы:

Создать электронный каталог в системе МАРК SQL.
Тема 42. Автоматическое реферирование.

Контрольные вопросы:

1. Что такое автоматическое реферирование?

2. Назовите направления автореферирования.

3. В чем отличие автоматического реферирования от квазиреферирования?

4. В чем заключаются статистические методы квазиреферирования?

5. Объясните суть позиционных методов квазиреферирования.

6. В чем заключается индикаторный метод?

7. Что такое маркеры, индикаторы и коннекторы?

Задание для самостоятельной работы:

Осуществите анализ содержания любого текста и подготовьте его реферат.
Примерная тематика рефератов, курсовых работ

1. История разработки лингвистического обеспечения в России.

2. Автоматическое индексирование.

3. Системы метаданных.

4. Форматы семейства MARC.

5. Вербальные ИПЯ.

6. Российские АБИС.

7. Зарубежные АБИС.

8. Автоматическое реферирование.

9. Системы автоматической обработки текста.

10. Лингвистические банки данных.
Примерный перечень вопросов к экзамену по всему курсу


  1. Информационный поиск и ИПС.

  2. Понятие и состав лингвистического обеспечения.

  3. Понятие и структура ИПЯ.

  4. Классификация ИПЯ.

  5. Индексирование документов и запросов.

  6. Автоматическое индексирование документов и запросов.

  7. Метаданные.

  8. Форматы семейства MARC.

  9. Классификационные и вербальные ИПЯ.

  10. Автоматизация в библиотеке.

  11. АБИС.

  12. Автоматическое реферирование.


III. Распределение часов курса по темам и видам работ




п/п
Наименование тем и разделов

Всего (часов)

Аудиторные занятия (час.)

Самостоятельная работа

в том числе

лекции

семинары




Раздел 5. Автоматизация аналитико-синтетической переработки информации













35

Информационный поиск и ИПС.

4

2



2

36

Понятие и состав лингвистического обеспечения.

8

4



4

37

Информационно-поисковые языки.

4

2



2

38

Автоматическое индексирование документов и запросов.

8

4



4

39

Метаданные.

8

4



4

40

Классификационные и вербальные ИПЯ.

16

2

6

8

41

Автоматизированные библиотечно-информационные системы.

44

4

18

22

42

Автоматическое реферирование.

20

2

8

10




Итого по разделу 5:

112

24

32

56


V. Учебно-методическое обеспечение курса


  1. Рекомендуемая литература (основная):




    1. Алешин, Л.И. Автоматизация в библиотеке: учеб. пособие. Ч.1 / Л.И. Алешин. – М.: Изд-во МГУКИ, ИПО Профиздат, 2001. – 176 с.

    2. Алешин, Л.И. Проектирование библиотечных автоматизированных информационных систем: учеб.-метод. пособие. – М.: Либерея-Бибинформ, 2008. – 352 с.

    3. Антопольский, А.Б. Лингвистическое обеспечение электронных библиотек // Электронные библиотеки. – 2002. - Т.5. - Вып. 2. – Режим доступа: http:// www.inforeg.org.ru, свободный.

    4. Мак Менеми, Д. Предоставление электронных услуг: рук. для публич. б-к и центров обучения / Дэвид Мак Менеми, Алан Поултер; пер. с англ. Е.М.Зайцевой, К.Ю.Волковой; под ред. Я.Л.Шрайберга. – М.: Омега-Л, 2006. – 248 с.: ил., табл.


2. Рекомендуемая литература (дополнительная):


    1. Антопольский, А.Б. Системы метаданных в электронных библиотеках / А.Б. Антопольский // Науч. и техн. б-ки. – 2002. - № 3. – С. 26-44.

    2. Бродовский, А.И. Система автоматизации библиотек ИРБИС: расширение возможностей полнотекстовых баз данных, интеграция имидж-каталога и другие новые решения // Науч. и техн. б-ки. – 2008. - № 11. – С. 60-67.

    3. Грибов, В.Т. Автоматизированная информационно-библиотечная система «МАРК-SQL» : использование в библиотеках учреждений культуры, науки и образования / В.Т. Грибов и др. // Науч. и техн. б-ки. – 2003. - № 2. – С. 29-34.

    4. Зайцева, Н.Ю. Искусственный интеллект и его информационно-лингвистические аспекты // Науч.-техн. информация. – Сер. 2. – 2001. - №6. - С. 37-39.

    5. Каспарова, И.Н. Особенности состава данных и структуры библиографической записи в электронной среде // Библиотековедение. – 2008. - №2. – С. 51-56.

    6. Маршак, Б.И. Автоматизированная система Российского Сводного каталога как корпоративный ресурс научно-технической информации / Б.И.Маршак, М.А.Рагимова // Науч. и техн. б-ки. – 2008. - №1. – С. 47-53.

    7. Маршак, Б.И. Система автоматизации библиотек – основная компонента полнофункциональной АБИС // Науч. и техн. б-ки. – 2004. - № 1. – С. 152-160.

    8. Маршак, Б.И. Современные проблемы разработки и внедрения автоматизированных библиотечно-информационных систем: системный подход и оценка программного окружения // Науч. и техн. б-ки. – 2003. - № 2. – С. 5-11.

    9. Рагимова, М.А. Поисковые возможности Сводного каталога в Интернете // Науч. и техн. б-ки. – 2005. № 1. - С. 71-76.

    10. Степанов, В. Интернет в профессиональной информационной деятельности: учебник [Электрон. документ] / В.Степанов. – Режим доступа: http://textbook.vadimstepanov.ru/index.html.

    11. Яцко, В.А. Некоторые проблемы разработки современных систем автоматического реферирования текста / В.А.Яцко, Т.Н.Вишняков // Науч.-техн. информация. Сер. 2. – 2007. – №9. – С. 7-15.


3. Перечень обучающих, контролирующих компьютерных программ, диафильмов, кино- и телефильмов, мультимедиа и т. п.

1. Internet Explorer или Opera,

2. МАРК SQL,

3. TextAnalyst,

4. MS Word.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа дисциплины «Автоматизация аналитико-синтетической переработки информации» iconОб информационно-библиотечном центре маоу «Ангарский лицей №2» I. Общие положения
«Ангарский лицей №2» (далее Лицей) как структурное подразделение, с функциями сбора, аналитико-синтетической переработки и распространения...
Рабочая программа дисциплины «Автоматизация аналитико-синтетической переработки информации» iconРеферат как форма устной итоговой аттестации учащихся 9 классов
Реферат не копирует дословно содержание первоисточника, а представляет собой новый вторичный текст, создаваемый в результате систематизации...
Рабочая программа дисциплины «Автоматизация аналитико-синтетической переработки информации» iconАвтоматизация экономико-статистического планирования и аналитико-имитационного...
Специальность 05. 13. 06 – Автоматизация и управление технологическими процессами и производствами (промышленность)
Рабочая программа дисциплины «Автоматизация аналитико-синтетической переработки информации» iconРеферат Основные требования к реферату
Реферат – сокращение научной статьи, монографии. Реферат должен включать как можно больше информации, содержащейся в первичном документе...
Рабочая программа дисциплины «Автоматизация аналитико-синтетической переработки информации» iconАналитико-синтетическая переработка
Озо и одо I курса библиотечно-информационного факультета. Курс направлен на подготовку специалиста-универсала в области переработки...
Рабочая программа дисциплины «Автоматизация аналитико-синтетической переработки информации» iconПредставление о способностях в работах Б. М. Теплова
Б. Г. Ананьев, 1980; Б. М. Кедров, 1982; Ж. Пиаже, 1966/. Б. М. Теплов родоначальник единой аналитико-синтетической теории индивидуальных...
Рабочая программа дисциплины «Автоматизация аналитико-синтетической переработки информации» iconРабочая программа по дисциплине опд. Ф. 14 Оборудование и автоматизация
Рабочая программа составлена на основании гос впои учебного плана фгбоу впо «мгту» по специальности 110305 Технология производства...
Рабочая программа дисциплины «Автоматизация аналитико-синтетической переработки информации» iconВ процессе обучения иностранному языку
Если эти виды работы со специальным текстом, не являясь единственными, все же доминируют в процессе обучения на первоначальном этапе,...
Рабочая программа дисциплины «Автоматизация аналитико-синтетической переработки информации» iconРабочая программа учебной дисциплины экология для подготовки бакалавров...
«Технология производства и переработки продукции растениеводства», «Технология производства и переработки продукции животноводства»,...
Рабочая программа дисциплины «Автоматизация аналитико-синтетической переработки информации» iconРабочая программа по дисциплине В. В хранение и переработка информации
Цель данного курса состоит в ознакомлении студентов с основными принципами организации хранения, способами переработки информации,...
Рабочая программа дисциплины «Автоматизация аналитико-синтетической переработки информации» iconРабочая программа дисциплины «Автоматизация технологических процессов и производств»
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями гос впо по направлению подготовки по специальности 220301 «Автоматизация...
Рабочая программа дисциплины «Автоматизация аналитико-синтетической переработки информации» iconРабочая программа учебной дисциплины «технология химической переработки...
«Оборудование нефтегазопереработки», основ технологии нефтегазопереработки и машин для переработки нефти и газа. Эти знания служат...
Рабочая программа дисциплины «Автоматизация аналитико-синтетической переработки информации» iconРабочая программа Наименование дисциплины Аналитико-синтетическая переработка
...
Рабочая программа дисциплины «Автоматизация аналитико-синтетической переработки информации» iconРабочая программа дисциплины правовые основы безопасности информации...
Рабочая программа учебной дисциплины «Правовые основы безопасности информации» подготовлена Темниковой И. С., старшим преподавателем...
Рабочая программа дисциплины «Автоматизация аналитико-синтетической переработки информации» iconРабочая программа по дисциплине В. В. Технология переработки зерна
Рабочая программа составлена на основании фгос впо и учебного плана мгту по направлению (специальности) 110900. 62 Технология производства...
Рабочая программа дисциплины «Автоматизация аналитико-синтетической переработки информации» iconУчебно-методическое пособие для студентов специальности 110305 «Технология...
«Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции» разработано в соответствии с программой дисциплины «Технология...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск