Скачать 128.67 Kb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО по ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени Г.Р.ДЕРЖАВИНА АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА КАФЕДРА БИБЛИОТЕКОВЕДЕНИЯ И ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЯ УТВЕРЖДЕНО на заседании кафедры « » 2009г. протокол № Заведующий кафедрой Пронина Л.А. Рабочая программа дисциплины «Автоматизация аналитико-синтетической переработки информации» федерального компонента цикла ОПД по специальности 071201 - Библиотечно-информационная деятельность Составитель: Медведева О.В., к. и. н., ст. преподаватель Тамбов-2009 Программа дисциплины «Автоматизация аналитико-синтетической переработки информации» федерального компонента цикла ОПД по специальности 052700 - Библиотечно-информационная деятельность Составитель: Медведева О.В., к. и. н., ст. преподаватель Тамбов-2009 I.Организационно-методический раздел
- обеспечить освоение студентами теоретических основ автоматизации аналитико-синтетической переработки информации;
Курс является последним разделом дисциплины федерального компонента цикла ОПД «Аналитико-синтетическая переработка информации».
В результате выполнения заданий по курсу студент должен знать:
Студент должен уметь:
II.Содержание курса Темы и краткое содержание. Тема 35. Информационный поиск и ИПС. Задачи современной ИПС. Документальные, библиографические, фактографические ИПС. Ручные, автоматизированные и автоматические ИПС. Структура ИПС: информационный массив, логико-семантический аппарат, средства реализации, обслуживающий персонал, пользователи. Тема 36. Понятие и состав лингвистического обеспечения. Понятие лингвистического обеспечения. История разработки лингвистического обеспечения в России. Структура лингвистического обеспечения: ИПЯ (метаданные, классификационные, вербальные, фактографические) и лингвистические процессоры (системы автоматической обработки текста, лингвистические банки данных). Тема 37. Информационно-поисковые языки. Понятие ИПЯ. Виды ИПЯ по способу задания лексических единиц, по способу координации лексических единиц, по способу учета парадигматических отношений. Структура ИПЯ: фонетический, лексический, синтаксический, текстовый уровень. Базисные и синтагматические отношения. Тема 38. Автоматическое индексирование документов и запросов. Понятие индексирования. Поисковые образы. Одноаспектное и многоаспектное, предкоординатное и посткоординатное индексирование. Автоматическое индексирование. Сущность морфологического и синтаксического анализа. Законы Дж.Зипфа. Тема 39. Метаданные. Понятие системы метаданных. Назначение метаданных. Основные типы: описательные, структурные, административные. Наиболее известные системы метаданных: DC, LOM, GEM, VCard и др. Форматы семейства MARC. Тема 40. Классификационные и вербальные ИПЯ. Принципы организации ИПС, построенных на классификационных и вербальных ИПЯ. Достоинства и недостатки, основные правила поиска в системах разных типов. Режим сложного запроса в вербальных ИПС, ранжирование результатов. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №1. Классификационные и вербальные ИПЯ. Тема 41. Автоматизированные библиотечно-информационные системы. Структура автоматизированной ИПС: техническое, программное, лингвистическое, информационное, организационное обеспечение. Принципы автоматизации информационных систем. Задачи автоматизации в библиотеке. Критерии выбора АБИС. Основные модули и функции АБИС. Российские и зарубежные системы. Структура и функции МАРК SQL. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №2. Создание электронного каталога. Тема 42. Автоматическое реферирование. Квазиреферирование и автоматическое реферирование как направления автореферирования. Методы квазиреферирования: статистические, позиционные, индикаторные. Индикаторный метод как один из более перспективных. Лексический аппарат свертывания: маркеры, индикаторы и коннекторы. Применение TextAnalyst для создания квазирефератов. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3. Подготовка рефератов и анализ текста при помощи TextAnalyst. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы Тема 35. Информационный поиск и ИПС. Контрольные вопросы:
Задание для самостоятельной работы: Подготовьте глоссарий терминов: база данных, банк данных, информационный поиск, документальная ИПС, библиографическая ИПС, фактографическая ИПС, информационный запрос, автоматизированный информационный поиск, полнота поиска, точность поиска, пакетный поиск, полнотекстовый поиск, диалоговый писк, поиск на естественном языке. Тема 36. Понятие и состав лингвистического обеспечения Контрольные вопросы:
Задание для самостоятельной работы: Подготовьте доклад на тему «Системы автоматической обработки текста». Тема 37. Информационно-поисковые языки Контрольные вопросы:
Задание для самостоятельной работы: Определите виды ИПЯ по всем признакам: УДК, ББК, дескрипторный ИПЯ, предметизационный ИПЯ, язык библиографического описания, язык вспомогательных указателей. Тема 38. Автоматическое индексирование документов и запросов Контрольные вопросы:
Задание для самостоятельной работы: Подготовьте глоссарий терминов: поисковое предписание, поисковый образ запроса, поисковый образ документа, стоп-слова, ранжирование, полнота индексирования, индексирование, автоматизированное индексирование, нормализация, глубина индексирования, детальность индексирования, свободное индексирование, служба индексирования. Тема 39. Метаданные. Контрольные вопросы:
Задание для самостоятельной работы: Подготовьте доклад о любой системе метаданных. Тема 40. Классификационные и вербальные ИПЯ. Контрольные вопросы:
Задание для самостоятельной работы: Осуществите сравнительный анализ трех любых ИПС Интернета. Тема 41. Автоматизированные библиотечно-информационные системы. Контрольные вопросы:
Задание для самостоятельной работы: Создать электронный каталог в системе МАРК SQL. Тема 42. Автоматическое реферирование. Контрольные вопросы: 1. Что такое автоматическое реферирование? 2. Назовите направления автореферирования. 3. В чем отличие автоматического реферирования от квазиреферирования? 4. В чем заключаются статистические методы квазиреферирования? 5. Объясните суть позиционных методов квазиреферирования. 6. В чем заключается индикаторный метод? 7. Что такое маркеры, индикаторы и коннекторы? Задание для самостоятельной работы: Осуществите анализ содержания любого текста и подготовьте его реферат. Примерная тематика рефератов, курсовых работ 1. История разработки лингвистического обеспечения в России. 2. Автоматическое индексирование. 3. Системы метаданных. 4. Форматы семейства MARC. 5. Вербальные ИПЯ. 6. Российские АБИС. 7. Зарубежные АБИС. 8. Автоматическое реферирование. 9. Системы автоматической обработки текста. 10. Лингвистические банки данных. Примерный перечень вопросов к экзамену по всему курсу
III. Распределение часов курса по темам и видам работ
V. Учебно-методическое обеспечение курса
2. Рекомендуемая литература (дополнительная):
3. Перечень обучающих, контролирующих компьютерных программ, диафильмов, кино- и телефильмов, мультимедиа и т. п. 1. Internet Explorer или Opera, 2. МАРК SQL, 3. TextAnalyst, 4. MS Word. |
Об информационно-библиотечном центре маоу «Ангарский лицей №2» I. Общие положения «Ангарский лицей №2» (далее Лицей) как структурное подразделение, с функциями сбора, аналитико-синтетической переработки и распространения... | Реферат как форма устной итоговой аттестации учащихся 9 классов Реферат не копирует дословно содержание первоисточника, а представляет собой новый вторичный текст, создаваемый в результате систематизации... | ||
Автоматизация экономико-статистического планирования и аналитико-имитационного... Специальность 05. 13. 06 – Автоматизация и управление технологическими процессами и производствами (промышленность) | Реферат Основные требования к реферату Реферат – сокращение научной статьи, монографии. Реферат должен включать как можно больше информации, содержащейся в первичном документе... | ||
Аналитико-синтетическая переработка Озо и одо I курса библиотечно-информационного факультета. Курс направлен на подготовку специалиста-универсала в области переработки... | Представление о способностях в работах Б. М. Теплова Б. Г. Ананьев, 1980; Б. М. Кедров, 1982; Ж. Пиаже, 1966/. Б. М. Теплов родоначальник единой аналитико-синтетической теории индивидуальных... | ||
Рабочая программа по дисциплине опд. Ф. 14 Оборудование и автоматизация Рабочая программа составлена на основании гос впои учебного плана фгбоу впо «мгту» по специальности 110305 Технология производства... | В процессе обучения иностранному языку Если эти виды работы со специальным текстом, не являясь единственными, все же доминируют в процессе обучения на первоначальном этапе,... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины экология для подготовки бакалавров... «Технология производства и переработки продукции растениеводства», «Технология производства и переработки продукции животноводства»,... | Рабочая программа по дисциплине В. В хранение и переработка информации Цель данного курса состоит в ознакомлении студентов с основными принципами организации хранения, способами переработки информации,... | ||
Рабочая программа дисциплины «Автоматизация технологических процессов и производств» Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями гос впо по направлению подготовки по специальности 220301 «Автоматизация... | Рабочая программа учебной дисциплины «технология химической переработки... «Оборудование нефтегазопереработки», основ технологии нефтегазопереработки и машин для переработки нефти и газа. Эти знания служат... | ||
Рабочая программа Наименование дисциплины Аналитико-синтетическая переработка ... | Рабочая программа дисциплины правовые основы безопасности информации... Рабочая программа учебной дисциплины «Правовые основы безопасности информации» подготовлена Темниковой И. С., старшим преподавателем... | ||
Рабочая программа по дисциплине В. В. Технология переработки зерна Рабочая программа составлена на основании фгос впо и учебного плана мгту по направлению (специальности) 110900. 62 Технология производства... | Учебно-методическое пособие для студентов специальности 110305 «Технология... «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции» разработано в соответствии с программой дисциплины «Технология... |