Скачать 0.81 Mb.
|
Приложение №1. В помощь классным руководителям, учителям –предметникам. Полезные сайты по профессиональному самоопределению. 1. Сайт http://www.csta.mosuzedu.ru Центра социально-трудовой адаптации и профориентации «Академический» Юго-Западного окружного управления департамента образования г. Москвы адресован детям и подросткам, их родителям, а также специалистам образовательных учреждений, занимающимся профориентационной работой. 2. Официальный сайт Департамента труда и занятости г. Москвы http://www.labor.ru содержит информацию, необходимую для содействия в трудоустройстве и подборе персонала: рекомендации по выбору и смене профессии, поиску работы, анонсы городских и окружных мероприятий, проводимых органами труда и занятости г. Москвы. 3. На сайте http://www.iacedu.ru Информационно-аналитического центра (ИАЦ) Департамента образования г. Москвы, который осуществляет информационно-аналитическую и технологическую поддержку развития системы образования города, представлены инновационные образовательные проекты, среди которых особое место занимает профессиональная ориентация школьников, которой занимается структурное подразделение Информационно-аналитическог центра – Городской ресурсный центр. Заочно познакомиться с его работой можно с помощью программы «Виртуальная экскурсия по центру». 4.Портал профессионального образования Москвы http://profedu.ru адресован старшеклассникам и выпускникам школ. 5. Сайт http://www.proftime.edu.ru «Время выбрать профессию» Московского психолого-социального института адресован молодым людям, которые не хотят ошибиться с выбором профессии, и взрослым – родителям, педагогам, психологам, работодателям, которые стараются им в этом помочь. 6. Сайт http://www.psykonvoy.ru Центра социально-трудовой адаптации и профориентации «Гагаринский» Юго-Западного окружного управления департамента образования г. Москвы адресован специалистам образовательных учреждений, занимающимся профориентационной работой, подросткам и их родителям. Сайт информирует об услугах, которые оказывают специалисты Центра; это профориентация и психологическая помощь, дополнительное образование и трудоустройство школьников, психологическая подготовка к поступлению в вуз. 7. Сайт http://www.shkolniky.ru Столичного центра профориентации «Разумный выбор» адресован старшеклассникам, стоящим перед выбором профессии, и специалистам, работающим с подростками. Он информирует о содержании работы Центра (определение профессиональной пригодности; подбор учебных заведений для обучения; формирования профессиональной готовности к поступлению в учебное заведение), методах работы (индивидуальное и групповое, бланковое и компьютерное тестирование; тренинги личностного роста). Все услуги специалисты Центра оказывают бесплатно. На сайте представлен обширный материал по вопросам, связанным со столичным образованием. 8. Сайт http://www.profvibor.ru «Электронный музей профессий» – проект Центра социально-трудовой адаптации и профориентации «Гагаринский» Юго-Западного окружного управления департамента образования г. Москвы, адресованный, прежде всего учащимся, VIII–XI классов. 9. Сайт http://www.profcenter.mosuzedu.ru Центра социально-трудовой адаптации и профориентации «Ясенево» Юго-западного окружного управления департамента образования г. Москвы адресован специалистам образовательных учреждений, занимающимся профориентационной работой, детям и подросткам в возрасте от 10 до 18 лет и их родителям. 10.Общероссийская информационно-справочная система «Абитуриент» http://www.urc.ac.ru/abiturient/index.html предназначена для поступающих в вузы и школы России. Основной задачей сайта является помощь в профессиональном самоопределении учащегося и выборе подходящего образовательного учреждения. Решению этой задачи посвящены и отдельные разделы сайта. 11. Городской портал профессиональной ориентации г. Москвы http://profcenter.educom.ru является основой для создания единого информационно-технологического пространства профориентационной работы в столице. Он содержит информацию о Городском центре профессиональной ориентации, проведенных им мероприятиях, ближайшие и перспективные планы работы центра с возможностью записи на интересующие мероприятия. Мероприятия центра рассчитаны на специалистов, занимающихся вопросами профессиональной ориентации, школьников и студентов. Все мероприятия Городского центра профориентации (занятия, игры, тренинги, профориентационное тестирование) проводятся бесплатно, по предварительной записи. 12. Сайт «Образование и карьера» http://www.start4you.ru – информационно-справочный ресурс для выпускников школ и студентов. Здесь размещены актуальные вакансии и рекомендации по выбору профессии и образовательного учреждения, поиску работы. 13. Цель портала «Ваше рабочее место» http://www.rabochee-mesto.com – помощь в выборе профессии. Разработчики сайта оригинально решают задачу знакомства школьников с профессиями. Каждый специалист может рассказать о своей профессии по установленной схеме. Для этого пользователю необходимо зарегистрироваться и заполнить форму из 14 универсальных вопросов, в том числе название профессии, должностные обязанности, необходимое образование, примерная заработная плата, условия труда, возможности развития и пр. Таким образом создается универсальная база данных о профессиях, которая пополняется ежедневно. Сейчас на портале можно найти информацию о 300 профессиях. 14. Учеба.ру http://www.ucheba.ru является крупнейшим образовательным сайтом, который входит в структуру Издательского дома «Работа для Вас». Сайт адресован абитуриентам, студентам колледжей и вузов, специалистам, заинтересованные в получении второго высшего образования. Интернет ресурсы 1.Nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/ 2.Klassnyi-chas-dlya-uchashchihsya-vypusknykh-klassov 3.www.uchportal.ru 4.Proforientation.ru/vibor professii.html 5.www.kazedu.kz/referat/ Приложение №2 Понятие профориентации. Профессиональная ориентация – “это целенаправленная деятельность по подготовке молодежи к обоснованному выбору профессии в соответствии с личными склонностями, интересами, способностями и одновременно с общественными потребностями в кадрах определенных профессий и разного уровня квалификации. Она представляет собой единство практической деятельности и развивающейся междисциплинарной теории и реализуется не только в учебно-воспитательном процессе работы с учащимися” Теорию профориентации можно определить следующим образом: “ это совокупность высказываний, отражающих в концентрированной форме комплекс взглядов, представлений и идей, направленных на осуществление эффективной профориентационной деятельности” Основные компоненты теории профессиональной ориентации школьников: факты, закономерности, принципы. Достоверных фактов, полученных с помощью научных методов, в профориентации мало. Важный компонент теории профориентации – определенные закономерности. Поиск их служит общей целью научной деятельности. Познание закономерностей – это, в конечном счете, то самое главное, ради чего обычно и предпринимаются научные исследования. Поскольку объектом профориентационной деятельности является процесс социально-профессионального самоопределения человека, важно в первую очередь сформулировать группу принципов, которыми руководствуются (или должны руководствоваться) девушки и юноши, выбирая себе профессию и место в социальной структуре общества. “Принцип сознательности в выборе профессии выражается в стремлении удовлетворить своим выбором не только личностные потребности в трудовой деятельности, но и принести как можно больше пользы обществу. Принцип соответствия выбираемой профессии интересам, склонностями, способностями личности и одновременно потребностям общества в кадрах определенной профессии выражает связь личностного и общественного аспектов выбора профессии. Принцип активности в выборе профессии характеризует тип деятельности личности в процессе профессионального самоопределения. Профессию надо активно искать самому. В этом большую роль призваны сыграть: практическая проба сил самих учащихся в процессе трудовой и профессиональной подготовки, советы родителей и их профессиональный опыт, поиск и чтение (по интересующей теме) литературы, работа во время практики и многое другое. Принцип развитип отражает идею выбора такой профессии, которая давала бы личности возможность повышения квалификации, увеличение заработка, по мере роста опыта и профессионального мастерства, возможность активно участвовать в общественной работе, удовлетворять культурные потребности личности, потребность в жилье, отдыхе и т.п.” В профессиональной ориентации есть группа принципов, тесно связанных (и во многом пересекающимися) с общепедагогическими принципами. Это следующие принципы:
Таким образом, в теории профориентации существуют и общепедагогические принципы, и специфические принципы, характеризующие профориентационную деятельность как общественное явление. Приложение №3 Положения системы профориентации 1. Профориентация представляет собой системную деятельность, включающие целевые установки, задачи, принципы, формы, методы, критерии эффективности, уровни, направления, аспекты и другие системо - и структурообразующие элементы. 2. Система профориентации школьников является подсистемой общей системы трудовой и профессиональной подготовки. 3. Система профессиональной ориентации - это часть общей системы социальной ориентации личности в сложившейся структуре производительных сил и производственных отношений. 4. Профориентация относится к социальным системам, которые функционируют в обществе, она затрагивает различные проблемы, и в том числе связанные с развитием человеческого фактора общественного производства; уже по одной только этой причине профориентацию можно считать общественной проблемой. 5. На эффективность профориентации влияет множество различных объективных и субъективных факторов. Из сформулированных выше пяти исходных положений вытекает определение системы профориентации школьников. “ Система профориентации школьников – это организованная, управляемая деятельность различных государственных и общественных организаций, предприятий учреждений и школы, а также семьи, направленная на совершенствование процесса профессионального и социального самоопределения школьников в интересах личности и общества” Общая цель системы профориентационной работы – подготовка учащихся к обоснованному выбору профессии, удовлетворяющему как личные интересы, так и общественные потребности. В систему профориентации входят следующие основные компоненты: цели и задачи, основные направления, а также формы и методы профориентационной работы с учащимися” Система профориентационной работы включает в себя деятельность по следующим направлениям:
Приложение №4 Структура деятельности педколлектива. При организации профориентации в школе рекомендуется следующая примерная структура деятельности педколлектива. 1. Координатор деятельности – заместитель директора ОУ по воспитательной работе, в функции которого входит организация всей профориентационной работы в школе, то есть: поддержание связей школы с социальными партнерами, влияющими на самоопределение учащихся основной и старшей школы; планирование работы педагогического коллектива по формированию готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению в соответствии с концепцией и образовательной программой общеобразовательного учреждения; анализ и коррекция деятельности педагогического коллектива по данному направлению (консультации учителейпредметников, классных руководителей по организации системы учебновоспитательной работы, направленной на самоопределение учащихся); проведение совещаний педагогических советов и производственных совещаний с обсуждением проблемы профильного и профессионального самоопределения старшеклассников; организация участия одаренных детей в предметных олимпиадах разного уровня; контроль своевременного повышения компетентности классных руководителей, учителей начальной школы, учителейпредметников, школьного психолога, библиотекаря в области самоопределения учащихся; − контроль деятельности классных руководителей, воспитателей, учителей предметников, школьного психолога, социального педагога, библиотекаря по проблеме профильного обучения и профессионального самоопределения учащихся; − контроль уровня развития разнообразных форм предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся (кружки, факультативы, элективные курсы, исследовательские проекты); 2. Классный руководитель (воспитатель), опираясь на образовательную программу и план воспитательной работы школы, составляет план педагогической поддержки самоопределения учащихся конкретного класса (группы). В плане следует отражать разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную,творческую активность школьников. Классный руководитель (воспитатель) организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции; ведет психологопедагогические наблюдения склонностей учащихся: данные наблюдений, анкет, тестов фиксируются в индивидуальной карте ученика (портфолио); помогает учащимся моделировать варианты профильного обучения и профессиональногостановления, анализировать собственные достижений, составлять собственный портфолио; организует посещение учащимися дней открытых дверей в вузах и средних профессиональных учебных заведениях; организует тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия; оказывает помощь школьному психологу в проведении анкетирования учащихся и их родителей по проблеме самоопределения; организует встречи учащихся с выпускниками школы – студентами вузов и учащихся средних профессиональных учебных заведений; проводит родительские собрания с обсуждением проблем формирования готовности учащихся к профессиональному самоопределению; 3. Учителя начальных классов (воспитатели) на уроках и во внеурочное время ведут работу в следующих направлениях: − показывают учащимся роль труда в жизни человека; − привлекают учащихся к выполнению трудовых дел; − организуют ознакомительные экскурсии учащихся на предприятия; − проводят встречи учащихся с родителями – представителями различных профессий; − вовлекают учащихся в различные виды учебнопознавательной деятельности (трудовой, игровой, исследовательской); − учат работе по формированию портфолио; − знакомят учащихся с миром профессий. 4. Учителяпредметники способствуют развитию познавательного интереса и творческой направленности личности школьников, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, «круглые столы», конференции, предметные недели, олимпиады, факультативы, конкурсы стенных газет, домашние сочинения и т.д.; обеспечивают профориентационную направленность уроков, формируют у учащихся общетрудовые, профессионально важные навыки; способствуют формированию у школьников адекватной самооценки; проводят наблюдения с целью выявления склонностей и способностей учащихся; адаптируют профильные программы в зависимости от профиля класса, особенностей учащихся. 5. Библиотекарь регулярно подбирает литературу для учителей и учащихся в помощь выбирающим профессию (по годам обучения) и пособия по профориентационной работе; изучает читательские интересы учащихся и рекомендует им литературу, помогающую в выборе профессии; организует выставки книг о профессиях и читательские диспутыконференции на темы выбора профессии; накапливает, обобщает и систематизирует методические материалы, справочные данные о потребностях региона в кадрах и другие вспомогательные материалы (фотографии, вырезки, схемы, проспекты, программы, описания профессий); регулярно устраивает выставки литературы о профессиях по сферам и отраслям (машиностроение, транспорт, строительство, в мире искусства и т.д.). 6. Социальный педагог способствует формированию у детей группы риска адекватной самооценки, поскольку, как правило, у таких детей она занижена; оказывает педагогическую поддержку детям группы риска в процессе их профессионального и жизненного самоопределения; консультирует учащихся по социальным вопросам; оказывает помощь классному руководителю в процессе анализа и оценки социальных факторов, затрудняющих процесс самоопределения школьника. 7. Школьный психолог изучает профессиональные интересы и склонности учащихся; осуществляет мониторинг готовности учащегося к профильному и профессиональному самоопределению путем анкетирования учащихся и их родителей; проводит тренинговые занятия по профориентации учащихся; осуществляет психологическое просвещение родителей и педагогов на тему выбора профессии; консультирует учащихся с учетом их возрастных особенностей; приглашает родителей учащихся для выступлений перед учениками с информацией о своей профессии; выявляет особенности учащихся с целью оказания помощи детям и педагогам; помогает ученикам объективно оценить их интересы и склонности; создает базу данных по профдиагностике. 8. Медицинский работник, используя разнообразные формы, методы и средства, способствует формированию у школьников установки на здоровый образ жизни; проводит с учащимися беседы о взаимосвязи успешности профессиональной карьеры и здоровья человека; проводит консультации о влиянии той или иной профессии на состояние здоровья человека; оказывает помощь классному руководителю, школьному психологу и социальному педагогу. Приложение №5 |
Формирование готовности к профессиональному самоопределению Возникает вопрос: как школа может содействовать профессиональному самоопределению учащихся. Какова роль учителя-предметника в этом... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Классным руководителям и учителям- дежурным по школе во время перемен находится в коридорах по этажам, обеспечивая дисциплину и порядок... | ||
2013 моу «Гуманитарно-педагогический лицей» Ухта Твой выбор твоё будущее Твой выбор – твоё будущее: Методическое пособие для старшеклассников, в помощь классным руководителям и учителям обществознания /... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Разработка предназначена педагогам, преподающим данный курс, учителям истории и обществоведения, классным руководителям, педагогам-организаторам.... | ||
Квалификации работников образования методические рекомендации учителям-предметникам... Анализ основных открытий Н. И. Лобачевского и Н. Коперника в сравнении с существующими теориями Евклида и Птолемея | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Всем учителям-предметникам провести предметные олимпиады и интеллектуальные конкурсы в соответствии с Положением о предметных олимпиадах... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... С 15. 03. 11. по 15. 04. 11. стартовала акция Безопасное детство. Классным руководителям 3-6 кл изучить цели и задачи акции и механизм... | 1. Классный час в школе является одной из форм организации воспитательной... Тематика классных часов определяется классным коллективом на классном собрании (классным руководителем совместно с учащимися, возможно... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В данных рекомендациях классным руководителям предлагаются различные технологические приемы, которые можно использовать на стадии... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Надеюсь, что презентация, которую можно скачать здесь, может пригодиться для педсоветов, в методических кабинетах, а также учителям-предметникам,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Книга предназначена читателям, желающим самостоятельно освоить и применить современные технологии сайтостроения, создать свой собственный... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Закона о занятости, о положении на рынке труда, содействие профессиональному самоопределению школьников (консультирование, тестирование),... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Литературный календарь адресован библиотекарям, учителям, руководителям детским чтением и широкому кругу читателей | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Данная программа помогает ребенку сделать шаг к профессиональному самоопределению и социальной адаптации в обществе | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Данная программа помогает ребенку сделать шаг к профессиональному самоопределению и социальной адаптации в обществе | Методические рекомендации учителям по работе с Электронным классным журналом ... |