Законы взаимодействия и движения тел - 27 часов; цель: а) научить определять положение тела в любой момент времени по начальным условиям и другие кинематические величины, решать задачу динамики с учетом действующих на тело сил, используя уравнения динамики и законы сохранения. б) Проводить простые опыты и экспериментальные исследования по выявлению зависимостей: пути от времени при равномерном и равноускоренном движениях; в)измерять физические величины: скорость, время, путь, ускорение.
|
№
| Система уроков
| Дидактическая модель обучения
| Педагогические средства
| Вид деятельности учащихся
| Задачи. Планируемый результат и уровень освоения
| Информационно- методическое обеспечение
|
Компетенции
|
Учебно-познавательная
| Информационная
|
Базовая программа (Предметно-функц. подготов.
| программа углубленного изучения
|
1
| Первичный инструктаж по ТБ. Материальная точка. Система отсчета.
| Объяснительно иллюстративная
| лекция беседа, иллюстрация
| фронтальная работа с конспектом, работа с книгой
| Учащиеся должны знать понятия: материальная точка как модель тела, система отсчета, механическое движение. Должнгы уметь решать качественные задачи. Продуктивный уровень.
| Учащиеся должны знать понятия: материальная точка как модель тела, система отсчета, механическое движение, виды механического движения. Должны уметь выбирать СО.
| информационно-смысловой анализ текста, участие в диалоге, приведение примеров траектории, пройденного пути в различных СО, составление плана, конспекта лекции.
| Определение координаты, пройденного пути, траектории, скорости материальной точки в заданной системе отсчета (по рис. 2 в уч-ке).
|
2
| Путь и перемещение.
| репродуктивная
| беседа, индивидуальный опрос, тестирование, упражнения.
| составление опорного конспекта и работа с ним, работа с тестовыми материалами.
| Учащиеся должны знать понятия: вектор перемещения, различие между величинами - путь и перемещение. Должны уметь строить вектор перемещения в декартовой системе координат. Продуктивный уровень.
| Учащиеся должны знать понятия: вектор перемещения, различие между величинами - путь и перемещение. Должны уметь строить вектор перемещения в различных СО. Продуктивный уровень.
| способность передавать содержание в сжатом виде, умение вступать в диалогическое общение, умение перефразировать мысль, умение приводить примеры
| Плакаты
|
3
| Векторы. Действия над векторами. Проекция вектора.
| проблемное изложение
| лекция, проблемная ситуация, беседа
| работа с конспектом, работа с алгоритмами, графические построения.
| Учащиеся должны знать: правила сложения и вычитания векторов, модуль вектора, проекция вектора, умножение вектора на число, скалярное произведение векторов. Должны уметь: предсатвлять вектор в координатной форме, выполнять простейшие математические операции над векторами. Продуктивный уровень.
| Должны знать операции над векторами. Должны уметь: находить модуль вектора, находить сумму и разность векторов в координатном и векторном виде. Продуктивный уровень.
| умение составлять конспект, формулирование выводов, умение использовать выразительные средства языка (графические построения)
| иллюстрации графических построений на доске
|
4
| Определение координаты движущегося тела.
| поисковая
| проблемные задания, самостоятельная работа, тестирование
| групповая, индивидуальная
| Учащиеся должны знать понятия: радиус-вектор, проекция и модуль вектора, операции над векторами, перемещение. Учащиеся должны уметь: определять координаты радиус-вектора. Продуктивный уровень.
| Учащиеся должны знать понятия: радиус-вектор, проекция и модуль вектора, перемещение. Учащиеся должны уметь: определять координаты радиус-вектора в различных СО. Продуктивный уровень.
| умение отражать в письменной форме результаты своей деятельности, умение приводить примеры, умение использовать таблицы физических величин.
| тестовые задания, дидактические карточки, таблицы физических величин.
|
5
| Перемещение при равномерном прямолинейном движении.
| Объяснительно-иллюстративная
| беседа, убеждение
| построение и чтение графиков и таблиц, работа с опорными конспектами.
| Учащиеся должны знать понятия: вектор скорости, прямолинейного и равномерного движения, формулу для нахождения вектора скорости и перемещения и их проекций. Уравнение движения и траектории. Учащиеся должны уметь: находить проекции вектора скорости и перемещения, находить уравнение траектории, решать простейшие задачи по теме. Продуктивный уровень.
| Учащиеся должны знать: формулу для нахождения вектора скорости и перемещения и их проекций. Уравнение движения и траектории. Учащиеся должны уметь: находить проекции вектора скорости и перемещения, находить уравнение траектории в различных СО, Продуктивный уровень.
| выбор и использование выразительных аудиовизуальных языковых средств (графики, таблицы), формулирование выводов, умение построения краткого опорного конспекта.
| иллюстрация
|
6
| Прямолинейное равнопеременное движение. Ускорение.
| поисковая
| рассказ, создание проблемной ситуации, групповое обсуждение
| групповая, фронтальная решение упражнений, составление опорного конспекта
| Учащиеся должны знать понятия: равнопеременное движение, ускорение, мгновенная скорость. Формула для определения вектора ускорения и его проекции. Учащиеся должны уметь: находить ускорение и скорость при решении простейших задач. Продуктивный уровень.
| Учащиеся должны знать понятия: ускорение. Формула для определения вектора ускорения и его проекции. Учащиеся должны уметь: определять знак ускорения в различных случаях, находить ускорение и скорость при решении простейших задач. Продуктивный уровень.
| умение оставлять план и краткий конспект, умение участвовать в диалоге и приводить примеры
| таблица, опорный конспект, учебник
|
7
| Скорость при прямолинейном равнопеременном движении. График скорости.
| Объяснительно-иллюстративная
| создание проблемной ситуации, фронтальный опрос, беседа, проблемные задачи.
| фронтальная, групповая, построение алгоритма действия, построение графических зависимостей
| Учащиеся должны знать понятия: мгновенная и средняя скорости. Учащиеся должны уметь: строить график скорости при равномерном и равнопеременном движении; находить ускорение, начальную и среднюю скорость по графику, составлять уравнение скорости. Продуктивный уровень.
| Учащиеся должны уметь: строить график скорости при равномерном и равнопеременном движении в различных СО; находить ускорение, начальную и среднюю скорость по графику, составлять уравнение скорости. Продуктивный уровень.
| умение проводить анализ и синтез, формулирование выводов, умение строить алгоритм своих действий
| иллюстрации на доске, опорный конспект учащихся
|
8
| Перемещение при равнопеременном прямолинейном движении.
| репродуктивная
| индивидуальный опрос, беседа, упражнения
| индивидуальная, фронтальная; решение упражнений, графическая работа.
| Учащиеся должны знать понятия: уравнение равнопеременного движения в векторной и скалярной формах. Учащиеся должны уметь: составлять уравнение движения в векторной форме и проектировать его на ось координат, решать простейшие задачи на нахождение пройденного пути и премещения. Продуктивный уровень.
| Учащиеся должны знать: уравнение равнопеременного движения в векторной и скалярной формах. Учащиеся должны уметь:, выводить уравнение пути графическим способом, составлять уравнение движения в векторной форме и проектировать его на ось координат, пользоваться алгоритмом по кинематике. Продуктивный уровень.
| умение применять алгоритм, умение проводить анализ и синтез, формулирование выводов.
| сборник задач
|
9
| Перемещение при равнопеременном прямолинейном движении без начальной скорости.
| поисковая
| самостоятельная работа, тестирование, мысленный эксперимент учащихся.
| индивидуальная, составление таблиц, опорных конспектов, работа с графиками
| Учащиеся должны знать: закономерности присущие прямолинейному равноускоренному движению без начальной скорости. Учащиеся должны уметь: решать графические и аналитические задачи по теме. Продуктивный уровень.
| Должны уметь обобщать уравнения кинематики для частных случаев. Творческий уровень
| умение выделять главную мысль, обобщать, формулировать и анализировать выводы и полученный результат.
| Зависимость перемещения от времени (по рис. 2 или 20 в учебнике).
|
10
| Л\р: «исследование равноускоренного движения без начальной скорости».
| исследовательская
| проблемная ситуация, самостоятельное планирование исследования
| парная; работа с тетрадями для лабораторных и контрольных работ.
| Учащиеся должны знать: величины и законы характеризующие равнопеременное движение без начальной скорости. Учащиеся должны уметь: проводить простейшие эксперименты для нахождения величин равнопеременного движения. Исследовательский уровень
| Учащиеся должны знать: величины и законы характеризующие равнопеременное движение без начальной скорости. Учащиеся должны уметь: проводить простейшие эксперименты для нахождения величин равнопеременного движения. Исследовательский уровень
| умение проводить сравнение, составлять план проведения исследования
| тетради для лабораторных и контрольных работ.
|
11
| Решение задач: «Прямолинейное равнопеременное движение. Графическое представление движений».
| репродуктивная, поисковая
| беседа, работа с книгой, тренинг, тестирование.
| фронтальная, индивидуальная; решение задач, работа с тестовыми материалами, работа с алгоритмами
| Учащиеся должны знать: основные понятия и уравнения кинематики. Учащиеся должны уметь графически представлять различных виды равнопеременного движения, решать основную задачу кинематики аналитически. Продуктивный уровень.
| Должны знать: алгоритм решения задач по кинематике, графический метод решения задач. Продуктивный уровень.
| умение применять алгоритм, смысловой анализ условия задачи, формулирование выводов.
| тестовые материалы, опорные конспекты учащихся, сборник задач
|
12
| К\р: «Кинематика материальной точки».
| репродуктивная
| выполнение упражнений
| индивидуальная.
|
|
| умение применять полученные знания на практике при решении задач, проводить самоанализ знаний по теме.
| контрольные и измерительные материалы
|
Динамика материальной точки (32 часа). Цель: а) решать задачу динамики с учетом действующих на тело сил, используя уравнения динамики и законы сохранения, Б) усвоение алгоритмов решения задач по динамике и применение для решения задач повышенного уровня сложности, в) описывать и объяснять явления на основе законов сохранения и законов Ньютона.
|
13
| Относительность движения.
| Объяснительно иллюстративная
| лекция, убеждение, фронтальный эксперимент
| фронтальная; составление опорного конспекта.
| Учащиеся должны знать понятия: относительности движения, гелиоцентрическая и геоцентрическая система. Учащиеся должны уметь: правильно выбирать СО, решать качественные задачи в различных СО. Творческий уровень.
| Должны уметь строить траекторию движения, график скорости, пути и перемещения в различных СО. Творческий уровень
| проведение смыслового анализа прослушанного текста, умение составлять план и опорный конспект
| 1) Относительность движения. Система отсчета (1, опыт 3)1. 2) относительность перемещения и траектории (1, опыт 4)1.
|
14
| Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона.
| Объяснительно иллюстративная
| индивидуальный опрос, беседа, анкетирование, демонстрационный эксперимент.
| индивидуальная; работа с опорными конспектами, работа с книгой, составление алгоритма решения задач на 1 закон Ньютона
| Учащиеся должны знать понятия: ИСО, различные формулировки 1- го закона Ньютона, сила, деформация. Учащиеся должны уметь: применять первый з-он Ньютона для решения простейших задач, изображать силы с помощью векторов. Продуктивный уровень.
| Учащиеся должны знать понятия: ИСО, различные формулировки 1- го закона Ньютона, сила, деформация. Учащиеся должны уметь: решать задачи на статику. Продуктивный уровень.
| умение систематизировать свои знания, составлять алгоритм действий при решении задач, умение проводить, смысловой анализ условия задачи..
| Опыты, иллюстрирующие закон инерции и взаимодействие тел (инерциальные и неинерциальные СО) (1, опыт 19)1.
|
15
| Второй закон Ньютона.
| Объяснительно иллюстративная
| фронтальный и индивидуальный опрос, беседа, анкетирование, фронтальный эксперимент, мозговой штурм.
| фронтальная, индивидуальная, составление алгоритма решения задач по динамике, решение задач, работа с книгой.
| Учащиеся должны знать понятия: равнодействующая сил, деформация, масса, инертность, 2 – ой закон Ньютона. Учащиеся должны уметь: составлять 2-ой закон Ньютона в простейших случаях, изображать равнодействующую сил на чертежах. Продуктивный уровень.
| Должны знать: алгоритм решения задач по динамике, 2- ойз-он Ньютона. Должны уметь: применять алгоритм по динамике для решения одномерных задая и движения по наклонной плоскости. Продуктивный уровень.
| умение систематизировать знания, умение выделять главное, умение участвовать в диалоге.
| Опыт по рис. 20 в учебнике или (1, опыт 20)1.
|
16
| Третий закон Ньютона.
| Объяснительно иллюстративная
| фронтальный и индивидуальный опрос, беседа, мысленный эксперимент учащихся, мозговой штурм.
| фронтальная, индивидуальная, составление алгоритма решения задач по динамике, решение задач, работа с книгой.
| Учащиеся должны знать понятия: противодействие, 3-й закон Ньютона. Учащиеся должны уметь: применять 3-й закон Ньютона для решения качественных и колличественных задач по динамике. Продуктивный уровень.
| Учащиеся должны знать понятия: противодействие, 3-й закон Ньютона. Учащиеся должны уметь: применять 3-й закон Ньютона для введения дополнительных условий при применении алгоритма. Продуктивный уровень.
| умение систематизировать знания, умение выделять главное, умение участвовать в диалоге.
| Демонстрация по рис. 21, 22 в учебнике.
|
17
| Свободное падение тел. Ускорение свободного падения.
| проблемное изложение
| беседа, создание проблемной ситуации, демонстрационный эксперимент.
| фронтальная, групповая; работа с книгой, таблицами.
| Учащиеся должны знать понятия: ускорение свободного падения, невесомость, перегрузка. Учащиеся должны уметь: находить вес тела при невесомости и перегрузке, качественно объяснять эти явления. Продуктивный уровень.
| Учащиеся должны знать понятия: ускорение свободного падения, невесомость, перегрузка. Учащиеся должны уметь: применять алгоритм по динамике в случае движения опоры. Продуктивный уровень.
| умение формулирования выводов, приведение примеров
| Опыт с трубкой Ньютона.
|
18
| Движение тела брошенного вертикально.
| поисковая
| создание проблемной ситуации, самостоятельная работа.
| индивидуальная; решение упражнений, работа с алгоритмами по динамике и кинематике, работа с опорными конспектами
| Учащиеся должны знать: характер движения тела по вертикали. Учащиеся должны уметь: находить скорость, путь, перемещение и ускорение кинематическим и динамическим способами. Продуктивный уровень.
| Учащиеся должны знать: характер движения тела по вертикали. Учащиеся должны уметь: находить скорость, путь, перемещение и ускорение кинематическим и динамическим способами. Продуктивный уровень.
| умение применять алгоритм, смысловой анализ условия задачи, умение проводить анализ и синтез, формулирование выводов
| опорные конспекты
|
19
| Л\р: «Исследование свободного падения тел».
| исследовательская
| создание проблемной ситуации, самостоятельный эксперимент учащихся.
| парная; работа с тетрадями для лабораторных и контрольных работ.
| Должны уметь проводить простейшие эксперименты по исследованию свободного падению тел. Исследовательский уровень
| Должны уметь проводить простейшие эксперименты по исследованию свободного падению тел. Исследовательский уровень
| умение проводить сравнение, составлять план проведения исследования, целеполагание.
| тетрадь для контрольных и лабораторных работ.
|
20
| Закон всемирного тяготения.
| Объяснительно-иллюстративная
| лекция беседа, создание проблемной ситуации, рассказ
| фронтальная, групповая, составление конспекта лекции
| Учащиеся должны знать понятия: гравитационное поле, гравитационная постоянная, закон всемирного тяготения. Должны уметь решать задачи по динамике с учетом сил гравитационного притяжения. Продуктивный уровень.
| Учащиеся должны знать понятия: гравитационное поле, закон всемирного тяготения. Должны уметь решать задачи с учетом сил гравитационного притяжения, объяснять опыт Кавендиша Продуктивный уровень.
| умение составлять план и конспект лекции
| Видео демонстрация опыта Кавендиша.
|
21
| Ускорение свободного падения на Земле и на других планетах.
| исследовательская
| самостоятельное планирование, и проведение исследования, фронтальный опрос
| индивидуальная, групповая, решение проблемных задач
| Должны знать и уметь объяснять зависимость ускорения свободного падения от географической широты местности. Продуктивный уровень.
| Должны уметь находить ускорение св. падения на других планетах. Исследовательский уровень.
| отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности
| учебник, дидактические карточки
|
22
| Криволинейное движение. Движение тел по окружности с постоянной по модулю скоростью.
| Объяснительно-иллюстративная
| фронтальный опрос, тестирование, беседа, рассказ, работа у доски, фронтальный эксперимент.
| фронтальная, индивидуальная; работа со сборником задач, с опорными конспектами лекции, алгоритмами.
| Учащиеся должны знать понятия: касательная, траектория, центростремительное ускорение, центростремительная сила, частота, период, угловая скорость. Учащиеся должны уметь: изображать и рассчитывать центростремительное ускорение. Продуктивный уровень.
| Должны знать понятия: тангенциальное и нормальное ускорение, полное ускорение. Должны уметь: решать задачи на баллистическое движение. Продуктивный уровень.
| умение строить высказывания, владеть диалоговой речью.
| Демонстрация по Рис.18 и по Рис.38 в учебнике.
|
23
| Решение задач: «Движение с постоянной по модулю скоростью по окружности».
| репродуктивная
| решение упражнений, тестирование, самостоятельная работа
| фронтальная, индивидуальная;
| Учащиеся должны знать: величины характеризующие движение тела по окружности. Учащиеся должны уметь: применять второй закон Ньютона для нахождения центростремит. ускор. Продуктивный уровень.
| Должны применять алгоритмы кинематики и динамики в случае криволинейного движения и обобщать на случай движения по окружности. Творческий уровень.
| информационно-смысловой анализ условия задачи, формулирование выводов, приведение примеров
| Раздаточные дидактические материалы
|
24
| Искусственные спутники Земли
| проектная, имитационное моделирование
| групповое обсуждение, суд, исследование, создание продукта при консультировании педагога
| групповая работа; работа с докладами, рефератами.
| Учащиеся должны знать понятия: понятия спутник, космическая скорость. Учащиеся должны уметь: строить траекторию движения в зависимости от космической скорости. Творческий уровень.
| Учащиеся должны знать понятия: спутник, космическая скорость. Учащиеся должны уметь: строить траекторию движения в зависимости от космической скорости, расчитывать космичекую скорость. Исследовательский уровень.
| умение отстаивать свою точку зрения, умение вступать в диалоговое общение, умение оппонировать
| доклады, рефераты
|
25
| Импульс тела. Закон сохранения импульса.
| Объяснительно-иллюстративная
| беседа, создание проблемной ситуации, демонстрационный эксперимент
| фронтальная; работа с опорными конспектами, сборником задач, учебником.
| Учащиеся должны знать понятия: импульс тела, импульс силы, замкнутая система, закон сохранения импульса. Учащиеся должны уметь: применять закон сохранения импульса для решения типичных задач. Продуктивный уровень.
| Должны знать: закон сохранения импульса, закон сохранения и изменения полной мех. энергии. Уметь: составлять и применять алгоритмрешения задач на законы сохранения в механике. Продуктивный уровень.
| умение систематизировать знания, умение выделять главное, умение участвовать в диалоге.
| Опыт по рис 42 в учебнике, столкновение бильярдных шаров.
|
26
| Реактивное движение. Ракеты.
| Объяснительно-иллюстративная
| беседа, убеждение, решение упражнений, самостоятельная работа, фронтальный эксперимент.
| фронтальная, индивидуальная, обобщение полученных знаний на законы сохр, решение задач
| Учащиеся должны знать понятия: реактивное движение, многоступенчатая ракета. Учащиеся должны уметь: объяснять реактивное движение на основе закона сохранения импульса. Продуктивный уровень.
| Учащиеся должны знать понятия: реактивное движение, Учащиеся должны уметь: находить скорость реактивного движения на основе закона сохранения импульса. Продуктивный уровень.
| умение проводить дедукцию, проводить смысловой анализ задачи, систематизировать знания
| 1) Реактивное движение. 2) Модель ракеты (по рис. 44, 45 учебника).
|
27
| Зачёт по теме: «Механика».
| репродуктивная
| выполнение упражнений
| индивидуальная.
|
|
| умение применять полученные знания на практике при решении задач, проводить самоанализ знаний по теме.
| контрольные и измерительные материалы
|