1. Терминология научно-исследовательской работы





Скачать 225.53 Kb.
Название1. Терминология научно-исследовательской работы
Дата публикации27.04.2015
Размер225.53 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы


Тогурская средняя общеобразовательная школа


Как провести исследовательскую работу
(пособие для учащихся)

учитель экологии

Трифонова О.Ю.

Тогур – 2010
Введение.

Вы, наверное, задумывались над тем, кем быть, как ориентироваться в постоянно меняющемся мире, как успевать осваивать все расширяющееся информационное пространство. В последние десятилетия в развитых странах мира общество предъявляет профессиональные требования к молодым людям все в более раннем возрасте, и, значит, в 14-16 лет надо определяться в профессиональном выборе. Помощь в самоопределении оказывает исследовательская работа. Научные исследования являются определенной школой жизни. Вам предстоит постигнуть приемы рационального интеллектуального труда, развить свои творческие умения. Чтобы достичь намеченной цели, необходимо обладать всей полнотой информации о той деятельности, которой вы собираетесь заниматься. Представленные информационные материалы призваны помочь вам в организации и осуществлении научного исследования. Они содержат советы и рекомендации по написанию научной работы, описание общей структуры работы, а также рекомендации для правильного краткого изложения ее сути в письменном виде и устном докладе.

Цель данного пособия - помочь учащимся школ овладеть элементарными навыками самостоятельной научно-исследовательской работы. Эти навыки могут приобретаться учащимися на факультативных занятиях или занятиях научных обществ учащихся. Пособие поможет обучающемуся успешно освоить, глубже осмыслить разные дисциплины и лучше связать знание отдельных предметов в общее представление о природе и человеке.

Настоящее пособие составлено в соответствии с требованиями к выполнению и оформлению исследовательских работ.

Более адаптировано для предметов естественно-научного цикла. Пособие составлено на основе материалов Бархатовой Е.В.

Будем рады, если представленные материалы помогут вам – молодым исследователям.
1. Терминология научно-исследовательской работы
Для проведения любого исследования важно владеть терминологией. Этой терминологией должны владеть в совершенстве на только педагоги, но и учащиеся, но зачастую сам учитель не понимает разницы во многих терминах. Поэтому для облегчения работы был составлен следующий словарь. Ниже приведены термины и понятия, используемые в учебной научно-исследовательской работе.

Наука - сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности, одна из форм сознания. Целями науки являются: описание, объяснение, предсказание процессов и явлений действительности, составляющей предмет ее изучения на основе открываемых ею законов. От эстетического способа освоения действительности, носителем которого является искусство, наука отличается стремлением к обезличенному, максимально обогащенному объективному знанию. Часто искусство характеризуют как "мышление в образах", а науку - как "мышление в понятиях".

Методология - (от метод и ...логия), учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности; методология науки — учение о принципах построения, формах и способах научного познания.

Научное исследование - процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной и профессиональной деятельности человека. Характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью, точностью. Существует два уровня исследования: эмпирический и теоретический. На первом устанавливаются новые факты науки и на основе их обобщения формулируются эмпирические закономерности. На втором уровне выдвигаются и формулируются общие для данной предметной области закономерности, позволяющие объяснить ранее открытые факты и эмпирические закономерности, а также предсказать будущие события и факты. Результаты научного исследования не должны повторять ранее открытые факты и законы. Наиболее распространенным является деление исследований на фундаментальные и прикладные, количественные и качественные, уникальные и комплексные.

Проблема (от греч. Problema - задача) - в широком смысле сложный теоретический или практический вопрос изучения, в науке - противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении явлений, процессов и требующая адекватной теории ее разрешения. Проблема исследования понимается как категория, означающая нечто неизвестное, что предстоит открыть. Важной предпосылкой решения проблемы служит ее правильная постановка. Пример проблемы: "Влияние минеральных удобрений на жизнедеятельность растений: за и против".

Гипотеза - (от греч. Hypothesis - основание, предположение) - то, что лежит в основе, причина или сущность. В современном словоупотреблении гипотеза - выраженное в форме суждения предположение или предугадывание чего-либо: например, "предугадывание природы" в формулировке естественнонаучных законов. Чаще всего создается по правилу: "то, что хотим объяснить аналогично тому, что мы уже знаем". Любая гипотеза начинается с познавательного вопроса. Другими словами выдвижение гипотезы - мысленное представление основной идеи, к которой может привести исследование, предположение о результатах исследования. Чтобы быть научной, гипотеза должна удовлетворять следующим требованиям: быть проверяемой, обоснованной, непротиворечивой.

Тема (от греч. thema - то, что положено в основу) - предмет написания, изображения, исследования, разговора и т.д. Тема отражает характерные черты проблемы

Предмет - все то, что может находиться в отношении или обладать свойствами. Включает те связи и отношения, которые подлежат изучению в работе. Предмет исследования определяет цель и задачи самого исследования.

Цель - идеальный или реальный предмет сознательного или бессознательного стремления субъекта; финальный результат, на который преднамеренно направлен процесс. Она формулируется кратко и предельное точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь. Цель конкретизируется и развивается в задачах исследования.

Задача - 1. То, что требует исполнения, разрешения. Поставить задачу. Выполнить задачу.

2. Сложный вопрос, проблема, требующие исследования и разрешения.

Метод (от греч. methodos - путь исследования, теория, учение) - способ достижения цели, решения конкретной задачи, совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности.

Проект (от лат. projectus, букв. — брошенный вперед),

1) совокупность документов (расчетов, чертежей и др.) для создания какого-либо сооружения или изделия.

2) Предварительный текст какого-либо документа.

3) Замысел, план.

Реферат (от лат. refero - сообщаю) - краткое изложение в письменной форме или в виде публичного доклада содержание научного труда, литературы по теме.

Конспект (от лат.conspectus - обзор) - краткое изложение, запись содержания сочинения, доклада.

Конспект подразумевает объединение плана, выписок, тезисов. Главное требование - запись должна быть систематической, логически связной. Конспекты условно можно разделить на четыре типа:

- плановый - составляется с помощью предварительного плана произведения. Составляется в виде ответов на пункты плана;

- текстуальный - составляется в основном из цитат, которые связаны друг с другом логическими переходами. Целесообразно использовать при изучении материала для сравнительного анализа положений, высказанных рядом авторов;

- тематический - дает более или менее исчерпывающий ответ на поставленный вопрос - тему. Специфика не отображает всего содержания используемых произведений;
- обзорный тематический - тематический обзор на определенную тему с использованием одного или нескольких источников.

Тезисы (от греч. thesis - положение, утверждение) - в узком смысле - основополагающие утверждения - принципы. Тезисы повторяют, сжато формулируют и заключают прочитанное или излагаемое устно. Формулировки тезисов должны быть четкими и краткими, выявлять суть содержания. Облегчают возможность противопоставить свои мысли мыслям и убеждениям исследуемых авторов. Например, высказывания академика И. П. Павлова: "… научитесь делать черную работу в науке. Изучайте, сопоставляйте, накопляйте факты.

Как ни совершенно крыло птицы, оно никогда не смогло бы поднять ее ввысь, не опираясь на воздух. Факты - это воздух ученого. Без них вы никогда не сможете взлететь. Без них наши "теории" - пустые потуги".

Тезис: "Изучайте, накопляйте факты. Без фактов нет теории".

Часть тезисов может быть записана в виде цитат.

Цитата [нем. Zitat < лат. citātum < citāre призывать; приводить; провозглашать]. - дословная выдержка, из какого либо текста.

Доклад – публичное сообщение — развёрнутое изложение, какой либо темы, закономерный итог выполнения исследовательской работы по определенной теме.

Аннотация – краткая характеристика работы с точки зрения содержания, назначения и других особенностей. Она должна отвечать на вопрос: «О чём говорится в работе?».

Рецензия (от лат. recensio — рассмотрение) – это критический отзыв о конкретном произведении (статье), где автор высказывается о качестве изложенного материала, даёт оценку ведущих идей рецензируемого материала.
2. Основы научно-исследовательской работы

Обобщение опыта проведения различных исследований привело к выделению в научно-исследовательской работе (НИР) определенных этапов. Рассмотрим их подробнее.

2.1. Этапы НИР.


2.1.1. Выбор темы, постановка проблемы.

Если проблема - теоретический или практический вопрос, требующий разрешения, исследования, то выбор темы - определение аспекта рассматриваемой проблемы. Она может захватывать несколько дисциплин. Как проблема, так и тема должна быть актуальной, не должна быть тривиальной, и должна быть такой, чтобы можно было подобрать к ней литературу (не следует отождествлять с научными исследованиями ученых.)

Пример проблемы: "Как влияет на здоровье человека вода, обеззараженная хлором?".

Пример темы: "Обеззараживание питьевой воды с. Тогур".

На этом этапе НИР устанавливается и объект исследования. Под объектом понимают реальные, социальные, педагогические, психологические процессы, явления и т.д., которые содержат противоречия, порождают проблемную ситуацию. Объект может быть изучен под разными углами зрения (может быть выделена определенная сторона, свойства, характеристика).

2.1.2. Определение цели исследования.

Формулирование цели исследования - ответ на вопрос: что нужно сделать для решения поставленной проблемы? Как правило, начинается с глагола: выяснить, выявить, сформулировать, обосновать, определить, построить, создать и т.п. В формулировке целей четко очерчены границы исследования. Пример цели исследования: "Изучить влияние хлорированной питьевой воды на здоровье человека".

Для достижения цели необходимо решить ряд задач, т.е. проделать сумму работ. Например, для вышеназванной цели:

- выявить методы обеззараживания питьевой воды в с. Тогур;

- познакомиться с хлорированием, озонированием и т. д., их преимуществами и недостатками;
- определить заболевания, вызываемые употреблением хлорированной воды;
- определить методику анализа воды на содержания "активного" хлора.

2.1.3. Формулирование исходных гипотез

Выдвижение гипотез - мысленное представление основной идеи, к которой может привести исследование, предположение о результатах исследования. Это позволяет придать работе больший смысл и конкретизировать предмет исследования. При этом в рассуждениях идут от следствия к причине: "если …, то …". Роль гипотезы велика, т.к. она выступает как связующее звено между теорией и самим исследованием. Гипотез может быть несколько. Формулировка гипотез предопределяет внутреннюю логику всего процесса исследования, которое строится на предварительных, явно или неявно выраженных предположениях о причинах возникновения изучаемой проблемы. Если исследователь целенаправленно пытается их предугадать, он формулирует свои предположения в виде гипотез.

Само исследование осуществляется с целью проверки гипотез, которая заключается в определенных действиях по разработанному алгоритму. Если не подтверждается хотя бы одно из предлагаемых следствий, гипотеза не может считаться доказанной, но здесь может быть причина - не верна сама гипотеза.

Пример формулировки гипотезы: "Если будут достигнуты цель и задачи исследования, то можно жителям с. Тогур предложить дополнительные методы обеззараживания питьевой воды".
2.1.4.Планирование научно-исследовательской работы.


На данном этапе НИР основной целью является продумывание всех деталей исследования, переход от простого анализа фактов к полному анализу научного исследования объекта. Программа исследования должна включать: проблему, объект, цели, задачи, гипотезы, методы работы, планируемый результат, форму отчета о НИР.


2.1.5.Выбор методов исследований.


Научное исследование предлагает несколько методов НИР, которые могут сочетаться друг с другом, дополнять друг друга. Рассмотрим методы исследований в школе.


2.1.5.1. Метод анкетирования.


Анкетирование широко применяется и является одним из способов социальной информации. Осуществляется с помощью анкет - объединенной единым замыслом системы вопросов, направленных на выявление количественно-качественных характеристик объекта анализа. Чтобы анкета могла успешно выполнять своё предназначение - дать достоверную информацию, надо знать ряд правил и принципов её конструирования.


Все вопросы анкет можно классифицировать:
- по форме (открытые, закрытые, прямые, косвенные);
- по функции (основные и не основные).
- по содержанию (вопросы о фактах сознания, поведения и о личности человека);

Остановимся на форме вопросов.

Закрытым вопрос называется в случае, если на него в анкете приводится полный набор ответов. Прочитав их, опрашиваемый выбирает ответ, который совпадает с его мнением.

Открытый вопрос не содержит подсказок и не "навязывает" вариант ответа, дает возможность выразить свое мнение. С его помощью можно собрать более богатую по содержанию информацию.

Выбор формы вопросов обусловлен познавательной задачей (зависит от содержания информации, которую надо получить) и знанием / незнанием всех возможных вариантов ответов.

Прямые вопросы требуют критичного отношения к себе, окружающим, оценки негативных явлений действительности.

Косвенные вопросы предлагают воображаемую ситуацию, не требуют оценки. Отвечая на них, респондент опирается на собственный опыт, но в обезличенной форме.

Композиция анкет может быть следующая:

- краткое вступление (тема, цели, задачи, организация, техника),

- вопросы простые (для заинтересования) и сложные (для анализа).

Важным моментом является обработка данных анкет:

- проверка на качество, полноту, точность заполнения; бракуются анкеты, в которых отсутствуют ответы более чем на 30% основных вопросов,
- все разнообразие ответов на открытые вопросы кодируется: ответу присваивается некое условное число-код и вся информация превращается в систему чисел, что облегчает обработку данных,
- обработка данных может производиться вручную (при ограниченном количестве анкет) или с помощью ЭВМ.

Очень часто используется такой метод, как интервьюирование. В отличие от анкетирования, контакт осуществляется через интервьюера, который задает вопросы, организует и направляет беседу, фиксирует результаты.

Пример анкеты: "В течение 30 минут ответьте на следующие вопросы:

1. Считаете ли вы, что наш город (район) замусорены?

  1. Влияет ли замусоривание на красоту нашего города (района)?

  2. Как, по-вашему, дорого ли обходится очистка города (района) от мусора?

  3. Как вы считаете, какие места нашего города (района) больше всего замусорены:

а) улицы;

б) дворы жилых домов;

в) торговые центры;

г) школьные территории;

д) зоны отдых горожан;

е) иные места? (если возможно, укажите, какие именно.)___________

И т.д. Цель данной анкеты изучить мнение жителей города о различных аспектах проблемы накопления твердых бытовых отходов, о санитарном состоянии города, связанном с его замусориванием.
2.1.5.2. Метод наблюдений


Наблюдение - направленное, системное, непосредственное прослеживание и фиксирование значимых явлений, процессов. Основное условие научного наблюдения - объективность, т.е. возможность контроля путем либо повторного наблюдения, либо другими методами (например, экспериментально). Пример наблюдения "Экологический мониторинг качества воды." От участников школьного мониторинга не требуется проведения всего объема наблюдений и измерений, которые предписывает государственный экологический мониторинг. Можно использовать не инструментальные методы, а доступные описательные шкалы, которые позволяют замечать и фиксировать различные изменения.

2.1.5.3. Метод эксперимента.
В отличии от метода наблюдения, эксперимент - регистрация параметров объекта исследования без вмешательства в процесс. Постановка эксперимента - запланированная реализация процесса с записью его характеристик.

Виды эксперимента:

- по характеру: полевой (объект находится в естественных условиях своего функционирования) и лабораторный (экспериментальная ситуация формируется искусственно);

- по логической структуре: линейный ( одна и та же группа параметров является и контрольной ( ее первоначальное состояние) и экспериментальной (ее состояние после характеристик ) и параллельный ( две группы одновременно).

Пример эксперимента: "Отбор проб водопроводной воды и ее исследование. Влияние хлорированной воды на живые организмы".

2.1.5.4.Метод математического моделирования.


Моделирование - исследование явления, процессов или систем объектов путем построения и изучения их моделей. Применяется в экономике, биологии, химии и т. д. Пример: "Создание модели экологического чайника для заваривания чая" или "Разработка проекта экологически безопасной площадки для мойки машин".
2.1.6. Работа с литературой
Важным этапом НИР является правильный выбор литературных источников. Целью этой работы будет накопление научной работы по теме, осмысление проблемы, подготовка литературы. Изучается рекомендуемая литература, а также идет поиск необходимой литературы самостоятельно.
2.1.5.7.Результаты исследований.
Завершается работа выводами, в которых тезисно, по порядку, излагаются результаты работы. Выводы должны соответствовать целям, задачам и гипотезе исследований, являться ответом на вопросы, поставленные в них.


2.2. Отчетность по научно-исследовательской работе
После накопления информации, изучения необходимой литературы, прохождения всех этапов НИР определяется форма отчетности по НИР. Для отчетности используют в школе учебно-научные доклады, рефераты, отчеты, статьи.
2.2.1. Учебно-научный доклад.


Школьный учебно-научный доклад можно отнести к научным докладам и он близок к хорошо подготовленному ответу ученика. Целью доклада является передача слушателям определенной информации так, чтобы они ее усвоили. Чтобы доклад имел успех, необходимо завоевать внимание слушателей и удержать его. Это можно сделать:

- краткостью (отсутствие всего лишнего),

- быстротой речи (речь должна быть экономной, упругой),

- краткими суждениями, освежающими отступлениями.

При подготовке доклада следует соблюдать такую последовательность:

- определить основные мысли, положения, их порядок, т.е. наметить план доклада,
- кратко записать содержание каждой мысли, т.е. сформулировать тезисы,
- подобрать к каждому тезису доказательства-факты, цифры, цитаты и т.п.,
- сделать выводы, обобщения.

Для подготовки используется несколько литературных источников.
2.2.2. Статья в газету.


Статья представляет собой рассуждения на проблемную тему, где сам автор проблему не формулирует. Вначале статьи всегда формулируется тезис. Доказывая его справедливость, автор использует различные факты, высказывает свои суждения. Последняя фраза статьи подводит итог, является логическим завершением рассуждения.

2.2.3. Отчет по исследовательской работе.


Отчет пишется тогда, когда публичное зачтение результатов НИР не предусматривается. Отчет должен иметь вводную часть, выводы по исследованию.
2.2.4. Реферат.

Подготовка хорошего литературного обзора по любой теме - задача очень сложная для начинающих. При написании реферата подразумевается, что автор проработает большое количество монографий, сборников и статей, в которых содержатся материал по интересующей его теме.

Реферат должен носить творческий характер, быть итогом длительного и серьезного интеллектуального труда, а по-своему оформлению - приближаться к любой научной работе. Практика показывает, что большинство рефератов школьников не соответствует этим требованиям: нет полного соответствия темы и содержания, неправильно оформлен титульный лист, отсутствуют оглавление, ссылки на литературу в тексте работы, бросается в глаза бездумное переписывание, без анализа и сопоставления точек зрения, выделения собственного мнения. Случается так, что собственные мысли автора не отделимы в тексте от выводов авторов литературных источников.

Реферат должен включать в указанной ниже последовательности:
- титульный лист,
- содержание,
- основную часть,
- заключение,
- перечень условных обозначений (если они есть),
- список использованной литературы,
- приложения (если они есть).
2.2.5.Исследовательские работы
Этот тип работ отличается от описанных выше. В нём содержится обязательные элементы научного исследования – постановка цели; формулирование задач; выбор методов сбора и обработки фактического материала; проведение наблюдений, опытов и экспериментов; анализ и обсуждение полученного материала, в результате которых исследователь получает ответы на поставленные в задачах вопросы.
Оформление научно-исследовательской работы
Работа должна включать в указанной ниже последовательности:
1. титульный лист,
2. содержание,

3. введение (цель исследования, задачи, гипотеза)
4. основную часть (обзор литературы по проблеме, методика исследования и

собственные данные, полученные в результате исследовательской деятельности)
5. заключение (выводы)
6. перечень условных обозначений (если они есть),
7. список использованной литературы,
8. приложения (если они есть).
2.2.5.1. Титульный лист.


Титульный лист является первым листом работы. Титульный лист является первой страницей рукописи и заполнятся по определенным правилам (приложение 1).

В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения.

В среднем поле указывается название темы работы без слова «тема». Это название пишется без кавычек. Название исследования должно отражать проблему, заявленную в нём, и соответствовать основному содержанию работы. При формулировке темы следует придерживаться правила: чем уже тема, тем больше слов содержит в заголовке. Одно –два слова свидетельствуют о расплывчатости, отсутствии конкретности в содержании. О том, что работа «обо всём и ни о чём».

Ниже по центру заголовка, указывается вид работы и учебный предмет (например, экзаменационный реферат по экологии).

Еще ниже, ближе к правому краю титульного листа, указывается фамилия, имя, отчество ученика, класс. Ещё ниже – фамилия, имя, отчество и должность руководителя и, если таковые были, консультантов.

В нижнем поле указывается город и год выполнения работы (без слова «год»).

Выбор размера и вида шрифта титульного листа не имеет принципиального значения.
2.2.5.2. Содержание (оглавление)


Содержание помещают после титульного листа. Оно включает структурные части реферата с указанием страниц, на которых размещается начало материала. Номера страниц должны быть написаны так, чтобы разряды чисел были расположены один под другим. Слово "страница" не пишут. Наименования разделов и подразделов работы пишут строчными буквами (кроме первой прописной) вместе с их порядковыми номерами. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте (приложение 2).
2.2.5.3. Введение.


Во введении необходимо кратко охарактеризовать современное состояние научной проблемы, которой посвящена работа, и показать актуальность и новизну разрабатываемой темы. Исторические справки, описание ранее опубликованных работ и общепризнанных положений во введении приводить не следует.

Объем введения не должен превышать одной страницы рукописного текста.
2.2.5.4. Основная часть.

Основная часть работы содержит следующие разделы: обзор литературы по проблеме, методика исследования и собственные данные, полученные в результате исследовательской деятельности.

Методика исследований – это описание того, как выполнялась работа. Пишут методику обычно в прошедшем времени, например, «…провели социологический опрос», «..произвели замеры помещения…», «подсчитывали количество автотранспорта…» и т.д.

Текст разделяют на разделы, подразделы и пункты.

Каждый раздел и подраздел должен иметь наименование, соответствующее его содержанию. Наименование должно быть кратким. Перенос слов не допускается, точку в конце наименования не ставят.

Наименование раздела записывают в виде заголовка прописными буквами, подраздела - с абзаца строчными буквами (кроме первой прописной).

Расстояние между наименованием раздела и последующим текстом должно быть 10 мм. Между наименованием раздела и предыдущим текстом - 15 мм.
Разделы должны быть пронумерованы арабскими цифрами с точкой. Подразделы должны иметь нумерацию в пределах каждого раздела. Номера подразделов состоят из номера раздела и подраздела, разделенных точкой (приложение 2). Например, 1.2 (второй подраздел первого раздела).

Основной текст может сопровождаться иллюстративным материалом (рисунки, фотографии, диаграммы, схемы, таблицы). Если в основной части содержаться цитаты или ссылки на высказывания, необходимо указать номер источника по списку и страницу в квадратных скобках в конце цитаты или ссылки.

Например:

Древняя мудрость гласит: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне действовать самому - и я научусь» [3, с.65].

Или: по замечанию А. Эйнштейна, пространство и время относительны. Они не зависят от скорости движения системы отсчёта [6, с.22].

2.2.5.5. Заключение (выводы)


Заключение должно содержать краткие выводы по результатам выполненной работы и предложения по ее использованию, а также оценку результата научной работы.


2.2.5.6. Перечень условных обозначений.


Если в реферате применяются условные обозначения, не предусмотренные стандартами, а так же специфические термины, то их перечень должен быть представлен в виде отдельного списка. Если в реферате обозначения и т.п. повторяются менее 3-х раз, перечень не составляют.
2.2.5.7. Список использованной литературы.

После заключения принято помещать список источников (не менее 3-5), который, как отмечалось выше. Может включать самые разные их виды.

Источниками литературы являются: книги, статьи, нормативно-технические документы, патентные документы, отчеты о НИР и т.п.

При оформление списка источников сначала следует перечислять литературу (автор, название книги, город, издательство, год, количество страниц), а затем другие источники. Список выстраивается по алфавиту фамилий авторов. Если в источнике не указан автор, то в списке такой источник занимает место согласно своему названию.

Элементы сведений об источниках должны иметь условные разделительные знаки:
/ (косую черту) - перед сведениями об авторе;
: (двоеточие) - перед наименованием издателя;

, (запятая) - между фамилиями авторов, а так же перед датой издания;
. - (точка и тире) - перед сведениями об издании;
; (точка с запятой) - перед перечислением нескольких работ;
// (две косые черты) - перед сведениями о документе, в котором помещена основная часть;
( ) (две круглые скобки) - при дополнительных сведениях.
Обычно такую запись можно увидеть на форзаце книги.

Пример списка литературы:

  1. Акимов Н.В. Экология России. М.: Арио, 1998, 80с.

  2. Борисова А.Б. Экологический букварь. Спбю: Фобос, 1999, 156с.

  3. Иванов И.В. Задания по экологии// Биология в школе, 2002, № 3, 68с.

  4. Окулов В.И. Природопользование// Вестник АСЭКо, 2000, № 1, 56с.

  5. http:\\ www.gmcit.murmansk.ru

  6. Программа «Цивилизация». Канал ОРТ, 15 января 2001г.


2.2.5.8. Приложения.


Иллюстрированный материал, таблицы, текст вспомогательного характера или самостоятельно выпущенные конструкторские документы (схемы, чертежи) могут быть оформлены в виде приложения.

Если в работе больше одного приложения, их нумеруют арабскими цифрами без знака "№", например: Приложение 1. Нумерация должна быть сквозной в пределах всего документа.

В содержании все приложения должны быть перечислены.
На приложения должны быть ссылки в соответствующих разделах. Если приложение имеет номер, при ссылке записывают сокращенно: "см. прил. 2" или «приложение 2».

2.2.5.9. Правила изложения текста.


Текст следует излагать кратко, четко, с однозначным его толкованием. Язык изложения должен быть простым, характерным для научных и технических документов.
Применять обороты разговорной речи не допускается. Не допускается применять:

- для одного и того же понятия различные научно-технические термины, близкие по смыслу (синонимы);
- техницизмы и профессионализмы;
- тавтологические словосочетания, например: хронометраж времени, в январе месяце;
- иностранные слова и термины при наличии равнозначных в русском языке.

Слова в тексте, как правило, сокращать не допускается. Исключения составляют общепринятые сокращения:

Числа до девяти пишут словами, свыше - числами. Числа с единицами измерения пишут цифрами: 5 м, 4 р, 12 кг. Дробные значения пишут только цифрами: 1/3 смеси.

В документах значения физических величин должны выражаться в единицах СИ или допускаемых к применению наравне с единицами СИ.
Обозначения символов и числовых коэффициентов, входящих в формулу, должны быть приведены непосредственно под формулой. Например:
Rt = R20 + а(t-20)+ в(t-20),
где Rt- сопротивление при температуре t c С,
R20- сопротивление при температуре 20 о С,
а, в- коэффициенты.
В пояснениях обозначений величин к формулам допускается обозначение величин без числовых значений.

Если в тексте больше одной формулы и по тексту есть ссылки на них, то формулы следует нумеровать. Нумерация может быть в пределах одного раздела или сквозная. Номер пишут арабскими цифрами в круглых скобках с правой стороны листа на уровне формулы. При нумерации по разделам номер формулы состоит из номера раздела и порядкового номера формулы. Например: в формуле (6.2.).

Цифровые и другие данные рекомендуется помещать в таблицы. Размеры таблиц выбирают произвольно. Горизонтальные линии в таблице проводить не рекомендуется. Записи производят в один ряд, строки граф не должны быть пустыми. Ставить кавычки вместо повторяющихся значений не допускается. Если данные в графах не приводятся, ставят прочерк.

Таблицы, если их больше одной в тексте, должны иметь номера аналогично формулам: Таблица 2.3. Эта надпись помещается над правым верхним углом таблицы. При необходимости таблица может иметь заголовок.

Текст допускается иллюстрировать графиками, диаграммами, схемами и пр. Их именуют рисунками, присваиваю им номер и записывают: Рис. 1.4. Подпись помещают под рисунком, который также может иметь наименование над номером.

В тексте делают ссылки на использованные источники литературы, таблицы и т.п. Использованные источники указывают в косых скобках, где записывают порядковый номер источника по мере его появления в тексте, а сам источник под этим номером записывают в список использованной литературы.

Ссылки на таблицы, приложения и пр. дают по типу: см. табл. 3.4., см. рис. 1.46, см. прил. 2.5.
2.2.5.10. Оформление работы.
Работу выполняют на листах формата А4 (297x210мм). Объем реферат колеблется от 20 до 25 страниц печатного текста (без приложений), доклада 1-5 страниц (в зависимости от номера класса и степени готовности ученика к такого рода деятельности).

Текст выполняется черными или синими чернилами. Для текста, выполненного на компьютере, - размер шрифта 12- 14, Times New Roman, обычный; интервал между строк – 1,5 – 2; размер полей: левого – 30 мм, правого – 10 мм, верхнего и нижнего по 20 мм (при изменении размеров полей необходимо учитывать, что правое и левое, а также верхнее и нижнее поля должны составлять в сумме 40 мм_. При правильно выбранных параметрах на странице должно уменьшаться в среднем 30 строк, а в строке – в среднем 60 печатных знаков, включая знаки препинания и пробелы между словами.

Текст печатается на одной стороне страницы; сноски и примечания печатаются на той же странице, к которой они относятся (через 1 интервал, более мелким шрифтом, чем текст).

Все страницы нумеруются, начиная с титульного листа; цифру номера ставят вверху по центру страницы; на титульном листе номер страницы не ставится. Каждый новый раздел (введение, главы, параграфы, заключение, список источников, приложения) начинается с новой страницы.

Расстояние между названием раздела (заголовками главы и параграфа) и последующим текстом должно быть равно трем интервалам. Заголовок располагается посредине строки, точку в конце заголовка не ставят.

Работа должна быть сброшюрована и иметь обложку. Сшивать работу цветными лентами не разрешено.


Приложение 1.

Схема оформления титульного листа
Тогурская средняя общеобразовательная школа


Загрязнение воздуха автотранспортом в с. Тогур
(исследование)


Выполнил: Коржов А.В.

ученик 11в класса
Руководитель: Трифонова О.Ю.

учитель экологии

Тогур – 2001



Приложение 2.
Оформление содержания работы
Содержание.

Введение …………………………………………………………………3

1. Обзор литературы………………………………………………………..4

2. Материал и методика…………………………………………………….7

3. Характеристика района исследования………………………………….8

4. Результат исследований…………………………………………………9

4.1. Определение антропогенного загрязнения

окружающей среды автотранспортом…………………………………… 9

4.2. Автотранспорт в городе: анкета для владельцев автомобилей……..12

4.3. Рекомендации по улучшению качества воздушной среды………….13

Заключение………………………………………………………………….15

Литература…………………………………………………………………..17

Приложение 1……………………………………………………………….18

Приложение 2……………………………………………………………….22


Автор: учитель экологии, биологии и информатики Ольга Юрьевна Трифонова

МОУ «Тогурская СОШ»

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. Терминология научно-исследовательской работы iconПрограмма научно-исследовательской работы основной профессиональной...
Профессионально ориентированные и исследовательские технологии и используемые при выполнении научно-исследовательской работы
1. Терминология научно-исследовательской работы iconТехнологическая карта дисциплины «Психология» Кафедра
Б дв организация научно-исследовательской работы студентов являются формирование системы знаний об организации и проведении различных...
1. Терминология научно-исследовательской работы iconИтоги студенческой научно-исследовательской деятельности за 2009-2010 учебный год
Мая 2010 г в техникуме состоялась студенческая научно-практическая конференция «Шаг в будущее». Были подведены итоги научно-исследовательской...
1. Терминология научно-исследовательской работы iconРабочая программа дисциплины «психология» для студентов
Б дв организация научно-исследовательской работы студентов являются формирование системы знаний об организации и проведении различных...
1. Терминология научно-исследовательской работы iconКонкурс на выполнение научно-исследовательской работы, опытно-конструкторской...
Программы «старт-2013» (Направление «Информационные технологии»); способ размещения заказа открытый конкурс на выполнение научно-исследовательской...
1. Терминология научно-исследовательской работы iconОтчет по научно-исследовательской работе студентов экономического факультета за 2012-2013 г
Научно-исследовательская работа студентов является действенным средством повышения качества подготовки специалистов и проводится...
1. Терминология научно-исследовательской работы iconУчебно-методический комплекс дисциплины научно-исследовательский...
Относится к циклу научно-исследовательской работы и практики. Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 4 зачетных единицы,...
1. Терминология научно-исследовательской работы iconГосударственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального...
Б дв организация научно-исследовательской работы студентов являются формирование системы знаний об организации и проведении различных...
1. Терминология научно-исследовательской работы iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины дв 2 Научная организация...
Б дв организация научно-исследовательской работы студентов являются формирование системы знаний об организации и проведении различных...
1. Терминология научно-исследовательской работы iconПоддьяков А. Н. Неопределенность в решении комплексных проблем //...
Б дв организация научно-исследовательской работы студентов являются формирование системы знаний об организации и проведении различных...
1. Терминология научно-исследовательской работы iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Организация научно-исследовательской...
Цель освоения дисциплины «Организация научно-исследовательской работы студента»
1. Терминология научно-исследовательской работы iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Организация научно-исследовательской...
Цель освоения дисциплины «Организация научно-исследовательской работы студента»
1. Терминология научно-исследовательской работы iconОрганизация научно-исследовательской работы студентов медицинских вузов
Организация научно-исследовательской работы студентов медицинских вузов / Сост. М. Е. Волчанский, А. В. Петров; Волгму. – Волгоград,...
1. Терминология научно-исследовательской работы iconОтчет о научно-исследовательской работе фгоу впо «Кемеровский гсхи»
Ключевые слова: наука, инновации, инновационный потенциал, инновационный проект, финансирование научно-исследовательской работы,...
1. Терминология научно-исследовательской работы iconРеферат может рассматриваться как один из этапов научно- исследовательской...
Большинство затруднений, особенно в начале исследовательской деятельности, обусловлены прежде всего непониманием природы как исследовательского,...
1. Терминология научно-исследовательской работы iconДоклад это документ, содержащий изложение результатов исследовательской...
Материалы по подготовке научно – исследовательской работы и рекомендации по её оформлению


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск