УТВЕРЖДАЮ
первый проректор
д-р экон. наук, профессор
_____________И.В. Баранова
«___» ______________ 2014 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
М2.Б.5Теория организации и организационное поведение Направление подготовки 080200.68 «Менеджмент» Магистерская программа: Стратегический менеджмент и антикризисное управление
Магистерская программа: Управление персоналом
Общая трудоемкость дисциплины: 108 часа / 3 зачетные единицы
Новосибирск 2014 Разработчик рабочей программы
доцент кафедры «Стратегический менеджмент
и управление инновациями»,
канд. экон. наук, доцент Михайлова Елена Михайловна
Программа одобрена на 2014-2015 учебный год на заседании кафедры «Стратегический менеджмент и управление инновациями» (Протокол №
от 2014 г.), и Научно-методического совета (Протокол №
от 2014 г). Заведующий кафедрой
д-р физ.-мат. наук, проф. Д.И. Свириденко
Программа продлена на 201 -201 учебный год на заседании кафедры «Стратегический менеджмент и управление инновациями» (Протокол № от 2014 г.), и Научно-методического совета (Протокол № от 2014 г).
Заведующий кафедрой
д-р физ.-мат. наук, проф. Д.И. Свириденко
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ Целями изучения дисциплины «Теория организации и организационное поведение» являются:
- развитие научных представлений и знаний об организующей деятельности и управлении в системах различного типа;
- овладение магистрантами практических умений и навыков формирования жизнеспособной организации в соответствии с законами и принципами теории управления, позволяющих поддерживать и развивать организационные системы в условиях турбулентной внешней среды;
- овладение магистрантами комплекса навыков применения современных методов управления поведением индивидов и групп в организации для повышения результативности и эффективности ее деятельности;
- развитие рефлексивно-аналитических навыков, позволяющих делать организационную практику предметом осознанного управления.
Освоение инструментария системного, ситуационного и процессного подходов к управлению, а также использование экзистенциального–гуманистического подхода позволяют магистранту использовать палитру культурных менеджерских технологий для построения и обоснования собственного самоопределяющегося управленческого действия. Задачами дисциплины «Теория организации и организационное поведение» являются:
- рассмотрение области практического применения полученных знаний;
- охарактеризовать организационные и социально-психологические факторы эффективности организаций;
- сформировать навыки макро- и микро анализа организаций в их развитии и взаимодействии с окружающей средой.
- приобретение магистрантами навыков по проведению самостоятельного анализа поведения субъектов в рамках организации;
- выработать знание специфики анализа поведенческих проблем в функционировании организаций;
- практического применения изучаемого материала к конкретным условиям формирования организационной культуры. 2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП Дисциплина «Теория организации и организационное поведение» является базовой дисциплиной профессионального цикла ООП по направлению подготовки 080200 «Менеджмент» магистерских программ «Стратегический менеджмент и антикризисноеуправление» и «Управление персоналом».
Освоение дисциплины «Теория организации и организационное поведение» базируется на знаниях дисциплин «Деловые и научно-педагогические коммуникации»,«Теория антикризисного управления организацией», «Методы принятия организационно-управленческих решений», «Организация исследовательской деятельности. 3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ В совокупности с другими дисциплинами ООП дисциплина «Теория организации и организационное поведение» направлена на формирование следующих компетенций магистранта: Профессиональные компетенции (ПК)
- способность управлять организациями, подразделениями, группами (командами) сотрудников, проектами и сетями (ПК-1);
- способность разрабатывать корпоративную стратегию (ПК-2);
- умение использовать современные методы управления корпоративными финансами для решения стратегических задач (ПК-3);
- способность разрабатывать программы организационного развития и изменений и обеспечивать их реализацию (ПК-4);
- способность использовать количественные и качественные методы для проведения научных исследований и управления бизнес-процессами (ПК-5);
- владение методами экономического анализа поведения экономических агентов и рынков в глобальной среде (ПК-6);
- владение методами стратегического анализа (ПК-7);
- способность готовить аналитические материалы для управления бизнес-процессами и оценки их эффективности (ПК-8). В результате изучения дисциплины магистрант должен:
знать:
- основные концепции эволюции взглядов на общий и стратегический менеджмент;
- характеристики элементарных процессов структурных преобразований;
- основные законы организации;
- содержание процесса организации и условия его совершенствования;
- знать условия и законы формирования структуры организационной системы;
- сравнительные характеристики и этапы эволюции организационных структур;
- компоненты и принципы построения организационных структур и системы управления;
- характеристики методов и этапов организационного проектирования;
- классификацию, процесс формирования и условия изменения организационной культуры;
- основные теории поведения личности, мотивации, лидерства;
- психологию группового и межгруппового поведения в организации;
- процесс управления изменениями в организации уметь:
- идентифицировать и анализировать системы различной природы;
- выделять системные признаки организационных систем, анализировать эффективность применения различных организационно-правовых форм;
- выявлять влияние различных факторов и учитывать их при формировании структуры организационной системы;
- выделять основные компоненты организационной культуры и оценивать их влияние на эффективность функционирования организационной системы;
- применять современные модели организации управления социально-экономическими системами;
- выявлять процессы структурных преобразований на практике;
- предусматривать проявления различных организационных законов и использовать при формировании организационно-методического обеспечения функционирования компании;
- осуществлять оценку соответствия организационной структуры условиям внутренней и внешней среды организационной системы;
- выдвигать гипотезы о причинах возникновения той или иной ситуации, о возможном ее развитии и последствиях, оценивать параметры,
- выбирать способы, средства, модели, обобщать результаты, формулировать проблемы;
- прогнозировать изменение состояний систем;
- анализировать и конструировать организацию;
- применять алгоритмы управления организационным поведением;
- выбирать оптимальные средства влияния на качественные характеристики организационного поведения;
- управлять деструктивными формами поведения людей, в частности конфликтных личностей, являющимися инициаторами конфликтного поведения;
- использовать психологические, организационно-административные, политические средства к работникам и посетителям с целью повышения эффективности их организационного поведения;
- применять приемы формирования культуры организационного поведения. владеть:
- практическим применением законов и принципов организации при разработке нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность организационной системы;
- применением на практике методов и способов управления процессами структурных преобразований;
- формированием структуры организационной системы в зависимости от влияния факторов внешней и внутренней среды;
- формированием направления изменений организационной структуры;
- методами анализа уровня организационной культуры.
- методами аналитической обработки исходной экономической и управленческой информации для принятия организационных решений;
- методами конструирования системы управления, используя системные законы и принципы;
- методами конструирования основ организационного поведения и опытом применения психодиагностических тестов
- методами исследования организационного поведения личности, группы, организации
- основами проведения тренинговых занятий в организации
- методами самоуправления психологического состояния личности. 4. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Вид учебной работы
| Всего часов / зачетных единиц
| Семестр
| 1
| Аудиторные занятия (всего)
| 36
| 36
| В том числе:
|
|
| Лекции
| 10
| 10
| Практические занятия
| 26
| 26
| Контрольная работа
| 36
| 36
| Самостоятельная работа (всего)
| 36
| 36
| Вид промежуточной аттестации
(Э-экзамен)
| Э
| Э
| Общая трудоемкость: часы
зачетные единицы
| 108
| 108
| 3
| 3
|
5. CОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 5.1. Содержание разделов дисциплины Тема 1. Теоретико-методологические основы исследования организаций.
Современные вопросы теории организации. Вклад Ч. Барнарда в эволюцию современной теории организации Популяционно-экологическая модель организации: представители, основные положения и ограничения модели. Модель зависимости от ресурсов: основные положения, отличия от популяционно-экологического подхода, ограничения. Институциональная модель организации. Модель трансакционных издержек Оливера Вильямсона. Модель рациональной случайности (ситуационная теория).
Концептуализация новых организационных форм: пример межфирменных сетей. Ограничения традиционных подходов при анализе межфирменных сетей. Концепция Р. Майлза и Ч. Сноу. Тема 2. Структура организации: структурные характеристики.
Структурные и контекстные (содержательные) характеристики организации.
Определение организационной структуры. Функции организационной структуры. Механизмы и средства интеграции компонентов организационной системы. Дифференциация и интеграция как структурирующие силы. Механические и органические структуры организации.
Формализация как структурная характеристика. Позитивные и негативные последствия формализации для организации совместной деятельности. Измерение формализации. Взаимосвязь формализации с другими структурными характеристиками. Последствия для людей.
Горизонтальная и вертикальная дифференциация организации. Типы оргструктур.
Вертикальная дифференциация организации. Иерархия власти. Диапазон контроля. Скалярная цепь подчинения. Матричная структура.
Централизация. Определение понятия, показатели степени централизации. Взаимосвязь централизации с другими структурными характеристиками. Централизация и связи с внешней средой. Централизация и внутриорганизационные отношения.
Влияние структурных характеристик на удовлетворенность работников. Тема 3. Структура организации: контекстные.
Контекстные характеристики организации. Цели и стратегии организации: понятие, виды целей, множественность целей. Миссия, стратегия, оперативные планы как инструменты управления.
Размер организации. Большие и маленькие организации: проблема эффективности.
Технологии организации. Типы технологий, их характеристика.
Организационная культура: понятие, функции, типы.
Внешняя среда: понятие, структурные характеристики, виды сред.
Взаимосвязь структурных и контекстных характеристик. Тема 4. Методологические подходы к проектированию организации.
Связь организационного проектирования со стратегическим планированием. Цели и задачи проектирования организации. Этапы организационного проектирования.
Влияние стратегического выбора на структуру организации.
Классификация организационных структур. Функциональная структура: характеристика, условия эффективности, ограничения применения. Дивизиональная структура: характеристика, условия эффективности, ограничения применения. Матричная структура: характеристика, условия эффективности, ограничения применения. Сетевая организация. Виртуальная организация.
Многообразие структур в организации. Соотношение разных категорий персонала как структурная характеристика организации.Связь размера организации и ее структуры.
Симптомы структурного несоответствия.
Взаимосвязь технологии с другими характеристиками организации. Влияние технологии на структуру.
Структура окружающей среды. Влияние внешней среды на структуру организации. Исследования Лоуренса и Лорша.
Влияние контекстных характеристик на организационные отношения.
Зависимость организационной структуры от этапа жизненного цикла организации.
Проектирование организационной культуры в поддержку новой структуры. Тема 5. Эффективность организации.
Понятие эффективности организации. Эффективность и экономичность. Подходы к оценке эффективности организации.
Целевой подход к эффективности.
Ресурсный подход: положения, показатели, показания и противопоказания к применению.
Подход «здоровые системы»: сущность, показатели, достоинства и недостатки.
Подход стратегических групп. Понятие стратегических групп организации, групп интересов. Показатели, используемые в подходе, ограничения.
Системная модель эффективности. Четыре множественных критерия организационной эффективности.
Организация как система противоречий: модель эффективности. Критерии и факторы организационной эффективности. Тема 6. Индивидуально-психологические аспекты взаимодействия личности и организации.
Характеристики личности: ценности, установки, их формирование и изменение; способности и навыки, «большая пятерка». Влияние характеристик личности на организационного поведение индивида.
Мотивация как основа организационного поведения. Понятие мотивации, мотивирования, стимула и стимулирования. Модель мотивации как процесса. Теории мотивации. Мотивация и результативность индивида.
Вхождение человека в организацию. Теории ролевого поведения. Нормы. Статус и организационное поведение. Удовлетворенность трудом: Понятие организационной приверженности. Качество трудовой жизни. Исследование удовлетворенности и организационной приверженности.
Организационная система управления мотивацией. Мотивирование посредством формулирования целей. Обратная связь. Оценка работы. Исследование эффективности системы управления поведением индивидов в организации.
|