Скачать 210.05 Kb.
|
Описание эффективного опыта реализации в МОУ Гимназии № 17 комплексного проекта модернизации образования, направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» I. Развитие системы поддержки талантливых детей
МОУ Гимназия № 17 принимает участие в работе по направлениям Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Этой инициативе предшествовала активная деятельность, направленная на реализацию приоритетного национального проекта «Образование», важнейшей составляющей которого является, безусловно, комплексный проект модернизации образования. В 2008 году гимназия № 17 стала победителем в конкурсе лучших образовательных учреждений в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Работа с талантливыми и мотивированными детьми рассматривается в МОУ Гимназии № 17 как одно из приоритетных направлений развития.
В начале реализации Комплексного проекта модернизации образования анализ образовательно-воспитательного процесса гимназии выявил определенные проблемы в работе с талантливыми детьми: Проблема повышения мотивации учащихся: Недостаточное применение информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе. противоречие между разнородностью состава учащихся по уровню обученности, обучаемости, развития познавательного интереса, воспитанности, состоянию физического здоровья и «усредненным» подходом к обучению и воспитанию; - отсутствие у педагогов навыков активного включения учащихся в постановку целей учебных и внеучебных занятий, в определении их содержания и организационных особенностей; - недостаточность внедрения в практику технологии разноуровневой дифференциации, индивидуализации обучения и педагогики сотрудничества на основе возможностей, представляемых УМК и организации дополнительных образовательных услуг; - противоречие между необходимостью перевода образовательного процесса на технологический уровень и недостаточным освоением учителями методики современного урока и новых образовательных технологий: - не владение учителями методикой проектирования педагогической технологии в системе личностно-ориентированного обучения; - отсутствие информационной поддержки в распространении инновационного опыта. Проблема материально-финансового обеспечения образовательного процесса. В работе с талантливыми детьми педагогический коллектив столкнулся с проблемой недостаточного использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе. Желание осваивать новые педагогические технологии учителями стало основанием для рассмотрения в контексте программы комплексного проекта модернизации образования использование в образовательном процессе новых информационных технологий. Целью работы гимназии стало создание педагогами познавательной информационной среды, способствующей развитию личности школьника и формированию ИКТ - компетентности. Актуальность решения этой проблемы заключается в освоении современной техники, в предоставлении возможности повышать свой уровень владения ИКТ, и использовать ИКТ в воспитательно-образовательном процессе, что способствует развитию учащихся как субъектов творческой деятельности.
Гимназия искала эффективные пути и средства развития. С 2007 года педагоги начали осваивать информационно-коммуникативные технологии в обучении. Педагогический коллектив гимназии понимал степень важности использования современных технологий в образовательном процессе, в котором системообразующим компонентом является ИКТ. Следует отметить, что многие учителя гимназии прошли профильные, проблемные курсы, в том числе «Интернет - технологии для учителя-предметника». В педагогической практике в урочной и во внеурочной деятельности стали активно использоваться инновационные методы обучения, такие как метод проектов, метод исследовательской деятельности, проблемный метод. В связи с этим возникла необходимость в оснащении гимназии современной техникой. Участие в комплексном проекте модернизации образования в 2008 году дало нашей гимназии возможность оснащения современным оборудованием. Возрастание роли информационно-коммуникационных технологий требует от гимназии решения задач по формированию информационной культуры всех участников образовательного процесса. Эффект от использования информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе состоит в том, что они способствуют формированию познавательной деятельности обучающихся, взаимному принятию ими проблемы урока и мотивированию на совместную деятельность. Анализ тенденций развития гимназии в рамках образовательной инициативы «Наша новая школа» показывает, что успешно проводится:
В МОУ Гимназии разработано и внедрено Положение о работе с одарёнными детьми (Приложение № 1), создано и разработано Положение о научном обществе учащихся «Юный исследователь» (Приложение № 2), ежегодно составляется план проведения мероприятий по предметным неделям, план Недели науки (Приложение № 7). Также ежегодно проводятся семинары по проблемам работы с одарёнными детьми, ведётся мониторинг по выявлению одарённых детей, проведена корректировка программ и тематических планов для работы с одарёнными детьми, создана система дополнительного образования, которая включает внеурочное дополнительное образование, досуговое дополнительное образование и внешкольное дополнительное образование, введена система управления качеством обучения и преподавания. Концепция модернизации Российского образования, национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» предполагает «ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей», для чего необходима целенаправленная работа педагогического коллектива гимназии. Одним из путей реализации поставленной цели является созданная в гимназии целевая программа «Одарённые дети» (Приложение № 3), целями которой являются:
Работа с талантливыми детьми в МОУ Гимназии № 17 направлена на выстраивание единого образовательного пространства на этапе дошкольного, начального и основного общего образования. В гимназии разработана и реализуются 5 уровневая методическая система поддержки талантливых детей: I уровень. Индивидуальная методическая работа педагогов Педагоги гимназии ведут непрерывное самообразование, согласно составленному индивидуальному плану, что приводит к росту профессиональной культуры каждого учителя, профессионального саморазвития. Темы по самообразованию можно разделить на 3 группы: - Освоение основ личностно-коммуникативной модели обучения - Знакомство и освоение инновационных форм и методов обучения - Работа с одаренными детьми. II уровень. Предметные методические объединения В гимназии существуют 7 методических объединений: учителей начальной школы, русского языка и литературы, учителей математики и информатики, учителей иностранного языка, учителей естественно-научного цикла, учителей истории и обществознания, классных руководителей III уровень. Учебно-методический совет (Приложение № 4) Учебно-методический совет объединяет и координирует методическую работу в гимназии. На заседаниях УМС рассматриваются актуальные для работы гимназии вопросы, посвященные повышению аналитической культуры учителя, рациональному планированию и созданию условий для творческого роста педагогов. IV уровень. Общешкольная методическая работа Включает серию различных обучающих постоянно действующих научно-методических семинаров для всех учителей, выполняющих важнейшие функции: - выработка системы основных понятий и единства подходов, действий в учебной, инновационной, поисково-исследовательской, научно-методической деятельности; - активное межпредметное общение и обмен педагогическим опытом; - коллективное обсуждение проектов и результатов инновационной деятельности. V уровень. Научно-методическая работа внешкольная Педагогический коллектив МОУ Гимназии № 17 активно участвует в работе по распространению и обобщению своего опыта по работе с талантливыми и мотивированными детьми:
Педагоги МОУ Гимназии № 17 делятся опытом на страницах Издательского дома «1 сентября», методических журналов, на интернет-страницах сетевых сообществ, на сайте гимназии.
Работа с талантливыми детьми продолжает оставаться одним из приоритетных направлений в гимназии. Выявление одаренных детей начинается уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Педагоги гимназии стараются создавать условия для оптимального развития таких детей. Отбирают среди различных систем обучения те методы и приемы, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества. Применяют такие формы работы:
Согласно учебному плану проводятся элективные курсы по ряду предметов: русскому языку «Теория и практика сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста», «Слово», «Русское речевое общение»; математике «Функции и графики», «Решение нестандартных задач по математике»; иностранному языку «Иностранный язык в деловой сфере общения»; химии «Химия в моей жизни»; биологии «Экология и жизнь»; психологии «Отрасли общественного производства и профессиональное самоопределение», проводятся занятия по предметам в рамках дополнительного образования «Знай и люби родной язык», «Искусство риторики и дискуссии», «Учимся понимать поэзию», «Занимательная математика», «Примени математику», «Изучаем Конституцию». В гимназии создана система дополнительного образования, которая включает в себя различные студии и кружки: студия эстрадно-спортивного танца «Эстрея», изостудия «Пересвет», музей Космонавтики, Комната Боевой славы, хоровой кружок, спортивные секции (плавание, мини футбол, баскетбол, волейбол, подвижные игры, ОФП). Разработана и внедрена Программа «Здоровый ученик» (Приложение № 5)
Однако, недостаток финансирования не позволяет расширить спектр услуг дополнительного образования и внеурочной деятельности.
В МОУ Гимназии № 17 ежегодно проводятся школьные олимпиады по предметам, конкурсы, фестивали, спортивные соревнования (Приложение № 6). Учащиеся гимназии участвуют в городских, областных, всероссийских олимпиадах, где являются победителями и призёрами. Из года в год прослеживается положительная динамика в количестве победителей и призёров. Победители и призёры Международных, Всероссийских олимпиад и конкурсов
Победители и призёры Муниципального этапа Всероссийской предметной олимпиады школьников Победители и призёры Регионального этапа Всероссийской предметной олимпиады школьников Победители и призёры городских конкурсов Общественное признание высоких учебных результатов педагогов начальной школы
Педагоги гимназии вовлекают учащихся уже с 1-го класса в организацию исследовательской работы:
В гимназии ведется работа по повышению уровня квалификации педагогов, работающих с одаренными детьми. Данная проблема стала темой обсуждения на методических объединениях гимназии и заседаниях научного совета. Профессионализм и ответственность, забота педагогического коллектива о будущем детей являются гарантом реализации направления «Развитие системы поддержки талантливых детей».
С внедрением направления «Развитие системы поддержки талантливых детей» в рамках комплексного проекта модернизации образования, национальной образовательной инициативы «Новая школа» получены следующие результаты: учащиеся Гимназии награждены Дипломами лауреатов премии по поддержке талантливой молодежи (Приложение № 8), установленной Указом Президента Российской Федерации; именной стипендией Губернатора Московской области за выдающиеся заслуги в области науки, культуры и спорта; именной стипендией Главы г. Королёва Московской области. Работая в данном направлении, Гимназия добивается следующих результатов: 100% -е поступление выпускников Гимназии в ВУЗы, в том числе на бюджетной основе, высокие результаты сдачи ЕГЭ в каждом выпуске. Имеются 100-бальные результаты по русскому языку на протяжении нескольких лет. Ученики гимназии принимают участие в работе ежегодного Форума молодых исследователей Московского Государственного Университета им. Ломоносова (Приложение № 10). Участвуя в проектно-исследовательской деятельности в школе, выпускники успешно продолжают не только обучение, но также и исследовательскую деятельность в ВУЗе, добиваются высоких результатов в дальнейшей профессиональной деятельности. В 2010 году гимназия включена в национальный реестр «Ведущие образовательные учреждения России» за педагогическое мастерство и высокие результаты работы и награждена Почётной Грамотой за реализацию программы «Одарённые дети». II. Переход на новые образовательные стандарты Описание опыта работы гимназии. МОУ Гимназия № 17 как инновационное образовательное учреждение в образовательной деятельности широко использует идеи адаптивного образования и принципы развивающего обучения системы Л.В. Занкова. Квалификация педагогического коллектива высокая – 70% учителей имеют высшую и первую квалификационную категорию, в гимназии работают 1 кандидат политических наук, два Заслуженных учителя Российской Федерации. 75% учителей заинтересованы и готовы к инновационной деятельности. Учителя начальной школы и администрация гимназии закончили тематические курсы повышения квалификации по вопросам адаптивного образования и внедрению ФГОС в практику учебных заведений. В целях подготовки к переходу на новые образовательные стандарты создаются и пополняются информационно-методические банки: открытых уроков, отвечающих требованиям ФГОС-2, разработок учителей гимназии по организации внеурочной деятельности и созданию рабочих программ по предметам. По приказу директора создана также рабочая группа по введению ФГОС-2. Учителя начальной школы работают по УМК «Перспектива», возможности которого позволяют формировать УУД на каждом уроке. Опыт, идеи учителей гимназии, новые подходы к анализу урока обсуждаются на заседаниях школьного методического объединения, на семинарских занятиях. С опытом учебно-воспитательной работы родители будущих первоклассников могут ознакомиться на сайте гимназии. Запланированы специальные встречи с родителями будущих первоклассников, на которых пропагандируются особенности обучения в гимназии. Переход на новые Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования запланирован в МОУ Гимназии № 17, начиная с 2011 года. III. Совершенствование учительского потенциала Гимназия обеспечивает возможность вариативности повышения квалификации; создана персонифицированная база данных по повышению квалификации. Учителя гимназии постоянно делятся опытом с коллегами на семинарах, мастер-классах, как в городе, так и в области, проводят тематические семинары по проблемам подготовки выпускников ГИА и ЕГЭ, принимают активное участие в городских и региональных конкурсах педагогического мастерства и конференциях. На протяжении 2-х последних лет педагоги гимназии становятся победителями регионального конкурса ПНПО и городского этапа конкурса «Педагог года Подмосковья». 63% учителей гимназии повысили квалификацию на региональных курсах повышения квалификации. Педагоги постоянно используют видео- , медиа- материалы, компьютерную технику, интерактивные доски в учебно-воспитательном процессе. IV. Обновление школьной инфраструктуры Гимназия № 17 меняет свой облик как по форме, так и по содержанию: учебные кабинеты оснащены специальным оборудованием, позволяющим проводить уроки с использованием электронных обучающих систем. В каждом оснащенном кабинете имеется видеотека и медиатека. 17 интерактивных досок установлены: в кабинетах начальных классах, в кабинетах информатики, русского языка, математики, в актовом зале. В учебном процессе используется 104 компьютера, компьютерный мобильный класс, лингафонный кабинет. В гимназии имеется локальная сеть. Компьютеры подключены к сети Интернет. Специальным оборудованием оснащены кабинеты физики и химии. Обеспечен питьевой режим, в спортивном зале имеется душевые комнаты. Гимназия имеет свой бассейн. В столовую приобретена современная мебель. Проведен капитальный ремонт столовой, рассчитанный на 250 мест. В гимназии существует проблема оснащения столовой наиболее современным оборудованием. С целью обеспечения безопасности и предотвращения возможности терактов в гимназии имеется КТС, пожарная сигнализация. Охрана входа-выхода осуществляется сотрудниками ЧОПа «Шериф». Инфраструктура гимназии позволяет организовать инновационные идеи нового ФГОСА. V. Сохранение и укрепление здоровья школьников Сохранение и укрепление здоровья школьников – важная задача для педагогического коллектива гимназии, и она может быть решена только путем формирования среды, обеспечивающей здоровый образ жизни. В этих целях разработана программа «Здоровый ученик». Разработаны следующие показатели сохранения здоровья: 1.Мониторинг состояния здоровья 2. Комфортность пребывания в школе, социально-психологический климат. 3. Профилактика заболеваемости: режим работы, расписание, посещение спортивных секций, пропаганда здорового образа жизни, физкультурно-оздоровительная работа. 4. Организация питания. Начата эта работа в гимназии с диагностики здоровья учащихся, налажено двухразовое питание, введен третий час физической культуры в 5-х классах. В учебном процессе учителя используют здоровьесберегающие технологии. Основными принципами и отличительными особенностями здоровьесберегающих образовательных технологий являются: отсутствие авторитарности, индивидуализация педагогических воздействий, творческий характер образовательного процесса, создание благоприятных психологических условий и обеспечение комфортного микроклимата. Учителя гимназии для реализации творческих задач используют на уроках и во внеурочной деятельности активные методы и формы обучения: групповую и парную работу, дифференцированный и индивидуальный подход, сотрудничество в обучении, возможность выбора заданий, информационные технологии, проводят уроки-диспуты, исследовательские задания, уроки-дискуссии, уроки-общения. Таким образом, урок как здоровьесберегающая организационная форма – это такая организация педагогического процесса, при которой учитель эффективно руководит познавательной деятельностью учащихся на основе соблюдения санитарно-гигиенических условий, создания благоприятного психологического микроклимата. Совершенствуем информационно-просветительскую работу с учащимися – повышаем уровень их грамотности в вопросах защиты от вредных для здоровья факторов природной среды, стараемся сформировать представления учащихся об ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих. Это происходит через классные часы, дни здоровья, лектории, встречи с авторитетными людьми, экскурсии и др. Очень хорошо зарекомендовали себя в этом плане исследовательские проекты, выполняемые учащимися, которые посвящены проблемам человека, его здоровья, экологии. Вот некоторые из них: «Экологические факторы, влияющие на здоровье человека», «В чистом ли городе мы живем?» «Методы очистки воды от вредных примесей», «Экология озонового слоя». Конкурс презентаций на тему: «Береги планету снову, а здоровье смолоду» Директор МОУ Гимназии № 17 В.А. Герасимова |
Отчет городскому округу иваново о реализации национальной образовательной... О реализации национальной образовательной инициативы «наша новая школа» в 2013 году | Анализ учебно-воспитательного процесса системы образования муниципального... Оде реализации Комплексного проекта модернизации образования, приоритетного национального проекта «Образование», национальной образовательной... | ||
Доклад хабаровского края «О результатах реализации национальной образовательной... Информация о выполнении плана первоочередных действий по реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в... | Доклад Санкт-Петербурга о результатах реализации национальной образовательной... Информация о выполнении плана первоочередных действий по реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в... | ||
Доклад г. Азова о реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» I. Информация о выполнении плана первоочередных действий по реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»... | Отчет управления образования администрации Дергачевского муниципального... Реализация направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», комплекса мер по модернизации системы общего образования... | ||
О реализации национальной образовательной инициативы «наша новая школа» В основу проекта «Наша новая школа» положены следующие направления государственной поддержки и развития школьного образования | Доклад Республики Карелия «О результатах реализации Национальной... Информация о выполнении плана первоочередных действий по реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в... | ||
Доклад Республики Татарстан «О результатах реализации Национальной... Информация о выполнении плана первоочередных действий по реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в... | Доклад Республики Татарстан «О результатах реализации Национальной... Информация о выполнении плана первоочередных действий по реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в... | ||
Доклад «О результатах реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» «О результатах реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» за 2012 год на территории городского округа... | Одно из направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» Одно из направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» сохранение и укрепление здоровья школьников | ||
Доклад «О результатах реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» «О результатах реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» за 2010 год на територии Кунгурского муниципального... | Доклад Тарского муниципального района Омской области «О результатах... «О результатах реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» за 2010 г.» | ||
Доклад Кемеровской области «О результатах реализации Национальной... «О результатах реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» за 2010 год | План работы моу дпос «Информационно методический центр» Комитета по образованию Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» и модернизации образования в контексте приоритетного национального проекта... |