Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования





НазваниеПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
страница1/13
Дата публикации24.11.2017
Размер1.22 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования
Национальный исследовательский университет

«Высшая школа экономики»

Факультет медиакоммуникаций
Департамент «Медиапроизводство и креативные индустрии»

МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ

Трансформация медиапотребления в России в контексте развития онлайн-медиа

Выполнила

студентка группы № 743ж

Щелкунова Е.М.

Научный руководитель:

к.ф.н., доцент

Давыдов С.Г.

Москва, 2013

Оглавление




Введение 3

Глава 1. Понятие медиапотребления и теоретические основы его изучения. 9

1.1 Медиапотребление: обзор научных подходов к анализу, определение, основные характеристики. 9

1.2 Онлайн-медиа: понятие, отличительные характеристики, место в современной медиасистеме. 19

1.3 Трансформация основных практик медиапотребления в условиях интернет-коммуникации. 28

Глава 2. Качественные тенденции и количественные показатели трансформации медиапотребления в России в контексте развития онлайн-медиа. 51

2.1 Качественные тенденции трансформации медиапотребления в России в контексте развития онлайн-медиа. 51

2.2 Количественные показатели трансформации медиапотребления в России в контексте развития онлайн-медиа. 65

Заключение 83

Библиографический список 88

Приложение 1. Экспертное интервью с Гатовым В.В., заместителем генерального директора РИА Новости, руководителем Медиа Лаборатории РИАН 95

Приложение 2. Экспертное интервью с Пашутиным Д.Н., директором по медиа-аналитике онлайн-кинотеатра ivi.ru 100

Приложение 3. Экспертное интервью с Беляевым А.А., руководителем отдела исследований интернета Аналитического Центра Видео Интернешнл 107

Приложение 4. Экспертное интервью с Полуэхтовой И.А., д.с.н, руководителем отдела социологических исследований АЦВИ. 112


Введение


Первое десятилетие XXI века обернулось дальнейшим развитием информационно-коммуникационных технологий, начавшимся еще в 70-е гг. XX века под флагом цифровой революции, и прежде всего, становлением интернета в качестве главной коммуникационной среды в обществе. За сорок лет своего существования интернет как объединенная сеть сетей сумел развиться из военной разработки во всеобщее глобальное пространство коммуникации, хранения, передачи и взаимодействия с информацией. Интернет не просто создал новое информационное пространство – его распространение привело к трансформации социальной организации общества и становлению сети как главного принципа общественной организации, а самого интернета – как материальной основы реализации сетевого принципа. В соответствии с трансформировавшейся социальной структурой современного общества изменилось и большинство общественных процессов – от глобальных, затрагивающих человечество в целом до повседневных, касающихся жизни отдельного человека.

Медиапотребление как обязательный элемент повседневной жизни каждого человека, изменилось одним из первых. Интернет, объединив в одной среде текст, видео и аудио, автономные, вещательные и сетевые медиа, а так же создав безграничное пространство для хранения самого разнообразного контента, предоставил индивиду не бывалые до этого возможности потреблять и взаимодействовать с информацией. Теперь он может смотреть, слушать и читать что хочет без привязки ко времени и месту, обсуждать и делиться информацией с другими, а так же бесконечно создавать, копировать и сохранять контент, потратив на это минимум временных и материальных затрат. К тому же, у индивида появилось множество новых устройств для совершения онлайн-практик – к привычному персональному компьютеру добавились смартфон, планшет, «подключенный» телевизор, которые благодаря своим технологическим возможностям и пользовательским свойствам существенно изменили поведение пользователя в медиапространстве, вследствие чего оно стало отличаться от его поведения и привычек полвека или даже двадцать лет назад. В итоге медиаиндустрия заговорила о трансформации медиапотребления вследствие распространения интернета и онлайн-медиа.

Более того, традиционные медиа забили тревогу, оценивая существенный масштаб изменений и растущую приверженность аудитории к интернет-практикам. По данным TNS на конец 2012 года, интернет – второе после телевидения медиа по охвату, а в молодых возрастных группах – даже первое. Стремительно растет время его использования, обгоняя время на прессу и радио в структуре бюджета времени пользователя. В телевидении, пока сохраняющем преимущество в охвате и времени потребления по сравнению с другими медиа, так же наметились тенденции к постепенному снижению этих показателей. С другой стороны, что потребляют пользователи в интернете? В том числе те же телепередачи и фильмы, но уже на различных площадках просмотра онлайн-видео, читают газетные статьи, но только в электронной версии. Очевидно, что, изменения, в первую очередь, коснулись канала потребления медийного контента. Хотя не говорить об изменении содержания медиапотребления тоже нельзя –цифровая среда служит не только новым каналом распространения для медийного контента, но и порождает его новые типы. Поэтому рассмотрение данной проблемы в магистерской работе представляется актуальным: понять, что именно меняется в поведении аудитории, как меняется сам контент и формы его доставки и на сколько серьезную угрозу это представляет для традиционных медиа. В виду того, что трансформационные процессы далеки от завершения, в науке изучение данной темы характеризуется новизной и преимущественно фрагментарными практическими исследованиями. Наблюдается недостаток какой-либо общепринятой систематизации знаний по заданной тематике, что так же дает качественную исследовательскую предпосылку для изучения данной темы. С практической точки зрения, знания о тенденциях и количественных показателях трансформационных процессов поможет субъектам медиаотрасли лучше ориентироваться в происходящих изменениях, строить свою деятельность адекватно процессу трансформации, эффективно приспосабливаясь к новым условиям и извлекая из интернета шансы для дальнейшего развития.

Объектом исследования в работе служит медиапотребление в России, предметом – трансформация процессов медиапотребления в России в контексте развития онлайн-медиа. Цель исследования - выявить особенности трансформации медиапотребления в России в контексте развития онлайн-медиа. В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

  1. Рассмотреть различные научные подходы к изучению медиапотребления, дать определение данному понятию и раскрыть его основные характеристики;

  2. Дать определение понятию онлайн-медиа, раскрыть их основные характеристики и место в современной медиасистеме, рассмотреть факторы их стремительного распространения;

  3. Охарактеризовать трансформацию основных практик медиапотребления контента профессиональных СМИ - телесмотрения, чтения прессы и слушания радио - в контексте развития онлайн-медиа;

  4. Выявить и объяснить качественные тенденции и закономерности трансформации медиапотребления в России в контексте развития онлайн-медиа;

  5. Вывести и оценить основные количественные показатели трансформации медиапотребления в России в контексте развития онлайн-медиа.

Гипотеза исследования состоит в том, что появление онлайн-медиа качественно изменило практики и особенности медиапотребления в России, что позволяет говорить о трансформации медиапотребления в стране в контексте развития онлайн-медиа.

В ходе работы были применены следующие теоретические методы исследования: историко-генетический анализ, структурно-функциональный анализ, структурно-динамический анализ, сравнительный анализ. В качестве эмпирических методов использовался анализ вторичных данных и экспертный опрос. Теоретическая база исследования основана на социологической теории практик (И.Гофман1, П. Бурдье2, Э.Гидденс3, М. де Серто4 и др.), использованной для определения понятия медиапотребления и его сущностных характеристик, а так же на работах представителей различных направлений теории потребления (А.Маршалл5, Т.Веблен6, Ж.Бодрийяр7) для более широкой трактовки медиапотребления как одного из видов потребления. Для объяснения трансформационных процессов медиапотребления приводятся теория информационного общества (Д.Белл8, Э.Тоффлер9, М.Кастельс10) и теория новых медиа (Л.Манович11, В. Кросби12, Г.П.Бакулев13), а так же различные теории в рамках социологии коммуникаций (М.Маклюэн14, Д.МакКуэйл15, Ф.Балль16). В качестве эмпирической базы в работе использованы данные всероссийского исследования медиапотребления российских горожан «Телевидение Глазами Телезрителей (ТВГТЗ)» за 2000-2012гг., ежегодно проводимого Аналитическим Центром Видео Интернешнл, так же другие исследовательские и аналитические проекты АЦВИ. Помимо этого, эмпирическую базу составляют всероссийские опросы ФОМ, исследования и базы данных TNS, Synovate Comcon Media и comScore, данные и прогнозы зарубежных исследовательских компаний (eMarketer, Pew, Ipsos, IBM и др.). В виду новизны темы и ее практического характера, в работе широко использованы материалы экспертного опроса четырех представителей медиаотрасли в России: как практиков современной медиаиндустрии, так и представителей научно-исследовательского сообщества. Среди них Беляев А.А. – руководитель отдела исследований интернета АЦВИ; Полуэхтова И.А. – д.с.н., руководитель отдела социологических исследований АЦВИ; Гатов В.В. - заместитель генерального директора РИА Новости, руководитель Медиа Лаборатории РИАН, Пашутин Д.Н. – к.э.н., медиа-аналитик онлайн-кинотеатра Ivi.ru.

Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений, в которых представлены интервью с участниками экспертного опроса. Первая глава носит преимущественно теоретический характер и посвящена трактовке медиапотребления и контексту его современной трансформации. Вторая глава, практическая, описывает качественные тенденции и количественные показатели трансформации медиапотребления в России в контексте развития онлайн-медиа.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПрограмма дисциплины «Сценарный трейдинг» Правительство Российской...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск