МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЮГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
УТВЕРЖДАЮ
Директор Института (НОЦ)
систем управления и
информационных технологий ____________ Тей Д.О.
"_____"__________________20__ г. Рабочая программа дисциплины (модуля) Системы искусственного интеллекта Вариативная часть Б3. В 9
09.03.01 Информатика и вычислительная техника Форма обучения
Очная Квалификация (степень) выпускника
бакалавр Год набора 2012
Виды занятий
| Объём занятий, час
| Заочная форма обучения
| всего
| 7 семестр
| семестр
| семестр
| Лекции
| 30
| 30
|
|
|
| Практические (семинарские) занятия
|
|
|
|
|
| Лабораторные работы
| 40
| 40
|
|
|
| Самостоятельная работа
| 38
| 38
|
|
|
| Домашние задания
|
|
|
|
|
| Промежуточный контроль
|
|
|
|
|
| Курсовой (ая) проект/работа
|
|
|
|
|
| Итого:
| 144
| 144
|
|
|
| Итоговый контроль:
| экзамен
| экзамен
|
|
|
|
Документ: 25.08.2015
Дата разработки:
Дата изменений:
|
Номер и дата регистрации в УУ:
№__________от_________________
№__________от_________________
№__________от_________________
| Ханты-Мансийск
2015 год
Рабочая программа учебной дисциплины Предисловие 1. Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2013 г. №1367 «Об утверждении порядка организации осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры», Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО) по направлению подготовки/ специальности 09.03.01 «Информатика и вычислительная техника», утвержденного 09.11.2009 г № 553 и с учетом рекомендаций примерной основной образовательной программы ВО. ОДОБРЕНА на заседании обеспечивающей кафедры Компьютерного моделирования и информационных технологий протокол № _____ от ___________________.
(дата) 2. Разработчик (и) к.ф.-м.н., __________________________ В.В. Бурлуцкий
(подпись) 3. Зав. обеспечивающей кафедрой Доцент, к.ф.-м.н., __________________________ С.П. Семенов
4. Рабочая программа СОГЛАСОВАНА с выпускающей(-ими) кафедрой(-ами) направлений подготовки/специальности; СООТВЕТСТВУЕТ ФГОС ВПО по направлению подготовки/специальности, действующему учебному плану. Зав. выпускающей кафедрой направления подготовки/специальности 09.03.01 «Информатика и вычислительная техника» Доцент, к.т.н., __________________________ Д.О. Тей
5. Рабочая программа СОГЛАСОВАНА, информационное обеспечение учебной дисциплины соответствует Требованиям к условиям реализации основных образовательных программ Директор Научной библиотеки _________________________ И.Е. Кузнецова
Цели освоения дисциплины
Целью данной дисциплины является освоение студентами базовых знаний по моделям представления знаний, математическим и логическим основам искусственного интеллекта, его основных направлениях и перспективах развития. Кроме того ставится задача изучить структуру, этапы и основные средства разработки интеллектуальных систем.
Место дисциплины в структуре ООП
Дисциплина «Системы искусственного интеллекта»относится к вариативной части блока Б3 учебного плана. Перечень предшествующих и последующих дисциплин, формирующих общекультурные и профессиональные компетенции (перечень и виды компетенций определяются ФГОС ВО)
Таблица 1
№ п/п
| Наименование компетенции
| Предшествующие дисциплины
| Последующие дисциплины (группы дисциплин)
| Общекультурные компетенции
|
| ОК-1,6,10,11,12
| Базы данных,
Основы программирования
|
| Профессиональные компетенции
|
| ПК-4
| Основы программирования (Delphi),
Основы программирования (С),
Основы программирования (Web-программирование),
Разработка Windows-приложений
|
|
| ПК-5
| Построение и анализ алгоритмов,
Разработка Windows-приложений
|
|
| ПК-9
| Логическое и функциональное программирование
Основы программирования (Web-программирование),
|
| и другие компетенции предусмотренные ФГОС ВО
|
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля).
Коды компетенций, формируемых у обучающегося в процессе изучения дисциплины: ОК-1,6,10,11,12, ПК-4,5,9
Таблица 2
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
Планируемые результаты освоения ООП (компетенции), достижение которых обеспечивает дисциплина
| Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
| Коды компетенции
| Содержание компетенций
| ОК-1
| способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции:
| знать: теорию межличностного и межкультурного взаимодействия; уметь: использовать методы коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия; владеть: приемами коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия;
| ОК-6
| способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности:
| знать: основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности; уметь: использовать методы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности; владеть: приемами экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности;
| ОК-10
| способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия;
| знать: теорию межличностного и межкультурного взаимодействия; уметь: использовать методы коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия; владеть: приемами коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия;
| ОК-11
| способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции:
| знать: теорию межличностного и межкультурного взаимодействия; уметь: использовать методы коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия; владеть: приемами коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия;
| ОК-12
| способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности:
| знать: основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности; уметь: использовать методы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности; владеть: приемами экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности;
| ПК-4
| способностью готовить конспекты и проводить занятия по обучению сотрудников применению программно-методических комплексов, используемых на предприятии ;
| знать: теорию обучения сотрудников применению программно-методических комплексов, используемых на предприятии ; уметь: использовать методы обучения сотрудников применению программно-методических комплексов, используемых на предприятии; владеть: приемами обучения сотрудников применению программно-методических комплексов, используемых на предприятии;
| ПК-5
| способностью сопрягать аппаратные и программные средства в составе информационных и автоматизированных систем .
| знать: теорию сопряжения аппаратных и программных средств в составе информационных и автоматизированных систем; уметь: использовать методы сопряжения аппаратных и программных средств в составе информационных и автоматизированных систем;; владеть: приемами сопряжения аппаратных и программных средств в составе информационных и автоматизированных систем;
| ПК-9
| способностью обосновывать принимаемые проектные решения, осуществлять постановку и выполнять эксперименты по проверке их корректности и эффективности ;
| знать: теорию обоснования принимаемых проектных решений; уметь: осуществлять постановку и выполнять эксперименты по проверке их корректности и эффективности; владеть: приемами постановки и выполнения экспериментов по проверке их корректности и эффективности;
|
Структура и содержание дисциплины (модуля).
4.1. Структура дисциплины Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единиц 108 часа. Таблица 3 Объём дисциплины по видам учебных занятий
Вид учебной работы
| Всего часов
| Контактная работа
| Семестр
| 8
|
|
|
| Лекции
| 20
| 20
| 20
|
|
|
| Практические (ПЗ)
|
|
|
|
|
|
| Лабораторные работы (ЛР)
| 30
| 30
| 40
|
|
|
| Самостоятельная работа (всего)
| 38
| 38
| 38
|
|
|
| В том числе:
|
|
|
|
|
|
| Курсовой проект (работа)
|
|
|
|
|
|
| Расчетно-графические работы
|
|
|
|
|
|
| Реферат
|
|
|
|
|
|
| Контрольные работы
|
|
| 8
|
|
|
| Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен (час.))
| зачет
| зачет
| 8
|
|
|
| ИТОГО:
час.
Зач. Ед.
| 108
3
| 108
3
| 108
3
|
|
|
| 4.2 Содержание теоретического раздела дисциплины (модуля) Таблица 4
Лекции
№ п/п
| Наименование и краткое содержание
| Трудоемкость, часов
| 1
| Предмет, метод и задачи искусственного интеллекта
Данные и знания. Определение искусственного интеллекта (artificialintelligence – AI). Предмет и метод ИИ. Основные направления ИИ. Системы, основанные на знаниях. Программное обеспечение систем ИИ. Разработка естественно-языковых интерфейсов и машинный перевод. Интеллектуальные роботы. Поколения роботов. Обучение и самообучение. Распознавание образов. Новые архитектуры компьютеров. Игры и машинное творчество.
Ранний период исследований в области ИИ. Программирование игр. Машинное доказательство теорем. Поиск в пространстве состояний. Комбинаторный взрыв и теория сложности. Эвристический поиск. Период 70-х годов – период «понимания». SHRDLU – система распознавание естественного языка. Схемы представления знаний. Современный период. Экспертные системы. Интеллектуальные Интернет-технологии. Развитие ИИ в России. Прикладные интеллектуальные системы.
| 2
| 2
| Модели представления знаний
Продукционная модель. Понятие продукции. Вывод на продукциях. Примеры. Семантическая сеть. Понятия объекта и отношения. Однородные и неоднородные, бинарные и n-арные сети. Виды отношений. Примеры. Фреймы. Понятие фрейма. Фрейм-образец и фрейм-экземпляр. Классификация фреймов. Структура фрейма. Примеры. Логические модели. Логическое программирование. Язык Prolog. Сравнительный анализ моделей представления знаний.
| 4
| 3
| Методы поиска решений
Формулировка проблем планирования решений. Планирование в пространстве состояний (SS-проблема);
Метод перебора. Бэктрекинг. Направленные методы апоиска: метод подъема в гору, Алгоритм кратчайших путей Мура, метод минимакса, методы на основе оценочных функций, Алгоритм Дорана и Мичи.
Планирование в пространстве задач (PR-проблема). Метод редукции. Метод ключевых операторов. Метод ОРЗ. Дедуктивный метод планирования системы QA3. Метод продукций системы STRIPS. Метод резолюций. Проблемы неточного вывода.
| 4
| 4
| Основные понятия и классификация ЭС
Определение экспертной системы. Структура ЭС. Пользователь. Инженер по знаниям. Эксперт. Интерфейс пользователя. База знаний (БЗ). Машина вывода. Подсистема объяснений. Редактор БЗ. Классификация ЭС: по решаемой задаче, по связям с реальным временем, по типу ЭВМ, по степени интеграции.
| 2
| 5
| Проектирование и разработка ЭС. Инженерия знаний
Понятие инженерии знаний. Поле знаний. Язык представления знаний. Язык семиотического моделирования: синтаксис, семантика, прагматика. Семиотическая модель поля знаний. «Пирамида знаний». Стратегии получения знаний. Извлечение знаний. Приобретение знаний. Формирование знаний.
Этапы разработки промышленной ЭС. Выбор проблемы. Разработка прототипа ЭС. Стадии разработки прототипа ЭС: идентификация проблемы, извлечение знаний, структурирование знаний, формализация, реализация, тестирование. Доработка до промышленной ЭС. Оценка ЭС. Стыковка ЭС. Поддержка ЭС.
| 2
| 6
| Системы понимания естественного языка.
Проблема использования речевого интерфейса. Задачи и структура систем речевого общения (СРО). Задачи и структура систем речевого общения. Требования к анализатору СРО. Примеры систем речевого общения. Проблема понимания естественного языка. Структурная схема лингвистического транслятора. Анализ текстов на естественном языке (морфологический, синтаксический, семантический, проблемный).
| 2
| 7
| Системы распознавания образов.
Область применимости систем распознавания образов. Детерминистский и статистический подходы к распознаванию. Постановка задачи распознавания. Структура системы распознавания образов. Основные классы задачи распознавания. Основы теории анализа и распознавания изображений. Методы решения задачи распознавания: метод построения эталонов, метод дробящихся эталонов, линейные решающие правила, метод ближайших соседей, лингвистические методы. Актуальные задачи распознавания.
| 4
|
4.3 Содержание практического раздела дисциплины (модуля)
Таблица 5 Лабораторные работы
№ ЛР
| № раздела
| Наименование и краткое содержание лабораторных работ
| Трудоемкость, часов
| Формы отчетности
| 1
| 2-3
| Рабочая среда VisualProlog.
Состав рабочей среды VisualProlog. Изучение основных приемов работы с рабочей средой VisualProlog: создание, сохранение, открытие проекта. Ввод и редактирование кода программы. Отладка.
| 2
| Контрольная работа 1
| 2
| 2-3
| Структура программы.
Основные разделы программы. Предикаты ввода-вывода. Задание фактов и правил. Запросы.
| 2
| Контрольная работа 1
| 3
| 2-3
| Генеалогическое дерево.
Задание дерева родственных отношений. Определение предикатов отношений на этом дереве.
Арифметические выражения. Функции и предикаты. Целочисленная и вещественная арифметика. Предикат равенства.
| 4
| Контрольная работа 1
|
|
| Контрольная работа 1
| 2
|
| 4
| 2-3
| Рекурсивные функции.
Использование рекурсии для вычисления значений рекуррентных функций. Факториал. Рекуррентные последовательности.
| 4
| Контрольная работа 2
| 5
| 2-3
| Рекурсия на деревьях.
Определение рекуррентных отношений на генеалогическом дереве. Транспортная задача.
| 4
| Контрольная работа 2
|
|
| Контрольная работа 2
| 2
|
| 6
| 4-5
| Определение списков.
Простые и составные объекты. Создание списка. Добавление и удаление элемента из списка. Печать списка.
| 4
| Контрольная работа 3
| 7
| 4-5
| Основные операции со списками
Операции обработки списков: выбор элемента по заданному условию, анализ списка неизвестной длины, выбор n-го элемента из списка, выбор общих элементов в двух списках, сортировка, слияние списков. Предикаты обработки строк. Рекурсия. Оптимизация рекурсии.
| 4
| Контрольная работа 3
|
|
| Контрольная работа 3
| 2
|
|
Практические или семинарские занятия
Программой не предусмотрены
Таблица7 Организованная самостоятельная работа
№ раздела
| Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение
| Трудоемкость, часов
| Формы
отчетности
| 1-3
| Среда разработки Visual Prolog
| 8
| Контрольная 1
| 1-3
| Элементы графического интерфейсаVisualProlog
| 10
| Контрольная 2-3
| 4-5
| Алгоритмы обработки динамических структур данных
| 10
| Контрольная 3
| 4-7
| Реферат
| 10
| Собеседование по теме реферата
| |