Югорский государственный университет утверждаю





Скачать 250.65 Kb.
НазваниеЮгорский государственный университет утверждаю
страница1/2
Дата публикации24.11.2017
Размер250.65 Kb.
ТипСамостоятельная работа
100-bal.ru > Информатика > Самостоятельная работа
  1   2
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЮГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

УТВЕРЖДАЮ

Директор Института (НОЦ)

систем управления и

информационных технологий
____________ Тей Д.О.

"_____"__________________20__ г.
Рабочая программа дисциплины (модуля)
Системы искусственного интеллекта
Вариативная часть Б3. В 9

09.03.01 Информатика и вычислительная техника
Форма обучения

Очная
Квалификация (степень) выпускника

бакалавр
Год набора 2012




Виды занятий

Объём занятий, час

Заочная форма обучения

всего

7 семестр

семестр

семестр

Лекции

30

30










Практические (семинарские) занятия
















Лабораторные работы

40

40










Самостоятельная работа

38

38










Домашние задания
















Промежуточный контроль
















Курсовой (ая) проект/работа
















Итого:

144

144










Итоговый контроль:

экзамен

экзамен











Документ: 25.08.2015

Дата разработки:

Дата изменений:


Номер и дата регистрации в УУ:

№__________от_________________

№__________от_________________

№__________от_________________


Ханты-Мансийск

2015 год

Рабочая программа учебной дисциплины
Предисловие
1. Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
Приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2013 г. №1367 «Об утверждении порядка организации осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры», Федерального государственного образовательного
стандарта высшего образования (ФГОС ВО) по направлению
подготовки/ специальности 09.03.01 «Информатика и вычислительная техника», утвержденного 09.11.2009 г № 553 и с учетом рекомендаций примерной основной образовательной программы ВО.
ОДОБРЕНА на заседании обеспечивающей кафедры Компьютерного моделирования и информационных технологий протокол № _____ от ___________________.

(дата)
2. Разработчик (и)
к.ф.-м.н., __________________________ В.В. Бурлуцкий

(подпись)
3. Зав. обеспечивающей кафедрой
Доцент, к.ф.-м.н., __________________________ С.П. Семенов

4. Рабочая программа СОГЛАСОВАНА с выпускающей(-ими) кафедрой(-ами) направлений подготовки/специальности; СООТВЕТСТВУЕТ ФГОС ВПО по направлению подготовки/специальности, действующему учебному плану.
Зав. выпускающей кафедрой направления подготовки/специальности 09.03.01 «Информатика и вычислительная техника»
Доцент, к.т.н., __________________________ Д.О. Тей

5. Рабочая программа СОГЛАСОВАНА, информационное обеспечение учебной дисциплины соответствует Требованиям к условиям реализации основных образовательных программ
Директор Научной библиотеки _________________________ И.Е. Кузнецова


  1. Цели освоения дисциплины


Целью данной дисциплины является освоение студентами базовых знаний по моделям представления знаний, математическим и логическим основам искусственного интеллекта, его основных направлениях и перспективах развития. Кроме того ставится задача изучить структуру, этапы и основные средства разработки интеллектуальных систем.


  1. Место дисциплины в структуре ООП


Дисциплина «Системы искусственного интеллекта»относится к вариативной части блока Б3 учебного плана.
Перечень предшествующих и последующих дисциплин, формирующих общекультурные и профессиональные компетенции (перечень и виды компетенций определяются ФГОС ВО)

Таблица 1

п/п

Наименование компетенции

Предшествующие дисциплины

Последующие дисциплины (группы дисциплин)

Общекультурные компетенции




ОК-1,6,10,11,12

Базы данных,

Основы программирования




Профессиональные компетенции




ПК-4

Основы программирования (Delphi),

Основы программирования (С),

Основы программирования (Web-программирование),

Разработка Windows-приложений








ПК-5

Построение и анализ алгоритмов,

Разработка Windows-приложений







ПК-9

Логическое и функциональное программирование

Основы программирования (Web-программирование),




и другие компетенции предусмотренные ФГОС ВО



  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля).


Коды компетенций, формируемых у обучающегося в процессе изучения дисциплины: ОК-1,6,10,11,12, ПК-4,5,9

Таблица 2

Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине


Планируемые результаты освоения ООП (компетенции), достижение которых обеспечивает дисциплина

Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине

Коды компетенции

Содержание компетенций

ОК-1

способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции:

знать: теорию межличностного и межкультурного взаимодействия;
уметь: использовать методы коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия;
владеть: приемами коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия;

ОК-6

способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности:

знать: основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности;
уметь: использовать методы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности;
владеть: приемами экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности;

ОК-10

способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия;

знать: теорию межличностного и межкультурного взаимодействия;
уметь: использовать методы коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия;
владеть: приемами коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия;

ОК-11

способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции:

знать: теорию межличностного и межкультурного взаимодействия;
уметь: использовать методы коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия;
владеть: приемами коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия;

ОК-12

способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности:

знать: основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности;
уметь: использовать методы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности;
владеть: приемами экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности;

ПК-4

способностью готовить конспекты и проводить занятия по обучению сотрудников применению программно-методических комплексов, используемых на предприятии ;

знать: теорию обучения сотрудников применению программно-методических комплексов, используемых на предприятии ;
уметь: использовать методы обучения сотрудников применению программно-методических комплексов, используемых на предприятии;
владеть: приемами обучения сотрудников применению программно-методических комплексов, используемых на предприятии;

ПК-5

способностью сопрягать аппаратные и программные средства в составе информационных и автоматизированных систем .

знать: теорию сопряжения аппаратных и программных средств в составе информационных и автоматизированных систем;
уметь: использовать методы сопряжения аппаратных и программных средств в составе информационных и автоматизированных систем;;
владеть: приемами сопряжения аппаратных и программных средств в составе информационных и автоматизированных систем;

ПК-9

способностью обосновывать принимаемые проектные решения, осуществлять постановку и выполнять эксперименты по проверке их корректности и эффективности ;

знать: теорию обоснования принимаемых проектных решений;
уметь: осуществлять постановку и выполнять эксперименты по проверке их корректности и эффективности;
владеть: приемами постановки и выполнения экспериментов по проверке их корректности и эффективности;




  1. Структура и содержание дисциплины (модуля).


4.1. Структура дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единиц 108 часа.
Таблица 3
Объём дисциплины по видам учебных занятий


Вид учебной работы

Всего часов

Контактная работа

Семестр

8










Лекции

20

20

20










Практические (ПЗ)



















Лабораторные работы (ЛР)

30

30

40










Самостоятельная работа (всего)

38

38

38










В том числе:



















Курсовой проект (работа)



















Расчетно-графические работы



















Реферат



















Контрольные работы







8










Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен (час.))

зачет

зачет

8










ИТОГО:

час.

Зач. Ед.

108

3

108

3

108

3










4.2 Содержание теоретического раздела дисциплины (модуля)
Таблица 4

Лекции


п/п

Наименование и краткое содержание

Трудоемкость, часов

1

Предмет, метод и задачи искусственного интеллекта

Данные и знания. Определение искусственного интеллекта (artificialintelligence – AI). Предмет и метод ИИ. Основные направления ИИ. Системы, основанные на знаниях. Программное обеспечение систем ИИ. Разработка естественно-языковых интерфейсов и машинный перевод. Интеллектуальные роботы. Поколения роботов. Обучение и самообучение. Распознавание образов. Новые архитектуры компьютеров. Игры и машинное творчество.

Ранний период исследований в области ИИ. Программирование игр. Машинное доказательство теорем. Поиск в пространстве состояний. Комбинаторный взрыв и теория сложности. Эвристический поиск. Период 70-х годов – период «понимания». SHRDLU – система распознавание естественного языка. Схемы представления знаний. Современный период. Экспертные системы. Интеллектуальные Интернет-технологии. Развитие ИИ в России. Прикладные интеллектуальные системы.

2

2

Модели представления знаний

Продукционная модель. Понятие продукции. Вывод на продукциях. Примеры. Семантическая сеть. Понятия объекта и отношения. Однородные и неоднородные, бинарные и n-арные сети. Виды отношений. Примеры. Фреймы. Понятие фрейма. Фрейм-образец и фрейм-экземпляр. Классификация фреймов. Структура фрейма. Примеры. Логические модели. Логическое программирование. Язык Prolog. Сравнительный анализ моделей представления знаний.

4

3

Методы поиска решений

Формулировка проблем планирования решений. Планирование в пространстве состояний (SS-проблема);

Метод перебора. Бэктрекинг. Направленные методы апоиска: метод подъема в гору, Алгоритм кратчайших путей Мура, метод минимакса, методы на основе оценочных функций, Алгоритм Дорана и Мичи.

Планирование в пространстве задач (PR-проблема). Метод редукции. Метод ключевых операторов. Метод ОРЗ. Дедуктивный метод планирования системы QA3. Метод продукций системы STRIPS. Метод резолюций. Проблемы неточного вывода.

4

4

Основные понятия и классификация ЭС

Определение экспертной системы. Структура ЭС. Пользователь. Инженер по знаниям. Эксперт. Интерфейс пользователя. База знаний (БЗ). Машина вывода. Подсистема объяснений. Редактор БЗ. Классификация ЭС: по решаемой задаче, по связям с реальным временем, по типу ЭВМ, по степени интеграции.

2

5

Проектирование и разработка ЭС. Инженерия знаний

Понятие инженерии знаний. Поле знаний. Язык представления знаний. Язык семиотического моделирования: синтаксис, семантика, прагматика. Семиотическая модель поля знаний. «Пирамида знаний». Стратегии получения знаний. Извлечение знаний. Приобретение знаний. Формирование знаний.

Этапы разработки промышленной ЭС. Выбор проблемы. Разработка прототипа ЭС. Стадии разработки прототипа ЭС: идентификация проблемы, извлечение знаний, структурирование знаний, формализация, реализация, тестирование. Доработка до промышленной ЭС. Оценка ЭС. Стыковка ЭС. Поддержка ЭС.

2

6

Системы понимания естественного языка.

Проблема использования речевого интерфейса. Задачи и структура систем речевого общения (СРО). Задачи и структура систем речевого общения. Требования к анализатору СРО. Примеры систем речевого общения. Проблема понимания естественного языка. Структурная схема лингвистического транслятора. Анализ текстов на естественном языке (морфологический, синтаксический, семантический, проблемный).

2

7

Системы распознавания образов.

Область применимости систем распознавания образов. Детерминистский и статистический подходы к распознаванию. Постановка задачи распознавания. Структура системы распознавания образов. Основные классы задачи распознавания. Основы теории анализа и распознавания изображений. Методы решения задачи распознавания: метод построения эталонов, метод дробящихся эталонов, линейные решающие правила, метод ближайших соседей, лингвистические методы. Актуальные задачи распознавания.

4



4.3 Содержание практического раздела дисциплины (модуля)

Таблица 5
Лабораторные работы


ЛР

раздела

Наименование и краткое содержание лабораторных работ

Трудоемкость, часов

Формы отчетности

1

2-3

Рабочая среда VisualProlog.

Состав рабочей среды VisualProlog. Изучение основных приемов работы с рабочей средой VisualProlog: создание, сохранение, открытие проекта. Ввод и редактирование кода программы. Отладка.

2

Контрольная работа 1

2

2-3

Структура программы.

Основные разделы программы. Предикаты ввода-вывода. Задание фактов и правил. Запросы.

2

Контрольная работа 1

3

2-3

Генеалогическое дерево.

Задание дерева родственных отношений. Определение предикатов отношений на этом дереве.

Арифметические выражения. Функции и предикаты. Целочисленная и вещественная арифметика. Предикат равенства.

4

Контрольная работа 1







Контрольная работа 1

2




4

2-3

Рекурсивные функции.

Использование рекурсии для вычисления значений рекуррентных функций. Факториал. Рекуррентные последовательности.

4

Контрольная работа 2

5

2-3

Рекурсия на деревьях.

Определение рекуррентных отношений на генеалогическом дереве. Транспортная задача.

4

Контрольная работа 2







Контрольная работа 2

2




6

4-5

Определение списков.

Простые и составные объекты. Создание списка. Добавление и удаление элемента из списка. Печать списка.

4

Контрольная работа 3

7

4-5

Основные операции со списками

Операции обработки списков: выбор элемента по заданному условию, анализ списка неизвестной длины, выбор n-го элемента из списка, выбор общих элементов в двух списках, сортировка, слияние списков. Предикаты обработки строк. Рекурсия. Оптимизация рекурсии.

4

Контрольная работа 3







Контрольная работа 3

2






Практические или семинарские занятия

Программой не предусмотрены

Таблица7
Организованная самостоятельная работа


раздела

Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение

Трудоемкость, часов

Формы

отчетности

1-3

Среда разработки Visual Prolog

8

Контрольная 1

1-3

Элементы графического интерфейсаVisualProlog

10

Контрольная 2-3

4-5

Алгоритмы обработки динамических структур данных

10

Контрольная 3

4-7

Реферат

10

Собеседование по теме реферата
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Югорский государственный университет утверждаю iconАвторы: Ф. И. О. авторов Правообладатель
Правообладатель: Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Югорский государственный университет»...
Югорский государственный университет утверждаю iconАктуальные проблемы в сфере защиты законных прав беременных женщин...
Научный Горбунова С. В., кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента гоу впо «Югорский государственный университет»,...
Югорский государственный университет утверждаю iconПоложение о проведении конкурса «байкал жемчужина россия»
Конкурс «байкал – жемчужина россии» проводится совместно кафедрами менеджмента (имэк) и геологии (ипп) фгбоу впо «Югорский государственный...
Югорский государственный университет утверждаю iconФедерального государственного бюджетного образовательного учреждения...
О работе уфимского филиала фгбоу впо московский государственный гуманитарный университет
Югорский государственный университет утверждаю iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Основная образовательная программа бакалавриата, реализуемая гоу впо "Нижневартовский государственный гуманитарный университет" по...
Югорский государственный университет утверждаю iconСтепашкин Е. А. (Югорский государственный университет)
Умк-мпи: Учебно-методический комплекс для слушателей магистерской программы «Правовая информатика» на 2010-2011 и 2011-2012 учебный...
Югорский государственный университет утверждаю icon«Санкт-Петербургский государственный университет» (СПбГУ) Исторический факультет утверждаю
Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник им. Е. Д. Фелицына
Югорский государственный университет утверждаю iconРоссийской Федерации Югорский государственный университет Факультет природопользования
Методические указания предназначены для выполнения и оформления вкр, курсовых, контрольных работ, рефератов и отчетов по учебным...
Югорский государственный университет утверждаю iconПравительство Ханты-Мансийского автономного округа Югры Департамент...
Провести конкурс рисунков и плакатов на тему: «Мы славим мужество и подвиг Ваш» (7 – 1 кл)
Югорский государственный университет утверждаю icon«сыктывкарский государственный университет» Кафедра связей с общественностью...
Учебно-методическое пособие по курсу «Организационное поведение» /Д. М. Сафина. – Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет;...
Югорский государственный университет утверждаю icon«Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича...
Печатается по решению учебно-методической комиссии Института истории фгаувпо «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
Югорский государственный университет утверждаю iconФгбоувпо «Марийский государственный университет» Факультет культуры...

Югорский государственный университет утверждаю icon«Томский государственный педагогический университет» (тгпу) «утверждаю»
Проректор по научной работе и информатизации А. Э. Калинина
Югорский государственный университет утверждаю iconОбразовательное учреждение высшего профессионального образования...

Югорский государственный университет утверждаю iconКафедра дипломатии утверждаю
Московский государственный институт международных отношений (университет) мид россии
Югорский государственный университет утверждаю icon«Сыктывкарский государственный университет» Институт естественных...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск